Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Рецензия №44. Призрак Ёцуи (Yotsuya kaidan, 1949)


Несмотря на то, что Кэйсукэ Киносита входил в знаменитое объединение “Четыре всадника” совместно с Куросавой, Кобаяси и Итикавой, современные зрители не очень хорошо знают его имя. В обширной фильмографии японца нет однозначных хитов, которые могли бы быть представлены в тематических топах и выборках. Чтобы оценить наследие Киноситы, нужно копать глубже, но он этого точно достоин. Из-за любви к кинематографу будущий режиссёр в юности даже сбегал из дома, но родители, зарабатывавшие обыкновенным лавочным ремеслом, не видели в сыне таланта и возвращали домой. Только в 23 года, получив полную независимость, он устроился ассистентом оператора, начал писать сценарии, а уже в 31 снял свою дебютную картину. Из биографии Кэйсукэ можно выделить несколько интересных фактов. Например, именно он снял первый цветной фильм в Японии (“Кармен возвращается домой”), а также был номинирован на Оскар в 1961 году (“Бессмертная любовь”). Экранизацию классической театральной пьесы “Ёцуя Кайдан” можно считать прорывным этапом его творческого пути. Снимая до того лишь драмы с военным или романтическим уклоном, этой лентой он дебютировал в любимом миллионами японцев жанре кайдана. На тот момент времени пьесу уже переносили на экран неоднократно, но изюминкой нового проекта стал сценарий, значительно меняющий содержание первоисточника. Мистика сменилась глубокой психологией.

Хотя кайданы брали за основу легенды японского фольклора, истории героев Киноситы носят вполне бытовой характер. Их можно с лёгкостью адаптировать к современным реалиям. Бывшие заключённые – Кохэй и Наоскэ – оставили в прошлом тюрьму, но не неприятности. Один не может найти расположения у женщины, которую любит, а второй продолжает грабежи и плетёт интриги, не умея жить иначе. Бывшая проститутка Оива, женатая на обнищавшем и беспробудно пьющем ронине, и дочь крупного торговца Оумэ, безумно влюблённая в него же. Ну и сам деклассированный воин Иэмон, который сходит с ума. Потенциальный достаток и высокое положение в обществе так и манит его, но жена не даёт ему повода усомниться в своей верности. В сценарии фигурируют и другие действующие лица, но Киносита умышленно концентрирует внимание на несчастных людях, не давая относительно благополучным выйти на первый план. К примеру, так и не раскрывается сюжетная линия сестры Оивы (которую играет та же актриса Кинуё Танака). Её реплики, словно закадровый текст, лишь подчёркивают и так понятные вещи, добавляя трагизма конкретным эпизодам. Удивительно, но фильм, хотя и не пышет лихими сюжетными поворотами, поражает своим драматизмом. Арки персонажей лишены двойного дна, но при этом каждого из них порой хочется пожалеть. Кроме, возможно, Наоскэ, глядя на которого вспоминается старая русская поговорка про горбатого. Убрав почти все элементы таинственности, Киносита в дуэте со сценаристами заметно обнажил все тяжести существования в Японии начала XIX века (тогда жил автор первоисточника).

Всегда актуален вопрос о том, нужны ли поблажки в оценке постановки фильму, с премьеры которого минуло семь десятилетий. В случае с “Призраком Ёцуи” ответ практически очевиден. За исключением плохо поставленных драк, что можно считать следствием минимального бюджета, к Киносите не может быть претензий. На заре своей работы в кинопроизводстве режиссёр работал бок о бок с Ясудзиро Одзу, и влияние классика видно невооружённым глазом. Прежде всего, оно выражается в манере съёмки, когда камера внутри помещений располагается на уровне плеча – оператор будто встречается глазами с сидящими на коленях героями – а при живом освещении преобладают средние планы со всеми лицами в кадре одновременно. Некоторые эпизоды вообще вызывают дикий восторг из-за смекалки, чисто режиссёрской хитрости. Так, с помощью ловкой монтажной склейки Иэмон видит в момент горячки будто привязанных к потолку призраков мёртвых людей, а зритель тут же вспоминает, что смотрит драму с элементами хоррора. Только через несколько секунд приходит понимание, как это можно было снять в те времена. Радует также и вовлечённость актёров. Они, хоть и чересчур манерничают (кто не грешил этим в сороковые?), преданы любимому делу до конца. И когда на экране появляется Танака, почти полностью окружённая реальным огнём, душа трепещит от восхищения. Энтузиазм съёмочной бригады оказался оправдан.

Из-за большой продолжительности фильм было решено разбить на две части, которые были запущены в прокат с разницей в 11 дней. Анализировать их в отрыве друг от друга – неблагодарное дело. Первая довольно нагло в своём финале зазывает всех в кинотеатр на вторую, а сиквел и вовсе получился каким-то обрубком. С учётом того, что первые 7 минут в точности повторяют развязку оригинальной части, его хронометраж составляет чуть больше часа. Однако всё это имеет второстепенное значение. Не стоит делать большой промежуток между просмотрами, ведь в наше время даже трёхчасовыми лентами уже мало кого удивишь. “Призрак Ёцуи”, безусловно, выдержал испытание временем в вопросе качества, хотя и оказался почти всеми забыт. Если вы не жёсткий противник психологических драм и кайданов, то творение Кэйсукэ Киноситы может стать катализатором в вашей заинтересованности этими жанрами. Жизнь бедняка страшна в любой стране и в любом веке, доказано мастерами японского кинематографа.

Оценка: 7 из 10.

Тематическая кинорулетка. Моя блестящая карьера (My Brilliant Career, 1979)

Ни единого шанса, что я бы когда-нибудь посмотрел это кино, если б не лёшина забава. Лишь одно имя могло бы в безумно далёкой перспективе вызвать интерес: Сэм Нил. Он играет здесь одну из главных ролей. Забегая вперёд, скажу – делает это весьма скверно. Не похож ни разу на того мастера, которому в будущих декадах суждено было восхищать своим талантом в характерных образах. Австралийское кино – это что за зверь? Оказывается, в 70-80-ых ребята были на коне, запустили целую Новую волну. Питера Уира и Джорджа Миллера все до сих пор помнят, а вот среди остальных известных персоналий чуть. В том числе ни о чём не говорит имя Джиллиан Армстронг. Женщины-режиссёра, фильм которой мне и суждено было посмотреть в рамках новой кинорулетки.



Повествование берёт начало в самом конце XIX века. Юная девушка, грезящая карьерой пианистки, живёт не в самых благоприятных для развития таланта условиях. Мать постоянно просит помочь в хлеву, младшая сестра отвлекает, а дожди за окном приходят на смену друг другу, создавая пасмурное настроение в душе. Дневник горе-мечтательницы под названием "Моя блестящая карьера" становится ей лучшим другом. В нём она смело фантазирует и представляет себя в лучших домах, перед публикой, в роскошных платьях. Наконец, у матери окончательно заканчивается терпение, и вместо брыньканья на клавишах она предлагает дочери альтернативу – пойти в служанки. Тут и сказочке конец, если б не бабушка главной героини. Испытывающая не меньшую тягу к прекрасному, чем внучка, она зовёт её пожить у себя. Теперь помимо далёких мечтаний в голове отнюдь не простушки Сибиллы будут появляться вполне реальные мужчины, а вопрос о том, что же выбрать – женитьбу или потенциальную карьеру музыканта – станет перед ней ребром.

Это был лишь второй полнометражный фильм Армстронг, и по части режиссуры у меня куча претензий. Любимая деревенская жизнь показана очень сухо, без изюминки, из-за чего переход главной героини из одного мира в другой и назад абсолютно не ощущается. Подоила козу – поиграла на пианинке – побегала по лугу – поиграла на пианинке – поучила сельских оборванцев грамоте – поиграла на пианинке. И так весь объём, без какого-либо выделения драматургически ценных эпизодов. Такая ровность, вне сомнений, требовала выдающегося проявления эмоций со стороны главных действующих лиц, но что Джуди Дэвис, что Сэму Нилу не хватило ни опыта, ни умений. Даже подобия химии нет, никакой страсти, ни единого намёка на душевные терзания в связи с тяжестью выбора. Но если Джуди для меня актриса не очень знакомая, то на Сэма смотреть почти больно. Второй план существует в драме лишь для галочки, а постановка не радует какими-то тонкостями. Интерес, по большому счёту, вызывает лишь финал картины. Он силён сценарно, да и актёры в этот момент выдают свой максимум, но добрых полутора часов ожидания оно не стоило. Боюсь, что если бы фильм был американским, он давно сгинул бы в безвестности на фоне себе подобных.

Один эпизод, тем не менее, достоин того, чтобы рассказать о нём отдельно. Сибиллу из-за долгов родителей отправляют в деревню для работы учителем, где людей из высшего общества каждый день кушают пачками. По классике, сначала у героини чуть не сдают нервы, но потом она проникается к местной гопоте и чувствует себя как дома. Уже не горит желанием поскорей уехать. Ключевой момент происходит тогда, когда под светом керосиновой лампы детишки, ещё пару недель назад не знавшие букв (ни одного учебника сроду в руках не держали), начинают читать газеты. Они не в их руках, ими лишь обклеены стены внутри дома. Единственная минута, когда присутствие Кинематографа стало ощутимо. Но были ещё 99 менее приятных.

Оценка: 5 из 10.

Погружение. Вступительный пост

Благодаря многочисленным музыкальным рубрикам в этом блоге вы все уже поняли, что я неровно дышу к этому виду искусства. Годами шёл к тому моменту, чтобы научиться понимать музыку всех времён и поколений. Вне зависимости от своих вкусовых предпочтений, подмечать что-то интересное в любом жанре. Кажется, этот момент настал. Пришло время "Погружения". Моего нового проекта, который должен стать самым массивным в этом блоге, да и в моей жизни тоже. В нём я постараюсь осветить истории 1000 (!) исполнителей мира музыки. Сейчас расскажу подробнее.

О своих любимчиках я уже отчитывался, потому повторяться не будем. Каждый исполнитель/композитор будет появляться в проекте благодаря арифметическим выкладкам, согласно придуманной мной системе, или выбьет для себя место с помощью опросников. Эта музыка не обязана нравиться мне, дяде Пете или тёте Васе. Она будет в этом блоге только благодаря чётко выстроенной системе. Итоговая цифра 1000 – приблизительная, но вполне достижимая. Суть в том, что мы будем двигаться от настоящего к прошлому. Сначала сто исполнителей века, в котором мы с вами живём. То бишь усечённого, 18 лет + 2000 год тоже пойдёт в этот зачёт. XX век я поделю на две сотни, потому что слишком уж огромен выбор. Сотня для второй половины, сотня для первой половины. Плюс отдельно поговорим о всех лучших представителях академической музыки. Ну а начиная с 19 века и дальше только она и останется, по большому счёту. На XV веке, начале Ренессанса, мы остановимся. Известных композиторов эпохи Средневековья можно будет свести в одну сотню. Хотя не уверен, что столько соберу. Так и получается – 9 чистых сотен плюс одну нужно будет добрать бонусом.

О чём буду писать? О собственных эмоциях, само собой. Какие-нибудь аналитические выкладки, ссылки. Там, где есть числа, будет место и для них. Если исполнитель хорошо мне известен – буду делать свой топ. Чтобы не перебарщивать с текстом, в одном посте всегда будет 5 имён. Никакой чёткой периодичности у рубрики не будет. Будем идти последовательно и ооочень медленно (наверное).

Теперь подробнее про первую сотню, то бишь 2000-2018 год. Отбор проходил по нехитрой системе. Есть 2 известных сайта, которые постоянно ломятся от посещений музыкальных гиков. Первый – главный агрегатор профессиональных рецензий, Metacritic. Второй – аналог IMDB для простых смертных, RYM. Я брал среднее арифметическое всем альбомам исполнителя на первом и втором сайте, после чего делал комплексное среднее арифметическое из получившихся двух. Согласно итоговым баллам собрал топ-100, который и буду вам представлять.

Обязательные условия:
- первый студийный альбом должен быть выпущен не раньше 2000 года;
- минимум 3 студийных альбома с 2000 по 2018 год;
- минимум 3 сертификации на Метакритике (это значит минимум 4 рецензии на альбом).

Сбор информации и конечный результат был совершенно непредсказуемым по ряду причин. Основные – это, само собой, разница во вкусах критиков и обычных людей, а также то, что я не применял никаких дополнительных коэффициентов, как это делают любые агрегаторы, и чистые цифры всегда оставались чистыми цифрами. 4 или 40 рецензий, 400 или 40 000 оценок – всё равно. Значение популярности исполнителя в моём проекте абсолютно нивелировано. Можно сразу придраться по поводу того, что на Метакритике есть только те релизы, что когда-то были выпущены в США, но тут уж ничего не поделаешь. Раз не хочешь завоёвывать Америку и подписывать контракты с местными лейблами, значит для мира в абсолюте будешь в вечном андеграунде.

Изначально я фиксировал в Экселе всех исполнителей со средним баллом 70 (что в моём понимании означает некоторую стабильность и показатель качества). Знаете, сколько таких набралось? 467. Да-да, так много. Пока горе-аналитики и старпёры плетут красочные речи о том, что музыка давно умерла, в мире каждодневно пишутся качественные лонгплеи и даже изобретаются новые жанры. От сравнения с музыкантами прошлого не уйти, и может никто нынче не поёт так, как Плант, и не играет так, как Пейдж, но это не значит, что талантливых людей не осталось. Моя цель – провести в этом плане ликбез, а что делать с полученной информацией вы уже решите сами.

Проходным баллом в сотню стал 74,371. Оглашение начну совсем скоро. На какую-то реакцию от читателей не рассчитываю, но робко надеюсь.

Эпизоды. Послесловие

Перед стартом проекта я собирал все эпизоды в док-файле, который потом разбивал по нескольким отдельным документам. Как уже было написано, конкуренция за попадание в топ была нешуточная, много кого пришлось отсеять. Сейчас файл под названием "Боттом-боттом" (а до этого были "Топ", "Серединка" и "Боттом", уже удалены) передо мной. В нём 30 эпизодов, отсеянных в последний момент. Не пропадать же добру? Послесловие для всех тех, кто весь декабрь был здесь, со мной. Изюминка для последнего выходного, если хотите.

Изначально каждый эпизод описывался словосочетанием, по которому в моих воспоминаниях всплывала нужная сцена. И сейчас под катом будет именно такой формат – название фильма и словосочетание. Интересно, все ли из вас поймут, о каких именно эпизодах идёт речь. В большинстве своём это очевидно.

Collapse )

Эпизоды. Топ-10



10 место
Мертвец (1995)
[...]
"Да, я Уильям Блейк. А что, вы читали мои стихи?"
Я как-то не подумал сразу о глобальном различии цитаты и монолога в кино, поэтому рассказывал вам о четырёх любимых цитатах, хотя их на самом деле три. Четвёртая – это кусочек монолога, который на 9 месте. Итак, освежим память постоянных и непостоянных читателей. Третья – цитата Микки Рурка из "Домино": "Я заплатил за эту порнуху десять баксов и теперь не узнаю, чем там всё закончилось". Полегла где-то рядом с топ-100. Вторая – Кеббелл у Ричи: "Теперь я буду настоящим рок-н-ролльщиком". Место во второй половине топа. Наконец, на 10 месте моя любимая цитата в истории кино. Джармуш представляет нам героя Деппа рохлей, типичным клерком, который совершает своё первое убийство только в целях самозащиты. Однако даже это его глобально не меняет. Дальше – масса диалогов с Никем, поиски смысла для дальнейшего существования, переосмысление мироздания. Ещё одно убийство. Но даже тогда в глазах Джонни читается осторожность, робкость. И вот, когда индейца не оказывается рядом, герой натыкается на новых охотников за головами. Дуралеи, будто вспомнив школьные годы, аккуратно интересуются: "Вы Уильям Блейк?" Ответ им следует незамедлительно. Правда, сдобренный свинцом и взглядом, в котором уже нет никакой боязни. Перерождение за 5 секунд, гениально снятое великим режиссёром нашего времени.


9 место
Криминальное чтиво (1994)
[...]
"Не надо мне рассказывать о том, какой у меня охуенно хороший кофе. Я сам его покупаю. Знаю, какой он хороший. Когда в магазин ходит Бонни, она покупает всякое гавно, а я покупаю по-настоящему хороший дорогостоящий продукт. Потому что когда я его пью, то хочу почувствовать вкус. Только вот знаешь, о чём я сейчас думаю? Я думаю о мёртвом нигере в моём гараже. Я хочу задать тебе вопрос. Когда ты заезжал ко мне, ты заметил на моём доме знак, на котором написано “Склад мёртвых нигеров”? Не заметил? А знаешь, почему? Да потому, что его там нет! Потому что складирование мёртвых нигеров – это не мой бизнес, вот почему!"
Когда я вроде как вошёл в киноманские круги, то начал массово подсаживать друзей на хорошее кино. Тогда же в нашу компанию влилось "Криминальное чтиво", о котором почему-то мало кто слышал. Параллельно с этим я запустил голосование на лучшего актёра, уже рассказывал об этом. Суть в том, что в этом опросе Тарантино собрал нормально так баллов, вроде даже претендовал на топ-20. Почему? Потому что "складирование мёртвых нигеров – это не его бизнес". Не надо мне рассказывать о том, как много в "Чтиве" более достойных топа эпизодов. Для меня монолог Джимми – лучший из лучших.


8 место
Король Лев (1994)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Да здравствует король!"
Я всегда знал о том, что есть такой мультик и что он очень здоровский, но из-за печального безынтернетного детства посмотрел его только лет в 20. Как меня бог уберёг от этого спойлера – уму непостижимо. В общем, долгое оттягивание ни на что не повлияло. Я смотрел "Льва" через 15 лет после премьеры и не мог поверить, насколько это крутой фильм, с какой стороны не подступись. Ну и эпизод, что говорить... Все пережили в детстве, а я в молодости. Самый горький мультипликационный момент.


7 место
Выживший (2015)
[...]
silence scream
Относительная свежесть не позволяет эпизоду быть выше. Но и так – разве не здорово? Мой друг, который вообще кремень, после этой схватки встал и ушёл из кинотеатра на несколько минут, потому что не мог продолжать просмотр. Надо было подышать свежим воздухом. Я тоже хотел выйти, но очень уж люблю кино и потому не могу себе позволить пропустить ни секунды – вдруг пропущу что-то по-настоящему важное. Битва с медведем – это не только драматургически и концептуально великая сцена, пробуждающая эмоции у любого зрителя, но ещё и срез эпохи в плане спец.эффектов. Мы дожили до того времени, когда огромное животное, разрывающее человека, смотрится на экране как живое.


6 место
Общество мертвых поэтов (1989)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"О, капитан, мой капитан!"
Тодд Эндерсон, герой Итана Хоука в фильме Уира, чисто сценарно – образец для молодёжного кино. В зачине – забитый мальчонка, не стремящийся завести дружбу даже с соседом по комнате. Дальше – надёжный товарищ, добрый, открытый. Ещё дальше – член закрытого клуба, мудрый, неординарный. Немного философ, как и все подростки. А в финале – фактически герой. Никто кроме него не посмел бы встать первым и произнести те самые слова. Всем нам не помешал бы такой друг, как Тодд Эндерсон.


5 место
Великий диктатор (1940)
[...]
"Что-то произошло… Мне помогли военные! Разве это не чудо, если они перестанут нас ненавидеть! Если оставят нас в покое, как мы жили прежде, разве это не чудо? Если нам не придётся сбегать чужую страну. Я не хочу уезжать. Несмотря на гонения и лишения, мне здесь нравится. Может нам и не придётся никуда уезжать? Разве это не чудо, если они оставят нас в покое и мы снова будем счастливы?"
Каюсь, всего лишь один эпизод из всех фильмов моего любимца. Но в нём, как мне кажется, больше Чаплина, чем в любом другом. Кто не знает Бродяжку? Все знают. Кто не знает, на каких элементах базировался юмор Чаплина? Все знают. Кто не знает о том, что его комедии были не только смешными, но и очень стильными? Почти все в курсе. Но тот факт, что помимо желания насмешить режиссёр в каждый свой фильм вкладывал глобальную идею, заставляющую задуматься, от многих ускользает. Именно из-за масштабной концепции, не без доли сатиры, я считаю "Диктатора" лучшим фильмом Чаплина. Ну а эти слова из уст прекрасной, как весеннее небо, Полетт Годар... Просто вдумайтесь в них и взгляните на год выхода фильма.


4 место
Список Шиндлера (1993)
[...]
"Я мог бы спасти ещё больше. Я промотал столько денег… Если б ты знал, как много я потратил. Я сделал так мало… Машина, зачем она мне? А ведь это жизнь. Жизнь десяти человек. Герд бы её купил. Этот значок. Он взял бы и его. Тут две жизни, потому что это золото. Чистое золото. Он бы купил его, а я бы спас человека, хотя бы одного. Я мог бы спасти, но я не спас, не спас, не спас…"
Подобно Быкову в "Стариках", Спилберг в финале своей великой военной драмы растаптывает зрительские сердца, хотя они и без того уже еле шевелятся. Это же надо было такое придумать! Человек, который, подобно ангелу, на протяжениии большей части повествования спасал людей, признаётся, что ничего не сделал. Понятно, что эмоции, но... В своём пересчёте имущества на людские жизни Нисон так убедителен, что один этот монолог лучше добрых пары часов, за которые нам неумелый режиссёр показал бы кишки из-под гусениц и кровавое море. Ужасы геноцида тоже можно преподносить тонко.


3 место
Гладиатор (2000)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
silence
Финал "Гладиатора" – это тот редкий пример, когда я себе даю установку не плакать. Не надо, Лёшик! Ну сколько можно! Ну ты же десятый раз это смотришь, соберись! Не получается... На том моменте, когда душа Максимуса потихоньку покидает тело, а Скотт меняет цветовую гамму с коричневой на сиреневую, давая зрителю понять, что мы уже не в ЭТОМ мире, я всегда рыдаю самыми горькими слезами. И этот мальчик, бегущий по полю к папке, и улыбающаяся жена... В отображении потустороннего мира мистер Ридли преуспел, столько эмоций за минуту.


2 место
Фицкарральдо (1982)
[...]
silence
Есть немало эпизодов, "внутри" которых не живёт человек, но имеющие культовый статус. Тот же мендесовский пакетик, например. Иррациональное, позволяющее видеть нам красоту и эстетику там, где она не задумывалась. В море подобных мгновений я выбираю один, который в прошлом году меня просто разорвал. По сюжету фанатик оперной музыки Брайан Фицджеральд задумывает невероятное – построить театр в перуанской сельве. Когда план начинает рушиться, ему в голову приходит ещё более больная идея – переправить судно по земле из одной реки в другую, обходя таким образом опасный порог и выигрывая время. В кадре очень долгое время показывают индейцев (которые ни разу не актёры, а реальные аборигены), которые совместно с членами съёмочной группы строят этот переход. Наконец, всё получается. С помощью крупных планов нам демонстрируют, как судно двигается по земле. Радость Фицкарральдо, обнимашки, все дела. Но вдруг перед нами вырисовывается общий план, на котором излучающий дым корабль под звуки классики ооочень медленно перемещается в кадре, при этом камера статична. Те звуки, которыми сопровождается это перемещение, безапедяционно говорят зрителю – это реальный корабль. Никакая не игрушка, снятая в правильном ракурсе. За минутой экранного времени кроется море людского пота, нервов и крови, а на выходе – чистый минимализм.


1 место
Шестое чувство (1999)
[SPOILER ALERT. Ни в коем случае не открывайте, если не смотрели фильм]
"Я вижу мёртвых людей. Они есть повсюду. Они забыли, что уже умерли. Они видят только то, что хотят видеть."
...и великий Херцог был бы у меня первым, если бы не Найт Шьямалан, придумавший твист, которому нет равных. У меня буквально выжгло нутро, когда я смотрел финал "Шестого чувства". Могу сравнить те ощущения только с тем, как меня беспричинно бросила девушка, просто решив, что так будет лучше для всех. Самое же главное, что сам по себе триллер индуса далеко не Шедевр, но такая развязка делает его таковым. И именно поэтому отдаю золото дуэту Осмента и Уиллиса. Тем, кто разгадал смерть Брюса, моё почтение. Спасибо всем за внимание. Тем, кто комментировал, спасибо вдвойне. Вас было человек 20 – теперь я знаю реальное количество читателей этого блога. Уж за 31 день один ссаный комментик можно было написать, ну а раз нет, значит вам и без меня на этой платформе живётся припеваючи.

Эпизоды. 46-44



46 место
Таксист (1976)
[...]
"Ты со мной говоришь? Со мной? Со мной? А с кем же ещё, чёрт возьми? Значит со мной. Здесь только я. За кого ты меня держишь?"
Нет ничего удивительного в том, что многие современные фильмы, в которых главному герою суждено поесть гавна и переродиться в результате акта этой ментальной копрофагии, сравнивают с "Таксистом". Из недавних – "Тебя никогда здесь не было" Рэмси, в котором, помимо прочего, была ещё и лоли Екатерина Самсонова, которую тоже нужно было спасать. Проблема же в том, что режиссёрский замысел Скорсезе был настолько велик, а искусство перевоплощения (или перерождения, как кому нравится) Де Ниро столь потрясающе, что если и находятся у современников какие-то параллели, то это больше похоже на пародию, чем на цельное художественное высказывание. Постановка первой половины "Таксиста" отвечает самым высоким требованиям, поскольку посредством этих ночных поездок и подслушанных диалогов, подсмотренных разборок, мы вместе с главным героем проникаемся ненавистью к этому мерзкому городку, который прогнил от трущоб до центра. Сначала Боб одними глазами показывает переживания и удушье от того смрада, частью которого ему приходится быть. Но потом он покупает оружие и репетирует превращение в гангстера, по-настоящеему давая волю эмоциям. За эту минуту гений и так любимого актёра раскрылся для меня по-новому.


45 место
Возвращение (2003)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Иван, подожди! Иван, стой!!"
Столько Звягинцев уже всего наснимал, что когда внезапно спрашивают о том, какой его фильм мне зашёл больше всего, я перебираю в голове отсмотренное и не могу сразу остановиться на чём-то одном. Хотя выбор-то очевиден. Почему-то дебют режиссёра и одновременно его первая лента, просмотренная мной (конечно, не в год выхода, а в 2008), не всплывает в голове первой, не ассоциируется с Андреем Петровичем. У вас тоже так? Наверное, это потому, что России как таковой в "Возвращении" минимальное количество. При этом все проекты нашего самого прославленного современника можно назвать универсальными, но дебютник в этом плане топ-1. Что я испытал, когда погиб отец-Лавроненко? Абсолютный катарсис. Время замерло, сердце остановилось. Разом вспомнились все люди, которых я потерял. Никаких слёз, просто внезапное опустошение. Помню, как в компании из человек 8 никто больше не обронил ни слова что до конца фильма, что на титрах, что несколько минут после. Кто курит – закурил, а остальные остались просто смотреть в пустоту.


44 место
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
[...]
"Перемотай, хочу ещё! Там есть одна клёвая нота, где кролик откусывает себе голову. Хочу, чтобы на этом моменте ты взял это радио и кинул сюда, в воду, ко мне."
Не придавал этому какого-то особенного значения при составлении топа, но сейчас понимаю, что на 44 месте у нас последнее упоминание эпизода из категории "юмор". Выходит, что Гиллиам при помощи верного партнёра и друга Томпсона всех обскакал. В совокупности я не могу назвать "Страх и ненависть" самым смешным фильмом, там пальму первенства удерживает Чаплин, причём как бы не весь пьедестал. Что же касается яркого мгновения внутри хорошей (и одновременно страшной, чоужтам) комедии, то тут Гиллиам просто бог. Весь эпизод, когда Рауль возвращается в номер, а адвокат моется под Jefferson Airplane – это поток непрекращающихся шуток, ситуационного юмора и отточенного в своей фантастичности и абсурдности бреда. Никогда более мой животик не уничтожали так комплексно и массивно.

Эпизоды. 79-77



79 место
Курьер (1986)
[...]
"Ну разве это мечта – пальто купить? На вот, возьми. Носи и мечтай о чём-нибудь великом."
Я не так много советского кино смотрел, как хотелось бы, поэтому говорить в абсолюте не могу. Однако показалось, что "Курьер" со своим абсурдным юмором, необычными диалогами и романтичной тягучестью повествования очень отличается от того, что в СССР снимали тогда. Могу ошибаться. Вне сомнений, благодаря неординарному главному герою, потрясающе красивой Анастасии Немоляевой и шуткам, которые даже меня в XXI веке заставляли краснеть, фильм запоминается. Но этот момент в концовке – просто вышка. Всем нам нужен друг, который может "подарить пальто".


78 место
Последний король Шотландии (2006)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Вот, что бывает, если предаёшь президента!"
Имя Иди Амина давно стало нарицательным в Африке. Один из главных злодеев в мировой истории творил в Уганде чистый беспредел и дестрой. При этом до поры – до времени режиссёр биографической ленты Кевин МакДональд старается сглаживать углы, не показывая моря насилия и убийств. Саспенс настигается постепенно, аккуратно. Напряжение достигает пиковой точки, когда в повествовании запарааллеливаются два эпизода – пресс-конференция Амина и проход по длинному коридору героя МакЭвоя, играющего тут зарубежного журналиста-доктора. Он идёт туда, где случилось ужасное, под плач женщин и крики приспешников политика. Перед журналистами правитель выглядит бравым воином, готовым поднимать страну с колен... а за кулисами он пару часов назад дал приказ, из-за которого невинную женщину убили и расчленили, на показ другим "поменяв" руки и ноги местами. МакЭвоя немедленно стошнило от увиденного. Я тоже был близок.


77 место
Убить Билла 2 (2004)
[SPOILER ALERT. Не открывайте, если не смотрели фильм]
"Пожалуйста, можно стакан воды?"
Снова Тарантино – второй, но не последний раз. Честно признаюсь, я не ожидал, что Беатрикс выберется из гроба своими силами. Всё пытался вспомнить тонкости первой части – может, у неё всё-таки остался какой-нибудь друг? Тот, кто сейчас придёт, откопает её, и пойдут вместе врагов мочить. Увы, я сильно недооценил возможности Невесты. И когда ты наблюдаешь, как человек выбирается из могилы, в мыслях витает только одна мысль: "Ну, теперь им всем точно пиздец". Однако Киддо вместо розыска орудия для новых убийств первым делом идёт в кафешку, с потрясающей грациозностью присаживается на стульчик и с незыблемым чувством собственного достоинства просит выпить водички. То, с каким лицом на неё смотрел официант – это лицо каждого, кто смотрит фильм впервые.