В январе я публиковал в ЖЖ свой личный топ лучших фильмов XXI века, составленный специально для Rotten Aparts. Настало время итогового рейтинга, который в этом году основывается на 27 анкетах участниках сообщества. Напомню о некоторых особенностях голосования. В отличие от выборки 2012-го года, было принято решение не ограничиваться топ-50. За основу брали сотню, но делили её на три категории. Кино, угодившее в десятку, получили два балла. Фильмы, занявшие места с 11-го по 50-е, полтора балла. Ну, и остальные довольствуются одним баллом. К сожалению, в итоговой сотне не оказалось ни одного фильма, который бы я не посмотрел. Надеюсь, однако, что найдутся люди, почерпнувшие для себя из рейтинга что-то интересное и новое. Приступим к разбору. Будьте готовы к пересечениям по тексту с моими комментариями к личному топу.
У моего топ-10 обнаружилось четыре пересечения с итоговой десяткой: «Малхолланд Драйв», «Нефть», «Догвилль», «Белая лента». В моём топ-50 были «Трудности перевода» и «Возвращение», а во второй полтинник включил «Зодиак». «Социальная сеть» мне симпатична, но находится за пределами моей первой сотни.
В целом, конечно, верхняя часть списка получилась крепкой. Неожиданному Звягинцеву я, пожалуй, даже рад. С другой стороны, в самый авторитетный рейтинг фильмов XXI века «TSPTDT: 21st Century» уже не первый год попадает в топ-10 «Русский ковчег» Сокурова, а у нас его и близко нет. Конечно, наша выборка не отражает тенденций времени, лишь указывая на отдельные вехи. Это прибавляет рейтингу объективности, но оставляет за бортом суть современного кинематографического процесса.
Пол Томас Андерсон остаётся одним из самых перспективных режиссёров нашего времени во многом за счёт способности примирить авторское и жанровое кино. Эпоха «Нового Голливуда» осталась позади, но Кубрик, Скорсезе и Коппола до сих пор остаются олицетворением серьёзных авторов, работающих в рамках студийной системы. Хороший фильм совершенно не обязан быть элитарным и недоступным произведением искусства. Пример «Малхолланд Драйв» является скорее исключением – элемент загадок, требующих расшифровки, сделал Линча популярным у любителей поп-корна, но на критиков и синефилов куда большее впечатление производит кинематографическая глубина и уникальность языка сюрреалиста. Поэтизм Кар-Вая смещает нас к полюсу эстетского артхауса. Малик, в свою очередь, отбрасывает в сторону идею баланса, он даже не пытается быть понятным, уходя с головой в чистое искусство. Ханеке последовательно отстаивает верность традициям философского постмодернистского кино, полного сложного психологизма и тёмных сторон человеческой натуры и, на мой взгляд, остаётся главным режиссёром современности.
В полтиннике хватает мэйнстрима, особенно пугает 11-е и 12-е места. Неплохие фильмы, которые, попав в десятку, сделали бы её хуже. Удивляет и высокая позиция «Донни Дарко». Единственный действительно хороший фильм Нолана, к счастью, опережает «Начало» и даже стоит чуть выше первого нетривиального блокбастера в истории кино, «Хранителей» Зака Снайдера. Ужасно много Тарантино, хотя этого стоило ожидать, и только две работы Анти-Тарантино (это, конечно, относится к Ханеке). Сразу три фильма Триера по первому приближению намекают на дефицит новых имён в фестивальной тусовке, способных привлечь к себе внимание. Тут всё просто: на Кинопоиске у фильма Рейгадаса в сто раз меньше оценок по сравнению с «Меланхолией», хотя мексиканец – подлинный новатор, а слава датчанина во многом сопряжена с чередой скандалов. Причина такого положения вещей очевидна: сложный артхаус мало кому интересен, о его существовании никто толком не знает, а ключевые имена на слуху, разве что, у специалистов.
Только один румынский фильм в полтише – это, конечно, нонсенс. Строго говоря, в XXI веке не было ни одной столь же значимой «новой волны». «4 месяца, 3 недели и 2 дня» в прошлой выборке пробился в топ-10, но и сейчас Мунджиу расположен достаточно высоко. «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую остановилась в шаге от полтинника – на 51-м месте. Ещё одна работа Мунджиу оказалась на 68-й позиции.
Прямой конкурент «Нефти» попал лишь на 17-е место. «Старикам тут не место» концептуально продолжает традицию независимого кино, доступного широкому кругу зрителей. Пожалуй, к ним можно добавить и работу Доминика: «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».
Ещё я хотел бы отметить две отличных классических драмы. В первую очередь, конечно, «Развод Надера и Симин». Другой замечательный пример – «Охота» Томаса Винтерберга. Традиционный социально-психологический кинематограф оказался близок и критикам, и даже посетителям портала imdb. Напомню, что Фархади попал в мою личную десятку.
Нельзя обойти вниманием фильмы, не попавшие в итоговую сотню. Третий полтинник приютил несколько по-настоящему значимых арт-фильмов: две новаторские работы Рейгадаса («Безмолвный свет», входящий в мой топ-10, и «Битву на небесах»), поэтичную смесь постановки и документалистики «Юность в движении» Кошты, остроумное и минималистичное «Прибежище дракона» Цай Минляна. Думаю, что «Отчуждение» Джейлана или «Русский ковчег» Сокурова тоже придали бы рейтингу более серьёзный вид. А уравновесить их мог бы ироничный «Клык» Йоргоса Лантимоса. Про последний фильм великого шведа («Сарабанда» Бергмана) и говорить нечего. Их место занял беззубый мэйнстрим: тут «Властелин колец» пролез всеми тремя частями, и нолановский «Престиж» пригрет вместе с худшим фильмом МакКуина («12 лет рабства»). Некоторое жанровое кино тоже могло бы пройти в сотню. «Прощай, детка, прощай» ничем не хуже «Предложения» или «Таинственной реки».
Предсказуемо топ остался без новинок, большинство сдавало анкеты до выхода фаворитов 2014-го года производства в прокат или даже сознательно не включали их в свои сотни. Ближе всего было «Отрочество», но думаю, что «Бёрдмэн», «Одержимость» и «Отель "Гранд Будапешт"» тоже легко попадут в число избранных в следующий раз. Хорошие шансы есть и у «Зимней спячки», учитывая высокое место «Однажды в Анатолии».
Наверное, XXI век не так уж и плох. Высокая концентрация шедевров великих авторов в 60-е и 70-е не должна мешать нам трезво оценивать значимость кинематографических открытий нашего времени. Техническая революция привела к значительному снижению бюджетов независимых фильмов. Да и серьёзное кино, доступное лишь жителям крупных городов, проникло в сеть. Все условия для создания и распространения новых шедевров уже созданы, и это позволяет смотреть с оптимизмом в будущее.
- Нефть | There Will Be Blood | Пол Томас Андерсон | 2007
- Малхолланд Драйв | Mulholland Dr. | Дэвид Линч | 2001
- Древо жизни | The Tree of Life | Терренс Малик | 2011
- Догвилль | Dogville | Ларс фон Триер | 2003
- Любовное настроение | Fa yeung nin wa | Вонг Кар-Вай | 2000
- Белая лента | Das weiBe Band - Eine deutsche Kindergeschichte | Михаэль Ханеке | 2009
- Социальная сеть | The Social Network | Дэвид Финчер | 2010
- Трудности перевода | Lost in Translation | София Коппола | 2003
- Возвращение | Андрей Звягинцев | 2003
- Зодиак | Zodiac | Дэвид Финчер | 2007
У моего топ-10 обнаружилось четыре пересечения с итоговой десяткой: «Малхолланд Драйв», «Нефть», «Догвилль», «Белая лента». В моём топ-50 были «Трудности перевода» и «Возвращение», а во второй полтинник включил «Зодиак». «Социальная сеть» мне симпатична, но находится за пределами моей первой сотни.
В целом, конечно, верхняя часть списка получилась крепкой. Неожиданному Звягинцеву я, пожалуй, даже рад. С другой стороны, в самый авторитетный рейтинг фильмов XXI века «TSPTDT: 21st Century» уже не первый год попадает в топ-10 «Русский ковчег» Сокурова, а у нас его и близко нет. Конечно, наша выборка не отражает тенденций времени, лишь указывая на отдельные вехи. Это прибавляет рейтингу объективности, но оставляет за бортом суть современного кинематографического процесса.
