alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Рецензия №42. Лабиринт (Labyrinth, 1986)

Привет из другого мира

Среди кучи проектов, посвящённых главному детищу всей жизни Джима Хенсона – Маппетам, а также сериалам средней популярности, в карьере американского аниматора и режиссёра нашлось место для двух полнометражных фильмов, из которых современные творцы черпают вдохновение и по сей день. Первый, “Тёмный кристалл”, был эдакой пробой пера. Страшные куклы в незнакомой галактике и неведомом времени боролись за выживание, аляповатые спецэффекты наводили ужас даже на подготовленного зрителя, а одного постера хватало, чтобы словосочетание “мультфильм для взрослых” моментально всплывало в голове. Второй, “Лабиринт”, вышедший через четыре года, оказался куда более доступным. Куклы стали добрее, улучшилась картинка, а главное – появилась добрая мораль. Неизвестно, сколько ещё шагов к Олимпу было заведено сделать Хенсону, но в 1990 году его сердце внезапно остановилось. В сердцах тысяч людей он остался именно благодаря “Лабиринту”. Древней сказке, в которой переплелись множество подростковых и совсем уже не детских тем.

Что прежде всего радовало в “Тёмном кристалле” – так это внимание к деталям. Продумывание местности, погоды, природы и даже движений героев захватывало больше, чем сюжетные хитросплетения. Вселенная нового фильма впитала в себя всё лучшее из предыдущего, к тому же разнообразив некоторые аспекты. Говорящими гоблинами едва ли можно было удивить даже в 1986 году, но когда с героиней внезапно начинает общаться не то гусеница, не то неведомый зверёк размерами меньше мизинца – лозунг “В лабиринте всё не то, чем кажется” набирает висты. Максимально облегчая сюжет в своём абсолюте и наделяя персонажей фильма простой как три копейки мотивацией, Хенсон осознанно заставляет зрителя проходить через лабиринт вместе с главной героиней и уделять внимание каждой подсказке, ибо микросюжеты здесь важнее. Только с первого взгляда задача кажется простой: замок виден как на ладони, встань и иди! Однако коридоры пугают бесконечностью, двери своим отсутствием, а каждый встречный так и норовит тебя запутать. Хоррор-элементы, на которые была сделана ставка в “Тёмном кристалле” (так и хочется назвать фильм приквелом), приобрели ироничный посыл. Так, героиня Дженнифер Коннелли падает в нору не как кэрролловская Алиса – почти без крика, ведь повсюду подстраховывают руки гоблинов. Зловонная река зелёного цвета страшит только запахом, а звуками – веселит. Выстрелы из разного рода орудий – вообще отдельная песня, ибо как можно бояться ядра, внутри которого не порох, а гоблин, который явно не проходил термодинамику в школе – так и норовит расставить в сторону свои ручки и ножки. Ну а там, где есть место иронии, всегда найдётся уголок и для доброго юмора – за него отвечают целая серия героев, периодически встречающихся на пути. И если для составления фоторобота Верховного Гоблина Питер Джексон и компания изучали все рожистые заболевания, как иронизировал один известный российский любитель кино, то Джиму Хенсону хватило рисунков своих детей – настолько безобидными кажутся антигерои вымышленного царства. Режиссёр выбирает свой киноязык – он не пугает, не смешит и не пытается вывести из себя. Он завораживает. И приворожительные зелья, окунутые в кинотематику, работают лучше, чем у цыганок – ведётся и стар, и млад.

Однако как бы не старался уважаемый мастер, вряд ли бы механизм слаженно сработал, если бы не два героя, в прямом и переносном смысле, этого загадочного мира. Юная Дженнифер Коннелли, только делавшая первые шаги в кино, была на 2 года младше своей героини и попала в каст после дополнительного конкурса талантов, устроенного режиссёром и его другом Джорджем Лукасом. На плечи молодой актрисы лёг колоссальный труд – всё время быть в кадре, органично выглядеть рядом с куклами, выдавать массу различных эмоций и много работать в физическом плане – фэнтезийный статус фильма обязывает. И уже после этой роли можно было смело утверждать – девушку ждёт большое будущее. Так оно и вышло. А вот у кого не было недостатка популярности перед съёмками, так это у человека, исполнившего роль короля Джарета. Дэвиду Боуи не составило никакого труда перевоплотиться в верховного правителя неизвестной планеты. Ходят слухи, что он всегда им был. Также, в сотрудничестве с композитором Тревором Джонсом, он сделал для фильма восхитительный музыкальный аккомпанемент, посему в широких кругах “Лабиринт” считают не только фэнтезийной сказкой, но ещё и мюзиклом, что абсолютно справедливо. И Джим Хенсон ни в коем случае не расстроился бы, узнав о том, что спустя 30 лет именно сцена бала, на котором гоблины превратились в обычных людей, является самым известным эпизодом фильма. Если бы в восьмидесятых был youtube, танец странницы и короля набрал бы миллионы просмотров и вполне бы сошёл за неофициальный клип к песне.

Фильм “Лабиринт” снят в таком ключе, что о нём тяжело мыслить отстранённо. Постановка бьёт по всем направлениям, и это так приятно в совокупности с тем, что режиссёр не собирается вырывать зрителя из зоны комфорта. Да, это сказка, помноженная на мюзикл – искромётная лёгкая история с важной моралью о любви к родственникам и друзьям, закутанная в действительно инопланетную музыку Дэвида Боуи. Просто на словах и очень интересно на деле. Каждый человек на съёмочной площадке старался сделать этот фильм особенным, и у них это получилось! Надеюсь, Джим Хенсон и Дэвид Боуи с улыбкой смотрят на нас с небес. Их дело будет жить вечно, для человеческой фантазии нет пределов.

Оценка: 7 из 10.
Tags: Дженнифер Коннелли, Джим Хенсон, Дэвид Боуи, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments