Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Сезон. ДАУ


В общем, я посмотрел все фильмы из проекта ДАУ. Надо это дело закрепить каким-то постом.

Всего запланировано 13 фильмов и три сериала. На данный момент вышло 9 фильмов, с ними и познакомился. Кто не в курсе – ДАУ это не просто цикл фильмов, но и целый мультидисциплинарный антропологический кино-арт-проект под управлением Ильи Хржановского. С одной стороны, жанр можно просто описать устоявшимся термином арт-хаус, с другой – под налётом гипер-реализма здесь скрываются более привычные киноформы: мелодрама, триллер, элементы хоррора, элементы документалистики и драма. Продолжительность фильмов варьируется: от полутора часов до шести с лишним. В центре повествования – учёный Лев Ландау и закрытый институт, в котором он работал в 1950-60-ых годах. История полубиографическая: какие-то сюжеты основаны на рассказах окружения Дау, что-то создатели добавили от себя. Камера ни на секунду не выбирается из института и территорий, к нему прилегающих.

Это очень тяжёлое для просмотра кино. Очень. Зрелище только для "конченых" киноманов. Всё худшее, с чем ассоциируется арт-хаус, здесь есть. Огромные паузы, эпизоды для заполнения эфира, только ручная съёмка, неразборчивая речь, плохой звук и свет, сцены насилия и порнографии, а также расплывающаяся идея. Концепция есть, и она держится от фильма к фильму, но вот о чём конкретный эпизод цикла получается ответить не всегда. Вынужден предупредить, что любой фильм цикла гарантированно убьёт в вас хорошее настроение, уничтожит даже зачатки позитива. И это, само собой, хорошо, потому что как минимум Хржановский смог вызвать у людей эмоции. Хотя порой, если смотреть фильмы подряд, как сделал я, мысли и сюжеты повторяются, что заставляет заскучать.

Я едва ли вхожу в целевую аудиторию фильма, но то, что вышел целый цикл из полных метров, возбудило во мне чувства спортсмена. Когда ещё такое было, чтобы русский режиссёр шёл на такой смелый эксперимент? Интерес к проекту появился как по щелчку, решил для себя: умру, но досмотрю. Умирать не пришлось, хотя иногда и хотелось. Теперь же хочется подвести какие-то итоги. Без сомнений, это полезный киноманский опыт. Высидеть все эти часы и попытаться проникнуться историей каждого героя (а их огромное количество, и практически все противны) – небольшой зрительский подвиг. Можно чуточку погордиться собой. С другой стороны, общий средний балл получился 5,11. Думаешь про себя: неужели я бы не нашёл что-то более полезное и интересное для просмотра? Нашёл бы, конечно. Но спортивный интерес наше всё. Было б фильмов 20, я б не взялся, а 13 – почему бы и нет. Будет уроком, в другой раз дважды подумаю, прежде чем начинать.

Если кто всё-таки захочет познакомиться с циклом, я рекомендую делать это с фильма "ДАУ. Вырождение" (второе название "Дегенерация"). Да, это тот самый, который идёт больше 6 часов, самый объёмный из полных метров. Но события фильма разбиты на девять кусочков, поэтому можно разделить просмотр на несколько подходов. Признаюсь, сам осилил фильм только за четыре раза, всю неделю смотрел. Будто и не х/ф, а сериал. Посмотрев эту часть, вы поймёте, стоит ли продолжать или лучше остановиться. И убедитесь, снимают ли (на ваш вкус) в России хороший арт-хаус.

Если кому-то интересно, вот мой топ, от худшего к лучшему:

  • Дау. Никита Таня

  • Дау. Теория струн

  • Дау. Смелые люди

  • Дау. Наташа

  • Дау. Новый человек

  • Дау. Три дня

  • Дау. Нора мама

  • Дау. Катя Таня

  • Дау. Вырождение


Первые 5 получили отрицательные оценки, последние 4 – положительные. Но при этом в каждом фильме был диалог, эмоциональная точка экстремума, когда меня пробирало на эмоции. Особенно отмечу финальный разговор Тани (из "Катя Таня") с дочкой, это лучший момент цикла.

Огромное количество претензий к создателям, огромное количество вопросов к актёрам. Первые мучили прямо в кадре маленьких детей (как оказалось, сирот) и животных, а вторые согласились исполнять ужасные для любого уважающего себя артиста действия (особенно женщины). И ещё много всякого, о чём не хочется сейчас рассуждать. Искусство требует жертв? Даже не знаю. Однозначно, будь я актёром, никогда бы в подобном не снялся. Но в целом всех причастных к проекту всё-таки хочется похвалить. На примере жизни учёных полвека назад получилось представить очень многие бытовые и даже лиричные аспекты нашей действительности. Можно сколько угодно обвинять Хржановского в антисоветчине, чернухе и дурновкусии, но всё же дух искреннего, чистого искусства ощущается почти всегда.

P.S. Ещё хотел собрать боттом героев по степени моей ненависти, от менее ненавистного к более, шуточный рейтинг, но может в другой раз. Когда все фильмы и сериалы выйдут.

День в кинотеатре. Форсаж 9 (F9, 2021)

Я уже не раз писал в блоге об этой франшизе, поэтому начать можно без раскачивания. Ребята создали свой киноязык (или, как справедливо заметил кто-то из русских киноблогеров, анти-киноязык), в котором всё перевёрнуто с ног на голову. Хороший сценарий мешает такому кино, развитие персонажей не требуется, а законы физики уволены за профнепригодность. Фильмы создаются только для того, чтобы на пару с половиной часов атрофировать зрителю мозг, заставив довериться животным инстинктам. Идя на подобное в кинотеатр, ты готовишься получить удовольствие, которое выражается через смех, ахи и вздохи, учащённое сердцебиение, но цели увидеть хорошее кино нет. Каждый, кто ещё следит за похождениями Торетто и компании, принимает правила игры.

И потому глупо ругать фильм за никудышный сценарий или моменты, когда люди падают с огромной высоты на асфальт без намёка даже на минимальные увечья. Я буду ругать этот фильм только как часть франшизы, подсознательно сравнивая его с предыдущими. Увы, но претензий так много, что F9 стал для меня худшим фильмом серии.

После того как лысые парни неудачно померились пиписьками, девятая часть лишилась Скалы и Стэтхема, которые устроили свою вечеринку с блэкджеком и Ванессой Кирби. Эту идею кроме как провальной назвать тяжело, потому что пришедшие на замену Джон Сина и какая-то белёсая мышь, имя которого я сейчас даже не хочу гуглить, попросту обосрались в качестве злодеев такого жанра. Нам уже хватает Дизеля, который играет уже 20 лет с одним и тем же выражением лица! Зачем нам ещё один такой чувак?! Сина не актёр, не артист. Самоирония на нуле, пустой взгляд. Весь юмор исходит от героя Тайриза Гибсона, который прямым текстом заявляет, что он, мол, супергерой. Идея неплохая, но обыграна ужасно. Не смеяться хочется, а проломить голову рукой в фейспалме. Без качественного злодея и какой-то вразумительной оппозиции вызвать у себя сопереживание тяжело. В историю возвращается Хан, но если полностью выкинуть его сюжетную линию из фильма, ничего не поменяется. Съёмки в нескольких городах, даже на нескольких материках, порадуют разве что людей, кто живёт на тех самых улицах, где снимались эпизоды. Не выжали максимум из смешения культур, особенно Токио показан абы как. Положительно можно отметить эпизоды-флэшбеки, связанные со смертью отца Доминика и последующими событиями. Они сделаны в духе первого "Форсажа", но их, увы, довольно мало.

Главный вопрос – смогли ли переплюнуть сами себя в плане спецэффектов и безумия происходящего? Всякие подхваты самолётом машины на лету, бесконечные взрывы и переворачивания автомобилей больших и маленьких выглядят как всегда эффектно, но уже мало чем могут удивить. Ребята, как и ожидалось, послали парочку представителей Семьи в космос. Я ожидал этого ближе к финалу истории, но там, видимо, на Марс полетят или куда дальше. Увы, но эпизод в космосе – это полное убожество. Бесконечное пространство для фантазии, которое давал сам процесс езды на машине в вакууме, обернулось пшиком. Пара не самых удачных шуток и маленький взрыв, ничем не отличающийся от такого же на земле. Даже не верится, что такую сцену смогли запороть.

Не могу сказать, что не получил от фильма удовольствия. Если честно, то процентов 60-70 я тупо проржал. Буквально всё вызывало смех. Но я уже сам не понимаю, это ребята старались меня насмешить, или я сам так сроднился с тупостью происходящего, что смех стал средством ответной реакции. А вот спецэффектами совсем не удивили, проиграли самим себе. Особенно седьмой части. Так что, к сожалению, это не просто плохое кино. Это плохой "Форсаж".

Оценка: 4 из 10.

Друзья: Воссоединение


Буквально пара слов.

О сериале писал здесь и почему-то не упомянул о том, что спец.проект уже на носу. Слухи ходили очень давно. Я не настолько фанат, чтобы жаждать воссоединения, скорее даже наоборот. Они ОЧЕНЬ хорошо закончили сериал, а продолжение, окажись неудачным, могло бы не только обернуться провалом, но и обесценить те самые эмоции, которые нахлынули в последней серии. Когда народ стал упорно развивать тему о новом сборе любимых героев, я ненароком стал задумываться, почему он так затянулся. Неужели не могут договориться о деньгах? Это первая мысль. А вторая – просто нет хорошего сценария. Боятся всё испортить, что очевидно. Не следил я за развитием ситуации, не видел трейлера, но когда объявили дату премьеры, понял – буду смотреть. Оказалось, что "Друзья: Воссоединение" – это не продолжение истории, а фактически полнометражный документальный фильм, в котором шестёрка героев впервые собирается вместе и под присмотром камер вспоминает былые деньки. Действие развивается в двух локациях: там, где снимали сериал, и там, где снимали открывашку, возле того самого фонтана.

Это просто прекрасный концепт. Идеальный. Не представляю, что испытали поклонники сериала, если я, совсем не фанат, разрыдался буквально в первой же сцене, да и за следующие 100 минут частенько вставал с кровати в поисках платка. Небольшой спойлер: в этой первой сцене Дэвид Швиммер заходит в павильон, где снимали сериал, а там... всё разложено и обустроено в точности, как 17 лет назад. И зритель как по щелчку возвращается в то время, эмоции накрывают с головой. Дальше по одному заходят остальные герои, обнимаются, начинают шутить, и всё, сердце разрывается на части. Фильм получился не слишком длинный, но боже, я бы смотрел его ещё часов пять. Любимые актёры успели почитать сценарий, устроив себе мини-пробы, поиграть, посмотреть неудачные дубли, рассказать несколько баек, ответить на вопросы зрителей, а также поделиться мнением, какими они видят жизнь своих экранных героев в 2021 году. Некоторые эпизоды устроены в формате реалити-шоу, хотя всем понятно, что постановка. О сериале отзываются несколько знаменитостей, а создатели скрупулёзно рассказывают, как в проект попал каждый из актёров. За весь просмотр у меня не появилось ни одной грустной мысли. Даже Мэттью, который выглядит намного хуже коллег, несколько раз отжёг в своём стиле. А уж разговоры о том, как сами актёры все эти годы смотрели сериал, это запредельная концентрация милоты. Высшая степень уважения, настоящая любовь к людям, что за 10 лет стали тебе очень дороги.

Но самый лучший момент фильма не связан с актёрами. Есть отдельный блок, в котором собрали отзывы о сериале людей со всего света. Казалось бы, простенькая вещь, тысячу раз обкатанная в других документальных лентах. Однако у меня перехватило дыхание при просмотре. Столько лет прошло, а там совсем молодые ребята в кадре! Есть и постарше, конечно. Любители "Друзей" как отдельная каста людей. Небось каждая шутка от зубов отскакивает. А отдельно отмечу слова одной девушки о том, что сериал изменил жизнь множеству людей по всему миру. Он не просто смешил, не просто был частью обихода, а заставил людей верить в себя. Ценить своё достоинство, ценить свою ненормальность, быть открытым, откровенным с теми, кого любишь. Проскользнула фраза: "Они (создатели и актёры) сами не понимают, сколько человеческих душ спасли". Своими монологами тройка сценаристов подтверждают эту мысль: "Мы просто шли шаг за шагом, не зная, как далеко это всё зайдёт". Фантастика, просто фантастика. Только увидев эти полные любви глаза поклонников, я понял, насколько важным было воссоединение. Это не для нас. Это для них. 3 сценариста и 6 актёров, ну и вся команда тоже... Увидев этот фильм в смонтированном виде, они поймут, какое сокровище сотворили своими руками. Сериал, который соединяет любящие сердца даже спустя почти две декады лет.

10 точек. 2 сезон. Окно во двор (Rear Window, 1954)

Йоу! Пятидесятые.

Моя собеседница познакомилась с Хичкоком, а сам я закрыл большой исторический пробел.

Почти без спойлеров.



МакЛыди: Этот фильм слишком знаменит, чтобы о нём ничего не знать, но всё же большинство спойлеров обошли меня стороной. В некоторые предыдущие наши заходы я писал, что фильм как бы триллер, но как бы и нет, потому что само понятие триллер появилось позже. Собственно, Хичкок поспособствовал тому сильнее всех. Он придумал совмещать несколько жанров в один и держать максимальный градус напряжения до финала. В какой-то мере его считают создателем жанра хоррор и саспенса в кино как такового. Ну а "Окно во двор" – один из сильнейших его фильмов, где он набрал хорошую режиссёрскую форму и создал концепцию, которая сработала на все сто. Потому даже спустя более чем полвека фильм не забыт, его смотрят и восхищаются. Сценарий выдающегося уровня. Ты теперь в лодке поклонников или пока раздумываешь?
Лена: Мне очень фильм понравился. До последнего момента интрига держалась. Было ли убийство или нет: ведь женщина выходила... Плюс всезатмивающая красота Грейс Келли. Я до последнего задумывалась, а не её ли это розыгрыш, дабы заинтересовать своего возлюбленного.
МакЛыди: Никогда не думал свести всех актрис разных поколений в один рейтинг и сравнить их красоту, но Грейс Келли это действительно идеал. И актриса неплохая, хотя я не очень много видел её работ. Насчёт "розыгрыша" – думаю, это была одна из идей Хичкока. Специально в начале фильма показаны натянутые отношения между главными героями, намекающие на то, что каким-то образом ей захочется пробудить в нём чувства. То есть этой сюжетной линией режиссёр намекает на широкую вариативность событий, вплоть до розыгрыша. Когда в повествовании появляется полицейский, он тоже ведёт себя несколько странно: в языке тела, в поведении. А ты сидишь и думаешь, это он человек такой, или тоже что-то узнал и теперь покрывает преступника. Такие мысли были у меня.
Лена: Да, интересно было всё время. И как отношения улучшились между ними на основе совместного расследования.
МакЛыди: Обратила ли ты внимание, что помимо истории с убийством развиваются другие? Все жители дома потихоньку меняются, а финальная сцена ставит жирную точку в "жизни" каждой квартиры.
Лена: Да, каждого соседа раскрыл. Эта смена фокуса на окнах.
МакЛыди: Вот кусочек единственной, как я понимаю, профессиональной рецензии, написанной на этот фильм русским человеком.

Опередив свое время, Хичкок, по сути, создал матрицу «виртуального» фильма: из мира поступков, жестов и слов действие перенесено исключительно в пространство зрения. Тут тело — всего лишь ненужный придаток взгляда, а взгляд — главное средство коммуникации, инструмент выбора, ключ к разгадке. Убийства или фильма — неважно. По Хичкоку, это одно и то же.

Не до конца понимаю смысл словосочетания "пространство зрения", но это видимо именно то, что ты имеешь в виду. И фильм в этом плане стал новаторским, породив тысячи последователей. Конечно, делать на этом эффекте всё кино целиком было бы нелепо, но кусочками, в экспрессивные моменты – почему бы и нет.
Лена: Вдохновились режиссёры.
МакЛыди: А как тебе юмор? И что в принципе фильм с убийством в центре истории смотрится легко.
Лена: Потому и смотрится легко, так как до конца непонятно было, преступление или это ловкая игра. Юмор милый и эстетичный, очень приятный. Наверное, у современного зрителя передоз пошлости и чернухи в юморе.
МакЛыди: Не понял. Это ты безотносительно фильма говоришь? Или пытаешься сравнить юмор разных эпох? Я особо ничего пошлого не услышал у Хичкока.
Лена: Второе. В современном кинематографе юмор по большей части грязный. А тут эстетика такая, даже в шутках с намёком на интим героев.
МакЛыди: Да. Но грустно ещё и то, что если фильм не комедийный, в нём редко бывают хорошо прописанные шутки. А у Хичкока это получалось даже без особого напряга. Ну, если иметь в виду триллеры. В ужастиках-то особо не пошутишь, там другие эмоции должны быть. Хотя какие-нибудь эстеты и в жёсткости смогут увидеть стремление пошутить.
Лена: Я мало триллеров смотрела, но юмора там не особо наблюдала.
МакЛыди:
Под впечатлением от просмотра фильма Хулио Кортасар написал новеллу «Слюни дьявола», которая легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение».

Не забыла ещё о таком? Вспоминала во время просмотра?
Лена: Вот! Про него весь фильм думала. Спросить хотела, а фильм изначально был в цвете?
МакЛыди: Чёрт его знает. Не знаю достоверных источников. Но скриншоты попадаются как цветные, так и ч/б.
Лена: Тут, в отличии от "Фотоувеличения", герои приятные.
МакЛыди: Тут и концентрация на героях большая. Всех представить, несколько сюжетных линий. А "Фотоувеличение" больше в метафорах. И главный герой не особо человек, а больше собирательный образ всех характеров, подобных показанному. Самый важный вопрос: Джеймс Стюарт – красивый мужик?
Лена: Скорее обаятельный. Мужская красота – сложный вопрос.
МакЛыди: Заковыристых вопросов под этот фильм быть не может, потому что всё как на ладони. Классика она и есть классика. Я бы очень удивился, если б тебе фильм не понравился. Но всегда надо держать в уме, что это 1954 год, и то, что кажется нам привычным, тогда граничило с гениальностью.
Лена: Наверное, этот фильм много шума наделал.
МакЛыди: В плане?
Лена: Ну в 1954-ом. Интрига, новаторство.
МакЛыди: 4 номинации на Оскар, ни одной победы. Так что, думаю, настоящая слава случилась немного позже, когда новые режиссёры поняли, какое сокровище в их руках.
Лена: Я думала, у него очень страшные фильмы. Поэтому немного обходила стороной.

СериаЛица. Выпуск №10


Продолжаем путешествие ещё одним сериалом из институтских времён.

Так вышло, что КЯВВМ и "Теория" зажглись практически одновременно и долгое время шли рука об руку. Нам, европейским зрителям, было интересно наблюдать за судьбами героев обеих историй, а вот каково было создателям бороться за внимание аудитории и звание комедийного сериала №1 в конкретный промежуток времени – это другой разговор. На деле же общего между сериалами, кроме очевидного юмористического посыла, не слишком много. Если в "Маме" с самой первой серии всё было заточено на отношениях и сексе, то "Теория" пришла к этому, только когда интерес публики начал зашкаливать. И "простачки" Тед и Леонард не слишком похожи характерами, и "не от мира сего" Шелдон и Барни – герои будто с разных полюсов. Между Робин и Пенни, конечно, много общего, но если первой дали сценарно раскрыться в поздних сезонах, то персонаж Кейли Куоко так и остался второстепенным, лишь оттеняющим основных персонажей-мужчин. Между семьями Воловиц и Эриксен тоже можно найти сходства, но не стоит забывать, что Маршалл и Лили на момент старта уже вместе, а Говард обрёл новую семью далеко не в первом сезоне. Думаю, если бы сериалы были разведены по времени, их бы мало кто стал ставить в один логический ряд.

Однако своими финалами огребли что одни, что другие. В отличие от "Теории", создатели "Мамы" имели чёткую концепцию с завершением истории и не стали слишком затягивать. 9 сезонов – не слишком много по современным меркам. Досталось же им не из-за затянутости, а из-за невыносимой мрачности и излишней драматичности, даже трагичности финальной серии. История, столько лет дарившая счастье, смех и свет, завершилась ударом под дых. Нет сомнений, что сценаристы так и думали всё закончить, только приступая к первому сезону. Только из-за того, что остались стоять на своём, невзирая на популярность сериала, они заслуживают уважения. Но объективно финал получился тухловат. И уже с того момента, как Робин стала встречаться с Барни, я смотрел скорее на автопилоте. Шутки остались на месте, в этом плане просадки не случилось, но с драмой и "мыльнооперностью" явный перебор.

В плане юмора "Теория" немного сильнее, или просто мне ближе. "Мама" примерно на одном уровне с "Друзьями". И вообще, у этих сериалов куда больше общего, чем с историей про гиков науки. Одни только посиделки в баре чего стоят. Кофейня, в которой просиживала шестёрка друзей, стала легендарной, но и подвал, в котором Барни девять лет пытался склеить девушек, обрёл большую популярность. Главный аспект, за который я полюбил "Маму", это человечность каждого персонажа. Если герои других комедийных сериалов довольно редко выходили из образов (вспомнить хотя бы эпизод со смертью матери Воловица – он не удался в плане драматургии, каких-то новых красок), то здесь скорее наоборот. Что выкинет тот или иной человек в кадре, что скажет или не скажет – предугадать было тяжело. Первые 4-5 сезонов – чистое золото. Дальше повествование стало умеренным в плане сюрпризов, но концепт, подразумевающий конечность, всё равно держал в напряжении. Очень люблю этот сериал, хоть и не могу закрыть глаза на его минусы.

А теперь топ.

Collapse )