alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Рецензия №38. Чёрная Молния (2009)

Пять по 200 и в салат

Можно ли быть спокойным, когда ты – маститый режиссёр, опытный продюсер и по совместительству патриот в стране, которую по любым параметрам в деле кинопроизводства обходят Соединённые Штаты Америки? Однажды рэппера Басту спросили: “Почему американский рэп лучше нашего?” – и он ничтоже сумняшеся ответил: “Индустрия же! У них каждый день выходит по 30 альбомов и 100 микстейпов! Я не понимаю, за что они борются, а вот нам есть за что.” Задать подобный вопрос Тимуру Бекмамбетову для любого более-менее уважающего себя журналиста было бы смерти подобно, ибо отклик если и был бы столь однозначным, то в несколько другой плоскости. В глазах внезапная злоба: “Как лучше? Кто лучше? Вы мои фильмы-то видели?” – и в ответ на это не останется ничего другого, как застыть в знаменитой позе Нила Деграсса Тайсона. Каждый год Тимур Нуруахитович открывает для отечественного потребителя новые горизонты, один другого краше. 2009 в исчислении нашей эры ознаменовался появлением на экранах ПЕРВОГО РУССКОГО… хм, а ведь так сразу и не выберешь. Ну, пусть будет ПЕРВОГО РУССКОГО супергеройского кино про человека без сверхспособностей! Ведь всем было ясно ещё до просмотра, что русскому человеку для совершения благих дел не нужно ни паутины, ни пуль, ни специальной магии. Достаточно обычного душевного позыва, и Москва (как минимум) будет спасена.

Только вот беда приключилась. Голливудизация головного мозга дала сбой. В потоке работы по выдумыванию ненужных сюжетных линий, сценаристы совершенно забыли наделить хотя бы одного из главных героев душой. Неприкрытая, ничем не завуалированная фальшь начала литрами изливаться на зрителя с первых же кадров и не закончилась до самых финальных титров. Тонны её. Что интересно, и сценаристов, и режиссёров у фильма по двое, но там, где студия хотела удвоить успех или даже устроить “викторию в квадрате”, она добилась только убывающей геометрической прогрессии. И не двоичной, а десятеричной. Что получилось? Верно, один процент годной режиссуры и столько же хорошего сценария. Их уже не надо умножать, делить или извлекать из них корень. С ними надо просто смириться. Мальчики в фильме препираются с родственниками, врут, уводят друг у друга девушек и бесцельно топчут грешную землю. Девочки – ленивы, бездарны, меланхоличны, а также наделены ценной способностью переходить “из рук в руки” после наблюдения того, как в этих руках появляется iPhone. Появляется мысль – а уж не поколение Pepsi нового века хотели нам показать создатели фильма? Из старого тоже есть присутствующие, но уж больно карикатурны. Нормальные же люди этому фильму не нужны – был один, да слава Бена Паркера не дала покоя сценаристам. Эх, если бы на этом параллели заканчивались…

Хороший фильм хорош и в мелочах, а плохой обычно на крупицы не разбивают, но тут – другой случай. Если рассмотреть “Молнию” как альманах фантастических историй из жизни обычного русского паренька, то фильм даже начинает доставлять… своей тупостью. Как любезная хозяйка не жалеет для оливье майонеза, так и сценаристы не пожалели аморфных персонажей снабдить такого же рода репликами, гарантируя вызывание хотя бы одного чувства у смотрящих. Жаль, что это тошнота. В память врезаются такие фразы как: “Капот закрой!”, “Я везде нарасхват”, “И в ресторане, и после было!” – сказанные совершенно не к месту и как будто намеренно отталкивающие от просмотра здравомыслящих людей. Невероятно забавляют поступки героя Вержбицкого, который, в общем-то, хороший актёр, но тут просто отбывает номер в образе предельно оголливудизированного злодея. Попытки сложить в уме А плюс Б при размышлениях о связи главного героя с цветами – просто апофеоз идиотизма и сюжетного произвола. Создатели с каждой новой сценой дописывают “Дано” в задачке с вопросом: что же они пили и курили, пока снимали этот шидевор? Систему СИ отчёркивать не будем, что g всегда 9,8 не вспомним. Вариант “водка и ганжа” (причём какой марки внимательный зритель ответит мгновенно) – ходовой, но ближе к концу фильма эти ребята явно не обошлись без тяжёлых наркотиков. Каких точно – ответят специалисты.

Очевидно также, что ставка была сделана и на спецэффекты, но и тут вышел облом. Красиво мелькающие в титрах заставки студий Universal и Focus Features как бы намекают, что хотя бы с визуальной точки зрения всё должно быть в порядке, однако выделенными (право, немногочисленными) финансами отечественные киноделы распорядились не сказать, чтобы удачно. И снова рубрика “Интересные вопросы” – может быть по мнению Бекмамбетова и Ко сложившейся здесь бытовой драме с элементами фантастики (триллера? боевика? арт-хауса?) и не нужна приличная графика? Ответ кроется, как зачастую бывает если речь заходит о нашем кино, в самом вопросе – вам не нужны красивые планы и новаторские идеи, а нам не нужно то, что вы создаёте. Отдельной “похвалы” заслужил также оператор (не поверите, он у фильма один!), видимо посещавший съёмочную площадку в промежутках между попойками или какими-то жизненными потрясениями. Тяжело придумать другое объяснение тому, что на протяжении всего фильма можно на пальцах одной руки пересчитать сцены с интересными операторскими решениями. Либо просто увидел всеобщую апатию и решил, что раз никто не хочет креативничать – я тоже не буду. Такое с русскими тоже бывает, есть грешок. И всегда есть тот, кто начал филонить первым – с него и спрос. Да-да, Тимур Нуруахитович, не оборачивайтесь, вас имеем в виду! Казнить, нельзя помиловать.

Выходит, что фильм, изначально стремившийся в категорию “с пивом покатит”, всё же оказался не достоин и её. “Чёрная молния” – не из рода тех, которые посмотрел и забыл, а из тех, которые ещё будут сниться в страшных снах. Людям с некрепкой психикой категорически противопоказан просмотр – спокойствие для вас превыше всего, а здесь его не сыщешь. Отвратительное, мерзкое, гадкое и подлое по отношению к зрителю кино. В идеальном мире людям должны были бы платить за то, что они это смотрят (минимум – возвращать деньги в кинотеатрах), и мы ещё раз разочарованно вдыхаем – где же ты, идеальный мир? Рассчитанная на массового зрителя, эта отрыжка отечественного кинопрома может служить нулевой точкой для всех, кто когда-нибудь захочет в будущем снимать в этой стране супергеройское или фантастическое кино. Мракобесие, позволившее создать отметку на отрицательной шкале, ниже которой опускаться уже просто непозволительно. Тотальное безразличие на съёмочной площадке и отсутствие тяги к созданию прекрасного у абсолютно всех, кто приложил руку к фильму, на этот раз сыграло очень злую шутку. Хорошее кино способно навевать разные приятные воспоминания, а эта поделка сможет вызвать только нервный тик. Безусловно, в нашей стране есть и всегда будут творцы, готовые к большим свершениям в области кино, но тут не их колея. Тут только запах смрада.









Оценка: 1 из 10.
Tags: Александр Войтинский, Виктор Вержбицкий, Григорий Добрыгин, Дмитрий Киселёв, Сергей Гармаш, Тимур Бекмамбетов, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments