Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Погружение. Вступительный пост

Благодаря многочисленным музыкальным рубрикам в этом блоге вы все уже поняли, что я неровно дышу к этому виду искусства. Годами шёл к тому моменту, чтобы научиться понимать музыку всех времён и поколений. Вне зависимости от своих вкусовых предпочтений, подмечать что-то интересное в любом жанре. Кажется, этот момент настал. Пришло время "Погружения". Моего нового проекта, который должен стать самым массивным в этом блоге, да и в моей жизни тоже. В нём я постараюсь осветить истории 1000 (!) исполнителей мира музыки. Сейчас расскажу подробнее.

О своих любимчиках я уже отчитывался, потому повторяться не будем. Каждый исполнитель/композитор будет появляться в проекте благодаря арифметическим выкладкам, согласно придуманной мной системе, или выбьет для себя место с помощью опросников. Эта музыка не обязана нравиться мне, дяде Пете или тёте Васе. Она будет в этом блоге только благодаря чётко выстроенной системе. Итоговая цифра 1000 – приблизительная, но вполне достижимая. Суть в том, что мы будем двигаться от настоящего к прошлому. Сначала сто исполнителей века, в котором мы с вами живём. То бишь усечённого, 18 лет + 2000 год тоже пойдёт в этот зачёт. XX век я поделю на две сотни, потому что слишком уж огромен выбор. Сотня для второй половины, сотня для первой половины. Плюс отдельно поговорим о всех лучших представителях академической музыки. Ну а начиная с 19 века и дальше только она и останется, по большому счёту. На XV веке, начале Ренессанса, мы остановимся. Известных композиторов эпохи Средневековья можно будет свести в одну сотню. Хотя не уверен, что столько соберу. Так и получается – 9 чистых сотен плюс одну нужно будет добрать бонусом.

О чём буду писать? О собственных эмоциях, само собой. Какие-нибудь аналитические выкладки, ссылки. Там, где есть числа, будет место и для них. Если исполнитель хорошо мне известен – буду делать свой топ. Чтобы не перебарщивать с текстом, в одном посте всегда будет 5 имён. Никакой чёткой периодичности у рубрики не будет. Будем идти последовательно и ооочень медленно (наверное).

Теперь подробнее про первую сотню, то бишь 2000-2018 год. Отбор проходил по нехитрой системе. Есть 2 известных сайта, которые постоянно ломятся от посещений музыкальных гиков. Первый – главный агрегатор профессиональных рецензий, Metacritic. Второй – аналог IMDB для простых смертных, RYM. Я брал среднее арифметическое всем альбомам исполнителя на первом и втором сайте, после чего делал комплексное среднее арифметическое из получившихся двух. Согласно итоговым баллам собрал топ-100, который и буду вам представлять.

Обязательные условия:
- первый студийный альбом должен быть выпущен не раньше 2000 года;
- минимум 3 студийных альбома с 2000 по 2018 год;
- минимум 3 сертификации на Метакритике (это значит минимум 4 рецензии на альбом).

Сбор информации и конечный результат был совершенно непредсказуемым по ряду причин. Основные – это, само собой, разница во вкусах критиков и обычных людей, а также то, что я не применял никаких дополнительных коэффициентов, как это делают любые агрегаторы, и чистые цифры всегда оставались чистыми цифрами. 4 или 40 рецензий, 400 или 40 000 оценок – всё равно. Значение популярности исполнителя в моём проекте абсолютно нивелировано. Можно сразу придраться по поводу того, что на Метакритике есть только те релизы, что когда-то были выпущены в США, но тут уж ничего не поделаешь. Раз не хочешь завоёвывать Америку и подписывать контракты с местными лейблами, значит для мира в абсолюте будешь в вечном андеграунде.

Изначально я фиксировал в Экселе всех исполнителей со средним баллом 70 (что в моём понимании означает некоторую стабильность и показатель качества). Знаете, сколько таких набралось? 467. Да-да, так много. Пока горе-аналитики и старпёры плетут красочные речи о том, что музыка давно умерла, в мире каждодневно пишутся качественные лонгплеи и даже изобретаются новые жанры. От сравнения с музыкантами прошлого не уйти, и может никто нынче не поёт так, как Плант, и не играет так, как Пейдж, но это не значит, что талантливых людей не осталось. Моя цель – провести в этом плане ликбез, а что делать с полученной информацией вы уже решите сами.

Проходным баллом в сотню стал 74,371. Оглашение начну совсем скоро. На какую-то реакцию от читателей не рассчитываю, но робко надеюсь.

Эпизоды. Послесловие

Перед стартом проекта я собирал все эпизоды в док-файле, который потом разбивал по нескольким отдельным документам. Как уже было написано, конкуренция за попадание в топ была нешуточная, много кого пришлось отсеять. Сейчас файл под названием "Боттом-боттом" (а до этого были "Топ", "Серединка" и "Боттом", уже удалены) передо мной. В нём 30 эпизодов, отсеянных в последний момент. Не пропадать же добру? Послесловие для всех тех, кто весь декабрь был здесь, со мной. Изюминка для последнего выходного, если хотите.

Изначально каждый эпизод описывался словосочетанием, по которому в моих воспоминаниях всплывала нужная сцена. И сейчас под катом будет именно такой формат – название фильма и словосочетание. Интересно, все ли из вас поймут, о каких именно эпизодах идёт речь. В большинстве своём это очевидно.

Collapse )

Эпизоды. Топ-10



10 место
Мертвец (1995)
[...]
"Да, я Уильям Блейк. А что, вы читали мои стихи?"
Я как-то не подумал сразу о глобальном различии цитаты и монолога в кино, поэтому рассказывал вам о четырёх любимых цитатах, хотя их на самом деле три. Четвёртая – это кусочек монолога, который на 9 месте. Итак, освежим память постоянных и непостоянных читателей. Третья – цитата Микки Рурка из "Домино": "Я заплатил за эту порнуху десять баксов и теперь не узнаю, чем там всё закончилось". Полегла где-то рядом с топ-100. Вторая – Кеббелл у Ричи: "Теперь я буду настоящим рок-н-ролльщиком". Место во второй половине топа. Наконец, на 10 месте моя любимая цитата в истории кино. Джармуш представляет нам героя Деппа рохлей, типичным клерком, который совершает своё первое убийство только в целях самозащиты. Однако даже это его глобально не меняет. Дальше – масса диалогов с Никем, поиски смысла для дальнейшего существования, переосмысление мироздания. Ещё одно убийство. Но даже тогда в глазах Джонни читается осторожность, робкость. И вот, когда индейца не оказывается рядом, герой натыкается на новых охотников за головами. Дуралеи, будто вспомнив школьные годы, аккуратно интересуются: "Вы Уильям Блейк?" Ответ им следует незамедлительно. Правда, сдобренный свинцом и взглядом, в котором уже нет никакой боязни. Перерождение за 5 секунд, гениально снятое великим режиссёром нашего времени.


9 место
Криминальное чтиво (1994)
[...]
"Не надо мне рассказывать о том, какой у меня охуенно хороший кофе. Я сам его покупаю. Знаю, какой он хороший. Когда в магазин ходит Бонни, она покупает всякое гавно, а я покупаю по-настоящему хороший дорогостоящий продукт. Потому что когда я его пью, то хочу почувствовать вкус. Только вот знаешь, о чём я сейчас думаю? Я думаю о мёртвом нигере в моём гараже. Я хочу задать тебе вопрос. Когда ты заезжал ко мне, ты заметил на моём доме знак, на котором написано “Склад мёртвых нигеров”? Не заметил? А знаешь, почему? Да потому, что его там нет! Потому что складирование мёртвых нигеров – это не мой бизнес, вот почему!"
Когда я вроде как вошёл в киноманские круги, то начал массово подсаживать друзей на хорошее кино. Тогда же в нашу компанию влилось "Криминальное чтиво", о котором почему-то мало кто слышал. Параллельно с этим я запустил голосование на лучшего актёра, уже рассказывал об этом. Суть в том, что в этом опросе Тарантино собрал нормально так баллов, вроде даже претендовал на топ-20. Почему? Потому что "складирование мёртвых нигеров – это не его бизнес". Не надо мне рассказывать о том, как много в "Чтиве" более достойных топа эпизодов. Для меня монолог Джимми – лучший из лучших.


8 место
Король Лев (1994)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Да здравствует король!"
Я всегда знал о том, что есть такой мультик и что он очень здоровский, но из-за печального безынтернетного детства посмотрел его только лет в 20. Как меня бог уберёг от этого спойлера – уму непостижимо. В общем, долгое оттягивание ни на что не повлияло. Я смотрел "Льва" через 15 лет после премьеры и не мог поверить, насколько это крутой фильм, с какой стороны не подступись. Ну и эпизод, что говорить... Все пережили в детстве, а я в молодости. Самый горький мультипликационный момент.


7 место
Выживший (2015)
[...]
silence scream
Относительная свежесть не позволяет эпизоду быть выше. Но и так – разве не здорово? Мой друг, который вообще кремень, после этой схватки встал и ушёл из кинотеатра на несколько минут, потому что не мог продолжать просмотр. Надо было подышать свежим воздухом. Я тоже хотел выйти, но очень уж люблю кино и потому не могу себе позволить пропустить ни секунды – вдруг пропущу что-то по-настоящему важное. Битва с медведем – это не только драматургически и концептуально великая сцена, пробуждающая эмоции у любого зрителя, но ещё и срез эпохи в плане спец.эффектов. Мы дожили до того времени, когда огромное животное, разрывающее человека, смотрится на экране как живое.


6 место
Общество мертвых поэтов (1989)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"О, капитан, мой капитан!"
Тодд Эндерсон, герой Итана Хоука в фильме Уира, чисто сценарно – образец для молодёжного кино. В зачине – забитый мальчонка, не стремящийся завести дружбу даже с соседом по комнате. Дальше – надёжный товарищ, добрый, открытый. Ещё дальше – член закрытого клуба, мудрый, неординарный. Немного философ, как и все подростки. А в финале – фактически герой. Никто кроме него не посмел бы встать первым и произнести те самые слова. Всем нам не помешал бы такой друг, как Тодд Эндерсон.


5 место
Великий диктатор (1940)
[...]
"Что-то произошло… Мне помогли военные! Разве это не чудо, если они перестанут нас ненавидеть! Если оставят нас в покое, как мы жили прежде, разве это не чудо? Если нам не придётся сбегать чужую страну. Я не хочу уезжать. Несмотря на гонения и лишения, мне здесь нравится. Может нам и не придётся никуда уезжать? Разве это не чудо, если они оставят нас в покое и мы снова будем счастливы?"
Каюсь, всего лишь один эпизод из всех фильмов моего любимца. Но в нём, как мне кажется, больше Чаплина, чем в любом другом. Кто не знает Бродяжку? Все знают. Кто не знает, на каких элементах базировался юмор Чаплина? Все знают. Кто не знает о том, что его комедии были не только смешными, но и очень стильными? Почти все в курсе. Но тот факт, что помимо желания насмешить режиссёр в каждый свой фильм вкладывал глобальную идею, заставляющую задуматься, от многих ускользает. Именно из-за масштабной концепции, не без доли сатиры, я считаю "Диктатора" лучшим фильмом Чаплина. Ну а эти слова из уст прекрасной, как весеннее небо, Полетт Годар... Просто вдумайтесь в них и взгляните на год выхода фильма.


4 место
Список Шиндлера (1993)
[...]
"Я мог бы спасти ещё больше. Я промотал столько денег… Если б ты знал, как много я потратил. Я сделал так мало… Машина, зачем она мне? А ведь это жизнь. Жизнь десяти человек. Герд бы её купил. Этот значок. Он взял бы и его. Тут две жизни, потому что это золото. Чистое золото. Он бы купил его, а я бы спас человека, хотя бы одного. Я мог бы спасти, но я не спас, не спас, не спас…"
Подобно Быкову в "Стариках", Спилберг в финале своей великой военной драмы растаптывает зрительские сердца, хотя они и без того уже еле шевелятся. Это же надо было такое придумать! Человек, который, подобно ангелу, на протяжениии большей части повествования спасал людей, признаётся, что ничего не сделал. Понятно, что эмоции, но... В своём пересчёте имущества на людские жизни Нисон так убедителен, что один этот монолог лучше добрых пары часов, за которые нам неумелый режиссёр показал бы кишки из-под гусениц и кровавое море. Ужасы геноцида тоже можно преподносить тонко.


3 место
Гладиатор (2000)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
silence
Финал "Гладиатора" – это тот редкий пример, когда я себе даю установку не плакать. Не надо, Лёшик! Ну сколько можно! Ну ты же десятый раз это смотришь, соберись! Не получается... На том моменте, когда душа Максимуса потихоньку покидает тело, а Скотт меняет цветовую гамму с коричневой на сиреневую, давая зрителю понять, что мы уже не в ЭТОМ мире, я всегда рыдаю самыми горькими слезами. И этот мальчик, бегущий по полю к папке, и улыбающаяся жена... В отображении потустороннего мира мистер Ридли преуспел, столько эмоций за минуту.


2 место
Фицкарральдо (1982)
[...]
silence
Есть немало эпизодов, "внутри" которых не живёт человек, но имеющие культовый статус. Тот же мендесовский пакетик, например. Иррациональное, позволяющее видеть нам красоту и эстетику там, где она не задумывалась. В море подобных мгновений я выбираю один, который в прошлом году меня просто разорвал. По сюжету фанатик оперной музыки Брайан Фицджеральд задумывает невероятное – построить театр в перуанской сельве. Когда план начинает рушиться, ему в голову приходит ещё более больная идея – переправить судно по земле из одной реки в другую, обходя таким образом опасный порог и выигрывая время. В кадре очень долгое время показывают индейцев (которые ни разу не актёры, а реальные аборигены), которые совместно с членами съёмочной группы строят этот переход. Наконец, всё получается. С помощью крупных планов нам демонстрируют, как судно двигается по земле. Радость Фицкарральдо, обнимашки, все дела. Но вдруг перед нами вырисовывается общий план, на котором излучающий дым корабль под звуки классики ооочень медленно перемещается в кадре, при этом камера статична. Те звуки, которыми сопровождается это перемещение, безапедяционно говорят зрителю – это реальный корабль. Никакая не игрушка, снятая в правильном ракурсе. За минутой экранного времени кроется море людского пота, нервов и крови, а на выходе – чистый минимализм.


1 место
Шестое чувство (1999)
[SPOILER ALERT. Ни в коем случае не открывайте, если не смотрели фильм]
"Я вижу мёртвых людей. Они есть повсюду. Они забыли, что уже умерли. Они видят только то, что хотят видеть."
...и великий Херцог был бы у меня первым, если бы не Найт Шьямалан, придумавший твист, которому нет равных. У меня буквально выжгло нутро, когда я смотрел финал "Шестого чувства". Могу сравнить те ощущения только с тем, как меня беспричинно бросила девушка, просто решив, что так будет лучше для всех. Самое же главное, что сам по себе триллер индуса далеко не Шедевр, но такая развязка делает его таковым. И именно поэтому отдаю золото дуэту Осмента и Уиллиса. Тем, кто разгадал смерть Брюса, моё почтение. Спасибо всем за внимание. Тем, кто комментировал, спасибо вдвойне. Вас было человек 20 – теперь я знаю реальное количество читателей этого блога. Уж за 31 день один ссаный комментик можно было написать, ну а раз нет, значит вам и без меня на этой платформе живётся припеваючи.

Эпизоды. 46-44



46 место
Таксист (1976)
[...]
"Ты со мной говоришь? Со мной? Со мной? А с кем же ещё, чёрт возьми? Значит со мной. Здесь только я. За кого ты меня держишь?"
Нет ничего удивительного в том, что многие современные фильмы, в которых главному герою суждено поесть гавна и переродиться в результате акта этой ментальной копрофагии, сравнивают с "Таксистом". Из недавних – "Тебя никогда здесь не было" Рэмси, в котором, помимо прочего, была ещё и лоли Екатерина Самсонова, которую тоже нужно было спасать. Проблема же в том, что режиссёрский замысел Скорсезе был настолько велик, а искусство перевоплощения (или перерождения, как кому нравится) Де Ниро столь потрясающе, что если и находятся у современников какие-то параллели, то это больше похоже на пародию, чем на цельное художественное высказывание. Постановка первой половины "Таксиста" отвечает самым высоким требованиям, поскольку посредством этих ночных поездок и подслушанных диалогов, подсмотренных разборок, мы вместе с главным героем проникаемся ненавистью к этому мерзкому городку, который прогнил от трущоб до центра. Сначала Боб одними глазами показывает переживания и удушье от того смрада, частью которого ему приходится быть. Но потом он покупает оружие и репетирует превращение в гангстера, по-настоящеему давая волю эмоциям. За эту минуту гений и так любимого актёра раскрылся для меня по-новому.


45 место
Возвращение (2003)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Иван, подожди! Иван, стой!!"
Столько Звягинцев уже всего наснимал, что когда внезапно спрашивают о том, какой его фильм мне зашёл больше всего, я перебираю в голове отсмотренное и не могу сразу остановиться на чём-то одном. Хотя выбор-то очевиден. Почему-то дебют режиссёра и одновременно его первая лента, просмотренная мной (конечно, не в год выхода, а в 2008), не всплывает в голове первой, не ассоциируется с Андреем Петровичем. У вас тоже так? Наверное, это потому, что России как таковой в "Возвращении" минимальное количество. При этом все проекты нашего самого прославленного современника можно назвать универсальными, но дебютник в этом плане топ-1. Что я испытал, когда погиб отец-Лавроненко? Абсолютный катарсис. Время замерло, сердце остановилось. Разом вспомнились все люди, которых я потерял. Никаких слёз, просто внезапное опустошение. Помню, как в компании из человек 8 никто больше не обронил ни слова что до конца фильма, что на титрах, что несколько минут после. Кто курит – закурил, а остальные остались просто смотреть в пустоту.


44 место
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
[...]
"Перемотай, хочу ещё! Там есть одна клёвая нота, где кролик откусывает себе голову. Хочу, чтобы на этом моменте ты взял это радио и кинул сюда, в воду, ко мне."
Не придавал этому какого-то особенного значения при составлении топа, но сейчас понимаю, что на 44 месте у нас последнее упоминание эпизода из категории "юмор". Выходит, что Гиллиам при помощи верного партнёра и друга Томпсона всех обскакал. В совокупности я не могу назвать "Страх и ненависть" самым смешным фильмом, там пальму первенства удерживает Чаплин, причём как бы не весь пьедестал. Что же касается яркого мгновения внутри хорошей (и одновременно страшной, чоужтам) комедии, то тут Гиллиам просто бог. Весь эпизод, когда Рауль возвращается в номер, а адвокат моется под Jefferson Airplane – это поток непрекращающихся шуток, ситуационного юмора и отточенного в своей фантастичности и абсурдности бреда. Никогда более мой животик не уничтожали так комплексно и массивно.

Эпизоды. 79-77



79 место
Курьер (1986)
[...]
"Ну разве это мечта – пальто купить? На вот, возьми. Носи и мечтай о чём-нибудь великом."
Я не так много советского кино смотрел, как хотелось бы, поэтому говорить в абсолюте не могу. Однако показалось, что "Курьер" со своим абсурдным юмором, необычными диалогами и романтичной тягучестью повествования очень отличается от того, что в СССР снимали тогда. Могу ошибаться. Вне сомнений, благодаря неординарному главному герою, потрясающе красивой Анастасии Немоляевой и шуткам, которые даже меня в XXI веке заставляли краснеть, фильм запоминается. Но этот момент в концовке – просто вышка. Всем нам нужен друг, который может "подарить пальто".


78 место
Последний король Шотландии (2006)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Вот, что бывает, если предаёшь президента!"
Имя Иди Амина давно стало нарицательным в Африке. Один из главных злодеев в мировой истории творил в Уганде чистый беспредел и дестрой. При этом до поры – до времени режиссёр биографической ленты Кевин МакДональд старается сглаживать углы, не показывая моря насилия и убийств. Саспенс настигается постепенно, аккуратно. Напряжение достигает пиковой точки, когда в повествовании запарааллеливаются два эпизода – пресс-конференция Амина и проход по длинному коридору героя МакЭвоя, играющего тут зарубежного журналиста-доктора. Он идёт туда, где случилось ужасное, под плач женщин и крики приспешников политика. Перед журналистами правитель выглядит бравым воином, готовым поднимать страну с колен... а за кулисами он пару часов назад дал приказ, из-за которого невинную женщину убили и расчленили, на показ другим "поменяв" руки и ноги местами. МакЭвоя немедленно стошнило от увиденного. Я тоже был близок.


77 место
Убить Билла 2 (2004)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Пожалуйста, можно стакан воды?"
Снова Тарантино – второй, но не последний раз. Честно признаюсь, я не ожидал, что Беатрикс выберется из гроба своими силами. Всё пытался вспомнить тонкости первой части – может, у неё всё-таки остался какой-нибудь друг? Тот, кто сейчас придёт, откопает её, и пойдут вместе врагов мочить. Увы, я сильно недооценил возможности Невесты. И когда ты наблюдаешь, как человек выбирается из могилы, в мыслях витает только одна мысль: "Ну, теперь им всем точно пиздец". Однако Киддо вместо розыска орудия для новых убийств первым делом идёт в кафешку, с потрясающей грациозностью присаживается на стульчик и с незыблемым чувством собственного достоинства просит выпить водички. То, с каким лицом на неё смотрел официант – это лицо каждого, кто смотрит фильм впервые.

Эпизоды. 82-80



82 место
Карты, деньги, два ствола (1998)
[...]
"Рори понял, что запахло кровью, но игру пропускать не хотел. Спокойный как мамонт, он берёт огнетушитель, проходит мимо неврубающихся придурков и ставит его на улицу, у входа. Потом заказывает самое термоядерное в этом кабаке пойло и снова переключает канал на футбол…"
Рори был готов на всё только ради того, чтобы досмотреть матч любимой команды. Которая, кстати, победила 4:0. Так я же Рори! Возможно, для тех, кто смотрел фильм давно, эта сцена уже выветрилась из памяти, ведь там и без неё много эффектного и смешного. Однако для меня при ассоциациях с этими эпитетами в киноистории прежде всего всплывает именно этот эпизод с зарвавшимся горящим мужиком. Обожаю раннего Гая Ричи.


81 место
Затмение (1962)
[...]
"Мы летим прямо в него!"
Не секрет, что операторы и режиссёры во все времена прибегали ко всякого рода уловкам, чтобы масштабные эпизоды выглядели таковыми, но при этом не требовали больших денежных вложений. Сцена внутри самолёта одного из самых знаменитых фильмов Микеланджело Антониони, с одной стороны, выполняет чисто адаптивную функцию для заполнения "эфирного времени" и мало на что влияет. С другой же стороны, если задуматься, то эти пара минут как никакие другие характеризуют абсолютную гениальность режиссёрской мысли и эдакого бунтарства. Да, те кадры, в которых мелькают людские лица, были сняты на земле или в полётных павильонах. Но господи, как же великолепно снято всё остальное! Джанни Ди Венанцо на 10 из 10 выполняет режиссёрскую задумку, согласно которой город и облака над ним будто разговаривают со зрителем. Ни единой помарки при работе с камерой. А когда самолёт садился, Антониони будто специально, игриво оставил тот дубль, который на сто процентов доказывает, что без натуралистичных съёмок и живых пилотов тут не обошлось. Этот режиссёр – гений. Этот оператор – ювелир.


80 место
Необратимость (2002)
[...]
"Подожди, я займусь тобой. Ради кого ты это так вырядилась? Ради твоего парня? Заткнись, или я прирежу тебя! Раздвинь ноги, шлюха! Не двигайся, сейчас я трахну тебя в твою классную задницу!"
Ставить Ноэ выше Антониони – ох, эстеты остались бы мной недовольны) Но это какие-то миллиметры отрыва. Если там был озноб от того, как можно простенькую сцену так снимать и делать маленьким Шедевром, то здесь было максимальное отвращение, которое в принципе можно испытать при просмотре художественного фильма. Режиссёрский замысел ясен, и подобные сцены мы с вами видели не один раз. Однако в фантастической реалистичности происходящего и бескомпромиссности к зрителю (да и к Монике, наверное) Гаспар переплюнул всех. Многоминутная сцена анального изнасилования в подземном переходе едва ли когда-нибудь выветрится из моих воспоминаний. Это тот градус неимоверного омерзения, который нужно ценить.

Эпизоды. 94-92



94 место
Муха (1986)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Kill me"
Законы драматургии в классическом варианте работают так, что сначала зритель проникается к герою симпатией, а потом, постепенно узнавая подробности его личной жизни или каверзные планы на будущее, охладевает как минимум или и вовсе проникается негативом. Можно в обратном порядке. Персонаж же Голдблюма в "Мухе" рисует синусоиду зрительских переживаний, представляясь то умнейшим учёным, то конченым ублюдком, то рубахой-парнем, то тонким стратегом. С середины вообще превращается в Бинго-Бонго. Однако великолепный финал в кроненберговском стиле расставляет все точки над i. Едва ли кто-то в наше время рассматривает человека-муху как отрицательного героя.


93 место
Первобытный страх (1996)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Мне нужно было убить Линду, мистер Уэйл. Эта сука заслуживала смерти. Но как я порезал этого уёбка Рашмонда… Это было произведение искусства."
Всё почти то же самое, что и с предыдущим эпизодом, только со сменой акцентов. За молодого Нортона, вынужденного сидеть за решёткой то ли из-за подставы, то ли психического расстройства, переживаешь всей душой. Адвокат в исполнении Ричарда Гира – ну, почти Аттикус Финч. Борется за подсудимого изо всех сил. Делает, что может. Но потом наступает развязка, и ты такой ээээ?... В совокупности с тем, что у Эдварда это был дебют в большом кино, эмоции от этого эпизода просто незабываемы.


92 место
Брюс Всемогущий (2003)
[...]
"Премьер-министр Швеции прибыл сегодня в Вашингтон, а мои маленькие сисёнки полетели во Францию. Я танцую ча-ча-ча как девочка-целочка. Я любить делать ча-ча-ча."
Сисёнки его улетели. Во Францию. Круассаны кушать. Я очень часто пересматривал этот момент, простите. Целый жизненный пласт из порой беззаботного детства с ним связан. Поэтому и в топе.

Тематическая кинорулетка. Гонин (Gonin, 1995)

Ни один из моих 134 друзей с широчайшим кругозором не видел этого фильма. Ну, по крайней мере, ни у кого не стоит оценка на КП. Где бы ещё, как не в Кинорулетке, я бы мог подцепить такую песчинку.



Обложка DVD-диска многозначительно завлекает потенциального зрителя надписью "ТАКЕШИ КИТАНО в фильме Такаси Исии GONIN", хотя один из самых известных японских деятелей кино здесь в эпизодической роли и появляется в кадре впервые минуте на 70-ой. Главные же действующие лица – актёры калибром поменьше. Пятеро горемык, окончательно теряющие веру в жизнь, решают изменить всё в один миг нетривиальным способом. Объединившись в банду (составчик тот ещё: владелец клуба, клерк, пройдоха-вымогатель, сутенёр и вышибала, бывший коп), они идут грабить гангстеров. Авторитетная семья якудз под гнётом рэкета теряет круглую сумму, план криминальных новичков срабатывает. Все бы разъехались по домам и начали новую жизнь, если б не одна мелкая деталь, благодаря которой урки быстро выходят на след и начинают мстить. Кажется, что сама суть денежной утраты их не волнует. Всемогущей банде Огоши просто нужно устранить пятерых выскочек, для чего они нанимают бывалого киллера в лице Китано.

"Гонин" представляет собой занятное зрелище, не укладывающееся в привычные каноны жанра. Это НЕГолливуд от слова "совсем". Никакие законы драматургии и даже обычные причинно-следственные связи тут не работают. Всё отдано на откуп зрелищности, антагонисты и протагонисты "сталкиваются лбами" просто потому, что так нужно. Появляются друг перед другом будто из воздуха. Звучит интригующе, но на деле данный аспект является слабейшей характеристикой фильма. Если бы в подготовку ограбления и последующее за этим отслеживание одних бандитов другими бандитами была вложена хотя бы толика сценарной мысли, быть может боевик действительно обрёл американский привкус, но это пошло бы ему только на пользу. Получилось же, что некоторые эпизоды, напрочь лишённые метафоризма, всё равно неудобоваримы для европейского зрителя. Что уж говорить о тех, которые начинены скрытым смыслом. Целевой аудиторией, очевидно, были жители страны восходящего солнца, поэтому неудивительно, что спустя 20 с лишним лет творение Исии имеет лишь 2000 с хвостиком оценок на IMDB.

Однако жанр боевика частенько подразумевает под сбой некоторые условности. Если в случае с "Гонином" к ним относить непроработанные сюжетные линии, то в остальном всё в полном порядке. Осака показана бурлящим, ярким и в чём-то даже футуристичным городом, который поглощает всех жителей и сводит их с ума, как дом в "Сиянии" Кубрика. Не могу утверждать точно, но где-то 95 процентов повествования ведётся в тёмное время суток, придавая истории некоторый шарм и аутентичность. Кровь отлично работает как главная метафора. Можно бы было небольшой "красный" колодец сделать, учитывая количество убийств. И главный вердикт, который можно поставить Исии как постановщику: ставка на зрелищность сыграла. Даже при том, что сюжетные повороты временами выносят мозг, а актёры порой трудно различимы в кадре (и похожи, и играют не ахти), ближе к концу паззл всё-таки собирается, и последние полчаса ставят жирную положительную точку. Японцы, вне сомнений, умеют снимать чукалово. "Гонина" по праву можно считать достойным представителем азиатского боевого жанра.

Оценка: 7 из 10.