alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Рецензия №40. Жюль и Джим (Jules et Jim, 1962)

Искусство отвлечения

Француз Франсуа Трюффо лихо стартовал в мире кинематографа. Дебютировав ещё в пятидесятых с лентой “Четыреста ударов” – истории о мальчике по имени Антуан, которому было уготовано большое будущее на экране – режиссёр мигом приковал к себе внимание широкой публики, став одним из героев “новой волны”. Начало же шестидесятых оказалось временем чистой лирики. Великолепный Шарль Азнавур стал главным героем трагичного рассказа о пианисте Эдварде Сарояне во втором фильме Трюффо с загадочным названием “Стреляйте в пианиста”, после чего режиссёр обратился к старой как мир формуле любовного треугольника в фильме, который по прошествии лет небезосновательно считают его лучшей работой.

История австрийца Джима и француза Жюля прежде всего поражает своей очаровательностью. Основанный на полуавтобиографическом романе фильм, как кажется, имеет мало общего с реальным миром и поначалу представляет собой задорную комедию о друзьях-весельчаках. Из ниоткуда взявшаяся рукопись в руках Джима в стенах спортзала и портрет, нарисованный на столике кафе – главные детали, которыми Трюффо навевает ироничную и в чём-то даже абсурдную атмосферу. К появлению Катрин, которой предстояло стать роковой женщиной в жизни друзей, зритель подходит уже разогретым, предвкушая перемены. Комедия передаёт эстафету мелодраме, а личности главных героев с каждой минутой являют всё новые открытия. Однако вскоре в дело вмешивается Первая мировая война, на которой герои сражаются по разные стороны баррикад, и с этого мгновения фильм невозможно воспринимать как тривиальный. Режиссёр с особой циничностью сталкивает характеры мягкого Жюля, предприимчивого Джима и обольстительной Катрин после войны – он поселяет их вместе, порой заставляя в пределах одного эпизода переходить Катрин из одной постели в другую. Даже самый спокойный человек за время просмотра способен возмутиться, когда же люди, которых объединила любовь, перестанут плевать на чувства друг друга – измены сменяются враньём, а враньё изменами. Но сила фильма в том, что действие концентрируется на отношениях между людьми и атмосфере внутри людского треугольника, а бытовые аспекты вторичны. Озорство первой половины периодически мелькает в глазах действующих лиц до самого финала, а вот другие глаза, ребёнка, не видят того, во что превратились порочные души.

Там, где нет места мирскому, рай для символичного, и Трюффо уловил это в корне. Его герои не требуют понимания, его Париж не пахнет выпечкой и цветами. Его война – это минутная нарезка из документальных фильмов на фоне пятиминутного написания любовного письма. Его мир – иллюзия. Фильм “Жюль и Джим” – не что иное, как продолжение поиска себя. Наложение реальной автобиографии Анри-Пьера Роше на творческую автобиографию режиссёра создало двойной успех, и нет сомнений, что третья картина француза навсегда останется бриллиантом европейского кино тех лет.

Оценка: 8 из 10.

ЗЫ Так мало написано, потому что для конкурса. Челлендж - ограничение по словам, не больше 400.
Tags: Анри Серр, Жанна Моро, Оскар Вернер, Франсуа Трюффо, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments