Карапуля. Tame Impala - The Slow Rush


Ну что, дождались.

Моменты, когда я полюбил музыку и когда стал отъявленным гиком, поглощающим тонны материала каждый прожитый день, разделили долгие годы. Примерно 8 лет. И второй этап начался тогда, когда мир уже захватывала мания Tame Impala. Встретив название группы несколько раз в прессе, а потом ещё и наткнувшись на них в рамках игры в соц.группе (она была посвящена самым известным песням нашего века, и я там их прикончил с личным пояснением "это кто вообще такие"), я понял, что противиться общественной волне глупо. Послушал и... выпал из реальности на продолжительный промежуток времени. Ни одна группа, стартовавшая в XXI веке, не производила на меня такого сумасшедшего впечатления. Два первых альбома концентрированно великолепны, каждый трек на оценку 8 и выше. Я никогда не являлся поклонником психоделического рока, даже самых знаменитых представителей жанра, поэтому Импаловцы не просто стали для меня откровением, но и открыли глаза на то, как должна звучать психоделика в нашу эпоху. Фантастические, шедевральные лонгплеи. Как-нибудь напишу о них отдельно. Лидер коллектива Кевин Паркер в одно мгновение превратился в моего идола. Человек, который в 2010-ых смог создать уникальный саунд в жанре, что не пользовался особой популярностью, заслуживает похвалы высшей степени. Как минимум в гиковской музыкальной среде Кевин обессмертил себя уже к 2012-му.

'Currents' вышел через три года, и я его уже по-настоящему ждал. По времени недолго, но сильно по эмоциям. И Паркер снова не разочаровал. Критики просто захлёбывались в восторгах, мои же эмоции были сдержаннее, но тоже только в позитивном ключе. Многих третий лонгплей озадачил, но скорее потому, что они пытались его сравнивать с первыми двумя. А этого делать не стоило. Звучание стало более мягким (хотя все узнаваемые фишки остались на месте), гитар стало ощутимо меньше. Плюс пудовая меланхолия. Плюс некоторые заигрывания с r&b жанром, некоторый флёр Принса и Донны Саммер. Паркер показал себя не только отличным сонграйтером, продюсером, звукоинженером и человеком с нестандартным мышлением, но и личностью с очень тонкой душевной организацией, а также знатоком классики восьмидесятых. 'Currents' впитал в себя лучшие фишки не только разных жанров, но и временных эпох, что вдохновляли австралийца на создание музыки. Это был не просто хороший альбом, но ещё и акт уважения.

И вот, 'The Slow Rush'. Пять лет спустя. Ни одного альбома в жизни я не ждал с таким упоением. Тут очень простая схема: какую музыку любит МакЛыди - современную - а кто в современности делает лучшую музыку - Tame Impala - о, значит надо ждать. Как всегда, ни одного прикосновения ни к одному предальбомному синглу, полная безвестность. Только обложку успел спалить. Она, кстати, просто великолепна, лучшая во всей дискографии. К моменту написания я послушал альбом уже четыре раза, но мыслей по-прежнему не очень много. Попробую их уложить в абзац.

Главное, что нужно знать, счёт стал 2:2. Паркер продолжил гнуть линию, которую задал в 'Currents', поэтому теперь дискографию коллектива можно поделить на два равных по количеству полноформатников этапа. Едва ли кто-то ожидал возвращения к корням хотя бы потому, что Tame Impala, как не старались, не смогли популяризовать психодел-рок (за 10 лет не появилось никого, кто бы более-менее удачно смог что-то у них слямзить, удачные альбомы в жанре по-прежнему гранулированы на дистанции), а сами стали частью мейнстрима. Вот вам справочка, с кем успел поработать Кевин, прямиком с Вики: Melody's Echo Chamber, Relation Longue Distance, Space Lime Peacock, Canyons, AAA Aardvark Getdown Services, Golden Triangle Municipal Funk Band, Mark Ronson, Moodoïd, Koi Child, Lady Gaga, Rihanna, Arctic Monkeys, Discodeine, ZHU, Kali Uchis, The Flaming Lips, SZA, Kanye West, Travis Scott, Camila Cabello, King Gizzard and the Lizard Wizard, Unknown Mortal Orchestra. Все настолько оказались впечатлены талантом австралийца, что последние годы он был нарасхват, и особо времени на новый материал в рамках Импалы не было. Когда же оно появилось, Паркер снова решил всех удивлять, но теперь не столько музыкально, сколько лирически. Перфекционист по природе своей, он задал на предыдущих записях такой уровень гармонии, композиционной структуры и мелодики, что все, и он в том числе, поняли: круче только яйца. 'The Slow Rush' мог бы ошарашить только привлечением каких-нибудь неординарных национальных инструментов, но этот козырь Паркер пока оставил в рукаве. И если в его вселенной есть понятие консервативность, то мне очень хочется воспользоваться этим термином. Только поймите: консервативность по Паркеру не то же самое, что консервативность по Максу Мартину. Знакомство с Tame Impala вполне можно начинать с 'The Slow Rush', и вы просто охренеете от количества продуманных эффектов и стены звука. Но для давних поклонников это уже в большей степени пройденный этап, поэтому волосатик приготовил для нас сюрприз другого толка. Не сказать, что на предыдущих трёх лонгплеях тексты не решали вообще ничего, но мало кто полюбил группу благодаря ним (достаточно вспомнить самый знаменитый хит, состоящий из 12 строчек, хотя помнят все только 4). Теперь же как таковое психоделическое настроение выстраивается вокруг лирики. Нельзя назвать альбом концептуальным, но постоянно повторяющиеся кусочки строк, бесконечное количество хитрых метафор и общий посыл о времени, что утекает как песок сквозь пальцы, вызывает ощущение транса и норовит назвать этот полноформатник самым шаманским в дискографии группы. Кажется, ещё никто не пел о времени так запутанно, но при этом искренне. Особняком стоит песня 'Posthumous Forgiveness' – разговор с отцом, который ушёл из жизни до того, как сын стал мировой знаменитостью. Она немного выбивается из темпа, но как же хорошо вписывается в концепт.

Подводя итог, не могу сказать, что я понял 'The Slow Rush' хотя бы процентов на 70. Как плебею, мне нужны были хиты! Новые FLWOGB и WWYMUYM. Но их нет. Ни от одной песни на альбоме не разит потенциальной "памятью в веках". С другой стороны, с 'Currents' была похожая ситуация, я распробовал его не сразу. Если же спрятать хотелки и попробовать дать оценку объективным взглядом, то это 7,0. Интересная идея, но не самая удачная реализация. Этот человек так поднял планку, что соответствовать самому себе безумно тяжело. Будем ждать новых Шедевров. Хоть 5 лет, хоть 10. А пока есть время для более тщательного декодинга художественных средств выражения на 'The Slow Rush'.

Карапуля. Pat Metheny - From This Place


Сейчас параллельно с моей основной парой книг я читаю одну вприкуску. Так, для общего развития. Она посвящена лучшим музыкантам всех времён. Одна глава – один человек. Люди разных эпох и поколений сталкиваются на страницах друг с другом, разнообразие внушительно, но объединяет всех одно. Создатели чтива выбирали мастеров по заветам Брюса Ли. Если великий боец когда-то сказал своё легендарное: "Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз", – то авторы обернули эту мысль в "не нужно учиться играть на 10,000 инструментах, нужно идеально научиться играть на одном". Истории великих композиторов рассказываются именно через призму их умения игры на основном инструменте, хотя большинство героев были мультиинструменталистами. Однобоко, странно, но ничего не поделаешь. Даже в предисловии чёрным по мягкому сказано: "Великий музыкант тот, кто довёл свои умения игры на инструменте до уровня, близкому к совершенному".

Отталкиваясь от такого постулата (который, естественно, имеет право на жизнь), Пэт Метини едва ли мог бы стать героем одной из глав, даже если бы был более известен. При случае, что его имя не мелькало в ваших плейлистах, вы очень удивитесь тому, как выглядит этот человек, если начнёте знакомство с ним именно с альбома 'From This Place'. Что-то среднее между МакКэганом и Мальмстином. И очень сложно найти фото без гитары. Является ли он виртуозом гитарного мастерства? Скорее, нет. Но он писал, пишет и, надеюсь, будет продолжать писать джаз. А много ли вы знаете джазменов, которые выбрали основным инструментом гитару? Это больше современная история, когда фьюжн потихоньку обосновался в андеграунде. Музыкантов-то немало, но единицы добиваются мирового признания.

Да, электронная гитара присутствует на каждом треке альбома. Но является ли она ведущим инструментом? Едва ли. Тут все герои второго плана, тут нет первых. И самое прикольное, что сразу это заметить сложно, только со второго-третьего прослушивания. Метини собрал для записи банду из 81 человека. Нехилая компашка! Особенно отмечаю для себя сразу двух валторнистов. Пока горе-музыканты качают из сети чужие сэмплы и биты, записывая альбом за неделю, настоящие профессионалы не скупятся на траты. Как временные, так и моральные. 'From This Place' звучит изысканно, красочно, грациозно. Музыка Пэта и банды разливается по телу, как нега после съеденного подтаявшего фисташкового мороженого. С прошлого альбома прошло 6 лет, это самый продолжительный промежуток времени за всю более чем сорокалетнюю карьеру американца. И это чувствуется. Отточенная работа. Композиции длительностью от 6 до 14 минут (лишь одно исключение) ярко заявляют, что Метини, как и сам джаз, живее всех живых.

Моя 8,0. Шикарный лонгплей.

Музыкальное чтиво. Выпуск №3. Мари Фредрикссон: Любовь к жизни


Уважаемый soullaway в комментариях под прошлым выпуском заявил, что количество лет на сцене при условии, что группа не распалась, а её члены не ушли в мир иной, это весомый фактор в плане того, имеет ли смысл сам факт написания биографической книги. Конечно, я в корне не согласен с таким мнением, но хочу сделать обязательной фишкой стартового абзаца для этого и всех последующих выпусков эту самую цифру – годы в индустрии. Отсчитывать буду с года первого релиза/первого живого выступления. Обычно это чётко отражено на Википедии в информационной графе “Years active”. Итак, карьера главной героини сабжа Мари Фредрикссон на момент выхода книги насчитывала 37 лет. Биография вышла за 4 года до её смерти. И если вы в курсе, кто это такая, то наверняка знаете, что представляла жизнь этой женщины последние годы карьеры. Музыка там была уже далеко не на первом месте.

Roxette появились в моей жизни ещё по школьным временам. Один из первых коллективов, что смог по-настоящему увлечь моё внимание. Да что там “один из”, точно первый. Они в 2004-ом, а остальные уже в 2007/08-ом годах. На фоне огромного количества электроники и академической музыки, которые забирали кучу моего свободного времени, шведский дуэт был единственным представителем рока в моих импровизированных плейлистах. Нет точных воспоминаний о том, какая песня была первой, но я точно что-то выцепил на пиратских компиляциях или радио “Маяк”. На первых порах очень нравились ‘A Thing about You’ и ‘Fading Like a Flower’. Помню, как купил их кассету, даже не имея плеера или магнитофона (у друга было и то, и другое, плеер он мне подарил потом). Песен двадцать на ней было, солянка со всех лонгплеев, типичная пиратка. Потом, в 10 классе, одноклассники подарили мне магнитолу, и я тут же помчал покупать CD. Вот там уже было разделение по альбомам, были все студийные и даже некоторые живые записи. Песен 100, ловко вжатые в 700 мегабайт информационного пространства. Что же это было за качество, 160? 192 максимум. Это всё, что я мог себе тогда позволить. Помню, что на одном из лайвов была версия ‘Joyride’, стартующая с минутной виртуозной прелюдии на электрогитаре с активным использованием примочки. На тот момент это была самая тяжёлая музыка, что я слышал! Перед приходом гостей делал магнитолу на всю и включал этот трек. Мол, посмотрите, какой хардкор я люблю! Хотел произвести впечатление, и на некоторых, таких же, как и я, необразованных, получалось. А потом я купил ещё и DVD со всеми клипами, который посмотрел в гостях урывками (дома было не на чем) и окончательно влюбился в эту группу. С некоторой долей условности, можно сказать, что Roxette – моя первая музыка. И, как и всё первое, она навсегда останется в моём сердце.

Несколько лет после, даже когда уже появился Интернет, судьбой участников группы, их настоящим, я не интересовался. Гонял в плеере любимые песни, не мог ими насытиться. О болезни Мари узнал случайно, году в 2010-ом. Очень переживал за неё, очень расстроился, что новых композиций больше не будет. И, как и весь прогрессивный мир, просто охренел, когда они вернулись и дуплетом выстрелили два новых альбома за срок в чуть больше года. Хотя в целом новые полноформатники оставили меня равнодушным, важен был сам факт. Она жива, она поёт, она творит! Потом начались и новые мировые турне (если быть точным, с октября 2009-го), тут уже совершенно все офигели. Я смотрел на Ютубе отрывки с концертов, и поверить в то, что стоящая на сцене женщина уже около 10 лет борется с раком мозга, было невозможно. Конечно, она уже не могла скакать по сцене, как в восьмидесятые, но в голосе сохранилась такая энергетика и мощь, что даже посредством экрана монитора передавались эмоции, заставляющие слёзы градом катиться из глаз. Не представляю, что ощущали люди в зале. Так, Мари из любимого музыканта превратилась в моего героя. Зачем мне американские супергерои, когда перед глазами такой пример из реального мира? Это действительно чудо-женщина, совершившая подвиг во имя жизни и музыки. 9 декабря прошлого года её борьба подошла к концу. Я не плакал и не убивался в этот день, потому что прожить 17 лет со смертельной болезнью – это победа, а не поражение. Сам факт ухода, конечно, вызывал боль, но я слишком её люблю… Она учила людей быть сильными, и я был сильным в тот день. Во всех социальных сетях новостные ленты были завалены словами скорби. В числе прочего, я узнал, что любительский перевод биографии Мари (о которой я был наслышан) уже какое-то время висит в сети. В ту же секунду решил, что прочитать эту книгу для меня теперь дело чести. Я добил мьюзовскую и растолкал свою очередь из мастодонтов ради любимой шведки. В печатном виде её нет, поэтому читал на ноутбуке.

Книга представляет из себя симбиоз двух прямых речей, которые рассказывают о Мари от первого и второго лица. Авторами, соответственно, являются сама Фредрикссон и известная шведская журналистка и писатель (в том числе и в криминальном жанре) Хелена фон Цвейгберк. Как и во многих похожих случаях, Хелена не просто переписывала то, что слышала, а была буквально приставлена к Мари на довольно продолжительный промежуток времени. Она была у неё в гостях, путешествовала вместе с ней и даже поучаствовала в части тура, в Австралии, в феврале 2015-го. Самой Хелене на момент выхода книги было 66 лет, поэтому её интерес к персоне рок-певицы очевиден. Это у нас или в Америке о Roxette кто-то может не знать, а в Швеции они давным-давно в статусе национальных героев. Под их музыку (не нужно забывать о сторонних проектах и сольных карьерах участников) проходило детство и молодость всех шведских “детей восьмидесятых”, и не будет преувеличением факт того, что все современные журналисты в стране когда-то были (а большинство остаётся) фанатами группы.

Однако любовь Хелены к музыке Roxette не слишком активно сочится со строк книги, потому что сама музыка во многих главах не является поводом для обсуждения. К началу 2014-го года, когда Мари и Хелена начали совместную работу, прошло уже 11 лет после новости об обнаружении смертельного диагноза. И хоть Фредрикссон стала знаменитой целиком и полностью благодаря своему творчеству, было очевидно, что огромная часть книги будет посвящена борьбе обычного человека с раком. Я даже подумал сначала, что всё повествование будет выстроено, отталкиваясь от печального события, но это оказалось правдой лишь частично. Беря эту книгу в руки, вы должны понимать, что её героиня – глубоко больной человек. И Хелена, как мне показалось, специально не стала всё “вылизывать” и представлять в оптимистичном свете. Поэтому форма написания удивительна: события скачут из прошлого в настоящее, факты жизни путаются, а некоторые герои второго плана исчезают, едва появившись. Огромные пласты жизни выдаются огрызками, будто автору уже нет до них дела. Но причина, разумеется, в другом. На страницах книги Мари честно признаётся: "Моя память подводит меня, я уже не только тексты на сцене забываю, но и людей из моей юности". И хоть я не в восторге от стиля мисс Цвейгберк, никакой критики в её сторону быть не может. Это просто красивый “подыгрыш”.

Тем не менее, всех главных людей Мари помнит. И говорит о них столь тепло, что при чтении сердце просто разрывается на части. Главный из них, муж Мике Боиош, человек невероятного характера. Их история любви завораживает: такие страсти, что Голливуд отдыхает. Хелена и Мари посетили место их первой встречи, описали всё в мельчайших подробностях, даже с конкретными датами. Но меня больше восхитило не это. Когда нагрянула беда, Мари признаётся: “Я была готова, что он просто уйдёт, я бы поняла его”. Но он не просто не ушёл, а не ушёл и… отказывался помогать ей. Пусть такая формулировка вас не смущает, сейчас будут пояснения. Врачи в один голос не давали ей оптимистичных прогнозов: год, может два, не больше. Оптимизм сохранялся только у Мике. Человек, которого он любил всю сознательную жизнь, быстро угасал. Но как только появились первые намёки на ремиссию, началось возрождение личности. Мари нужно было буквально всему учиться заново: ходить, одеваться, ложку держать. Вместо того, чтобы сюсюкаться, Мике занял позицию аккуратного стороннего наблюдателя. Он верил в неё и в то, что она всему сможет научиться без сторонней помощи. И оказался прав. Представьте себя на его месте. Как было сложно удержаться каждый раз, когда у любимой что-то валилось из рук. И это не пару дней, а месяцы, даже годы. Какая должна быть сила воли… Эта сила просто передалась от мужа жене. И вот уже та, кому в 2002-ом говорили о скором конце жизни, в 2006-ом выпускает очередной сольный альбом. Калейдоскопу чудес в жизни Мари во многом обязана своему фантастическому мужу.

Главному же сценическому партнёру, Перу Гессле, посвящено куда меньше внимания по всё той же причине – музыка не главная тематика книги. Конечно, Мари расскажет, как они познакомились, как начали вместе работать и как были ошарашены внезапно нахлынувшему мировому успеху, но всё это довольно общими мазками. Так, например, нет рассказов о том, чем студийная работа при записях самых успешных альбомов отличалась друг от друга. Нет истории созданий песен (для этого, по всей видимости, нужно прочесть книгу Att vara Per Gessle 2007 года выпуска; не знаю, есть ли она в хотя бы каком-нибудь переводе). Да и вообще, о музыкальной составляющей самого ударного периода Roxette сказано что-то типа: Пер писал, я пела, так мы и стали знаменитыми. И дальше куча абзацев о тягости статуса звезды: концерты, гастроли, прессинг СМИ, безумные фанаты… Но не думайте, что музыка совсем задвинута на второй план. Благодаря чему Мари получила уважение отца? Благодаря чему справлялась с депрессиями на фоне многочисленных разрывов отношений в юности? Благодаря чему познакомилась с Мике? Благодаря чему купила себе первый дом и создала образ, известный во всём мире? И, наконец, благодаря чему выжила, когда в это уже почти никто не верил? Ответ один. И каждая история о любви Мари к музыке будет жечь ваши веки.

Довольно часто в книге упоминается Россия и фанаты из нашей страны. Ненароком я стал задумываться, почему они особенно популярны у нас. Вроде столько лет прошло с тех студийников, на которых были хиты, а посмотришь на отзывы фанатов – среди них полно тех, кому нет и 25-ти. Значит преемственность работает, старая фанбаза передаёт опыт новой, память живёт. Я вижу три основных фактора. Первый – у нас в стране неплохо относятся к поп-року. Чтоб был лёгкий, ненапряжный, мог и фончиком поиграть, и заставить головой в такт подвигать. Roxette именно такой на своих лучших альбомах и писали. Второй – та самая песня. Запредельно популярная, великая, вечная. Не у каждой группы той эпохи такая есть. И тут же можно ещё плюсануть тот самый фильм с Джулией Робертс, который тоже у нас очень любят. Но всё же главный, основополагающий, третий пункт. Сама Мари. Её взгляд, который размягчает даже самые чёрствые сердца. Её стать, перед которой преклоняются герои уже нескольких последующих поколений. Её сила, благодаря которой и сотое прослушивание ‘Queen of Rain’ приобретает особенный смысл. И её голос, чистый и светлый, как полуденная роса на пустом от скота исландском поле. Кладу руку на сердце и говорю вам, будьте свидетелями моей клятве: я буду вечно любить эту женщину. Сделаю всё для того, чтобы память о ней жила в веках. Я не плакал 9 декабря, но сейчас плачу. Простите мне этот небольшой грешок. Теперь, когда я дочитал книгу и написал этот текст, окончательно сложилась картина, человека какого калибра потерял этот мир.

And love's a golden ripple where answers are so simple
But the explanations are very hard to do.

And I wish you'd think about me
Before you go to sleep
And I wish you the best there is
Before you go to sleep
Go to sleep.

Пер Гессле чётко помнит Мари с момента работы по соседству в репетиционном зале, находящимся в Хальмстаде. Его воспоминания вполне соответствуют тому образу, который Мари хранит с момента их первого знакомства: "Она была довольно дикой девчонкой. Я жил безопасной жизнью среднего класса вместе с моей мамой, которая была домохозяйкой, а отец был водопроводчиком. Мы не были богатыми, но во всём была стабильность и упорядоченность. Мари тусила в шальном прогрессивном коллективе вместе с Мартином Стернхюфвудом. Я жил в своей комнате для мальчиков и любил глэм-рок, панк и Патти Смит. Музыкальная сцена в Хальмстаде была чисто политической, а я никогда не любил шведское прогрессивное общество. Мне было глубоко по барабану на всё то, что тогда происходило. Ни один из участников Gyllene Tider не интересовался политикой. Не знаю, насколько сильно этим интересовалась сама Мари. Но она была в этом прогрессивном потоке. У неё были друзья, которые поехали в Христианию, чтобы купить там гашиш, а я решил не участвовать во всем этом. Либо же я поступал всегда хорошо, но только для мамы. Однако то, что я особенно хорошо помню, как чертовски хорошо пела Мари. Я всегда так считал."

Погружение. XX век. Кинокомпозиторы. 50-46



От дилетанта для дилетантов.

Вступительное по композиторам.

В отличие от популярной музыки, в каком бы жанре она не была, академическая для анализа требует дополнительных, хотя бы базовых знаний, и куда более серьёзной наслушанности. Если у самой виртуозной прог-рок команды достаточно послушать пару альбомов, чтобы понять, что они играют, и рассказать об этом друзьям, то в случае с композиторами и десять сочинений не дадут точного ответа. Времени на подробное изучение совсем нет, поэтому я решил взять за закон для этой части проекта у каждого слушать 1 полный саундтрек и смотреть 1 фильм (из тех, что не видел раньше). Мало, но хотя бы что-то. Любимчиков в той эпохе у меня минимум, так что тяжело будет. Сейчас становится понятно, что мне придётся очень постараться, чтобы рассказы о музыкантах этого направления отличались друг от друга. Заранее прошу прощения.


Collapse )

Карапуля. BTS - MAP OF THE SOUL: 7


Как известно, в этом году Грэмми и Оскары вручали буквально на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Если не самые главные, то точно самые модные премии в кино и музыкальном искусстве знамениты не только своими скандалами и интригами, но и тем, что на красной дорожке, непосредственно в зале и на афте-пати пытаются засветиться все более-менее уважающие себя деятели индустрии. Если тебя никуда не зовут несколько лет подряд, то ты, видимо, уже устарел и что-то не так делаешь со своей карьерой. Негласный закон. И одно дело, когда музыкант/актёр сам осознанно уходит из мейнстрима, начиная участвовать в проектах, не ориентированных на широкую аудиторию – тогда спад интереса можно понять. Другой разговор, если в жанрах особо ничего не изменилось. Тогда приговор.

Группа BTS сейчас очень популярна. Очень-очень-очень популярна. Показатели продаж и прослушиваний с любого стримингового сервиса говорят сами за себя. Ещё я лично видел книги о них в наших магазинах. Ну и не будет лишней картинка.



И речь не об Азии, а об абсолютно всех континентах. Но я столкнулся с популярностью этих корейцев фактически без присутствия искусства. Так вышло, что они засветились в этом году на обеих упомянутых в предыдущем абзаце премиях. Организаторы просто не смогли себе отказать в повышенном внимании со стороны поклонников главной музыкальной группы нашего времени. На Оскаре они были как гости, а на Грэмми даже вышли на сцену, хотя по регламенту вроде как не имели на это права. Лучше б не выходили – номер с Lil Nas X был худшим за весь вечер. Как и обычно, я смотрел обе церемонии в прямом эфире. Из-за разницы в часовых поясах сами понимаете, насколько поздно они начинаются, а заканчиваются так вообще уже по-светлому. Официальные права на трансляцию Грэмми были у Первого, а Оскара – у Окко. Про первый пункт я вообще не знал, а онлайн-кинотеатр у меня жутко тормозил первый час. В общем, огромное время ушло на то, чтобы найти нормальный стрим. И пока я искал... Естественно, к каждой онлайн-трансляции привязан чат, и в этом году было полное сумасшествие. На одно адекватное сообщение приходилось 20 с репликами вроде: "А КОГДА УЖЕ БУДУТ BTS???!!!". Сообщения летели так быстро, что глаз просто не успевал выхватить практически ничего, только повторяющаяся из раза в раз аббревиатура из трёх букв была неизменной, а аватарки менялись. Честно, я никогда такого не видел. Истерия, мракобесие. Новые The Beatles. Какой-то процент из свихнувшихся это десятилетние девочки, которые в принципе никакой музыки кроме BTS в жизни не слышали, но не думаю, что эта цифра была слишком высока, учитывая столь поздний час. И тут ко мне пришло осознание, что в нашей стране BTS любят не только самые юные слушатели, но и уже вполне сознательные личности. Этот факт ввёл меня в ступор и заставил подкорректировать планку в оценке новых релизов группы. Всё-таки кей-поп для меня всегда был скорее шоу, совокупностью факторов, а не строгим музыкальным жанром. Теперь диспозиция изменилась. И вот, долго ждать не пришлось, в феврале состоялся релиз нового альбома.

Ещё больше интерес подогрели оценки критиков. Очень высокие! Плюс восемь баллов по сравнению с предыдущим, если судить по Метакритику. Сел, начал слушать... Пару раз оглядывался по сторонам с немым вопросом: "Это лыжи не едут или я...?". Цельная же картинка стала выстраиваться после того, как я почитал тексты песен и ознакомился с некоторыми рецензиями. Теперь стало ясно, что альбом неординарный хотя бы по своей форме.

'MAP OF THE SOUL' изначально задумывался коллекцией из 3 EP, которые потом могли бы объединиться в компиляцию, но из-за неукладывания в сроки получилось 1 EP + 1 LP. И вышедшая в прошлом году (кстати, довольно хорошо оценённая мной) ипиха почти полностью вошла на новый релиз. Зачем так делать? Азиаты дикие! Я так понял, что в кей-попе подобный ход – привычное дело, ибо уже не первый раз встречаю. Первые полчаса альбома я не мог понять, где я слышал все эти песни, неужели в рекламах и из проезжающих мимо автомобилей?! Только потом осознал, в чём дело. Ну а дальше были новые как для меня, так и для всей прогрессивной части человечества, треки BTS. Два концептуальных миньона, идущие друг за другом, хотя должны были издаваться с временным интервалом.

В большинстве этих песен лирические герои – сами певцы. Поют о себе, о личном опыте. И темы отнюдь не безоблачные: притеснения в школе, бедство, одиночество, сложное социальное и семейное положение. Но русское ухо всего этого понять не может, русское ухо ловит вайб. И в этом плане певцам из ВИА BTS я не верю. Вот так, просто, по Станиславскому – не верю. Фальши в этих песнях куда больше, чем искренних эмоций. Они актёры, безусловно, но если задеваешь в творчестве такие сложные темы, нужно отдавать 110 процентов себя. Совершенно не почувствовал этого при прослушивании альбома. Ещё момент – в группе 7 человек. И все они действительно неплохо поют (трое читают). Но почему продюсеры не используют это на все сто? Где многоголосие, где пение в интервалы, где хоть какое-то подобие музыкальной агрессии? Много сольных песен, это объяснимо, но почему не на сольных талант участников востребован так узко? Я не понимаю. Что же касается музыки, эффектов, атмосферности и прочего, тут мне совсем нечего сказать. Мне почти везде не хватало видеоряда, потому что, как заметил выше, я уже привык, что кей-поп – это особенный вид искусства. Теперь придётся переучиваться. Пока не получилось.

BTS принято не любить в гиковской среде. Но не из-за них самих, а из-за отбитой фан-базы, которая не делает никаких поползновений, чтобы научиться видеть что-то дальше своего носа. Вот и журналист Питчфорка, оценивший альбом на довольно приемлемый балл в 6,3/10, оказался под таким гнётом интернет-воинов, что удалил себя из большинства соц.сетей. Ему реально желали смерти! Хорошо, что никто из тех дурачков не прочтёт этот мой отзыв. Я не могу быть столь расточительным для 75-минутного лонгплея, с которого мне понравилось две песни ('Dionysus' и 'Black Swan'). Возможно, если бы это были три EP, как задумывалось, то и балл был повыше. А так – ставлю 5,5. Вы ничего не потеряете, если BTS-мания пройдёт мимо вас. Хотя клипы посмотреть стоит. Это что-то невообразимое, ультра-масштабное и не укладывающееся в голове.

Тематическая кинорулетка. Сатирикон Феллини (Fellini - Satyricon, 1969)

Новая кинорулетка dart_maus оказалась посвящена Федерико Феллини, сто лет со дня рождения которого планета отмечала 20 января этого года. Итальянский режиссёр появился в моей жизни относительно поздно, я видел не очень много его фильмов, но за один уже успел сильно полюбить. Это "Амаркорд" (что интересно, он выпал мне первым после вращения барабана). В этой во многом биографической ленте сошлось всё, за что я люблю кино тех лет. Простота, правильные акценты, эстетика, музыка, лёгкость повествования. Фильм действительно повлиял на мой вкус, поскольку после него (и "Дерева для башмаков" Ольми) я понял, что не история красит место, а место – историю. Другими словами, интересно снять можно и о деревне, и о Луне, и об обоссанном подъезде. Лишь бы интеллект позволял и руки были из плеч, а не из мягкого места. О "Сатириконе" же я не знал практически ничего, и, забегая вперёд, это и погубило данный этап кинорулетки для вашего покорного слуги.



Для начала история, цитирую КП.

Одновременно с Феллини над собственной версией «Сатирикона» начал работу Альфредо Бини, известный в первую очередь тем, что до конца 60-х гг. являлся бессменным продюсером Пьера Паоло Пазолини. Альберто Гримальди подал в суд, требуя, чтобы Бини прекратил производство, но Бини доказал, что планировал экранизацию романа Петрония ещё с 1962 года, и тогда же зарегистрировал название «Сатирикон». В результате Гримальди и Феллини не только не удалось помешать созданию фильма-конкурента, но и пришлось искать новое название для своего собственного. Перебрав большое количество вариантов, они решили просто включить в название имя Феллини.

Непонятно при этом, почему в названии на сайте значится просто "Сатирикон", ну да ладно. Забавно, как двум людям из мира кино приходит одна и та же идея приблизительно в одно и то же время. К слову, версия Полидоро популярностью у современных зрителей не пользуется, классикой не стала.

Для того чтобы мне сейчас разгромить версию Феллини, нужны немалых размеров яйчишки пониже пупка и какая-никакая осведомлённость об объекте критики. Увы, минус по обоим пунктам. Тем не менее, о некоторых вещах молчать не могу. Фильм, как какой-нибудь из заключительных эпизодов маревловского сериала, начинается без экспозиции. Причин на то может быть две. Либо Феллини считал, что первоисточник слишком знаменит, и каждый, кто сядет смотреть фильм, его прочтёт, либо он не хотел во вводной части отображать своё отношение к действующим лицам, наделять их какими-то свойствами, отличными от прописанных в романе. Не имея никакого понятия о творении древнеримского писателя Петрония, я был ошарашен такой завязкой. Огромное количество действующих лиц, какие-то театральные представления, циркачи, уроды... Фильм начинается слишком быстро. А потом начинается стоминутное вольное переосмысление (как пишут другие рецензенты) Феллини знаменитого произведения, из которого он взял только то, что ему удобно. А именно: всю похоть, грязь, кровь, мракобесие и неприглядность социума. В своих очевидных отсылках к грехопадению собственных современников, Феллини попросту наплевал на привычную киноформу. Отдельные сцены здесь тягаются как в эстетической неприглядности, так и в уровне невыносимой отвратительности показанного. Главный герой Энколпий – педераст и убийца – в суровых руках итальянского мастера эпатажа превращается в марионетку без определённых целей как внутри сюжета, так и по жизни в целом. Смотришь в глаза Мартина Поттера и не понимаешь, с какого рожна история рассказывается именно через призму его взгляда. Он абсолютно безлик. А о второстепенных персонажах даже говорить неудобно. Никакой драматургии, никакой плавности. Анти-"Амаркорд".

Сотни людей, оценившие этот фильм положительно, справедливо заметят мне: "Но ведь он и должен быть таким: злым, безумным и грязным!". И, само собой, я не полный кретин, чтобы этого не понимать. Однако те хлёсткие методы, которые есть в арсенале Феллини, на меня не подействовали, не оказали никакого впечатления. Он не смог заставить меня проникнуться негативом к разгульной молодёжи, не помог разобраться в причинах и последствиях неверно расставленных жизненных приоритетов героев кинополотна. Ну а весь дурно пахнущий фон для истории не стал источником магии. Это абсолютно не моё кино.

Оценка: 4 из 10.

Сезон. Выпуск №13


Возобновляем рубрику с (относительно) новинками года. Этот выпуск запоздал месяца на полтора, для текстов о кино сейчас не хватает времени. Насмотрел уже на восемь выпусков вперёд, но когда они выйдут не могу сказать.

Начать решил с простеньких.

Collapse )

Хроники Ринга. Итоги 2019 года. Альбомы


Каждый год мы начинаем с массивного соревнования, посвящённого лучшим полноформатным записям ушедшего года. По категориям, как на Грэмми. Предлагаю вашему вниманию победителей всех номинаций.

Скоро доиграем по песням, а дальше придёт время подводить итоги всего десятилетия.

Collapse )