alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Музыкальное чтиво. Выпуск №19. Энциклопедия рэпа


Эта книга была выпущена в оригинале в 2015-ом, а официальное издание на русском языке получила спустя четыре года. Уверен, до того в сети были любительские переводы и кусочки глав, но конкретно в этом случае именно полноценная публикация была необходима. Причиной тому восхитительное оформление, совмещающее в себе стандартные концепты и уникальные фишки, аналогов которым я не видел ни в других книгах, ни на специализированных сайтах. Только ради того, чтобы подержать такую книгу в руках, почувствовать размах, её стоило покупать. Если какую-нибудь классику без единой картинки и пояснения и со стандартным мелким шрифтом читать через гаджеты порой даже удобней (а с торрентрами – ещё и бесплатно), то книги подобные "Энциклопедии рэпа" теряют весь свой шарм, перекочёвывая с бумажных страниц в электронный экран.

У книги очень много авторов, но основных три. Их имена красуются на обложке. Ice-T – рэпер, фактически стоящий у истоков жанра, написал вступительную часть. В ней изложена суть хип-хопа как культурного явления и краткая история жанра в полуюмористической манере. Артуро Торрес нарисовал для книги оригинальные коллажи, минимум два на каждую главу. На первом герой рассказа представлен просто как на фотографии, а на второй он (или они, если речь идёт о группе) помещён в какие-то необычные обстоятельства. Скачет верхом на лошади, добывает золото, лепит глиняный горшок или даже в супергеройском образе продирается сквозь стены. Очень стильные рисунки, добавляющие книге ценности. Главный же автор, Ши Серрано, фактически придумал весь концепт, а потом нанял Артуро (дал ему простенькие технические задания, позволив экспериментировать с формой), попросил Айса помочь с введением, составил фокус-группу из работников мировых издательств, ну а в завершении осталось дело за малым – написать книгу.

"Энциклопедия рэпа" имеет чёткий концепт, от которого не отходит на всём объёме повествования. Ши поставил себе задачу – рассказать историю жанра с помощью самых важных треков, когда-либо в нём записанных. Условие оказалось единственным, но весомым – от одного года по одной песне. Это значит, что 2 место за, например, 1994 год в книге не отображено, несмотря на силу по сравнению со всем, что выходило после 2005-го. Острая конкуренция, в рамках которой получилось отобразить на страницах судьбы героев всех эпох: от 1979 до 2014 года. Сколько лет вошло в этот промежуток, столько же в книге глав. А чтобы подчеркнуть тезис "мнение редакции может не совпадать с вашим", в конце каждой главы есть "альтернатива" – другой трек того же года, описанный каким-то музыкальным критиком (именно поэтому я написал, что в книге очень много авторов). За пару абзацев он подвергает вердикт Серрано сомнению, предлагая свой вариант и описывая его преимущества над сабжем.

Помимо альтернативного выбора, каждая глава снабжена "картой стиля". Суть: каждую обозреваемую песню раскладывают на молекулы, подмечая все особенности в лирике. Отдельные строки анализируются в контексте той эмоции, которую они несут. Например, вот полный перечень карты в одной из глав: заявление, провокация, самоанализ, историческая отсылка, обращение, наблюдение, проверка. Всё внутри одной песни. Для каждой эмоции свой значок, а кусочки текста, где они проявляются, бережно переведены на русский язык. Нигде не видел подобной аналитики. Там, где картой пренебрегли, даётся другая интересная информация вроде хронологии распада главных рэп-групп или списка всех самых знаменитых рэп-бифов. Очень много важных фактов, которые каждому интересующемуся будут полезны. Ну а начинается глава с ответов на два главных вопроса: "О чём эта песня?" и "Почему она важна?". Только благодаря ним в голове уже воссоздаётся картина событий, а внушительное пояснение от автора дополняет её необходимыми подробностями.

Ши Серрано – музыкальный критик с большим стажем и внушительными связями в мире хип-хопа, но даже он то и дело немного извиняется за свой выбор и вообще за факт составления такой книги. Это не прибеднения, а действительное положение вещей: невозможно составить такой список без вкусовщины. Тем более, когда речь идёт о современном искусстве, которое ещё не проверено временем. То, что кажется нам сейчас Шедевром, может потерять в актуальности и важности через десять лет, а что-то, наоборот, вырастет в цене. Однако автору нужно отдать должное – в книге присутствуют все важнейшие персоны и группы хип-хопа всех времён. Даже если они не отмечены треком, то обязательно присутствуют в тексте как важнейшие люди своей эпохи. Рассказы же о выбранных песнях не всегда концентрируются именно на них самих. Где-то это биографические очерки артиста, где-то истории сотрудничества или многолетних диссов, где-то просто прикольные рассказы о времени и событиях, связанных с треком. Серрано успевает попробовать себя в разных жанрах, и во всех он хорош. Осведомлённость, начитанность и наслушанность этого человека сложно подвергнуть сомнению. А если кто и захочет – вполне может написать новую книгу в таком же формате. Никто не будет против.

Текст книги не лишён помарок, опечаток и орфографических ошибок, но их общее количество далеко от критического. Ещё не понравились сноски: они сделаны так, что на одной странице указатель, а через одну пояснение. Постоянно приходилось листать туда-сюда. Но, учитывая такое добротное оформление, это можно списать на условности формата. Туда же – пустоты, зияющие в финале каждой главы (получилось эдакое место для примечаний). По итогу получил огромное удовольствие и от формы, и от содержания. Книга дала мне именно те знания, на которые я рассчитывал. Советую приобрести всем поклонникам хип-хопа.

Добавим ещё кое-что: гнев Eminem часто был направлен на женщин, но не всегда. Рэперу также нравится высмеивать знаменитостей, будь они мужчинами, женщинами, клоунами, калеками, рэперами, звездами реалити-шоу, общественными активистами или всем этим в различных комбинациях. Существует прямая связь между тем, насколько смешными, умными или проницательными были его остроты, и датами, в которые они появлялись (особенно хороши они были в 1999 году, но с тех пор начинали все больше и больше надоедать).

Eminem признан сильнейшим тактиком рэпа и безупречным генератором хитросплетенных и гениальных рифм, которые он продемонстрировал в 2010 году на ТВ-шоу «60 минут» в посвященном ему эпизоде. Во время интервью он и Андерсон Купер сидели в студии и обсуждали, как Eminem перестраивает слова так, чтобы получить из них то, что хочет. Всплыло слово «orange». «Что рифмуется со словом "orange"? — спросил Купер. — Я пытаюсь придумать, но на ум ничего не приходит». Eminem объяснил, что в точности с этим словом ничего не рифмуется, но можно разбить его на созвучное слово из двух слогов — «oh-range», и внезапно: «I put my oh-range, four-inch door hinge in storage and ate porridge with George». Даже не знаю.
Tags: Музыкальное чтиво
Subscribe

  • Сезон. Итоговый пост

    Прощай, 2020 год. Топ-10 фильмов сезона: 10 место — Фрагменты женщины — новый опыт для меня; чувство растерянности из-за…

  • Сезон. Выпуск №39

    Стоп-игра. Немного бонусов и можно считать. Что мы говорим, что мы делаем (Les choses qu'on dit, les choses qu'on fait, 2020) - 5/10 Романтизация…

  • Сезон. ДАУ

    В общем, я посмотрел все фильмы из проекта ДАУ. Надо это дело закрепить каким-то постом. Всего запланировано 13 фильмов и три сериала. На данный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments