Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Blue Swan 2019. Моя версия



Успел рассказать вам о всех просмотренных фильмах.

Blue Swan – это ежегодная премия синефильского сообщества A Band Apart, членом которого я являюсь уже больше пяти лет. Наша задача – совместными усилиями охватывать максимально возможное количество новых фильмов и презентовать их интересующимся людям, если эти фильмы того достойны. У нас постоянно функционирует сводный рейтинг фильмов, как на КП и всяких других киносайтах, но Blue Swan – это самая главная тема. То, что вы увидите ниже – мой выбор лучших персоналий и фильмов по категориям. Все участники группы заполняют такие "анкеты", они складываются, появляются настоящие номинанты, потом голосование и итоги. Настоящих, общевыбранных номинантов я выложу следом. А в субботу уже станут известны победители.

Мой самый важный кинопост за год. Внутри номинаций никакой градации нет, просто перечисление.

Collapse )

Тематическая кинорулетка. Ренессанс (Renaissance, 2006)

Совсем перестал получать удовольствие от кинорулеток, но увидел в ленте интересную тему и решил записаться. dart_maus приготовила нам "Мультфильмы для взрослых". Не сказать, что я специалист в этой кинообласти, но некоторые представители (все они присутствуют в туре) оставили сильное впечатление. Моё первое знакомство с такого рода фильмами состоялось ещё в раннем детстве. Мама с папой смотрели по телеку в довольно поздний час какие-то анимации с дурацкой озвучкой и люто, безудержно хохотали. Только я хотел присоединиться, как они сразу меня прогоняли из зала. Мол, маленький ещё, тебе такое смотреть нельзя. Однажды, во время очередного алкогольного угара, я воспользовался беспамятством родственников и пробрался ночью к ящику, а там как раз шли эти мультики. Конечно, ничего смешного в них не было, а статус "18+" они имели сугубо по причине показываемых на экране петтинга и пенетрации в мире сказочных героев. Белоснежку гномы трахали, вроде бы. В этот раз у нас полотна посерьёзнее. Мне достался "Ренессанс" Кристиана Волькмана.



Некоторые из вас могут знать фильм по названию "Париж, 2054". В российский прокат он выходил с такой припиской. Это тот случай, когда господа-прокатчики сделали действительно умный ход. Действие и правда происходит в Париже, в 2054-ом году, но если город вистов особо не добавляет, то время – однозначно, да. Подчёркивает киберпанковую (и в какой-то степени антиутопическую) составляющую. Весь сюжет завязан на сверхуспешной корпорации, работающей над изобретением лекарства от прогерии (ускоренное старение). В компании работают две сестры, одну из которых похищают при неизвестных обстоятельствах, а вторая помогает следствию выйти на след предполагаемых злоумышленников. При этом главным героем является бравый и беспринципный полицейский Бартоломью Карас, не признающий никаких авторитетов. Чем дальше разворачивается сюжет, тем понятнее становится факт – в фирме, торгующей молодостью, творится полный беспредел.

Фильм был сделан с использованием метода захвата движения, так что это неклассическая анимации. Причём "Ренессанс" – один из первопроходцев, наравне с "Полярным экспрессом" и "Последней фантазией". Было задействовано около 40 актёров, декорации и модели персонажей были сделаны в 3D. На озвучку позвали голливудских звёзд – Дэниэла Крейга, Ромолу Гарай, Иэна Холма, Джонатана Прайса... Только ожидаемого эффекта не получилось. Абсолютный провал в прокате (18 миллионов бюджета, меньше 2 миллионов сборов) заставил режиссёра Волькмана на 13 лет покинуть профессию (он вернулся только в прошлом году с полным метром "Комната желаний" – снова неудача). В чём же дело?

Первые 15 минут, врать не буду, завораживают. Чисто эстетически фильм буквально со стартовых мгновений увлекает. Можно щёлкнуть на паузу едва ли не в любой момент, и вы увидите на экране красивый кадр с изящной мизансценой. Вот вам три рандомных, навскидку.







От мульта, тем более уже довольно старого, такого просто не ожидаешь. Глупо спорить, что над фильмом работали большие профессионалы компьютерной анимации. Всё вылизано, выровнено, рекламные вставки аккуратные и не вызывают никакого дискомфорта. Дизайнером "Ренессанса" был Виктор Антонов, которого матёрые игроманы могут знать по Half-Life 2 и Dishonored. И всё бы было просто замечательно, если б такие же усилия были вложены в сценарий. В общей сложности над ним работало 5 человек (2 писали рассказ, 3 адаптировали), и даже для тех лет их потуги иначе как позором назвать не получается. История, хоть и перенесённая в 2054 год, изначально не отличалась оригинальностью. Приёмы из классических нуаров с их супермужчинами и лёгкими на подъём женщинами не смотрятся аутентично в атмосфере киберпанка, всё это утомляет задолго до середины повествования. Мелкие же сюжетные линии заканчиваются, едва начавшись. Персонажей они не развивают, нужны лишь для заполнения экранного времени. Но даже при этом я отважился бы поставить положительную оценку, если б не финал. Та, из-за которой поднялась вся буча, оказывается не достойной и грамма уважения. Кого спасали, зачем спасали? Те же нуары себе такого не позволяли.

Очень красивый мультфильм с максимально примитивным сценарием. Сомневаюсь, что в наше время он найдёт своего зрителя.

Оценка: 5 из 10.

Тематическая кинорулетка. Лагерь для военнопленных №17 (Stalag 17, 1952)

Новая тематическая кинорулетка от dart_maus посвящена творчеству Билли Уайлдера, который снял за свою карьеру 26 полнометражных фильмов, при этом среди них не было ни одного существенного провала. Самые известные картины – "Сансет бульвар", "Свидетель обвинения", "В джазе только девушки", "Квартира" – стали классикой кинематографа, и нет сомнений, что творения Уайлдера будут помнить ещё несколько поколений вперёд. Конкретно в пятидесятые Билли снял девять полных метров, из которых мне было суждено ознакомится с не самым знаменитым "Лагерем для военнопленных №17" 1952 года.





Американцы, по всей видимости, быстро отошли морально от событий Второй мировой, раз могли уже спустя 7 лет снимать подобное. И дело не в том, что сюжет фильма затрагивает события самого горького временного промежутка XX века, а в том, как это всё подано. Никакого намёка на реализм: военнопленные – писаные красавцы, выбритые и причёсанные, постоянно шутят и думают не о вкусной еде и таком желанном домашнем очаге, а о русских бабах, что живут в бараке поодаль. Попасть туда обманом или через взятку немецким охранникам – вот их главная цель. Плюс есть некоторые, кто планирует побег, но фильм начинается с убийства (без капли крови в кадре) двоих таких смельчаков, и тема отодвигается в сценарии на второй план. Уайлдеру нужна атмосфера Второй мировой только как основа для формирования противоборствующих сил. Американцы – хорошие, немцы – плохие. Он не паразитирует на этой тематике, не давит из зрителя слезу и уж тем более не вспоминает о реальных действующих лицах, по чьей милости его соотечественникам приходилось месяцами коротать ночи на холодных простынях где-то далеко от родного дома. Да и немцы, хоть априори злые и бескомпромиссные, отрицательными героями являются постольку поскольку. Все сюжетные линии разворачиваются во взаимоотношениях постояльцев одного из бараков, внутри которого завёлся немецкий шпион-доносчик. Собственно, разгадать его личность и является главной задачей, которую постановщик ставит для зрителя. Всё это можно было снять и на фоне совсем других военных действий, но события 1943 года были свежи в памяти, а потому и велосипед изобретать не пришлось. Однако мне было периодически неприятно наблюдать за поведением военнопленных, которые будто совсем забыли, где находятся и за что сражаются. Эти актёры сами же были на фронте, к чему такой балаган? Ну, режиссёрский язык Уайлдера предполагает пир юмор во время войны.

Фильм очень долго раскачивается, фактически весь первый час – это длинная завязка с представлением героев и планомерным вхождением в тему поиска засланного казачка. Потом, во втором акте, начинаются более интересные события. Становится понятно, что всё держится на двух китах – интересный сценарий и актёрское мастерство Уильяма Холдена. Но если скрипт, в целом, зрителю из XXI века уже не кажется чем-то сверхинтересным (разгадка приходит в голову намного раньше главного твиста), то вот за персонажем Холдена наблюдать одно удовольствие до самого финального титра (он тут один – "The End"). Не сказать, что у него здесь очень много экранного времени, но на Оскаре дали статуэтку именно как актёру первого плана. Лучшая часть фильма – последние 15 минут, когда американские солдаты находят таки крота и очень быстро формируют новый план побега. Динамика, игра со светом (всё действие происходит глубокой ночью), операторская работа и даже реалистичность – Уайлдер будто опомнился под конец, события каких времён он решил затронуть. И моё изначально прохладное отношение к фильму резко сменилось на строго положительное. Такой финал был достоин того, чтобы подождать его добрых 100 минут. Старайтесь не быть чрезмерно серьёзными, если соберётесь смотреть это кино в будущем.

Оценка: 7 из 10.

Выборка Band Apart. Лучшие дебюты XXI века. Моя версия


Я отсмотрел 30 кинодебютов нашего века не просто так, а чтобы более компетентно подойти к этому топу. Наше синефильское сообщество совместными усилиями выбирает, кто же из современников дебютировал в игровом кино лучше всех в XXI веке. Условие одно – чтобы первый полнометражный фильм (короткий и средний метр, анимация, документалистика, а также телефильмы не в счёт) режиссёра вышел на экраны не ранее 2000 года. Итак, моя версия ниже. Все представители топа размещены внутри 3 категорий от лучшего к менее лучшему, внутри них – алфавитный порядок.

I
500 дней лета | (500) Days of Summer | Марк Уэбб | 2009
Девять королев | Nueve reinas | Фабиан Бьелински | 2000
Донни Дарко | Donnie Darko | Ричард Келли | 2001
Реальная любовь | Love Actually | Ричард Кёртис | 2003
Сука-любовь | Amores perros | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2000

II
В спальне | In the Bedroom | Тодд Филд | 2001
Возвращение | Андрей Звягинцев | 2003
Дом из песка и тумана | House of Sand and Fog | Вадим Перельман | 2003
Залечь на дно в Брюгге | In Bruges | Мартин МакДона | 2007
Костяной томагавк | Bone Tomahawk | С. Крэйг Залер | 2015
Лекарство от меланхолии | Medicine for Melancholy | Барри Дженкинс | 2008
Мечты о Калифорнии | California Dreamin' (Nesfarsit) | Кристиан Немеску | 2007
Можешь рассчитывать на меня | You Can Count on Me | Кеннет Лонерган | 2000
Последний король Шотландии | The Last King of Scotland | Кевин Макдональд | 2006
Хористы | Les Choristes | Кристоф Барратье | 2004

III
11:14 | Грег Маркс | 2003
Аджами | Ajami | Скандер Копти, Ярон Шани | 2009
Влюбись в меня, если осмелишься | Jeux d'enfants | Ян Самюэль | 2003
Второй шанс | Danny Collins | Дэн Фогельман | 2014
Копенгаген | Copenhagen | Марк Расо | 2014
Луна 2112 | Moon | Дункан Джонс | 2009
Очень тёмные времена | Super Dark Times | Кевин Филлипс | 2017
Подарок | The Gift | Джоэл Эдгертон | 2015
Посланник | The Messenger | Орен Муверман | 2009
Почти семнадцать | The Edge of Seventeen | Келли Фрэмон | 2016
Слон сидит спокойно | Da xiang xi di er zuo | Ху Бо | 2018
Субмарина | Submarine | Ричард Айоади | 2010
Убойные каникулы | Tucker and Dale vs Evil | Илай Крэйг | 2010
Чикаго | Chicago | Роб Маршалл | 2002
Я просто люблю тебя | Tada, kimi wo aishiteru | Такэхико Синдзё | 2006

Когда будет готова окончательная версия списка, я размещу её также отдельным постом.

Рецензия №44. Призрак Ёцуи (Yotsuya kaidan, 1949)


Несмотря на то, что Кэйсукэ Киносита входил в знаменитое объединение “Четыре всадника” совместно с Куросавой, Кобаяси и Итикавой, современные зрители не очень хорошо знают его имя. В обширной фильмографии японца нет однозначных хитов, которые могли бы быть представлены в тематических топах и выборках. Чтобы оценить наследие Киноситы, нужно копать глубже, но он этого точно достоин. Из-за любви к кинематографу будущий режиссёр в юности даже сбегал из дома, но родители, зарабатывавшие обыкновенным лавочным ремеслом, не видели в сыне таланта и возвращали домой. Только в 23 года, получив полную независимость, он устроился ассистентом оператора, начал писать сценарии, а уже в 31 снял свою дебютную картину. Из биографии Кэйсукэ можно выделить несколько интересных фактов. Например, именно он снял первый цветной фильм в Японии (“Кармен возвращается домой”), а также был номинирован на Оскар в 1961 году (“Бессмертная любовь”). Экранизацию классической театральной пьесы “Ёцуя Кайдан” можно считать прорывным этапом его творческого пути. Снимая до того лишь драмы с военным или романтическим уклоном, этой лентой он дебютировал в любимом миллионами японцев жанре кайдана. На тот момент времени пьесу уже переносили на экран неоднократно, но изюминкой нового проекта стал сценарий, значительно меняющий содержание первоисточника. Мистика сменилась глубокой психологией.

Хотя кайданы брали за основу легенды японского фольклора, истории героев Киноситы носят вполне бытовой характер. Их можно с лёгкостью адаптировать к современным реалиям. Бывшие заключённые – Кохэй и Наоскэ – оставили в прошлом тюрьму, но не неприятности. Один не может найти расположения у женщины, которую любит, а второй продолжает грабежи и плетёт интриги, не умея жить иначе. Бывшая проститутка Оива, женатая на обнищавшем и беспробудно пьющем ронине, и дочь крупного торговца Оумэ, безумно влюблённая в него же. Ну и сам деклассированный воин Иэмон, который сходит с ума. Потенциальный достаток и высокое положение в обществе так и манит его, но жена не даёт ему повода усомниться в своей верности. В сценарии фигурируют и другие действующие лица, но Киносита умышленно концентрирует внимание на несчастных людях, не давая относительно благополучным выйти на первый план. К примеру, так и не раскрывается сюжетная линия сестры Оивы (которую играет та же актриса Кинуё Танака). Её реплики, словно закадровый текст, лишь подчёркивают и так понятные вещи, добавляя трагизма конкретным эпизодам. Удивительно, но фильм, хотя и не пышет лихими сюжетными поворотами, поражает своим драматизмом. Арки персонажей лишены двойного дна, но при этом каждого из них порой хочется пожалеть. Кроме, возможно, Наоскэ, глядя на которого вспоминается старая русская поговорка про горбатого. Убрав почти все элементы таинственности, Киносита в дуэте со сценаристами заметно обнажил все тяжести существования в Японии начала XIX века (тогда жил автор первоисточника).

Всегда актуален вопрос о том, нужны ли поблажки в оценке постановки фильму, с премьеры которого минуло семь десятилетий. В случае с “Призраком Ёцуи” ответ практически очевиден. За исключением плохо поставленных драк, что можно считать следствием минимального бюджета, к Киносите не может быть претензий. На заре своей работы в кинопроизводстве режиссёр работал бок о бок с Ясудзиро Одзу, и влияние классика видно невооружённым глазом. Прежде всего, оно выражается в манере съёмки, когда камера внутри помещений располагается на уровне плеча – оператор будто встречается глазами с сидящими на коленях героями – а при живом освещении преобладают средние планы со всеми лицами в кадре одновременно. Некоторые эпизоды вообще вызывают дикий восторг из-за смекалки, чисто режиссёрской хитрости. Так, с помощью ловкой монтажной склейки Иэмон видит в момент горячки будто привязанных к потолку призраков мёртвых людей, а зритель тут же вспоминает, что смотрит драму с элементами хоррора. Только через несколько секунд приходит понимание, как это можно было снять в те времена. Радует также и вовлечённость актёров. Они, хоть и чересчур манерничают (кто не грешил этим в сороковые?), преданы любимому делу до конца. И когда на экране появляется Танака, почти полностью окружённая реальным огнём, душа трепещит от восхищения. Энтузиазм съёмочной бригады оказался оправдан.

Из-за большой продолжительности фильм было решено разбить на две части, которые были запущены в прокат с разницей в 11 дней. Анализировать их в отрыве друг от друга – неблагодарное дело. Первая довольно нагло в своём финале зазывает всех в кинотеатр на вторую, а сиквел и вовсе получился каким-то обрубком. С учётом того, что первые 7 минут в точности повторяют развязку оригинальной части, его хронометраж составляет чуть больше часа. Однако всё это имеет второстепенное значение. Не стоит делать большой промежуток между просмотрами, ведь в наше время даже трёхчасовыми лентами уже мало кого удивишь. “Призрак Ёцуи”, безусловно, выдержал испытание временем в вопросе качества, хотя и оказался почти всеми забыт. Если вы не жёсткий противник психологических драм и кайданов, то творение Кэйсукэ Киноситы может стать катализатором в вашей заинтересованности этими жанрами. Жизнь бедняка страшна в любой стране и в любом веке, доказано мастерами японского кинематографа.

Оценка: 7 из 10.