alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Рецензия №35. Дорога перемен (Revolutionary Road, 2008)

Калейдоскоп женских тревог

Британец с португальскими корнями Сэм Мендес приехал в Америку законченным циником. Его дебютный фильм “Красота по-американски” оказался столь глубоким, проникновенным и беспросветно мрачным, что мгновенно вознёс режиссёра в ранг небожителей Голливуда. Вместившая в себя ряд аллюзий на театральные постановки различной степени драматургии, которым Мендес посвятил свою юность, картина попыталась расставить все точки над i в плане семейных отношений в общем и кризиса среднего возраста в частности. Собрав россыпь наград, Мендес предполагаемо занялся другими жанрами, в которых тоже добился успеха, хоть и не столь большого. Однако то ли грусть-тоска заела, то ли шанс собрать спустя годы сразу трёх звёзд “Титаника” прельстил, но через девять лет Мендес вернулся в жанр бытовой драмы. Основанный на романе шестидесятых годов, фильм не нашёл ответов на вечные вопросы, но удивил новизной творческого подхода.

В “Дороге перемен” уже не затхлый мужчина является центром истории, а вполне себе молодая и амбициозная женщина. Она замужем, с двумя детьми и обитает в деревенской глуши, в просторном домике на Revolutionary Road. В чём же её амбиции, когда, казалось бы, жизнь удалась? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос оголит вам как сильные, так и слабые стороны фильма. Сначала была мечта стать великой актрисой, но этому посвящено от силы полминуты хронометража. Потом это желание лихо трансформировалось в другое – жизнь в Париже, и эти грёзы героини в плане приближения/отдаления в осуществлении задуманного можно отобразить на графике, который в зависимости от времени простилался бы почти на весь оставшийся фильм. Повествование представляет собой цепь ярких моментов, которые испытал персонаж Кейт Уинслет в погоне за своей мечтой. Покажут ли нам свадьбу? Рождение детей? Их взросление и всё, что с этим связано? Нет, конечно нет. Огромный временной пласт, стартующий со знакомства будущих мужа и жены, усеян мелкими красными точками, и только на них режиссёр обращает своё внимание. Если бы в Голливуде поощряли дисклеймеры, единственно верным для Мендеса был бы таковой, состоящий из одного слова: Wrong. Месиво из грубо нарубленных флэшбеков и собственно истории, способное испугать даже знакомого с первоисточником, выравнивается только тогда, когда неправильным становится всё, и в дополнительных плашках уже нет необходимости. Мятежность женской души здесь столь всеобъемлюща, что когда саспенс приближается к высшим точкам, у зрителя создаётся впечатление, что именно глазами героини мы смотрим на мир. По-простому назвать её дурой язык не поворачивается – слишком много подводных камней. И чем раньше зритель улавливает язык творца, тем спокойнее воспринимается кульминация и логичнее развязка. По-другому быть не могло, и не в циничности дело.

С другой стороны, два часа во внутреннем мире человека не пробарахтаешься, каким бы уникальным он не был, и повествование начинает нуждаться в других интересных персонажах, а с этим вышла беда. Появившийся пару раз на экране “голос разума” в лице Майкла Шэннона – как луч света в тёмном царстве. Его несколько минут в разных половинах фильма также обязательно будут отмечены на нашем графике, ибо его первую встречу с героями вершит комментарий: “Похоже он единственный, кто нас понимает”, а вторую: “Я хочу набить рожу этому выродку!”. После того, как герой Шэннона покидает дом в последний раз, вопрос о том, кто же тут действительно сумасшедший, меняется со сложного логарифма в произведение из таблицы умножения. На ДиКаприо же приятно только смотреть – хороший актёр отдаёт в кадре всего себя, но абсолютно бесполезен в плане сценария. Типичный клерк своего времени с типичными мечтами и типичным плевком на них после того, как в гонораре появляется пара лишних нулей. Если его ссоры с женой динамичны и хоть как-то оправданы с точки зрения сюжета, то интрижки и посиделки с друзьями выглядят хуже некуда, вызывая недоумение. Поместить женщину на первый план для Мендеса оказалось проще некуда, а вот сделать Ди Каприо безликим – не удалось. И никак нельзя записать в плюс режиссёру ситуацию с детьми, которых как будто и нет вовсе. Кажется, что он сам о них забыл.

Отходя от внутреннего мира (или его отсутствия) представленных личностей, стоит признать, что фильм всё-таки об отношениях и о том, как круто может повернуть судьбу один неправильный шаг. Герои сделали массу ошибок, и режиссёр выступил в роли женщины-робота из “Метрополиса”, воскликнув: “Пойдёмте смотреть, как мир катится в пропасть!”. Жаль только, что не было сделано и намёка на визуальное пиршество, ибо летающий целлофановый пакет или розы с небес с лёгкостью затмят любой кадр отсюда, а планка уже столь высоко, что просто добротно рассказанной истории уже недостаточно.










Оценка: 7 из 10.
Tags: Кейт Уинслет, Леонардо ДиКаприо, Майкл Шеннон, Сэм Мендес, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments