alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Рецензия №30. Девушка на мосту (La fille sur le pont, 1999)

Куда приводят глупости
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, –
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
(Александр Кочетков)

“Я сделала это, чтобы спать с ним. Мне казалось, жизнь начинается только тогда, когда у тебя появляется любовник”. Юная Адель ещё ничего не знает об этом мире. Последние несколько лет она просто плыла по течению в прострации, “натыкаясь” на людей, помощь которых была слишком кратковременной. Тяжело определить, они пользовались ею или она ими, но о переменах в мировоззрении речи не шло вплоть до данного момента. “Как только нашёлся человек, готовый заняться со мной любовью, я пошла за ним, чтобы начать жить”. Она помнит всех своих мужчин. И не спешите ставить ярлыки – она совсем не шлюха. Разве всяким потоскухам дано запомнить места знакомств, как теплы были руки каждого из партнёров, кем они работали и как их звали? А она помнит. “Невезучесть необъяснима. Это как музыкальный слух – либо он есть, либо его нет”. Рассеивающиеся в мутной дымке ледяные взоры присяжных направлены на неё. Адель сама признаётся, что не оказалась бы здесь, не веди такой образ жизни. Но теперь, наверное, уже поздно что-то менять. Сейчас судья, томным голосом задающий глупые вопросы, вынесет вердикт – в ад или рай, и холодная река заберёт её в свои объятия. Очень скоро она проснётся в новом мире. Но по счастливой случайности, уготованной судьбой, этот мир окажется ближе, чем можно было ожидать.








Один из самых плодовитых французских режиссёров девяностых Патрис Леконт закончил декаду фильмом, который со временем стал самым знаменитым представителем его богатой фильмографии для европейских зрителей. И хоть матёрые кинокритики склонны думать, что эта картина уступает многим предыдущим работам режиссёра (коих с 1975 года набралось приличное количество), вряд ли даже они будут спорить с тем, что в ней всё сошлось для обывательского взгляда. Не нужно обладать семи пядей во лбу и иметь богатый киноопыт, чтобы понять и принять историю о том, как два человека, пытавшиеся в один и тот же день в одном и том же месте свести счёты с жизнью, внезапно осознают, что эта самая жизнь только начинается. Надо просто открыть глаза пошире и вдохнуть воздух поглубже. Приёмы, которыми воспользовался Леконт для осуществления задуманного, скудны, но минималистичность здесь играет в плюс. Мы не знаем, какой по сюжету год, лишь в общих чертах осведомлены о жизни героев до встречи и за всё повествование узнаём минимум информации. Что говорить, если даже главный дуэт обращается друг к другу только на “вы”, не упоминая имён. Зритель будто оторван от своего бытия, поскольку нотки романтической истории проникают в каждый нерв тела. И когда Габор кидает ножи – он кидает их в тебя, а уста Адель на полтора часа становятся желаннее, чем той, о которой мечтаешь по ночам. Саундтрек, скомпилированный из песен прошлых лет без официального композитора, добавляет холодности и напряжения, как в отношения героев, так и во взаимодействие “режиссёр-зритель”. А ещё этот фильм чёрно-белый. Почему? Да всё потому же. Стирается грань между жизнью и смертью, между любовью и ненавистью, между добром и злом. Ангелы они или грешники, каждый после просмотра решит сам. Но введение нуар-элементов и абсолютное обесцвечивание кадра помогает зрителю определиться с ответами на вечные вопросы.







Вряд ли Леконт в детстве хотел стать учёным, но о понятии “синергия” наверняка осведомлён. Более того, он позволил пронаблюдать нам её на уровне художественного произведения. Как химические элементы, порой бесполезные без своих окислителей-восстановителей, герои фильма были также бесполезны в этом мире, пока не повстречали друг друга. Сюжет может и не нов, но он становится особенным с того момента, когда Он предупреждает Её о первой глупости, которую Она вот-вот совершит. “Химическая реакция” между ними возникает мгновенно, а пульс тут же учащается у всех, кто захотел быть причастным к этой истории… нет, не любви. Потрясающе играющий здесь Даниэль Отой годится в отцы совсем юной, но всё же немного старше своего прототипа, Ванессе Паради, и о плотских утехах мозг не задумывается даже тогда, когда Адель внезапно говорит своему спутнику: “Давай сделаем это прямо сейчас!”. За весь хронометраж они прикасаются друг к другу считанное число раз, и режиссёр ясно даёт понять, что не ради мелодрамы всё это задумывалось. Проблема же в том, что не выдумал мир ещё слова, которым можно описать отношения Габора и Адель. А для того, чтобы перечислить, что они ощущают друг к другу, понадобится ещё одна рецензия.











Холодный и выхолощенный мир Леконта лишён ярких операторских изысков или неожиданных сюжетных ходов, но магия достигается и без них. Внимание к деталям, метафоризм, блестящая игра актёров и те самые вариации “ощущений, что витают в воздухе”, позволяют насладиться сказкой, которой нам порой очень не хватает в жизни. Символичной выглядит финальная сцена и камера, отъезжающая вдаль от последнего показанного в фильме моста. Нам дали почувствовать себя уязвимыми, поддаться умилению, походить по знаменитым европейским городам, на мгновение забыться – но теперь пора оставить этот мир и возвращаться к своему. Может он и не такой манящий, как мир режиссёра, но в нём множество отнюдь не чёрно-белых вещей, которые мы предпочитаем не замечать, а надо бы. А ещё где-то в нём ходит человек, встретив которого вы мгновенно поймёте, что именно он – ваш(а) Габор/Адель. Если это уже произошло – снимаю перед вами свою шляпу. Если же нет – будьте начеку. Обнимите его так сильно, как сможете, прошепчите на ушко самые важные слова и пусть даже смерть не разлучит вас. Не совершайте глупостей.












Оценка: 9 из 10.
Tags: Ванесса Паради, Даниель Отой, Девушка на мосту, Патрис Леконт, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments