МузХроника. Январь 2020


Нововведение – теперь в этой рубрике я буду выкладывать ссылки на актуальные сборнички. Всяко лучше, чем писать никому не нужные дайджесты. Так хоть послушаете, может что зацепит. Только не используйте мою работу в коммерческих целях)

Сборник номер раз – ссылка.

Шедевры (9,5 – 10,0):
нет таких.

Отлично (8,0 – 9,0):
Caspian - On Circles (Post-Rock)

Хорошо (6,5 – 7,5):
...And You Will Know Us by the Trail of Dead - X: The Godless Void and Other Stories (Indie Rock)
070 Shake - Modus Vivendi (Alternative R&B)
A Girl Called Eddy - Been Around (Sophisti-Pop, Soul)
Aiming for Enrike - Music for Working Out (Alternative Dance)
Alexandra Savior - The Archer (Psychedelic Pop, Indie Pop)
Alice Boman - Dream On (Indie Pop)
Andy Shauf - The Neon Skyline (Chamber Pop, Indie Pop)
Aoife Nessa Frances - Land of No Junction (Folk)
Ben Watt - Storm Damage (Singer/Songwriter)
Blossoms - Foolish Loving Spaces (Indie Pop, Synthpop)
Bohren & der Club of Gore - Patchouli Blue (Dark Jazz)
Bonny Light Horseman - Bonny Light Horseman (Folk)
Courteeners - More. Again. Forever (Indie Rock)
Dan Deacon - Mystic Familiar (Indietronica)
Destroyer - Have We Met (Synthpop, Art Pop)
Drive-By Truckers - The Unraveling (Americana)
Frances Quinlan - Likewise (Indie Pop)
Gabriel & Dresden - Remedy (Trance, Progressive House)
Georgia - Seeking Thrills (Electropop)
Jeff Parker - Suite for Max Brown (Jazz)
Karfagen - Birds of Passage (Symphonic Prog)
Keeley Forsyth - Debris (Singer/Songwriter, Avant-Folk)
Les Amazones d'Afrique - Amazones Power (World)
Mac Miller - Circles (Hip-Hop)
Marcus King - El Dorado (Soul)
Nero di Marte - Immoto (Post-Metal, Progressive Metal)
OOIOO - Njimusi (Experimental Rock)
Sewerslvt - Draining Love Story (Drum & Bass)
Sløtface - Sorry For The Late Reply (Punk)
Squirrel Flower - I Was Born Swimming (Indie Rock, Slowcore)
Terry Allen and the Panhandle Mystery Band - Just Like Moby Dick (Americana)
The Big Moon - Walking Like We Do (Indie Pop)
The Innocence Mission - See You Tomorrow (Folk)
Vengeful Spectre - Vengeful Spectre (Melodic Black Metal)
Wolf Parade - Thin Mind (Indie Rock)

Средне (5,0 – 6,0):
Apocalyptica - Cell-0 (Symphonic Metal)
Bill Fay - Countless Branches (Singer/Songwriter)
Blank & Jones - WhatWeDoAtNight 2 (House)
Brothers of Metal - Emblas Saga (Power Metal)
Craven Faults - Erratics & Unconformities (Ambient, Drone)
Eminem - Music To Be Murdered By (Hip-Hop)
Floral Tattoo - You Can Never Have a Long Enough Head Start (Emo, Shoegaze)
Halsey - Manic (Pop)
J Hus - Big Conspiracy (Grime)
Jordablod - The Cabinet of Numinous Song (Black Metal)
Ke$ha - High Road (Pop)
Krewella - Zer0 (Electropop, Trap)
Long Arm - Silent Opera (Downtempo)
Mura Masa - R.Y.C (Indietronica)
Pinegrove - Marigold (Indie Rock, Alt-Country)
Poliça - When We Stay Alive (Indietronica, Art Pop)
Poppy - I Disagree (Alternative Metal, Dream Pop)
Prizes Roses Rosa - The Kinspiral (Neo-Psychedelia, Post-Rock)
Sam Lee - Old Wow (Folk)
Squarepusher - Be Up A Hello (Drill & Bass)
Thy Catafalque - Naiv (Progressive Metal, Avant-Garde Metal)
Torres - Silver Tongue (Art Pop, Indie Rock)
Wire - Mind Hive (Post-Punk)
Yellow Claw - Never Dies (Electropop, Trap)

Плохо (2,5 – 4,5):
Audialist - Audialist Select (Dubstep)
Ekali - A World Away (Dubstep)
Kawir - Adrasteia (Pagan Black Metal)
Odious Mortem - Synesthesia (Technical Death Metal)
Rygby - Halcyon Days (Dubstep)
Svrm - Занепад (Atmospheric Black Metal)

Отвратительный отстой (0,5 – 2,0):
Tea Tree - Chasm (Downtempo, Dub)

Лучший альбом января
Caspian - On Circles

Карапуля. Sewerslvt - Draining Love Story


Этот год стартовал с невероятного события для поклонников бейс-музыки, о котором я не могу не рассказать.

Для тех, кто не в теме: бейс-музыкой принято называть все самые жёсткие, самые быстрые и агрессивные поджанры электронной музыки. Как понятно из названия, в ней царит бас. Он должен максимально бить в грудь, учащая биение сердца. При большом желании к бейсу можно отнести и всякие эксперименты в жанрах аплифтинг-транс или хард-техно, но обычно они по голому показателю BPM (beats per minute, удары в минуту) всё же до канонов не дотягивают. Последнее десятилетие в сабжанр бейса неофициально принято объединять три – электро-хаус (с обязательно утяжелённой басовой линией), дабстеп и драм-н-бейс. Хардстайл (и его более рэйвовая аналогия джампстайл) стоит особняком, хотя тоже порой поражает энергетикой. Расцвет бейса пришёлся на конец девяностых – начало нулевых (прям как и пост-рока, о котором я недавно писал), в то время драм-н-бейс можно было даже назвать модной музыкой, в какой-то степени. Количество релизов и фестивалей для поклонников тяжёлой электронщины в те годы было пиковым. Сейчас же, если у среднестатистического меломана спросить, что последнего он слышал из драма, он вряд ли найдёт, что ответить. Бум жанра закончился очень давно, а о дабстепе я вообще не говорю. Подавляющее большинство прогрессивных слушателей так и не поняли, насколько разным он бывает. Интерес к ломаному саунду потух так же стремительно, как и зажёгся. Не самый главный, но важный показатель – в топе лучших ди-джеев планеты (Top 100 DJ Mag 2019) только два играют дабстеп/драм – неувядающие Скриллекс и Andy C. Но даже у Сонни давненько не выходило бэнгеров, всё как-то в андеграунде. А у Энди уже статус как у Карла Кокса для техно – батя. Даже не знаю, выпускает ли он ещё собственный материал, или только компилы.

Однако никакой жанр музыки не может умереть насовсем. Хоть современный драм – это похоже на шутку, какой-то прикол, но он есть. По моим выпускам МузХроники, если кто следит, заметно, что я стараюсь быть на волне. Это же моя любовь, как никак. Многие без метала не могут прожить и дня, а мне, если хочется побыстрее погонять кровь по жилам, помогает драм. Но сколько же всякой дряни приходится отслушивать, пока не найдёшь что-то хоть немного выделяющееся мыслью и не похожее на тысячу и тысячу уже выпущенного... Вторичность – это главный бич электронной музыки в общем, но для драма это прямо исключительная проблема. Из всех, кто начинал в нулевые, только голландцы Noisia смогли показать стабильный уровень, заинтересовав не только отъявленных гиков типа меня, но и более широкие массы. Мне так-то много ещё кто нравится (Wilkinson и Etherwood, в первую очередь), но они в топ выбрались только в своих странах, да и то ненадолго. И вот, под конец прошлого десятилетия на горизонте появился Sewerslvt. Таинственный парень из Аделаиды, Австралия. Сначала под псевдонимом Sadboy Sheldon он немного поразвлекался как мэш-апер в жанре хип-хаус, а начиная с осени 2017-го года стал писать атмосферный драм-н-бейс. Понятие атмосферы в контексте быстрой электроники может означать много чего, но обычно это заточенность на композиции и плавное внутритрековое развитие. Если, например, нейрофанк обещает оторвать вам голову, глитч свести с ума, а индастриал – запугать, то атмосферный драм это музыка как для танцпола, так и для души.

Sewerslvt мог бы так и остаться очередным ноунеймом с БэндКэмпа, если бы его музыка за пару следующих лет из-за ряда факторов не стала достоянием чуть более широкой общественности. Честно, не хочу вдаваться в подробности и искать информацию о том, как чувак смог пробиться, ведь он даже концертов не даёт и лицо нигде не засветил. Да даже пары строчек о себе нигде не указал! Возможно, писал какие-то умные вещи в социальных сетях, вызвав интерес сначала к собственной личности, а потом уже к музыке. Главное – народ не плюнул на него после первого же неудачного релиза, а терпеливо стал ждать. Потому что талант был очевиден. 2017 – 1 альбом, 2018 – 3 альбома, 2019 – компиляция из неизданного и ещё один альбом. Вот именно с него, 'Drowning in the Sewer', всё и завертелось. Поймите, речь идёт не об огромных кампаниях в поддержку лонгплея, не о промо и прочем. Ты просто сидишь и ждёшь, когда дорогой тебе музыкант возьмёт и выложит на сайт свою новую музыку, позволив тебе её купить в хорошем качестве или послушать в плохом. Очень локальная и тихая история, свойственная нашему поколению. Но даже без какой-то раскрутки о парне начали говорить летом прошлого года. Ну а в январе случился BOOOM.

'Draining Love Story', строго говоря, не произвёл революцию в жанре. Было бы здорово, если б в драме появился кто-то радикально непохожий на предшественников, но Sewerslvt не из таких. Он просто очень любит классические времена джангла и брейкбита, объединяя их в своём творчестве с ноткой сырости и концепцией вырезанных обрывков прямых речей из интервью и фильмов (что драму совсем не свойственно). Признаться, я поначалу просто охренел от звучания. Проверил, нет ли ошибки, точно ли это новый альбом? Потом вспомнил, что это уже не первый полноформатник австралийца из моей коллекции. Ну а в завершении зашёл на РИМ и просто обомлел. Сейчас альбом находится на 11 месте в чарте лучших за ВСЮ ИСТОРИЮ драм-н-бейса. Это не какой-нибудь аутсайдер-хаус или футворк, о которых я писал в блоге раньше. Это жанр, которому 30 лет. И какой-то малолетний, пардон май френч, писюн появляется в худшее для жанра время и заставляет тысячи людей по всему миру пересесть на иглу бейса. Конечно, не стоит забывать, что многие мастера-классики из девяностых не делали полноформатники, выпуская только синглы. И тут мы идём смотреть чарт синглов и видим там Sewerslvt... на первом месте. История творится на наших глазах. Насколько значимым будет появление Sewerslvt покажет время, но мне (и, уверен, не только мне) уже хочется проглотить всё, что он написал на данный момент. Сказать: "Я его слушал ещё до того, как это стало мейнстримом", – уже не выйдет, но получится хотя бы следить за развитием карьеры, будучи полностью в теме.

Я поставил альбому 7,5. Может подниму, когда улягутся эмоции. Прикрепляю тот самый трек, который сейчас на вершине чарта РИМа.

Карапуля. Eminem - Music To Be Murdered By


У нас снова отчёт о прослушанной дискографии.

Эминем появился в моей жизни в начале нулевых. Один из лучших друзей его котировал и как-то раз показал мне несколько клипов. По всей видимости, то был мой первый рэп. Мог остаться и последним, поскольку бум белокожего мастера слова меня зацепил по касательной, а, увлекшись музыкой, я выделил себе в приоритеты совершенно другие жанры. Начиная года с 2008-го, когда количество случайно выцепленных на компилах и внезапно мне понравившихся треков Маршалла стало принимать угрожающее значение, я дал себе слово когда-нибудь серьёзно за него взяться. Но, так же, как и с Раммами, невероятно долго откладывал. Причина на это, в общем, одна. Я только сейчас, на пороге тридцатилетия, начал понимать, что такое хороший рэп-альбом. Заценить две-три песни с релиза – это всегда пожалуйста, я бы и без дискографии мог бы вам топ-20 Эма нарисовать. Но вот как выдержать концепцию, наделить лонгплей различными эмоциями, гармонией и рэйджем в жанре, что максимально не требователен к музыке и зачастую сверхагрессивен? Мне рассказали об этом Канье, ATCQ, RtJ, Кендрик, Винс Стейплс, Лойл Карнер. А Эму с его постоянными шутками и зашкаливающим нарциссизмом я просто не доверял в этом плане.

Всю дискографию Эма на данный момент я, как и многие, могу поделить на три этапа. Первый альбом, 'Infinite', стоит особняком, вне этапов. Единственный, не имевший серьёзных продаж. С него не выходило синглов, клипов, а запись сделана будто на табуретку. Некоторые буквально отбрасывают его, не считая за боевую единицу. Но это очень зря. В плане чётко выдержанной идеи и флоу, который ещё не фирменный, но уже очень цепляющий, к этому полноформатнику стоит относиться не как к гавну мамонта, а со всей ответственностью и критическим мышлением. А если ещё помнить, что предшествовало процессу записи, сколько бед Эм пережил, прежде чем исполнить главную музыкальную мечту жизни... В общем, мне очень понравился 'Infinite'.

Дальше 4 альбома, которые сделали Эминема фактически именем нарицательным. Тот, кто не слышал о нём в промежуток 1999...2004 года, походу прятался от потенциальной Третьей мировой в бомбоубежище. Маршалл из обычного рэпера превратился в режиссёра-постановщика, у которого сила глагола всегда шли параллельно с актёрским мастерством, сценарием, энергетическими взрывами и прочими драматургическими фишками, а каждый полноформатник при этом превращался в театральное представление. Лишь 'The Slim Shady LP' уместился в час, остальные – около 80 минут. Он просто не cмог бы уложить все свои мысли в стандартный 40-минутный формат LP. Но все оказались только за! Ошеломительный коммерческий успех. Как и любой творец не от мира сего, Эм совмещал на одном лонгплее то, что больше никто бы не осмелился (или просто не додумался). Смешные, ироничные, едкие, а порой и до безобразия пошлые треки толкались в треклисте бок о бок с трагичными, посвящёнными семье, борьбе с вредными привычками и жизни в гетто. На этом этапе музыканта ждал ещё и киноуспех – автобиографическая картина "8 миля" была тепло принята критиками, а ударный трек 'Lose Yourself' был признан на Оскаре лучшим, обеспечив новую звезду американского рэпа Оскаром.

Второй этап начался лишь пять лет спустя. Несмотря на то, что Эм стал мировой знаменитостью, в жизни у него был полный бардак. И, как и куча других внезапно разбогатевших молодых звёзд, он стал топить проблемы в алкоголе и наркоте. Вернулся в 2009-ом с бешеным взглядом, постаревший, осунувшийся. 'Relapse', поменявший вектор развития, показал нам новую сторону рэпера. Но, честно, я до сих пор до конца не понимаю этот альбом. На нём слишком много всего, а главная мораль от меня улетучивается. Злость? Борьба? Кризис среднего возраста? Усталость? В общем, это очень тёмный и тяжёлый альбом. Последующие 'Recovery' и 'The Marshall Mathers LP 2' оказались помягче и не так тяжелы для понимания. Марш опять дал жару, но всё же на фоне себя же начала десятилетия материал выглядел немного вторично. Критики сдержанно восприняли возвращение мистера Мэттерса в игру.

И вот, спустя ещё 4 года, начался третий этап, окончанием которого, как кажется, и является 'Music To Be Murdered By'. Теперь Эм понял, что читать о собственных проблемах ему больше не интересно, и взялся за всю американскую нацию. Радикальные взгляды на положение вещей в стране и политизированность 'Revival' и 'Kamikaze' сложно переоценить. Музыкант значительно расширил свою базу хейтеров. Политик-Эминем оказался несостоятельным творцом, забыв нахрен о всём, за что его полюбили что олды, что ньюфаги. Это были два плохих альбома, которые я никогда в жизни не сяду переслушивать. Казалось, что на карьере человека, недавно провозгласившего себя богом рэпа, можно ставить крест. И вот, в январе, снова без предупреждений, состоялся релиз нового лонгплея.

Никаких особенных откровений он прогрессивным слушателям не принёс. Но всё же он намного круче и интереснее предыдущих двух. Здесь нет хитов ради хитов и агрессии ради агрессии. Зато снова есть абсолютная искренность и повышенная эмоциональность. Сразу две песни об отношениях Эма и наркотиков, которыми рэпер даёт понять – он победил в этой борьбе. Самый интересный трек альбома – 'Darkness' – представляет нам музыканта в образе террориста. 'Godzilla' гротескно подчёркивает, что Эм ещё способен надрать жопу кому угодно. 'Stepdad' вместо плевка на могилу самому ненавистному человеку. Огромное количество отсылок к реальным событиям, снова заигрывания с критиками, с коллегами по цеху... Много всего, в общем. Но есть три весомых проблемы. Это не театральное представление, а просто набор треков (концепт с Хичкоком мимо меня) – раз, узкая (по меркам артиста) целевая аудитория и ворчливость – два, нехитовость – три. Здесь нет ни одного трека, тянущего на радио-сингл. И мне не кажется, что это было частью концепции. Просто новый Эм не очень вписывается в современную картину мира. Слишком быстро стареет. Взвешивая все "за" и "против", прихожу к выводу, что не могу назвать альбом хорошим. Оценка 6,0. Но, по чесноку, я рад и такому развитию событий.

Теперь нужно внимательно послушать всех остальных классиков, начиная аж от восьмидесятых, и понять, действительно ли Эминем лучший рэпер всех времён и народов.

А топ Эма будет такой.

  1. The Marshall Mathers LP

  2. The Eminem Show

  3. Encore

  4. Infinite

  5. The Slim Shady LP

  6. The Marshall Mathers LP 2

  7. Recovery

  8. Relapse

  9. Music To Be Murdered By

  10. Revival

  11. Kamikaze


День в кинотеатре. Джентльмены (The Gentlemen, 2019)

Не стал смотреть "Аладдина" (пока, по крайней мере), но в целом мой интерес к Гаю Ричи не угаснет никогда. Человек на старте карьеры подарил миру два восхитительных фильма, которые, говоря в абсолюте, повлияли на становление моего вкуса относительно кино. Да и после снял несколько развлекательных лент, которые я с чистой совестью могу назвать отличными представителями жанра. А тут ещё и поползли слухи, что в "Джентльменах" мужик вернулся к тому самому стилю, за который его все полюбили... Такое нельзя было пропускать на большом экране.

Сразу развею сомнения тех, кто фильма ещё не видел – никакого "старого Ричи" здесь нет. И никогда уже не будет в будущем. По духу фильм ближе к "Агентам АНКЛ", а с вселенной карт, денег и драгоценностей его объединяет только жанр. Лихо закрученный сюжет, в котором все будут пытаться друг друга обхитрить, приправленный убийствами и британским юмором (его больше даже не в диалогах, а в языке тела главных героев). Повествование нарублено на мелкие кусочки и большую часть хронометража выдаётся порциями в качестве флэшбеков и флэшфорвардов, и это тоже очень круто и лампово, но повышенная заточенность режиссёра на визуале и парочка актёров-американцев МакКонахи-Стронг постоянно вызывают внутренний диссонанс. На заре карьеры Ричи в несколько босячей манере был working class hero и снимал для себе подобных, сейчас же, на шестом десятке лет, потребности в подобном просто нет. Так что если среди вас есть люди, что ждут шуток в духе: "Ненавижу, блядь, цыган", – спешу вас расстроить, не стоит. Но всё это, естественно, не делает фильм плохим.

Более того, здесь есть ровно один персонаж, будто перекочевавший в "Джентльмены" из художественного фильма "Спиздили.". Одного взгляда на любой постер будет достаточно, чтобы понять, кого я имею в виду. Герой Колина Фаррелла – это абсолютная фантастика. Только благодаря ему я бы мог поставить фильму высокий балл. Как он разговаривает, как двигается, как смотрит, когда камера ловит его неподвижное лицо – это что-то. Одна из лучших актёрских работ в огромной карьере ирландца. Очевидно, он обожает раннего Ричи и мечтал сыграть у него. При этом, если посудить, он мог справиться с любой ролью, но в образе Тренера мужик оторвался на все 100. И его слова ближе к финалу: "Понимаешь, я не гангстер; я побыл немного гангстером – мне хватило", – один из самых классных моментов. Будто самоотсылка Ричи, искренняя печаль по безвременно ушедшим временам.

Как я уже намекнул выше, картинка просто топ. Минимум съёмок на открытом воздухе, всё больше в помещениях, но каждое из них с помощью грамотной работы оператора Алана Стюарта словно приобретают свою атмосферу. Отличный свет, интересная цветовая эстетика (сравните, например, эпизод у Ханнема дома или диалог с малолетними наркоманами), как всегда приятный саундтрек. И, что особенно важно, каждый актёр на своём месте. МакКонахи, наконец, вышел из спячки, а то всё в какой-то чуши снимался последние пять лет. Хью Грант продолжает жечь напалмом, вот уж кто сумел красиво состариться, в актёрском плане. Мишель Докери, для которой работа с Ричи вообще может стать коммерческим прорывом – вдруг все, наконец, поймут, что она не просто красивая женщина.

В общем, к кастингу и постановке минимум претензий. Есть таковые к сценарию, особенно к финальной фазе, но они тонут в массе позитива и смеха, что сопровождали меня весь просмотр в почти пустом зале кинотеатра. Без аллюзий к Ричи из прошлого, это отличное кино, которое в рамках жанра вполне может стать классикой в будущем. Мне всего хватило.

Оценка: 8 из 10.

Карапуля. Caspian - On Circles


Ну что, пора возобновлять рубричку. Январские релизы, в большинстве своём, радуют, но умеренно. Всё ждал варианта, о котором можно будет написать с восторгом. Наконец, дождался.

Сложно точно сказать, когда пост-рок переживал свой рассвет и максимально был приближен к массам, поскольку жанр несколько раз видоизменялся. Однако то звучание, которое сейчас принято считать классическим – адовая, преимущественно инструментальная меланхолия, поражающая своей глубиной и бесконечным развитием гитарных рисунков внутри каждой композиции – лучшее своё время пережило на стыке веков. Тогда сверхактивны были главные группы жанра: Godspeed You Black Emperor!, Sigur Rós, Mogwai, A Silver Mt. Zion, Tortoise, Explosions in the Sky. Я люблю их всех (Tortoise слушал маловато, правда), из чего становится очевидным факт, что пост-рок мне отнюдь не безразличен. Однако с тех пор много воды утекло, и отрицать, что сейчас жанр переживает стагнацию, глупо. Прошлый год как лучшая иллюстрация происходящего, особенно для американских музыкантов. Порадовали шведы A Swarm of the Sun, чилийцы Bauda и tortuganonima, японцы Jambinai, а из звёздно-полосатых удачными лонгплеями отметились только старички – Swans и American Football. Мне пост-панковых альбомов в общем счёте понравилось больше, чем пост-роковых, это невидаль! Но больше всего поразило, как по миру прокатился новый альбом легенд Russian Circles. Ответ в одном слове – никак. Нулевое внимание прессы (он даже не получил сертификацию на Метакритике, впервые в истории группы), околонулевое обсуждение в соц.сетях. Будто это был какой-то сборник би-сайдов, а не новая работа одной из главных команд жанра. Кажется, что музыканты решили никак не рекламировать и не вкладываться в промо осознанно, потому что по качеству альбом и правда звучит не на уровне Russian Circles.

Хочется взмывать руками вверх и вопить: "Америка, где же ваши новые таланты?" – но на деле остаётся лишь ждать. Caspian, банда из Беверли, это, конечно, никакие не новички. Образовались в 2003-ем, два альбома в нулевых, два в десятых. Все более-менее успешные, известные в узких кругах. Но именно сейчас, в 2020-ом, они записали свой главный полноформатник. Он выглядит как тот, что пришёл спасать жанр. Просто соберите в уме всё то, за что любите пост-рок, включите 'On Circles' и поймёте, что тут есть всё перечисленное. Сочные гитары, сложные композиционные ходы, интересный смысловой концепт, смены настроений как внутри треков, так и внутри лонгплея. Моя вера в американский пост-рок снова сильна. Возможно, нужно копать ещё глубже, чтобы добраться до тех самых чудо-новичков, но если признанные ребята будут пилить качественный материал, уверен, всё со временем наладится. Хотя новой волны популярности в прежних масштабах ждать уже не стоит.

Интересно, но публика приняла этот альбом прохладно. Он уже вылетел из топ-50 РИМа, а по итогам года вылетит и из топ-500. Люди, видимо, слишком сильно скучают по нулевым. Ну, б-г им судья. От меня 8,0.

Погружение. XX век. 100-96



Начинаем.

Вместо предисловия.

Я активно смотрю и увлекаюсь хоккеем лишь последние 3-4 года. До того были только короткие включения: сборную посмотреть, чемпионат мира, редкий матч в НХЛ перехватить, финал КХЛ. Как активный пользователь Ютуба, я искал канал, на котором мог бы узнавать о новом увлечении что-то интересное, и я нашёл его. Сейчас он называется "Хоккеюшка ТВ", и у него ну очень мало подписчиков. У нас в стране очень любят хоккей, и долгое время мне было невдомёк, почему мужик не может собрать себе обширную аудиторию при почти полном отсутствии конкуренции. Какая-то несправедливость, дичь. Потом я увидел его выпуски в паре крупных ВК-шных пабликов об игре. Вот, думаю, теперь раскрутится, реклама пошла. Но потом я зашёл в комментарии...

Концентрированное, отборное уничтожение. Комментарии даже без матершины били не в бровь, а в глаз. Мне более всех запомнился один: "Это контент от дилетанта для дилетантов". И в тот момент я вспомнил о "Погружении". Да это же идеальный синопсис для моего проекта! Жаль, мне самому это в голову не пришло.

Если вы считаете себя очень умным и начитанным о музыке XX века, то вы профессионал, и вам будет со мной скучно. Но если дилетант, то будем открывать старую интересную музыку вместе.

Collapse )

Музыкальное чтиво. Выпуск №2. Muse: Electrify my life


Продолжаем наше фривольное путешествие по биографиям музыкантов. Честно, мне очень понравился предыдущий выпуск, запустивший рубрику. Я получил массу эмоций и от самой книги, и от написания поста, и от реакции (которая была не только в комментариях здесь, но и на форуме, и в личных беседах с почитателями таланта Моби). Такое бывает редко. В совокупности с тем, что читаю я очень медленно, рубрика будет жить, пока ЖЖ остаётся частью моей жизни. Возможно, мне захотелось бы выложить ту работу даже на какой-нибудь сайт с книжной критикой (знаю, у нас есть такие, периодически читал на них своих друзей), но всё же формат не тот. Грубо говоря, слишком много личных местоимений. Для специализированных платформ нужно писать лучше, а у меня на это нет ни времени, ни желания. Если же ввести в Гугл запрос "moby саундтрек моей жизни отзывы", пост с моей писаниной будет на 2-3 странице.

После того, как в поисках интересной литературы я пофорсил несколько главных русских интернет-магазинов, в контекстной рекламе ВК и на mail.ru мне стали показываться всякие интересные книги. Сабж был в их числе. Я не имел никакого понятия, что о Muse (по-прежнему моей самой любимой группе всех времён, 5 лет назад я даже немного написал по этому поводу) есть книга, и уж тем более, что её перевели. Сразу полетел заказывать себе! Издательство "Бомбора" – современные энтузиасты, переводят и издают книги об очень интересных личностях. Кажется, в последние годы они очень плотно взялись и за музыкантов. Я специально не стал наводить справки о том, когда написан оригинал (в какой-то мере это можно считать спойлером), но было очевидно, что довольно давно. Оказалось, в 2008-ом году (плюс обновление в виде одной главы через пару лет). Русский же вариант появился на прилавках лишь в 2019-ом. Прогрессивненько живём! Хотя, чего жаловаться, лучше поздно, чем никогда. Уверен, до личностей типа Боба Моулда не доберутся даже "бомборовцы", не тот спрос. А ведь мои камрады ждут!

Снова посвящу отдельный абзац названию. Дизайн обложки мне очень понравился. Сперва разочаровала только стартовая аннотация: "Биография хедлайнеров британского рока". Какие, нафиг, хедлайнеры рока? Хедлайнеры бывают у фестиваля, у какого-то мероприятия, праздника, но никак не у жанра. Это просто неграмотно, и какую-то часть потенциальной аудитории может отпугнуть. Дальше, само название. "Electrify my life" – хм... Неужели, не стали ничего менять? Просто оставили оригинальное. С этой мыслью я жил вплоть до того момента, пока не дочитал книгу. В ту секунду я окончательно осознал, что не имею ни малейшего понятия, что означает это словосочетание в контексте группы. Это не название альбома, не название песни, не рандомная строчка из текста... Оказалось, в оригинале книга названа более консервативно: "Out of This World: The Story of Muse", и имеет вот такую обложку. Тут я и задумался об авторских правах. Подозреваю, что наши издатели имели бы определённые проблемы, если б захотели оставить оригинальное название. В любом случае, "Электрифицируй мою жизнь" – не самый худший вариант для книги о группе, чья музыка многими неоднократно сравнивалась с электрическим зарядом. Но при этом и довольно абстрактный.

Автор оригинала – Марк Бомон, профессиональный журналист. Он написал не очень много книг, и эту, по всей видимости, можно считать его главным творческим триумфом. Впервые он повстречал группу в январе 1999-го, когда они только начинали свой путь. Ему было дано задание взять интервью, и тот опыт оказался одним из худших в его профессиональной деятельности. Музыканты бэкали-мэкали, хрю-му, не могли дать ни одного интересного ответа. Казались застенчивыми студентами, а не рок-звёздами. Тем не менее, как и весь прогрессивный мир, Марк не перестал за ними следить. Из страниц чтива непонятно, когда родилась идея написать книгу, но примерно с начала нового века Бомон стал их биографом. Взял сотню интервью у участников и тех, кто их окружал на пути к мировой славе, иногда сопровождал на гастролях, прочёл, как он лично сам признался в послесловии, все рецензии, отзывы и очерки на творчество группы. Плюс заручился поддержкой Бена Майерса, автора первой книги о Muse, "Inside the Muscle Museum" (вот это отличное название!), использовав материалы из неё. В основной аннотации сказано, что "эта книга – ваш единственный шанс оказаться в сумасшедшей вселенной Muse". Без единого сомнения, это чистая правда. Труды, затраченные на написание такого талмуда, невозможно переоценить.

Но труды трудами, а умение есть умение. Едва ли Беллами и Ко выбрали бы Бомона своим попутчиком по жизни, если бы он не был остроумным и невероятно талантливым чуваком. Книга написана максимально простым языком со стройным сюжетом и массой отличных шуток. Не считая лирического отступления в начале, события, описанные здесь, начинаются ещё задолго до того, как участники группы повстречались и объединились в трио. Затем плавная подводка к году образования (1994), потом альбомы, терпение, труд, и, наконец, достижение всех главных целей в 2008-ом, что и становится эффектным завершением истории. Книга даёт полное, абсолютное представление о том, как росли, чем были озабочены и как стремительно развивались все три участника группы на разных этапах карьеры. Прочтя творение Бомона, вы и в 4 часа ночи спросонья с лёгкостью ответите, в какой группе играл отец Мэтта, когда родился второй ребёнок Криса и при каких трагических обстоятельствах умер отец Доминика. Автор максимально очеловечивает музыкантов как лирических героев, порой заставляя читателя на довольно долгие промежутки времени длиной в несколько страниц забыть об их высоком статусе. Для Бомона они, в первую очередь, не друзья и не рокеры, а обычные люди, которым часто приходилось страдать из-за их мировоззрения и психологических проблем. Периодами трудности приобретали угрожающие масштабы. Следить за тем, как менялись Muse от года к году, высшая степень наслаждения для поклонника типа меня. И невозможно не отметить силу писателя как рассказчика. 11 глав книги делятся на подглавы, и в конце каждой подглавы (я не шучу, буквально каждой!) есть предложение или даже абзац, намекающий нам о том, какие события будут представлены дальше. Вас раз за разом будто берут на крючок, оторваться невозможно! Умение так плавно переходить от одной точки к другой – показатель большого мастера. Каждый финальный абзац отдельной подглавы можно заканчивать троеточием, и это будет уместно.

Однако если такую внимательность к жизненным перипетиям мьюзовцев можно было ожидать, то вот большую концентрацию на музыке во всех её проявлениях – нет (особенно после предыдущей книги). Если вашей целью является узнать, о чём та или иная песня (или обстоятельства, при которых она была записана), вам больше не нужны никакие дополнительные источники. В книге досконально описан процесс происхождения каждого альбома и сингла с него, все концертники, все миньоны. Мэтт иногда в рамках прямой речи, а иногда словами Бомона рассказывает нам, какой смысл вкладывал в свои композиции, чем вдохновлялся и так далее. Все заимствования, все оммажи и аллюзии как на ладони. В идеальной хронологической последовательности, снабжая числовыми выкладками (даты выхода, места в чартах, продажи), Марк проливает свет на все релизы группы, выходившие с 1998 по 2009 год. Просто кладезь полезной информации. Но больше всего меня поразили полноформатные рецензии, которые Бомон вложил внутрь каждой главы, посвящённой выходу определённого лонгплея. Не покривлю душой, если скажу, что не читал ничего лучше в своей жизни. Человек, который находился так близко к группе и был в курсе всего, без капли лести пишет о своих впечатлениях. Там, где хочется ругать – ругает, где хочется хвалить – хвалит. И, что важнее всего, воспринимает альбом только как цельное художественное произведение, а не просто "набор треков". Так, я удивился, что от первого полноформатника 'Showbiz' никто из группы (и Бомон также) не был в восторге. А я от него без ума...

Вердиктом книге будет такая мысль. Мне казалось, что полюбить Muse больше, чем люблю я, просто невозможно. Однако Бомон опроверг это мнение, устроив мне сдвиг по фазе. Книга расширяет сознание, буквально заставляя тебя утонуть во вселенной группы. Суперинформативность и суперэмоциональность. Главное, из-за чего я приумножил свою любовь к мистеру Беллами – его необъятная любовь к чужой музыке и постоянное желание развиваться. Я-то думал, что он просто талантливый сонграйтер и виртуозный гитарист, а оказалось, что он с детства слушал Стравинского, Берлиоза, Шопена, Беллини... и Роберта Джонсона. Пианино считал главным другом... Там с ранних лет такая база закладывалась, что мама не горюй. И то, сколько времени он работал в студии, доводя каждую свою песню до идеального вида... Трудоголик. Гений. Мой герой.

Но, хотя его разум уже не устраивал ему странных шуток, необычные искры от него все-таки временами летели. Когда после попадания Unintended в топ‐20 интервьюеры стали более любопытными и беспорядочные мысли Мэтта стали известны широкой публике, мы получили совершенно дикий массив странной, пугающей и потрясающей информации об его колоритнейшем уме. Больше всего на свете он боялся, что забеременеет от инопланетянина, родит от него какого-нибудь урода и вынужден будет его воспитывать, пряча от всех (или что его похоронят заживо). Он периодически видел кошмарные сны о том, как его семью держат в фашистском концлагере. Он слушал только Берлиоза и считал, что это вершина всей когда-либо записанной музыки; если бы ему дали машину времени, он бы отправился в 1850 год, чтобы послушать, как Берлиоз сочиняет. Его идея рая – «христианский идеал разума без тела». У него две личности: одна позитивная, одна негативная, и он периодически перемещается между ними; но при этом он считал, что может загрузить в себя личности других людей, впитав их опыт и характеристики. Однажды он выбросил в окно телевизор, но только для того, чтобы помочь какому-то старому потасканному мужику из музыкальной индустрии исполнить рок-н-ролльную фантазию. Он не слушает радио в машине, потому что ему очень не нравится, когда вокруг играет музыка, которую он не хочет слышать, и предпочитает слушать музыку в голове; собственно, он в уме сочинял целые песни, еще не зная, на чем их будет играть – на гитаре или на фортепиано, – и играл их с первого раза, не репетируя. Он смотрел порно с животными в Интернете, чтобы узнать, от чего тащатся люди. Его последний сон – об огромном концерте Muse, где музыканты вроде Фли из RHCP, Тома Уэйтса и гитариста Limp Bizkit выступали гостями, причем они все были окровавлены. Интенсивные чувства, пережитые им за последний год, намного более интересны, чем те, что были в предыдущий 21 год. Он умеет готовить ризотто, а его идея счастья – уединенный тропический пляж, полный обнаженных женщин. Он не говорит на сцене, потому что считает, что слова «умаляют достоинства» песен. Он не боится выглядеть смешно на публике, потому что немало времени в подростковом возрасте провел с человеком, больным синдромом Дауна, так что не беспокоится, что о нем подумают другие. Он восхищался персонажем Аль Пачино в «Крестном отце» за его замечательную тактику мести, но лично он бы согласился убить человека только за миллион фунтов. Если бы он на день стал невидимым, то пробрался бы в Букингемский дворец и изводил бы там всех. О, а еще ему очень хочется, чтобы сила тяготения Земли была чуть меньше, чтобы сдохли все пауки.

Оскар-2020. Работа над ошибками


Ну это трендец, конечно.

Я сделал худший прогноз за всё время моего увлечения Оскаром. Взял только 16/24. Было не по себе, когда на форуме все люди плакались, как в этот раз всё предсказуемо и неинтересно, а у меня обламывался один прогноз за другим. Но когда подошли к награждению лучшего режиссёра, там уже все умники прикусили языки. Определённо, это была одна из самых непредсказуемых и эффектных церемоний в XXI веке. Давайте немножко проанализируем.

Collapse )