alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. Композиторы-академисты. 25-21



25 место
Morton Feldman




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1926 - 1987.
Жанры: Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Музыкальные сезоны - ссылка
Композитор строит планы, музыка смеется - ссылка
Жизнь без Баха и Бетховена - ссылка
Мортон Фелдман и Джон Кейдж: случайная музыка - ссылка
Логика ощущений: о природе «живописного» в музыке Мортона Фелдмана - ссылка
Нежные звучности - ссылка
Несколько фрагментов из книги Мортона Фелдмана - ссылка

От МакЛыди:
«Если у вас нет друга-художника, вы — в беде» — эта фраза Фелдмана из дармштадтской лекции 1984 года может стать отправной точкой любого исследования о творчестве американского композитора. На протяжении всей сознательной жизни он тесно общался с художниками, представителями нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма, чьи работы оказали влияние на формирование его эстетических представлений, композиционного метода и письма. В наследии композитора есть ряд сочинений, названия которых напрямую отсылают к личностям, очевидно, наиболее притягательным для него. Впрочем, живой интерес Фелдмана к области изобразительного искусства ни в коей мере не ограничивается озвученными посвящениями. Что касается современников, прежде всего Фелдману импонировало отсутствие у них героического пафоса первооткрывателей, призванных переустроить мир и общество. Коллеги композитора по клубу на Восьмой улице не дискутировали о значении собственного места в истории, о «вкладе в развитие искусства», о «тенденциях» и «влияниях». Вне организующего и направляющего действия какой-либо художественной идеологии подлинно ценным признавался сам акт творчества, запечатлевающий сиюминутность психических процессов — следствие даже не впечатлений, но смутных ощущений: не изображение, но выражение.

Фелдман, отвергавший представление о творчестве как способе перманентной реализации «заготовленных» идей и предварительных замыслов, одновременно отрицал и необходимость «сочинения по правилам». Его реплика в адрес представителей авангарда о том, что «озабоченность деланием чего-то по системе и формальным признакам стала во многих случаях подлинным предметом музыкальной композиции», свидетельствует о второстепенности для него момента сознательного следования той или иной композиционной технике.

Для композитора аналогом «вещественности» мазка, передающего движение руки, жест, манеру письма художника, выступает графический облик партитуры и обусловленный им характер контакта исполнителя с инструментом. Так, говоря о фортепианной пьесе 1963 года c посвящением Филипу Гастону, Фелдман акцентирует особую важность фактора туше (touch), призванного транслировать физический параметр — эфемерность, невесомость ощущения карандаша в руке. В свою очередь, «подсказка», указывающая на качество прикосновения, содержится не только в динамическом профиле пьесы, сотканном из тихих звучностей, но и в самой нотации, словно воспроизводящей особенности письма Гастона — по определению Доры Эштон, «бледной, трепещущей каллиграфии».

Ключ к пониманию сути взаимоотношений визуального и музыкального у Фелдмана даёт одно из наиболее важных высказываний композитора: «Я предпочитаю думать о своём творчестве как о существующем между категориями. Между Временем и Пространством. Между живописью и музыкой. Между конструкцией музыки и ее поверхностью». Предложенное композитором словесное новообразование inbetween-ness («существующее в промежутке») — не просто термин для обозначения «пограничных состояний», детерминирующих творческий процесс, но выражение эстетической позиции, художественного кредо.

Тяготение к стихийному, движимому интуицией исполнению художественного полотна превращает творческий акт в процесс с непредсказуемым результатом. Это утверждение справедливо и в отношении музыкальной композиции Фелдмана, выстраиваемой комбинаторикой самодостаточных и самоценных звукокомплексов, разворачивающейся как бы импровизационно, спонтанно, вне детерминирующих и направляющих факторов, с тенденцией к открытой форме.

Фелдман стремится к созданию физически осязаемого звукового мира, открытого для импровизации – своеобразной «анонимной» музыки. Он отказывается даже от традиционной записи, предписывая исполнителям, сколько нот необходимо сыграть в определенном фрагменте, но не указывает, какие именно это должны быть ноты, оставляя их выбор на усмотрение исполнителя. Для многих современников это становилось поводом для иронии – но это не помешало Фелдману достичь признания. Проблема атаки звука волновала Фелдмана на протяжении всего его творческого пути. С помощью тихой нюансировки он пытался добиться минимальной слышимости начала звучания, а медленный темп при смене отдельных звуков и созвучий придавал особую важность процессу их «дления» и окончания. В партитуре своего раннего цикла «Вертикальные мысли» Фелдман дает следующие указания: «Каждый инструмент вступает тогда, когда предыдущий звук становится едва слышимым».

Что касается меня, то многие наблюдения о своей работе я делаю постфактум, а специальное обсуждение моей методологии поставило бы меня в тупик. Я не чувствую «свободу», когда перестаю контролировать высотность в одном сочинении, ритм и динамику в другом и так далее. То есть я остаюсь в подвешенном состоянии, с точки зрения моей роли, но полном надежд, с точки зрения конкретного результата. Я лишь контролирую волю — это посложнее, чем страница музыки. Если я хочу своей музыкой показать что-либо, то лишь то, что «природа и человек едины». В отличие от Штокхаузена, я не чувствую себя избранным «посредником» между ними. Штокхаузен верит в Гегеля, я верю в Бога. Вот и всё.

~~~

Я послушал Rohtko Chapel, Why Patterns? и короткие сочинения для пианино и струнных, выполненные в классическом фелдмановском стиле. От посвящения Ротко в полном восторге.

Послушать:


24 место
Karlheinz Stockhausen




Статистика:
Страна: Германия.
Время жизни: 1928 - 2007.
Жанры: Modern Classical, Electroacoustic, Musique concrète, Integral Serialism, Serialism, Electronic.

Почитать:
Биография - ссылка
История жизни - ссылка
Странный гений - ссылка
История самого влиятельного композитора ХХ века - ссылка
Современная музыка – это я - ссылка
Концепция «Музыки Мира» - ссылка
В поисках парадоксов Бытия - ссылка
Битва гигантов - ссылка
Диалоги об интуитивной музыке - ссылка
Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века - ссылка

От МакЛыди:
Принцип тотального сериализма возникает не только как естественное следствие идеи додекафонии — по Штокхаузену, сама эволюция музыкального материала, диапазон которого расширился до безграничности, настоятельно требует строгой организации. Исчез объективный критерий музыкальности звука, и поэтому сам выбор материала для произведения становится актом творчества, в отличие от более ранней ситуации, когда композитор оперировал уже готовыми, “предоформленными” элементами. Следовательно, нужно приобрести совершенно новую технику, научиться по-новому “ориентироваться”. Особенно подходящей сферой здесь оказывается электроника, где необходимо “сочинять” сами звуки (звукотембры) из первичных акустических единиц-атомов — синусоидальных тонов. Электронная музыка, допускающая тончайшие взаимопереходы и взаимосвязи, позволяет, наконец, сериализовать тембр и динамику, весьма сопротивляющуюся этому в условиях обычного инструментария. Полное равноправие элементов композиции предполагает, что отдельные организационные принципы должны быть выведены из общей идеи. «Совершенство организации материала предполагает постоянное присутствие единого. Никакого «развития»: только постоянное присутствие сквозной организации в музыке может вызвать состояние медитативного слушания: пребывание в музыке, не требующее предыдущего и последующего…». Это высказывание 1952 года чрезвычайно показательно для теории и практики Штокхаузена. “Пребывание в музыке” подразумевает особое ощущение времени — лишённое процессуальности, статически сконцентрированное на каждом данном мгновении. Эта концепция времени, развернувшаяся в полной мере несколько позднее, безусловно, принципиальна для творческой философии Штокхаузена. Композитор рассматривает основные свойства звука — высоту, длительность, тембр и динамику — как формы проявления единой акустической основы — колебания, получаемого естественным или искусственным (электронным) путём. Колебания в микросфере, не различаемые слухом в качестве таковых, определяют высоту звука и его тембр, в макросфере осуществляются ритмические процессы. Каждый звук образует свой обертоновый спектр, спектр частичных микроколебаний; аналогично этому в макросфере можно установить соотношение основной длительности и её частей. Всё большее число таких условных колебаний даёт всё более мелкие длительности, разнообразный временной спектр основной временной единицы. Новое искусство должно функционировать в новых условиях: устоявшиеся формы, такие, как сольный концерт, оперы, месса, уступают место “всеобщим духовным функциям”, которые, однако, должны сформироваться постепенно, — композитору предстоит открыть их в собственном творчестве. Музыка Штокхаузена требует особых условий — даже тогда, когда она исполняется в обычных концертных залах, в них формируется особое акустическое пространство. Творчество как созидание новых миров, как саморазвитие художественной воли — таков постоянный смысл эволюции Штокхаузена.

~~~

Штокхаузена слушал много на заре увлечения электронной музыкой и нойзом. Сейчас освежил любимые электронные пьесы и цикл Klavierstücke, по-прежнему прекрасно. Едва ли мне когда-нибудь суждено понять эту музыку, но на эмоциональном уровне всегда работает, интересно наблюдать за развитием композиции.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва нашёл, что сказать и в этой части проекта.

Текст здесь.

Послушать:


23 место
Heitor Villa-Lobos




Статистика:
Страна: Бразилия.
Время жизни: 1887 - 1959.
Жанры: Brazilian Classical Music, Modern Classical, Neoclassicism, Orchestral, Chamber Music.

Почитать:
Биография - ссылка
Биографический очерк - ссылка
Две мечты Эйтора Вилла Лобоса - ссылка
Belcanto - ссылка
Творчество Эйтора Вила–Лобоса и европейская музыка - ссылка
Методико-исполнительский анализ цикла «Двенадцать этюдов» - ссылка
Черты импрессионизма в фортепианной сюите «Мир ребёнка» - ссылка

От МакЛыди:
Эйтор Вила Лобос по праву считается одним из ярчайших представителей бразильской национальной музыкальной культуры. Его значение для мирового искусства связано с открытием бразильского фольклора и соединением его с классической европейской музыкальной традицией, своего рода «открытие» Бразилии для Европы. В своих сочинениях композитор сумел воссоздать обобщённый колоритный и поэтичный образ своей страны. Творческое наследие Вила Лобоса огромно. Исследователи насчитывают около 1500 сочинений, ряд его произведений по-прежнему остаются неопубликованными и не каталогизированы. Одним из лучших его творений считается цикл «Бразильские бахианы», в котором необычайно органично переплетаются национально-бразильская музыкальная основа и классическая форма европейского искусства.

Цикл Бразильских Бахиан Вила Лобоса разнообразен по художественным образам и музыкальному материалу и, безусловно, как и другие сочинения композитора, выражают национальные черты его творчества. Но очевидно, что через высокие образцы европейского искусства он стремился вписать бразильскую музыку в корпус мировой культуры. В этом плане его Бахианы – один из примеров проявления неоклассицизма, коснувшегося впервой половине ХХ века творчества многих музыкантов, как и Вила Лобос, обратившихся к старинным жанрам. Для Вила Лобоса это направление стало не только образцом для поиска новых форм или «игры с моделями», обращение к неоклассицизму в его музыке нашло выражение в поиске глубокой содержательности. Его беспокоили судьбы мира, активизация в фашизма в 1930-е годы, трагически он воспринял и начало Второй мировой войны. Для Европы многое в интересе к творчеству этого великого композитора было обусловлено тем, что на рубеже веков возник пристальный интерес к забытым видам музыки Средневековья и Ренессанса, глубинной архаике, были открыты и пласты индейского и афро-бразильского фольклора. И в этом плане музыка Вила Лобоса воспринимается в одном ряду с сочинениями таких композиторов как Сати, Мийо, Барток, Гершвин, Хачатурян, раскрывавших перед слушателями новые художественные миры искусства ХХ века.

Жизнь Эйтора Вила Лобоса является достойной темой для романа, сюжетом для киносценария. Наследие, которое он оставил, – это бесценный клад для исполнителей, поклонников классической гитары, предмет исследования для музыковедов и музыкальных критиков. Вила Лобос значительно расширил горизонты возможностей гитары. Он доказал, что на гитаре можно исполнять не только салонную музыку, но и выражать самые серьезные, сокровенные чувства и мысли. На сегодняшний день даже самый сведущий человек не сможет сказать, что знает всё о гитаре, ведь разнообразие и многогранность музыкального мира исключает возможность устанавливать пределы её возможностей. До ХХ века крупные композиторы к гитаре обращались крайне редко или совсем не обращались. Многие из композиторов восторгались этим инструментом. Л. Бетховен говорил: «гитара - это оркестр в миниатюре». Слова Бетховена повторил Г. Берлиоз в своём трактате по инструментовке. Но ни Бетховен, ни Берлиоз не подарили миру ни одного сочинения для гитары. Переложения для гитары произведений композиторов-классиков в конце девятнадцатого века значительно проигрывали в сравнении с оригинальналами. Поэтому, до Эйтора Вила Лобоса в репертуаре для гитары недоставало фундаментальных сочинений. Он ввёл гитару в семью классических инструментов, таких как скрипка, фортепиано.

У Вила Лобоса гитара словно заговорила! Вот как описал его игру гитарист Андрес Сеговия: «…он схватил гитару так резко, как будто боялся, что она вырвется. Скосил глаза на левую руку, как бы призывая её слушаться, посмотрел на правую руку, как бы предупреждая о наказании в случае ошибки, и совершенно неожиданно вырвал аккорд такой силы, что я испугался: „Гитара моя не выдержит“. Рассмеявшись, он с детской непосредственностью произнёс: „Подождите, подождите“. Я ждал, но, опасаясь за „жизнь“ инструмента, не мог спокойно слушать его. Лобос начал импровизировать. Вскоре он прекратил игру… Но и того, что прозвучало, было вполне достаточно, чтобы понять: перед нами большой композитор, чья музыка привлекает самобытной мелодией, своеобразной ритмикой, неповторимыми гармониями… Это было счастьем для гитары и меня». В этой вроде бы маленькой зарисовке весь композитор с его энергией и любовью.

~~~

Бразильский композитор – словосочетание прекрасное само по себе. Я набрёл на полное собрание пиано-сочинений, было очень тяжело остановиться! Прекрасная музыка. Ещё послушал гитарные этюды и освежил Бахианы. Великие произведения.

Послушать:


22 место
Krzysztof Penderecki




Статистика:
Страна: Польша.
Время жизни: 1933 - 2020.
Жанры: Modern Classical, Sonorism, Orchestral, Symphony, Concerto, Experimental Big Band.

Почитать:
Биография - ссылка
История жизни - ссылка
Belcanto - ссылка
Счастье с бородой - ссылка
Обзор дискографии - ссылка
Обращение Кшиштофа Пендерецкого к русским музыкальным традициям; проблема диалога культур - ссылка
Штрихи к портрету молодого музыканта - ссылка
Неоконченный разговор - ссылка
Кшиштоф Пендерецкий и музыкальная эстетика XX века - ссылка
Я пишу музыку, потому что люблю ее - ссылка

От МакЛыди:
Музыку второй половины XX в. трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нём наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, её метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти "космическим" звучаниям вокально-симфонических произведений. Динамизм творческой личности заставляет художника испытывать "на прочность" разнообразные манеры и стили, овладевать всеми новейшими достижениями техники композиции XX в.

Очевидно, что в наши дни исключительно важна тема диалога культур и взаимоотношений между народами. Особенно значимы для нас взаимосвязи между славянскими народами – во многом разными, но имеющими достаточно выраженные языковые и культурные взаимосвязи как в прошлом, так и в настоящем. Взаимосвязи между Польшей и Россией XX века требуют особого внимания, так как еще недостаточно исследованы, но в то же время дают большие возможности в понимании современных культурных процессов. Кшиштоф Пендерецкий – один из тех композиторов, которые сочетают в себе подлинный интерес к музыкальным культурам всего мира (особенно к западноевропейской и русской), истинную любовь и внимание к польской культуре и яркую личную индивидуальность. Сам композитор считает себя наследником двух музыкальных традиций: европейской и русской.

Пендерецкий вошёл в музыкальный мир как разрушитель традиции, композитор, свободный от устоявшихся канонов. Он быстро отбросил выработанные поколениями формы, традиционную инструментовку, пренебрёг гармонией и мелодией — и очаровал публику необыкновенным звучанием своих произведений. В поисках новых красок он весьма нетрадиционно стал использовать инструменты и человеческий голос. Вначале казалось, что Пендерецкий пополнит ряды композиторов, сосредоточенных вокруг курсов новой музыки в Дармштадте, но он очень быстро пошел своим путем, пояснив позже: «Их интересовали главным образом точки, а меня — линия». Композитор стал создавать произведения, которые музыковеды окрестили сонорными (от французского слова sonore — звуковой). Его изобретательность в особенности проявлялась в способах звукоизвлечения на струнных инструментах: указаниях играть то за подставкой, то на самой подставке или на струнодержателе, ударять кончиками пальцев или ладонью по деке. Иной, непривычной, была и нотация его партитур: без мет­ра и даже без четкой записи ритма, с указанием продолжительности тактов в секундах.

Искусство Пендерецкого включает дерзкое новаторство в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, строгий аскетизм и классичность в некоторых камерных произведениях и, в то же время, стремление к монументальным, «космическим» звучаниям вокально-симфонических форм. Художник испытывает на собственном опыте разнообразные приёмы и стили, новейшие достижения музыкальной композиции XX века.

~~~

Если композитор писал симфонии, почти всегда я отдаю именно этому жанру предпочтение при знакомстве с новым именем. Две первые симфонии Пендерецкого невообразимо красочно представляют то, какой величиной он был. Совершенно не похожие друг на друга ни по инструментарию, ни по передаваемому настроению. А ещё я послушал сочинения для струнных, написанные в начале шестидесятых. Очень тяжело было сдержать слёзы.

Послушать:


21 место
Francis Poulenc




Статистика:
Страна: Франция.
Время жизни: 1899 - 1963.
Жанры: Modern Classical, Concerto, Chamber Music, Opera, Impressionism, Choral.

Почитать:
Биография - ссылка
Belcanto - ссылка
Soundtimes - ссылка
Вокальный театр Ф. Пуленка и его истоки - ссылка
Месса G-dur Франсиса Пуленка: истоки хоровой духовной музыки композитора - ссылка
Религиозный музыкант - ссылка
Особенности трактовки жанра фортепианного концерта в творчестве Ф. Пуленка - ссылка
Объединение "Шестёрка" - ссылка

От МакЛыди:
«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели», – так говорили современники о творчестве французского композитора Франсиса Пуленка, который более известен в истории музыки, как член знаменитого объединения «Шестёрка». Самый молодой из его участников с непосредственным и самобытным талантом, обладающий невероятным обаянием, добротой, искренностью и тонким чувством юмора, он снискал к себе такое уважение и авторитет, что очень многие из творческих личностей искали с ним дружбы. Многогранное творчество композитора, впитавшее в себя всё лучшее не только из классической, но и современной музыки, в сочетании с чарующей силой природного мелодического дара, обеспечило успех музыке Франсиса Пуленка на долгие времена не только во Франции, но и во всём мире.

Большая часть хорового наследия композитора связана с духовной тематикой и предстает как сложное явление, охватившее разные типы сочинений — от камерных циклов и отдельных произведений для мужского, женского или смешанного хоров a cappella до масштабных кантат для солиста, хора и симфонического оркестра. Для современников, привыкших рассматривать Пуленка как светского художника, его интерес к духовной музыке, ярко обозначившийся со второй половины 1930-х годов, был неожиданным. Сила семейных традиций и особое отношение к религии, вызванное переоценкой жизненных ценностей, определили для музыканта важность духовных сочинений. Показательно, что, развивая параллельно две линии хоровой музыки — светской и духовной, в последние годы жизни Пуленк отходит от светской поэзии и погружается в духовную сферу.

Франсис Пуленк является одним из значимых и интересным композитором прошедшего столетия. В его творчестве нашли отклик многие важные события, происходившие во Франции, в XX веке. Пуленк жил и работал в нелегкое время для Франции. Он стал участником и свидетелем двух мировых войн. На его глазах творилась история, которая в большей или меньшей мере наложила отпечаток и оставила след в творчестве композитора. В ХХ веке также создавалась не менее важная история в искусстве. В это время во всех видах искусства, в том числе и музыке, шёл поиск новых выразительных средств. Появлялись новые техники сочинения, шел активный поиск интересных гармоний, новых приемов игры. Пуленк на протяжение всего творческого пути находился под влиянием музыки различных композитов, стилей и эпох, но при этом оставался собой добавляя новое, простое, но очень оригинальное в свои сочинения.

~~~

Послушал несколько сонат, пиано-вариации Les Soirées de Nazelles, театральную пьесу L'Invitation au château и Stabat Mater. Многогранность композитора обескуражила. Впрочем, это можно сказать о каждом представителе выпуска.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Карапуля. Dreamy - The Hope of Our Dreams

    На этой неделе исполнился год, как я занимаюсь спортом. Всё началось с того, что друг продал мне свою грушу для битья и боксёрские перчатки, а…

  • Карапуля. Marina Sena - De Primeira

    Я послушал дискографию Leprous. Тут должен был быть развёрнутый пост об этом, но я категорически не знаю, что писать. При огромном таланте…

  • Карапуля. Big Red Machine - How Long Do You Think It's Gonna Last?

    История группы начинается в 2008 году. Организация по борьбе со СПИДом и ВИЧ под названием RHO (Red Hot Organization) создавала очередной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments