alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная аналитика. Aphex Twin

Когда я давеча говорил вам о том, что будет три новых музыкальных рубрики, я предупредил, что третья будет нескоро, однако вот этот момент настал. Я с моей любимой подругой Аннет изучаю исполнителей, которые нам обоим интересны, в режиме прослушивание - написание отзыва - следующий. Первым в нашем, надеюсь, долгом списке, стал наикрутейший чувак Aphex Twin. Увы, закончить мы с ним не смогли, поскольку материала очень много, и он оказался слишком специфичен для моей коллеги, но 10 первых релизов обсудить удалось. Выкладываю их вам. В первозданном виде, как и в Рулетке. Судя по реакции на пост я пойму, стоит ли продолжать Афекса, либо следующий выпуск посветить уже другому исполнителю.


AFX - Analogue Bubblebath Vol I
Год: 1991. Жанр: Acid house, ambient.
Треклист:
1. Analogue Bubblebath
2. Isopropophlex
3. En Trance to Exit
4. AFX 2

Альбом датируется в раздаче 1994 годом. Это год релиза. С самого своего основания Афекс имел проблемы с лейблами и нередко его альбомы выходили на несколько лет позже, чем были написаны. Рекорд - какой-то из альбомов Полигон Виндоу, который вроде 12 лет валялся неизданным. Но всё же правильным считать 1991 год релиза, и это действительно его первая пластинка, дебют. Поверить в это довольно тяжело, поскольку уровень EP невероятен. Четыре темы объединены чёткой концепцией, идеей и показывают, что IDM и вначале девяностых мог быть достаточно интеллектуальным. Жанр, созданный на соединении эмбиэнта и детройтского техно, здесь всё же не обретает той формы, которая ближайшие лет 10 будет в тренде, и неопределённое количество лет будет уважаем представителями всех электронных культур. Под такую музыку особо не потанцуешь и не по философствуешь, но свою релаксационно-кислотную цель она всё же исполняет. Уже по этому релизу можно делать выводы о гениальности музыканта. Настоящий монстр. Даже не знаю, кто из когорты электронщиков стартовал так же мощно. Может, Моби. Особо понравилась первая композиция с названием, как и у пластинки. Она как бы говорит нам: "Ну что, мальчики и девочки, ваши ушки готовы? Поиграем?". Афекс начал в 91 и не наиграется до сих пор, не перестаёт удивлять. В какой-то мере пластинку можно считать срывом покровов не только в качестве дебютной, но и по своему составу, по тематике. Моя наслушанность позволяет утверждать, что в начале девяностых так смело музыку мало кто писал. Качество записи также радует - говорит о том, что каким бы он абапелом не был, уважение слушателей для него уже тогда было на первом месте. Да и то, что пластинка вышла в 1994 году, тоже сыграло свою роль - за несколько лет Афекс уже успел заработать вистов, поэтому и записывали его хорошие лейблы. Обложка - в стиле того времени, минимализм, под стать музыке.

Итог: отличный ЕР, неудивительно, что получил продолжение ещё в несколько частей. То, к чему Афекс пришёл так быстро, некоторыми достигается за 5-10 лет. И спустя столько лет слушать довольно приятно.
Треки для Избранного: 0.
Оценка: 7.5.

AFX - Analog Bubblebath Vol 2
Год: 1991. Жанр: Acid House.
Треклист:
1. Digeridoo (Aboriginal Mix)
2. Untitled
3. Untitled

Второй EP под тем же псевдонимом стал довольно неплохим продолжателем идеи первого. Тяжело считать эту ипишку полноценным самостоятельным релизом, потому что трек тут, по существу, только один - два остальных даже не получили названий (и это только начало - песен без названия в творчестве Афекса будет ещё вагон), но в плане продолжения концепции - EP почти идеален. Первый трек, который, так же как и все треки с предыдущего EP, музыкант записал в 20 лет - и в это тяжело поверить. Многогранная, действительно интеллектуальна и полностью экспериментальная музыка. Традиция делать в конце приписки (... Mix) началась именно с этого EP. Кто такой Aboriginal до сих пор неизвестно, но Digeridoo всё ещё ценится любителями электронщины, и вообще это один из лучших треков Твина (утверждаю как почётный филофонст и юзер ластфм). Не мудрено, что его разобрали на сэмплики и заюзали в девяностые многие начинающие деятели индустрии. Длительность в 7-22 отлично подходит под формат релиза. Два остальных трека, очевидно, представляли из себя что-то наподобие демок (страшно представить, сколько музыки он писал тогда), но когда пришло время релиза стало ясно, что для EP нужна ещё пара темок, и он выбрал лучшие из худших. Обедни они не портят, но и не запоминаются. Digeridoo EP выйдет через год после релиза AB2, и он наверняка будет интереснее.

Итог: мощный трек, который выгоднее бы смотрелся в виде сингла, вышел на EP, которая стала достойным продолжением прародителя.
Треки для Избранного: 0.
Оценка: 6.






Aphex Twin - Selected Ambient Works 85–92
Год: 1992. Жанр: Ambient techno, IDM.
Треклист:
1. Xtal
2. Tha
3. Pulsewidth
4. Ageispolis
5. i
6. Green Calx
7. Heliosphan
8. We Are the Music Makers
9. Schottkey 7th Path
10. Ptolemy
11. Hedphelym
12. Delphium
13. Actium

Наслышан о том, что это лучший альбом Афекса, поэтому начинал слушать без особых раздумий. Если бы он мне не понравился - причины следовало бы искать в себе, слава богу, этого не произошло. Шикарный ди-джей создал потрясный альбом в достаточно молодом возрасте. Мысли о том, как можно было (а главное - на чем) в восьмидесятых и начале девяностых так бацать, не покидают мою голову. Это не поддаётся анализу и каким-то размышлениям. Понятно, что уже в восьмидесятых Ларри Леван, Фрэнки Наклз, Пит Тонг и другие ребята начали бацать хаусятину, но когда слушаешь электронную музыку тех лет хочется порой на луну повыть - однообразно, дряхло, безамбициозно. В музыке же Афекса видится полная открытость, импровизация, новаторство. И на этом альбоме это очень легко проследить. Где-то проскакивают ломаные биты, где-то смываются грани между жанрами, почти везде слышатся предпосылки к ныне знаменитым жанрам а также сэмплы, которые с годами успели порасти мхом. Он, возможно, и сам не знал, что он пишет и зачем... Но талантливый человек талантлив во всём. И я говорил, что для дебютной EP он как музыкант был хорош, но для дебютного альбома - он просто невероятен. Даже учитывая то, что я не слишком прошарен в жанре, я получил огромное удовольствие. Альбом служит блестящим примером того, с чего надо начинать знакомство с электронной музыкой, ну а ценители просто, как и я, расставят здесь приоритеты и отметят лучшее. А отмечать здесь, безусловно, есть что.
Мне кажется, я понял задумку этого всего. Нельзя конечно считать это альбомом в классическом понимании, ибо писался он столько лет, и когда начинался в комнате одаренного подростка, сам Афекс вряд ли бы напророчил, что эта музыка когда-нибудь увидела белый свет, но это случилось, и стоит признать, что сборка вышла очень удачной. Эдакий внежанровый эксперимент, полёт мальчишеской души, мечты о лучшем. Нечто не совсем земное, как и большинство IDM музыки. Из 13 композиций кое-какие претензии я имею к треку номер 8 - 'We are the music makers', который несколько отдаёт лубочностью и почти 8 минут топчется на месте, но при этом даже в нём чувствуется класс и определённая цель, обозначенная в заглавии трека (единственный, по-человечески названный трек на элпишнике). Все же остальные довольно понятны и ясны. Расставлены идеально - продюсерами ли или самим Афексом, но это действительно альбом. Довела до экстаза интерлюдия под минималистичным заглавием 'i'. А два трека так и совсем порвали шаблон, их названия ниже. Ни единого я бы выкидывать отсюда не стал, общая длительность - то, что надо (минут на 5-10 меньше тоже было бы терпимо), а обложка, на которой изображён символ Афекса, который мы ещё не раз пронаблюдаем на дисках, не претендует на статусность, однако много ли мы знаем ди-джеев со своими символами, да ещё такими знаменитыми? Вот-вот, то-то же.

Итог: музыка для тела и души. Музыка, которая овладевает тобой до остатка. Музыка, которая совершила революцию в своё время и остаётся ценной до сих пор. Человек, написавший это в пубертатный период и чуть-чуть после такового, был обречён на известность.
Треки для Избранного: Pulsewidth и Schottkey 7th Path.
Оценка: 8.

Aphex Twin - Digeridoo
Год: 1992. Жанр: Acid techno.
Треклист:
1. Digeridoo
2. Analogue Bubblebath 1
3. Flaphead
4. Phloam

Справедливости ради стоит отметить, что ипишник вышел всё же чуть-чуть раньше альбома, в викишной хронологии он является первым у Афекса. И это неудивительно, даже абсолютно логично, что и под основным псевдонимом он решил стартовать с EP. Для пущей уверенности (ну и для трололо) была даже приписана приставка-артикль The, абсолютно несвойственная соло-электронщикам (хотя и исключения бывают, такие как The Thrillseekers). Дабы смыть грани между псевдонимами AFX и Aphex Twin, первый из которых только и появился потому, что он воевал с лэйблами, в пластинку вошли 2 трека с AB1. Пусть немного изменённые, но миксами это назвать сложно. Они, конечно, доставляют, чего нельзя сказать о 2 других треках, разместившихся посередине релиза. Чересчур тяжёлое звучание без особого разнообразия. Не думаю, что в эти треки была вложена какая-то особая мысль, да и вообще, они больше на бисайды смахивают, чем на состоятельные боевые единицы в творчестве музыканта. И, знай я Афекса чуть хуже, вообще мог бы подумать, что это коммерческий релиз, но, конечно же, это не так.

Итог: 2 хороших, но уже релизнутых трека + 2 никчёмных позволили Афексу выпустить дебютную пластинку под основным псевдонимом, и в этом и есть основной посыл EP.
Треки для Избранного: 0.
Оценка: 5.






Aphex Twin - Xylem Tube EP
Год: 1992. Жанр: Techno, acid house.
Треклист:
1. Polynomial-C
2. Tamphex (Hedphuq Mix)
3. Phlange Phace
4. Dodeccaheedron

Не распыляясь на синглы и прочие коммерческие релизы Афекс после дебютного альбома-компиляции решил снова удивить слушателей. Бодро стартующий EP быстро скатывается в тяжелое брэйкбит-звучание с абсолютно абстрактной подачей. Впору вспомнить о тех самых "веществах" и о том, как в то время были популярны рейвы различной степени подпольности, но мне совсем не хочется ассоциировать Афекса с тем временем, потому что он - высокий творец. Однако ипишка, будем говорить прямо, не удалась. Какие-то намёки на смысл и разнообразие убиваются едва начавшись. Какие-то находки, которыми в альбоме я восторгался, здесь отсутствуют напрочь. В угоду минимализма или жанровой принадлежности, все равно. Не стоит спорить, что у IDM есть общие точки с Abstract, но Афекс, по всей видимости, на всё забил, явив миру не лучшего представителя от обеих жанров. На фоне предыдущего EP, который неплохо продавался, став первым коммерчески удачным релизом, не смотрится выгодно. Неудивительно, что его никто не стал покупать.

Итог: первый трек довольно хорош, а остальные три похожи на бессмысленную и беспощадную оду абстракту. Плюсы минимальны. Тем не менее, стоит отметить, что наш малыш продолжает экспериментировать со звуком и на месте не стоит.
Треки для Избранного: 0.
Оценка: 3.5.






Polygon Window - Surfing on Sine Waves
Год: 1993. Жанр: Acid techno, IDM.
Треклист:
1. Polygon Window
2. Audax Powder
3. Quoth
4. If It Really Is Me
5. Supremacy II
6. UT1 - dot
7. (untitled)
8. Quixote
9. Quino - phec

Обычно когда молодые исполнители плодят себе псевдонимы и увлекаются созданиями разнообразных алиасов это говорит о многом. Во-первых, это значит, что человек ещё не до конца уверен в себе, не уверен, что его музыку "скушают" все. Во-вторых, это говорит о том, что он хочет поработать с новыми людьми на новых лейблах. В-третьих, это зачастую просто означает факт экспериментов и открытия для себя чего-то нового. Всё это в какой-то мере можно отнести к пластинке Афекса Твина под псевдонимом Polygon Window. В 1992 году лейбл Warp Records начал серию компиляций Artificial Intelligence, которая должна была познакомить юных объебосов с новым перспективным жанром IDM, и резидентами лейбла тотчас стали такие ребята, как Aphex Twin, Autechre, Speedy J, Musicology и другие ребята. Дебютная компиляция под одноимённым названием произвела эффект разорвавшейся бомбы, после чего Афекс понял, что этому городу нужен свой герой и сел за написание полноформатного альбома. Фантазии хватило на 9 треков, пластинка увидела свет в начале 1993. Из-за условия записи на новом для себя лейбле, или же преследуя цель сделать что-то высокое и удобоваримое, Афекс отошёл от брейкбитового звучания, вернувшись к тому, за что его полюбили - мягкая, действительно Intelligent музыка. И хоть альбом получил оценку на семь десятых меньшую, чем стартовая компиляция (в которой Афекс отметился только одним треком) - 8.8 против 8.1, без сомнений альбом удался. Некоторая спешка при записи чувствуется, но не видится большим минусом. Скорее наоборот, чувствуется определённый шарм в том, как пробивали себе известность электронные творцы в начале девяностых. Почти каждый трек представляет собой эксперимент, нигде звучание не стоит на месте, что говорит прежде всего о том, что дяди с лейбла не ошиблись, позвав молодого тролля к себе. Особняком стоит трек 'Quoth', сэмпл из которого даже на Вики запротоколирован - действительно выдающаяся композиция, первая в творчестве британца, о которой хочется говорить как об абсолютном Шедевре. Понравились вокальные вставки, добавляют прогресса. В остальном пластинка довольно ровная, что, опять же, не кажется минусом. Кабы была она выпущена под главным псевдонимом - было бы что критиковать, а так стоит признать, что в памяти альбом остаётся как та безделушка, которая постоянно лежит у тебя на столе и её не замечаешь, однако пропади она куда - и сразу станет не по себе, начнёшь искать, и пока не найдёшь другими делами заниматься не сможешь. Своё мнение об 'искусственном интеллекте' Афекс изложил на элпишнике досконально, и это главное.

Итог: милый уху и довольно атмосферный альбом, который цельно подтвердил концепцию лейбла и закрепил за Афексом реноме хорошего экспериментатора.
Треки для Избранного: Quoth.
Оценка: 6.

Polygon Window - Quoth
Год: 1993. Жанр: Ambient, Techno.
Треклист:
1. Quoth
2. Iketa
3. Quoth (Wooden Thump Mix)
4. Bike Pump Meets Bucket
5. Quoth (Hidden Mix)

Первый релиз Афекса, который вполне можно назвать коммерческим. Если не для него, то для лейбла ипишник носил вид "укрепления позиций". Впервые на пластинке, к которой причастен Твин, появились ремиксы, а треки выстроились в треклисте соответствую традициям - главный, бисайд, ремикс, бисайд, ремикс. Замысел и цель этого мини-альбома вполне ясны, но если говорить о том, позаботился ли сам Твин о слушателях этот раз и попытался ли привнести что-то новое - тут можно дискутировать. Мой ответ - скорее нет, чем да. Безусловно, заглавный трек очень крут и имел право на персональную пластинку, но всё же в бурном потоке релизов британца первой половины десятилетия он имеет шанс потеряться. Бисайды, записанные специально для EP, скорее повторяют пройденное в альбоме, а ремиксы даже на таком, не самом великом фоне, выглядят вторично. Да и ремиксами в классическом смысле слова их назвать нельзя - никаких ди-джеев под псевдонимами Wooden Thump и Hidden не существовало - это всё очередные модные приписки от Афекса, его альтер-эго, можно сказать. Выйди EP до альбома, он бы мог серьёзно так заинтриговать слушателя и заставить делать предположения о концепции будущего лонгплея, а так - всё кажется вторичным и малоинтересным.

Итог: коммерческий релиз, сделанный больше для услады "больших дядей", чем для того, чтобы порадовать поклонников.
Треки для Избранного: 0.
Оценка: 4.

AFX - Analogue Bubblebath Vol 3
Год: 1993. Жанр: Acid Techno, Techno.
Треклист:
1. .215061
2. .000890569
3. .38
4. .0180871
5. .55278037732581
6. .942937
7. .1993841
8. AFX 6/b

Спустя 2 года после "премьерных" двух частей серии ЕР под тонким названием 'Analogue Bubblebath' наш герой выпускает-таки третью часть. Стиль музыканта с каждым новым релизом формируется всё чётче и чётче. Уже с трудом верится в то, что мы всё ещё варимся в становлении артиста. Символичной видится приписка LP в скобках у названия папки с релизом, но определённый смысл в этом есть. Это уже не 1 или 2 песни и несколько бисайдов без названий, а вполне цельный продукт, который вполне можно рассматривать и как нечто большее, чем просто EP. Стартует пластинка с двух ярких, динамичных и лёгких техно-треков, заканчивается же дремучим IDM. Экспериментов столько, что всех и не упомнить. Прежде всего - это использование двух абсолютно разных треков (к тому же разных по длительности) в каналах в пределах одной композиции '.0180871'. Тут никакая балансировка не поможет - надо просто сидеть и кайфовать. И хоть один из треков подозрительно напоминает какофонию, за такой эксперимент я ставлю релизу плюс. Названия треков, обложка, внезапные интерлюдии с наборами хаотичных звуков и речей, произнесённых непонятно кем, утверждают мини-альбом как один из самых грязных в дискографии британца. То ли ещё будет...