Пол Томас Андерсон остаётся одним из самых перспективных режиссёров нашего времени во многом за счёт способности примирить авторское и жанровое кино. Эпоха «Нового Голливуда» осталась позади, но Кубрик, Скорсезе и Коппола до сих пор остаются олицетворением серьёзных авторов, работающих в рамках студийной системы. Хороший фильм совершенно не обязан быть элитарным и недоступным произведением искусства. Пример «Малхолланд Драйв» является скорее исключением – элемент загадок, требующих расшифровки, сделал Линча популярным у любителей поп-корна, но на критиков и синефилов куда большее впечатление производит кинематографическая глубина и уникальность языка сюрреалиста. Поэтизм Кар-Вая смещает нас к полюсу эстетского артхауса. Малик, в свою очередь, отбрасывает в сторону идею баланса, он даже не пытается быть понятным, уходя с головой в чистое искусство. Ханеке последовательно отстаивает верность традициям философского постмодернистского кино, полного сложного психологизма и тёмных сторон человеческой натуры и, на мой взгляд, остаётся главным режиссёром современности.
- Пианист | The Pianist | Роман Полански | 2002
- Реквием по мечте | Requiem for a Dream | Даррен Аранофски | 2000
- 4 месяца, 3 недели и 2 дня | 4 luni, 3 saptamâni si 2 zile | Кристиан Мунджиу | 2007
- Убить Билла | Kill Bill: Vol. 1 | Квентин Тарантино | 2003
- Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса | The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford | Эндрю Доминик | 2007
- Бесславные ублюдки | Inglourious Basterds | Квентин Тарантино | 2009
- Старикам тут не место | No Country for Old Men | Итэн Коэн, Джоэл Коэн | 2007
- Олдбой | Oldeuboi | Пак Чхан Ук | 2003
- Меланхолия | Melancholia | Ларс фон Триер | 2011
- Развод Надера и Симин | Jodaeiye Nader az Simin | Асгар Фархади | 2011
- Однажды в Анатолии | Bir zamanlar Anadolu'da | Нури Бильге Джейлан | 2011
- Охота | Jagten | Томас Винтерберг | 2012
- Помни | Memento | Кристофер Нолан | 2000
- Повелитель бури | The Hurt Locker | Кэтрин Бигелоу | 2008
- Хранители | Watchmen | Зак Снайдер | 2009
- Матч Поинт | Match Point | Вуди Аллен | 2005
- Волк с Уолл-стрит | The Wolf of Wall Street | Мартин Скорсезе | 2013
- Город грехов | Sin City | Роберт Родригес, Фрэнк Миллер, Квентин Тарантино | 2005
- Донни Дарко | Donnie Darko | Ричард Келли | 2001
- Слон | Elephant | Гас Ван Сент | 2003
- Серьёзный человек | A Serious Man | Итан Коэн, Джоэл Коэн | 2009
- Танцующая в темноте | Dancer in the Dark | Ларс фон Триер | 2000
- Внутренняя империя | Inland Empire | Дэвид Линч | 2006
- Начало | Inception | Кристофер Нолан | 2010
- Антихрист | Antichrist | Ларс фон Триер | 2009
- После мрака свет | Post Tenebras Lux | Карлос Рейгадас | 2012
- Гармонии Веркмейстера | Werckmeister harmóniák | Бела Тарр, Агнеш Храницки | 2000
- Выживут только любовники | Only Lovers Left Alive | Джим Джармуш | 2013
- Любовь | Amour | Михаэль Ханеке | 2012
- Скрытое | Caché | Михаэль Ханеке | 2005
- Туринская лошадь | A torinoi lo | Бела Тарр | 2011
- Драйв | Drive | Николас Виндинг Рефн | 2011
- Цель номер один | Zero Dark Thirty | Кэтрин Бигелоу | 2012
- Любовники | Two Lovers | Джеймс Грэй | 2008
- Убить Билла 2 | Kill Bill: Vol.2 | Квентин Тарантино | 2004
- Город Бога | Cidade de Deus | Фернанду Мейреллиш, Катя Люнд | 2002
- Амели | Le Fabuleux destin d'Amelie Poulain | Жан-Пьер Жёне | 2001
- Джанго Освобожденный | Django Unchained | Квентин Тарантино | 2012
- Стыд | Shame | Стив МакКуин | 2011
- Дитя человеческое | Children of Men | Альфонсо Куарон | 2006
В полтиннике хватает мэйнстрима, особенно пугает 11-е и 12-е места. Неплохие фильмы, которые, попав в десятку, сделали бы её хуже. Удивляет и высокая позиция «Донни Дарко». Единственный действительно хороший фильм Нолана, к счастью, опережает «Начало» и даже стоит чуть выше первого нетривиального блокбастера в истории кино, «Хранителей» Зака Снайдера. Ужасно много Тарантино, хотя этого стоило ожидать, и только две работы Анти-Тарантино (это, конечно, относится к Ханеке). Сразу три фильма Триера по первому приближению намекают на дефицит новых имён в фестивальной тусовке, способных привлечь к себе внимание. Тут всё просто: на Кинопоиске у фильма Рейгадаса в сто раз меньше оценок по сравнению с «Меланхолией», хотя мексиканец – подлинный новатор, а слава датчанина во многом сопряжена с чередой скандалов. Причина такого положения вещей очевидна: сложный артхаус мало кому интересен, о его существовании никто толком не знает, а ключевые имена на слуху, разве что, у специалистов.
Только один румынский фильм в полтише – это, конечно, нонсенс. Строго говоря, в XXI веке не было ни одной столь же значимой «новой волны». «4 месяца, 3 недели и 2 дня» в прошлой выборке пробился в топ-10, но и сейчас Мунджиу расположен достаточно высоко. «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую остановилась в шаге от полтинника – на 51-м месте. Ещё одна работа Мунджиу оказалась на 68-й позиции.
Прямой конкурент «Нефти» попал лишь на 17-е место. «Старикам тут не место» концептуально продолжает традицию независимого кино, доступного широкому кругу зрителей. Пожалуй, к ним можно добавить и работу Доминика: «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».
Ещё я хотел бы отметить две отличных классических драмы. В первую очередь, конечно, «Развод Надера и Симин». Другой замечательный пример – «Охота» Томаса Винтерберга. Традиционный социально-психологический кинематограф оказался близок и критикам, и даже посетителям портала imdb. Напомню, что Фархади попал в мою личную десятку.
- Смерть господина Лазареску | Moartea domnului Lazarescu | Кристи Пую | 2005
- Укрытие | Take Shelter | Джефф Николс | 2011
- Дом терпимости | L’Apollonide (Souvenirs De La Maison Close) | Бертран Бонелло | 2011
- Один и два | Yi yi | Эдвард Янг | 2000
- Герой | Ying xiong | Чжан Имоу | 2002
- Человек, которого не было | The Man Who Wasn't There | Джоэл Коэн, Итан Коэн | 2001
- Табу | Tabu | Мигел Гомиш | 2012
- Платформа | Zhantai | Цзя Чжанкэ | 2000
- Весна, лето, осень, зима... и снова весна | Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom | Ким Ки Дук | 2003
- Большой куш | Snatch | Гай Ричи | 2000
- Сука-любовь | Amores perros | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2000
- Мастер | The Master | Пол Томас Андерсон | 2012
- Госфорд Парк | Gosford Park | Роберт Олтмен | 2001
- Темный рыцарь | The Dark Knight | Кристофер Нолан | 2008
- Ограбление казино | Killing Them Softly | Эндрю Доминик | 2012
- Чёрный лебедь | Black Swan | Даррен Аронофски | 2010
- Властелин колец: Две крепости | The Lord of the Rings: The Two Towers | Питер Джексон | 2002
- За холмами | Dupa dealuri | Кристиан Мунджиу | 2012
- Жизнь Адель | La vie d'Adele - Chapitres 1 et 2 | Абделатиф Кешиш | 2013
- Унесённые призраками | Sen to Chihiro no kamikakushi | Хаяо Миядзаки | 2001
- Человек без прошлого | Mies vailla menneisyyttä | Аки Каурисмяки | 2002
- Крупная рыба | Big Fish |Тим Бёртон | 2003
- Престиж | The Prestige | Кристофер Нолан | 2006
- Трудно быть Богом | Алексей Герман | 2013
- Милая Фрэнсис | Frances Ha | 2012
- Мир | Shijie | Цзя Чжанкэ | 2004
- Корпорация «Святые моторы» | Holy Motors | Леос Каракс | 2012
- 21 грамм | 21 Grams | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2003
- Остров проклятых | Shutter Island | Мартин Скорсезе | 2009
- Воспоминания об убийстве | Salinui chueok | Пон Чжун Хо | 2003
- Отвязные каникулы | Spring Breakers | Хармони Корин | 2012
- Пианистка | La Pianiste | Михаэль Ханеке | 2001
- Натюрморт | Sanxia haoren | Цзя Чжанкэ | 2006
- Гравитация | Gravity | Альфонсо Куарон | 2013
- Елена | Андрей Звягинцев | 2011
- Таинственная река | Mystic River | Клинт Иствуд | 2003
- Предложение | The Proposition | Джон Хиллкоут | 2005
- Властелин колец: Возвращение Короля | The Lord of the Rings: The Return of the King | Питер Джексон | 2003
- Полночь в Париже | Midnight in Paris | Вуди Аллен | 2011
- Венди и Люси | Wendy and Lucy | Келли Райхардт | 2008
- Залечь на дно в Брюгге | In Bruges | Мартин МакДона | 2008
- Она | Her | Спайк Джонз | 2013
- Вальс с Баширом | Vals Im Bashir | Ари Фольман | 2008
- Советник | The Counselor | Ридли Скотт | 2013
- Поговори с ней | Hable con ella | Педро Альмодовар | 2002
- Властелин колец: Братство кольца | The Lord Of Rings: The Fellowship Of The Ring | Питер Джексон | 2001
- Отступники | The Departed | Мартин Скорсезе | 2006
- 12 лет рабства | 12 Years A Slave | Стив МакКуин | 2013
- Мечтатели | The Dreamers | Бернардо Бертолуччи | 2003
- Синдромы и столетие | Sang sattawat | Апичатпон Вирасетакун | 2006
Нельзя обойти вниманием фильмы, не попавшие в итоговую сотню. Третий полтинник приютил несколько по-настоящему значимых арт-фильмов: две новаторские работы Рейгадаса («Безмолвный свет», входящий в мой топ-10, и «Битву на небесах»), поэтичную смесь постановки и документалистики «Юность в движении» Кошты, остроумное и минималистичное «Прибежище дракона» Цай Минляна. Думаю, что «Отчуждение» Джейлана или «Русский ковчег» Сокурова тоже придали бы рейтингу более серьёзный вид. А уравновесить их мог бы ироничный «Клык» Йоргоса Лантимоса. Про последний фильм великого шведа («Сарабанда» Бергмана) и говорить нечего. Их место занял беззубый мэйнстрим: тут «Властелин колец» пролез всеми тремя частями, и нолановский «Престиж» пригрет вместе с худшим фильмом МакКуина («12 лет рабства»). Некоторое жанровое кино тоже могло бы пройти в сотню. «Прощай, детка, прощай» ничем не хуже «Предложения» или «Таинственной реки».
Предсказуемо топ остался без новинок, большинство сдавало анкеты до выхода фаворитов 2014-го года производства в прокат или даже сознательно не включали их в свои сотни. Ближе всего было «Отрочество», но думаю, что «Бёрдмэн», «Одержимость» и «Отель "Гранд Будапешт"» тоже легко попадут в число избранных в следующий раз. Хорошие шансы есть и у «Зимней спячки», учитывая высокое место «Однажды в Анатолии».
Наверное, XXI век не так уж и плох. Высокая концентрация шедевров великих авторов в 60-е и 70-е не должна мешать нам трезво оценивать значимость кинематографических открытий нашего времени. Техническая революция привела к значительному снижению бюджетов независимых фильмов. Да и серьёзное кино, доступное лишь жителям крупных городов, проникло в сеть. Все условия для создания и распространения новых шедевров уже созданы, и это позволяет смотреть с оптимизмом в будущее.