alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Рецензия №31. Ешь, молись, люби (Eat Pray Love, 2010)

3:0 в пользу Любви

С тем же успехом, с каким Элизабет Гилберт назвала свой роман ответом на вопрос, в заглавии мог бы стоять и сам вопрос. Книга бы тогда била в самое сердце, начиная с обложки, а продавцы-обыватели не знали, в каком отделе её разместить. “Что делать женщине в кризисе среднего возраста?” – возможно, слишком длинное название, но оно дало бы исчерпывающее представление о том, что придётся читать. Рассчитанный на таких же дам, как главная героиня, автобиографический роман стал бестселлером и был обречён на скорую экранизацию. И если английская вариация названия фильма по сравнению с первоисточником пренебрегла запятыми, то Великий и Могучий позволил обернуть всё в повелительное наклонение, сделав грядущий поход в кино ещё более интригующим. Странно, но в кинотеатрах к вышеупомянутым дамам присоединились люди других, самых разных слоёв и категорий. Почему? Давайте разбираться.

Открытый гей Райан Мёрфи, известный по достаточно популярным в США сериалам “Лузеры” и “Части тела”, оказался лучшей кандидатурой на пост режиссёра этого амбициозного проекта. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что женщина справилась бы с этой должностью как минимум не хуже. Однако тут вспоминаются слова Ноэла Галлахера, который как-то сказал о гёрлз-бэндах: “Они распадаются на стадии становления потому, что каждая участница хочет откусить свою часть пирога. Постоянные ссоры!”. Учитывая, что в числе сценаристов и продюсеров пестрили женские имена, нетрадиционный мужчина виделся идеальным компромиссом. Однако всё пошло не так с самого начала. Лишённый чувства самоиронии Мёрфи сделал всё, чтобы погубить этот фильм. А ведь замах был на рубль – приглашение на главную роль Джулии Робертс, за долгие годы карьеры сыгравшую маленький полк из потерянных женщин, – это лучший ход. Книжная (и, стало быть, настоящая) Лиз Гилберт куда больше походила на привычную Робертс, чем на то, что мы увидели здесь. Весёлая, целеустремлённая и знающая себе цену женщина стала злой меланхоличной бабой с патроном в голове. То она кричит, то бесится, то успокаивается, то истерит. В какой-то момент не может помочь даже вид безграничного океана и мужчина с внешностью Хавьера Бардема, располагающийся неподалёку и зовущий с собой на романтический уик-энд. По большому счёту, режиссёру удались только “замужние” эпизоды с Лиз. Начало фильма, судебные разбирательства и танец-флэшбек – это те моменты, когда зритель верит, что когда-то всё было хорошо и, наверное, будет ещё лучше, однако сцены с перманентными проявлениями невроза разрушают веру в хэппи-энд. Дуэт Мёрфи-Робертс вполне мог не сложиться ещё и из-за того, что режиссёру не пристало работать со звёздами подобной величины, и в таком случае актриса должна была сама проявить инициативу, но так сложилось, что Джеймс Франко здесь играет Джулию Робертс лучше, чем она сама. Разбираться же в том, что стало причиной относительной неудачи: тотальное непонимание романа, кочковатый сценарий или работа спустя рукава главных персон проекта – желания не возникает.

Главный постулат фильма, заключённый в названии, работает здесь сквозь всё повествование. Героиня действительно ест, молится и любит. Делает это обильно, в разных точках Земли. Но можно ли заниматься столь непритязательными вещами на протяжение более чем двух часов экранного времени? И да, и нет. Сам рецепт счастья Лиз Гилберт появился, можно сказать, на пустом месте. Женщина, измученная неудачным браком (который в фильме таковым не кажется), едет подальше от рутины мегаполисной жизни прежде всего, чтобы найти себя. Рестораны, церкви и песочные пляжи – это те кирпичики, которые должны ей помочь в столь тяжёлом деле, но это всего лишь спонтанный рецепт, который не факт, что поможет кому-нибудь ещё. Фильм же изображает каждый пункт как нечто обязательное и возвышенное в целях постижения Дзена. Не переедалась пиццей? Не молчала неделю подряд? Не флиртовала с латинским самцом? Боже, ну и на что ты тогда жалуешься? Вся беда заключается в том, что пока мужчины в креслах кинозалов удивляются, как героиня аки перчатки меняет мужиков, и тихо смеются в кулачок фразам на подобие: “Дети – это как татуировка на лице, на всю жизнь”, а их женщины умиляются и выискивают в глубине своей души тягу к подобному путешествию, его величество Искусство стоит где-то в стороне. Замечательная музыка Дарио Марианелли оказывается невостребованной, яркие операторские ходы меркнут на фоне разговоров о том, что у каждого человека есть своё Слово (что, простите?), а монолог Ричарда Дженкинса, являющийся центральным минимум в своей сюжетной фазе (максимум – во всём фильме), подаётся как прелюдия к очередному эмоциональному выплеску той, для которой это всё затеяно. Послевкусие? О чём вы? Все остались при своих. А кто забил на предупреждения не смотреть – сам виноват.

Ларчик же открывался просто. “Ешь, молись, люби” – очередная, не самая успешная мелодрама о том, как девочка из точки А встретила мальчика в точке В. Всё остальное, как бы помягче выразиться, для заполнения эфира. Атмосферная и полная ироничной лирики книга стала основой для довольно безвкусного выхолощенного фильма, режиссёр сыграл не на тех контрастах. Смотреть, как женщина за тридцать на протяжении 130 минут движется то к своей мечте, то от неё, особенно если вы не только по гендерным признакам считаете себя мужчиной – дело не из приятных. Однако даже при попадании в подобную “западню”, фильм можно оценить на оценку “выше среднего” при правильном к нему отношении. И не забывайте о морали – ищите любовь. Ведь сколько б ты не ела и не медитировала, из цепких лап депрессии тебя в сто раз быстрее вытащит мужик (если это Хавьер Бардем – то в двести). И если, цитируя героиню Робертс из другого фильма, “задница по полу не волочится”, – найти его будет не так уж и сложно. Это единственный пункт, в котором сошлись мисс Гилберт и мистер Мёрфи.










Оценка: 6 из 10.
Tags: Джеймс Франко, Джулия Робертс, Райан Мерфи, Ричард Дженкинс, Хавьер Бардем, рецензия
Subscribe

  • Обзор №85

    Финалим. В этом обзоре сплошь великолепные фильмы. Все они достойны просмотра любым человеком планеты Земля, достигшим соответствующего фильму…

  • Обзор №84

    Предпоследний в этом году обзор. Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10 Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать…

  • Обзор №83

    Добрались-таки до хороших фильмов. С ними будет два обзора, а под конец – отличные. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Обзор №85

    Финалим. В этом обзоре сплошь великолепные фильмы. Все они достойны просмотра любым человеком планеты Земля, достигшим соответствующего фильму…

  • Обзор №84

    Предпоследний в этом году обзор. Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10 Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать…

  • Обзор №83

    Добрались-таки до хороших фильмов. С ними будет два обзора, а под конец – отличные. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou,…