Итог: жёсткий и не в меру тёмный релиз, который, безусловно, стоит особняком, но концепцию до слушателей доносит едва ли.
Треки для Избранного: 0.
Оценка: 6.

Aphex Twin - On
Год: 1993. Жанр: Ambient techno.
Треклист:
On
1. On
2. 73-Yips
3. D-Scape
4. Xepha
On Remixes
1. On (D-Scape Mix)
2. On (Reload Mix)
3. On (µ-Ziq Mix)
4. On (28 Mix)

1993 год закончился для Афекса записью легендарного, пожалуй самого цельного EP в его дискографии. Мини-альбом подарил прогрессивному обществу заглавный трек, который навечно стал классикой, что неудивительно - сочетание мягкого эмбиэнта с экспериментами и почти без уклона в техно, а скорее в хаус, не могло не дать плоды. Таких треков от британского гения мы ещё не слышали - тут совершенно другая энергетика, другое настроение. Звук насыщенный и цельный, композицию вполне можно заносить в число лучших электронных "симфоний" девяностых. Но, конечно же, Афекс не был бы самим собой, если бы не обратился на пластинке к другим сторонам своего творчества. Дальше нас возвращают в тягучий мир безнадёги и смрада, лишь ненадолго дав продышаться в стартовом проигрыше 'D Scape'. Стоит признать, что треки исполнены в разном ключе, да и стиль периодически меняется от разнузданного техно до шаловливого IDM, но мысль везде закольцовывается и EP не оставляет равнодушным. Тут нет напора и ярких экспериментов, как на предыдущих релизах, но есть мысль и энергетика, которая может как успокоить, так и заставить вздрогнуть. Главный трек 'On' получил так же право на свою собственную пластинку, которая была выпущена в тот же день и считается как бы второй частью одного целого. Здесь мы снова сталкиваемся с классными находками Афекса - мэш-ап 'D-Scape Mix' - дело его рук, а также впервые (!) Твин выпускает ремиксы на самого себя от коллег по цеху на собственном релизе. У Reload (группы самого Тома Миддлтона) получилась красивая "зарисовка на тему", а маэстро Mu-Ziq подошёл к делу весьма основательно, придав треку второе дыхание. Оба ремикса отлично подчеркнули атмосферу оригинала и неудивительно, что Афекс был в них заинтересован.

Итог: классный EP, который играет всеми красками радуги, пробуждая эмоции.
Треки для Избранного: On.
Оценка: 6,5.

Aphex Twin - Selected Ambient Works Volume II
Год: 1994. Жанр: Ambient.
Треклист:
CD1
1. Cliffs
2. Radiator
3. Rhubarb
4. Hankie
5. Grass
6. Mould
7. Curtains
8. Blur
9. Weathered Stone
10. Tree
11. Domino
12. White Blur 1
CD2
1. Blue Calx
2. Parallel Stripes
3. Shiny Metal Rods
4. Grey Stripe
5. Z Twig
6. Window Sill
7. Stone In Focus
8. Hexagon
9. Lichen
10. Spots
11. Tassels
12. White Blur 2
13. Match Sticks

Если воспользоваться информацией с Вики до того, как сел слушать альбом, можно подумать, что тебе предстоит прослушивание Шедевра. Место в топ-100 альбомов 90-ых по мнению Питчфорка, хорошие оценки от крупных изданий, и, главное, явный коммерческий успех - 11 место в UK Albums Chart. Такой виктории дотоле не добивался ни один из релизов юного британца. На деле же... Также как первая часть удивила своей бескомпромиссностью и тягой к экспериментам, вторая удивляет медитативностью, но уже не в положительном плане. Пластинка представляет из себя будто сборник би-сайдов и "огрызочных" треков от первой части. Да, для того времени это было куда круче, чем для нашего. Да, публика обязана была носить на руках юного экспериментатора. Да, даже критики вольны заблуждаться. Но почему сейчас, в 2015 году, главное, что хочется делать под такую музыку - спать? Для подобного дела есть сборники Cafe Del Mar, от британца же видеть такое довольно необычно. Ни один трек не выбивается из общей, крайне спокойной колеи, что заставляет-таки искать тараканов в собственном разуме. Сколько не искал и сколько не слушал - не помогло. Альбом из двух CD, идущий в жёсткий диссонанс с творчеством в частности и с IDM в общем (поскольку как не прислушивайся - это чистый эмбиэнт), преследует непонятные цели и с трудом позволяет говорить о себе как о самостоятельной боевой единице.

Итог: внезапно!
Треки для Избранного: 0 целых 0 десятых.
Оценка: 4.
Tags: Музыкальная аналитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments