alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Рецензия №35. Дорога перемен (Revolutionary Road, 2008)

Калейдоскоп женских тревог

Британец с португальскими корнями Сэм Мендес приехал в Америку законченным циником. Его дебютный фильм “Красота по-американски” оказался столь глубоким, проникновенным и беспросветно мрачным, что мгновенно вознёс режиссёра в ранг небожителей Голливуда. Вместившая в себя ряд аллюзий на театральные постановки различной степени драматургии, которым Мендес посвятил свою юность, картина попыталась расставить все точки над i в плане семейных отношений в общем и кризиса среднего возраста в частности. Собрав россыпь наград, Мендес предполагаемо занялся другими жанрами, в которых тоже добился успеха, хоть и не столь большого. Однако то ли грусть-тоска заела, то ли шанс собрать спустя годы сразу трёх звёзд “Титаника” прельстил, но через девять лет Мендес вернулся в жанр бытовой драмы. Основанный на романе шестидесятых годов, фильм не нашёл ответов на вечные вопросы, но удивил новизной творческого подхода.

В “Дороге перемен” уже не затхлый мужчина является центром истории, а вполне себе молодая и амбициозная женщина. Она замужем, с двумя детьми и обитает в деревенской глуши, в просторном домике на Revolutionary Road. В чём же её амбиции, когда, казалось бы, жизнь удалась? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос оголит вам как сильные, так и слабые стороны фильма. Сначала была мечта стать великой актрисой, но этому посвящено от силы полминуты хронометража. Потом это желание лихо трансформировалось в другое – жизнь в Париже, и эти грёзы героини в плане приближения/отдаления в осуществлении задуманного можно отобразить на графике, который в зависимости от времени простилался бы почти на весь оставшийся фильм. Повествование представляет собой цепь ярких моментов, которые испытал персонаж Кейт Уинслет в погоне за своей мечтой. Покажут ли нам свадьбу? Рождение детей? Их взросление и всё, что с этим связано? Нет, конечно нет. Огромный временной пласт, стартующий со знакомства будущих мужа и жены, усеян мелкими красными точками, и только на них режиссёр обращает своё внимание. Если бы в Голливуде поощряли дисклеймеры, единственно верным для Мендеса был бы таковой, состоящий из одного слова: Wrong. Месиво из грубо нарубленных флэшбеков и собственно истории, способное испугать даже знакомого с первоисточником, выравнивается только тогда, когда неправильным становится всё, и в дополнительных плашках уже нет необходимости. Мятежность женской души здесь столь всеобъемлюща, что когда саспенс приближается к высшим точкам, у зрителя создаётся впечатление, что именно глазами героини мы смотрим на мир. По-простому назвать её дурой язык не поворачивается – слишком много подводных камней. И чем раньше зритель улавливает язык творца, тем спокойнее воспринимается кульминация и логичнее развязка. По-другому быть не могло, и не в циничности дело.

С другой стороны, два часа во внутреннем мире человека не пробарахтаешься, каким бы уникальным он не был, и повествование начинает нуждаться в других интересных персонажах, а с этим вышла беда. Появившийся пару раз на экране “голос разума” в лице Майкла Шэннона – как луч света в тёмном царстве. Его несколько минут в разных половинах фильма также обязательно будут отмечены на нашем графике, ибо его первую встречу с героями вершит комментарий: “Похоже он единственный, кто нас понимает”, а вторую: “Я хочу набить рожу этому выродку!”. После того, как герой Шэннона покидает дом в последний раз, вопрос о том, кто же тут действительно сумасшедший, меняется со сложного логарифма в произведение из таблицы умножения. На ДиКаприо же приятно только смотреть – хороший актёр отдаёт в кадре всего себя, но абсолютно бесполезен в плане сценария. Типичный клерк своего времени с типичными мечтами и типичным плевком на них после того, как в гонораре появляется пара лишних нулей. Если его ссоры с женой динамичны и хоть как-то оправданы с точки зрения сюжета, то интрижки и посиделки с друзьями выглядят хуже некуда, вызывая недоумение. Поместить женщину на первый план для Мендеса оказалось проще некуда, а вот сделать Ди Каприо безликим – не удалось. И никак нельзя записать в плюс режиссёру ситуацию с детьми, которых как будто и нет вовсе. Кажется, что он сам о них забыл.

Отходя от внутреннего мира (или его отсутствия) представленных личностей, стоит признать, что фильм всё-таки об отношениях и о том, как круто может повернуть судьбу один неправильный шаг. Герои сделали массу ошибок, и режиссёр выступил в роли женщины-робота из “Метрополиса”, воскликнув: “Пойдёмте смотреть, как мир катится в пропасть!”. Жаль только, что не было сделано и намёка на визуальное пиршество, ибо летающий целлофановый пакет или розы с небес с лёгкостью затмят любой кадр отсюда, а планка уже столь высоко, что просто добротно рассказанной истории уже недостаточно.










Оценка: 7 из 10.
Tags: Кейт Уинслет, Леонардо ДиКаприо, Майкл Шеннон, Сэм Мендес, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments