alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Рецензия №32. Донни Дарко (Donnie Darko, 2001)

Противоречивый супергерой

Жанр подросткового кино в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия претерпел столько изменений, пережил множество значимых вех, что в какой-то момент показалось, будто новому веку ничего не осталось. Разве можно повторить романтический трюк Ллойда Доблера? Станцевать перед зеркалом, как Феррис Бьюллер? Завоевать женское сердце как Джон Бендер или мужское как Кэт Стретфорд? Пойти наперекор системе, как когда-то пошёл Марк Хантер? Нет, конечно нельзя. Режиссёр Ричард Келли прекрасно понимал это и решил взглянуть на жанр новым взглядом. Его большой полнометражный дебют, фильм “Донни Дарко”, пришёлся как раз на старт нулевых и стал внезапным, очень приятным откровением для поклонников и не только. Выросший на мелодрамах восьмидесятых, молодой режиссёр наплевал на устои и общепринятые сюжеты, сделав своего героя абсолютно непохожим на тех, кто вспоминается при ассоциациях со школой, юношеской романтикой и первыми значительными жизненными открытиями. Потому и в один ряд с теми, полными лёгкой грусти картинами, его не поставишь. А в какой тогда? Сразу и не скажешь.

Уже на уровне вопроса: “О чём это?” – творение Келли получает ряд интерпретаций. О школьных проблемах, первой любви, первых страданиях – верно. О том, как человек сходит с ума, преследуя цель спасения близких – тоже верно. О конце света – да. О добре и… Однако хватит об общих вещах. Фильм о наших страхах, сомнениях и невзгодах – вот определение и поточнее, и поуже. И тут нет оговорки – именно о наших, поскольку не поставить себя на место главного героя сможет только самый чёрствый и независимый человек. Плацдармом для создания сценария стали воспоминания Келли о школьных годах, да не те, что из кинотеатра, а те, что из тяжёлого быта. Склоки с одноклассниками, непонимание родителей, вопросы на подобие: “Кто я?” и “Зачем я на этой Земле?” – то, через что проходил каждый. Кто-то, как Кристофер МакЭндлесс, видит выход в одиозных поступках, кто-то ждёт, пока всё образуется само по себе, а вот Келли просто сконцентрировался на любимом деле, что в итоге принесло ему успех и мировую известность. Сценарий к “Донни Дарко” – лучшее, что он когда-либо создавал, и то, за что его многие не любят. Поймать одну волну с режиссёром при первом просмотре достаточно непросто по вполне понятным причинам – мозг не очень стремится понять всё происходящее, да и фильм на первых порах кажется простым и не требует существенных умственных затрат. Однако чем дальше в лес, тем больше подсказок зритель получает для своей собственной трактовки (коих в абсолюте уж точно больше одной). Ближе к середине заинтересованные оказываются “на крючке” – и тут Келли выдаёт такой залп из всевозможных фишек, отсылок и просто удачных сюжетных ходов, что фильм окончательно уходит из подразряда “для подростков”. Умный, небывало отточенный и отшлифованный для дебютанта скрипт, в котором нашлось место и триллеру, и детективу, и драме, и конечно же фантастике, даёт небывалую пищу для размышлений как во время просмотра, так и вне его. Стоит ли напоминать, что в кино, как и в футболе, самое интересное – разговоры после.

Но не сценарием единым жив этот фильм. Исполнить такую историю на экране также было делом не из лёгких, но и тут Келли нашёл несколько выгодных моментов. Первый – это то, что каждый герой, как у Вуди Аллена, где все актёры пародируют режиссёра, здесь “играет Дарко”. Строго говоря, все персонажи имеют своего “скелета в шкафу”, и, оказавшись рядом с Донни, они чувствуют, что тайна их не так уж и неприступна. То ли не от большого умения, то ли не от большого желания, то ли от скрытой гениальности Джейк Джилленхол придал своему герою такой высокий уровень инфантильности и таинственности, что повлиял на других актёров. Они не отстали, в свою очередь придав всему фильму высочайший уровень саспенса. Сцены, в которых Донни отсутствует или не является самим собой, сделаны нарочито небрежно, что только подтверждает глубокий смысл режиссёрского замысла. Второй эффектный ход – это масса персонажей, которая помимо раскрытия личности главного героя и сюжета в целом, несёт ответственность за поток иных целей, причём у каждого она своя. Диву даёшься, как мало здесь “воды”, незначительных и ни на что не влияющих сцен. И уж тем более нет никого, без чьих лиц можно бы было обойтись в кадре. Уберите из фильма Белого Кролика и бабушку-провидицу – и кровь в жилах зрителей сразу начнёт густеть медленнее. Уберите героя Суэйзи – и вы поймёте о том, кто здесь положительный герой намного позже, чем надо. Уберите Джену Мэлоун – и что у вас останется романтичного? На втором плане россыпь узнаваемых лиц, сильнейших актёров, которые не похожи здесь сами на себя в угоду посыла. Да что говорить – тут есть даже Сет Роген! Не то чтобы иметь Рогена в касте – положительный момент для любого фильма, однако даже его поклонники могут его здесь не признать. Непривычная причёска, манера разговора и типаж. Ну а третья удачная уловка Келли, которая и не уловка вовсе – это то, что повествование полно великолепных, крайне эмоциональных моментов, которые остаются в памяти вне зависимости от того, понравился фильм или нет. Проказник Ричард и тут оставил конкурентов с носом.

После всего сказанного остаётся лишь разобраться, кто же такой Донни Дарко? Спаситель или палач? Молодой повеса или аскет? Жизнефоб или жизнефил? Гений или самый обычный шизофреник? Ответ каждый найдёт сам. Однако очевидно, что Донни – прежде всего неординарная личность и совершенно уникальный киноперсонаж, плод усилий двух людей с зашкаливающим уровнем интеллекта. Финал истории, в котором он с чувством выполненного долга улыбается и переворачивается перед сном на другой бок, заставляет зрителя почувствовать себя уязвимым как никогда. Возможно, такая развязка истории служила метафорой для завершения борьбы экранного Дарко, но в реальной жизни такие как он не сдаются никогда. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться. Адаптация фантастического сюжета в реальности носит однобокий характер, но вера в то, что по планете аккуратно разбросаны люди-ангелы, которые, как и Донни, убеждают себя в наличии лучшего мира и делают всё для его достижения, жива. Спасибо Ричарду Келли.









Оценка: 9 из 10.
Tags: Джейк Джилленхол, Донни Дарко, Ричард Келли, рецензия
Subscribe

  • День в кинотеатре. Чёрная Вдова (Black Widow, 2021)

    Пары дней оказалось достаточно, чтобы фильм стёрся из памяти. Все поклонники Марвел помнят, что привередливые зрители стали выпрашивать у студии…

  • День в кинотеатре. Форсаж 9 (F9, 2021)

    Я уже не раз писал в блоге об этой франшизе, поэтому начать можно без раскачивания. Ребята создали свой киноязык (или, как справедливо заметил…

  • День в кинотеатре. Душа (Soul, 2020)

    Сказал бы мне кто год назад, что за весь 2020-ый я всего лишь 3 раза схожу в кино, в ответ покрутил бы пальцем у виска. Я, конечно, не киноман, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • День в кинотеатре. Чёрная Вдова (Black Widow, 2021)

    Пары дней оказалось достаточно, чтобы фильм стёрся из памяти. Все поклонники Марвел помнят, что привередливые зрители стали выпрашивать у студии…

  • День в кинотеатре. Форсаж 9 (F9, 2021)

    Я уже не раз писал в блоге об этой франшизе, поэтому начать можно без раскачивания. Ребята создали свой киноязык (или, как справедливо заметил…

  • День в кинотеатре. Душа (Soul, 2020)

    Сказал бы мне кто год назад, что за весь 2020-ый я всего лишь 3 раза схожу в кино, в ответ покрутил бы пальцем у виска. Я, конечно, не киноман, а…