alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Погружение. XX век. 95-91




95 место
Frankie Laine




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Traditional Pop, Country Pop, Cowboy, Country, Vocal Jazz, Rhythm & Blues.
Время активности: 1932 - 2007.
Количество студийных альбомов: 31.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Frankie Laine's Greatest Hits (1958).

Почитать:
Биография - ссылка
История - ссылка

От МакЛыди:
Настоящее имя певца – Франческо ЛоВеккио, что сразу намекает нам на идеологический ряд, в который он идеально вписывается. Итальянцы, эмигрировавшие в 1920-30-ые с семьями в США, становились известными по двум причинам: либо примыкали к организованным преступным группировкам, либо поражали своими тенорами и баритонами весь честной люд. Фрэнки выбрал второй путь, хотя в семье были члены сицилийской мафии (например, деда певца убили конкуренты-преступники). Ещё с юного возраста Лейн начал петь в хорах и на улицах, а начиная с тридцатых стартовала его сольная карьера, продлившаяся семь с половиной десятилетий. За это время исполнитель успел стать "своим" не только в США и Италии, но и в Великобритании, где он всегда был желанным гостем, а синглы на пике карьеры распродавались как горячие пирожки. Жанровое разнообразие поражает. Лейн пел не только традиционный поп, который популяризовали его итальянские собратья, но и стал особенно знаменит с песнями, предназначенными для саундтреков ковбойского кино. Так, русский слушатель знает его главным образом по нетленке 'Rawhide', написанной Дмитрием Тёмкиным в 1958-ом. Певец обожал блюз и порой позволял себе эксперименты в жанрах ритм-н-блюза и вокального джаза. Выступал практически до самых последних своих дней, уйдя в 93 года востребованным и любимым.

Послушать:


94 место
Eddy Arnold




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Nashville Sound, Country, Country Pop, Country Gospel, Cowboy, Christmas Music.
Время активности: 1937 - 2005.
Количество студийных альбомов: 50.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Альбом/компиляция для знакомства: Cattle Call (1963).

Почитать:
Биография - ссылка

От МакЛыди:
Известный тезис, что задержаться на Олимпе намного тяжелее, чем взойти на него. Молодой Эдди Арнольд в 18 лет покинул отчий дом с мечтой стать певцом, и почти сразу начал записываться на всяких мелких студиях. Потратив все сбережения, он оказался в ситуации "пан или пропал". К счастью, на традиционное кантри, которое Арнольд как раз и исполнял, в конце тридцатых был огромный спрос, да и талантом Арнольд обделён не был. Прожив очень сложное детство без отца, он изливал на бумагу все свои мысли, пропитанные болью и верой в лучшее, и слушатель нашёлся. Но самое интересное началось позже, когда Эдди заметили продюсеры крупных лейблов и решили сделать из обычного паренька звезду. В 1940-50-ые около пятидесяти синглов певца попали в кантри-чарт Billboard, что было потрясающим результатом. Песни Арнольда напевала вся Америка. Ну а дальше началась альбомная эра звукозаписи, и в ней исполнитель также преуспел. Почти его записи имели коммерческий успех вплоть до середины восьмидесятых. Его считали одним из лучших певцов Америки долгие десятилетия, а кончина уже в почтенном возрасте вызвала новый всплеск популярности. В США своё отношение к кантри-культуре, и мало кто может посоперничать с Арнольдом в плане продолжительности и успешности карьеры. А ещё у него были госпел и рождественские альбомы.

Послушать:


93 место
Blind Lemon Jefferson




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Acoustic Texas Blues, Country Blues, Christmas Music, Blues.
Время активности: 1912 - 1929.
Количество студийных альбомов: 0.
Ключевое десятилетие: 1920's.
Альбом/компиляция для знакомства: King of the Country Blues (1985).

Почитать:
Биография - ссылка
Отец Техасского блюза - ссылка
Отрывок из книги "Пришествие блюза" - ссылка
Как давно всё это было - ссылка

От МакЛыди:
Прекрасного блюзового певца Лимона Джефферсона вполне можно считать новатором, поскольку он действительно изменил музыкальную индустрию Америки в середине двадцатых годов. Во-первых, слепой от рождения, он доказал всем дядям с набитыми купюрами кошельками, что слепота – не минус для талантливого музыканта, а наоборот. Позже появится множество исполнителей с "приставками" Blind в псевдониме, и лейблы охотно будут с ними работать. Во-вторых, он был первым, кто решил записать собственные песни в жанре блюза. Легендарные личности до него, такие как Ма Рейни или Бесси Смит, записывали только каверы и стандарты. В-третьих, он тем или иным образом повлиял на множество блюзменов своего и нескольких следующих поколений, от Ти-Боуна Уокера до БиБи Кинга. Его умение менять темп композиции и джазовые импровизации были революционными для жанра. И в-четвёртых, он был настоящим мастером акустической гитары, что позволяет справедливо считать его королём акустического кантри-блюза. Самая известная компиляция его хитов как раз носит такое название.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва отметил именно этого исполнителя из пятёрки.

Те, кому выпала счастливая возможность повстречать Лимона Генри Джефферсона при жизни, в один голос утверждают: невзирая на врождённую слепоту, он обладал уникальной способностью проникать в глубины вашей души. Лишив зрения, природа, кажется, наделила музыканта редким даром чувствовать окружающий мир, ощущать его инстинктивно, подмечая главное. Иначе, пожалуй, затруднительно будет объяснить, в чём кроется секрет и феномен его творчества. Поразительно, но сохранилась единственная фотография Джефферсона, сделанная в последние годы его жизни. На ней блюзмен предстаёт рослым и пухлым человеком, одетым в хороший костюм и держащим на коленях шестиструнную гитару – так выглядела одна из первых звёзд негритянской музыки, стоящая в её истории особняком. Внизу на фотографии аккуратным почерком надпись: «Сердечно Ваш, Слепой Лимон Джефферсон». Неужели музыкант лично подписал её? Вот ещё один вопрос, на который вряд ли найдётся ответ.

Генри Джефферсон родился в 1893 году (или годом позже) в ныне заброшенном техасском посёлке Кучман в многодетной семье фермеров-издольщиков. Он был младшим из семи или восьми отпрысков старика Алекса Джефферсона и из-за своего недуга не мог помогать отцу по хозяйству. Осознав, что судьба уготовила ему незавидную участь быть для окружающих обузой, маленький Генри нашёл утешение в том, чтобы развлекать семью и друзей пением и игрой на ветхой гитаре. За свою тучность будущая легенда блюза получил прозвище Лимон, однако не стоит думать, что мальчик был для сверстников объектом издевательств. Напротив, Генри делал всё для того, чтобы слепота как можно меньше мешала ему жить и никогда не отчаивался. Один из соседских мальчишек, удивлённый талантливой игрой Лимона, сказал как-то, что ему и впрямь следует податься в музыканты. И Генри решил испытать судьбу.

В двенадцатилетнем возрасте Лимон Джефферсон приноровился ездить на заработки. Каждые выходные он брал с собой свою неразлучную подругу-гитару, садился на поезд и ехал прямиком в Даллас, где выступал на перекрёстках перед зеваками. Домой он приезжал с полными карманами мелочи – невесть какие деньги, но родители Генри даже и подумать не могли, что их младший сын будет приносить им хоть какой-нибудь доход. Когда Лимону исполнилось восемнадцать, он переехал в Даллас насовсем, так как мог полностью себя обеспечивать ремеслом уличного музыканта. Там же, в Далласе, Джефферсон повстречал ещё одну будущую легенду блюзовой музыки – Ледбелли, с которым стал выступать дуэтом. Хотя Ледбелли был старше Лимона лет на пять, он был скорее аккомпаниатором и помощником последнего. К тому же, как он сам потом признавался, на тот момент у него было мало исполнительского опыта, поэтому Джефферсон являлся для него поначалу нечто вроде наставника.

В 1916 году охочий до драк Ледбелли ввязался в очередную заварушку, закончившуюся для него каторгой. Впрочем, ему удалось сбежать из тюрьмы, но сотрудничество с Лимоном, разумеется, на этом было завершено. Тогда Джефферсон обратился за помощью к другу семьи, чтобы тот разрешил своему сыну стать музыканту поводырём. Этот, тогда ещё семилетний, мальчик тоже стал известным блюзменом, прославившимся под именем Ти-Боун Уокер. Уокер потом вспоминал, как водил Джефферсона от одной забегаловки к другой. Желающих послушать игру блюзмена было так много, что они окружали Лимона плотным кольцом. Заработанных денег хватало на содержание молодой семьи Джефферсона – известно, что у него была супруга и, возможно, ребёнок, однако, следует заметить, что о личной жизни музыканта имеются крайне скудные сведения. Кроме того, вероятно, Лимон мог участвовать в боксёрских поединках слепых – типичном развлечении тех лет.

Слепой Лимон Джефферсон мог и не занять почётное место в когорте легенд блюза, если бы не один смелый поступок с его стороны. В конце 1925 или начале 1926 года он отправился в Чикаго на студию "Парамаунт", чтобы сделать свои первые коммерческие записи на пластинках, что в ту пору для блюзменов было редчайшим случаем. Сначала Джефферсон записал несколько госпелов под псевдонимом Дьякон Бейтс, а затем и блюзов, но уже под своим именем. Блюзовые пластинки стали настоящими хитами, и с Лимоном стал работать знаменитый позже продюсер Джей Майо Уильямс, превративший американский блюз (тогда его называли расовой музыкой) в значимый кластер шоубизнеса. С Джефферсоном был заключен контракт, который, как многим видится, был не в пользу музыканта, поскольку он не состоял в профсоюзе и не был осведомлён в юридических тонкостях касаемо авторских прав. Тем не менее, Лимон был одет, обут, накормлен, у него был счёт в банке, и он мог позволить себе такую неслыханную для темнокожего американца роскошь как автомобиль «Форд» с личным шофёром.

Времена, когда Джефферсон мок на улице под дождём и выступал перед случайной публикой с привязанной к гитарному грифу жестяной банкой из-под томатного супа, были в прошлом. Гордый по своей натуре, он и сам любил повторять, зная цену своего успеха: «Я вам не дешёвка». Его действительно можно было считать звездой тех лет, но звездой крайне специфической. И дело тут не столько в том, что он был слепым. Как раз наоборот, народ уважал его за самостоятельность, поскольку он производил впечатление не ущербного инвалида, а уверенного в себе мужчины. Дело скорее в неповторимом стиле игры. Лимон был самоучкой и играл в аутентичной манере, держа гитару у себя на коленях. Воспитанный на спиричуэлах, госпелах, рабочих песнях и сельских блюзах, он с лёгкостью варьировал рисунок песни, играл свободно, но всегда попадал в ритм. Его композиции были живыми, но архаичными, он не принимал схематичности, создавая свои экспрессивные, наполненные лирическими кульбитами, произведения.

Многие пытались подражать стилю игры Лимона Джефферсона, но даже Ледбелли и Ти-Боун Уокер, лицезревшие игру мастера собственными глазами, не смогли разгадать его секрет. Будучи совершенно обособленным музыкантом, Джефферсон показал пример того, как блюзмен может стать успешным, тем самым проложив дорожку на большую сцену своим коллегам. Всего же за свою недолгую карьеру Лимон успел записать около сотни песен. Он умер в декабре 1929 года по официальной причине от болезни сердца, но более вероятная причина его гибели кроется в том, что тогда в Чикаго бушевали особенно сильные снежные бури. Музыкант, похоже, не смог сориентироваться в метели и замёрз, держа в руках свою любимую гитару. Однако нашлись и те, кто утверждал, что легенда негритянской музыки был отравлен любовницей, или же оглушён и ограблен. Лимона Генри Джефферсона похоронили в Техасе на негритянском кладбище городка Уортем, что неподалёку от Кучмана, в безымянной могиле. Теперь это кладбище носит имя музыканта. В 1967-ом могилу идентифицировали, а на памятнике выгравировали строчки из его песни: «Об одном напоследок тебя попрошу – следи, чтоб могила моя чистой была».

Послушать:


92 место
Woody Herman




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Big Band, Swing, Jazz, Vocal Jazz, Jazz Fusion, Modern Classical.
Время активности: 1936 - 1987.
Количество студийных альбомов: 65.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Альбом/компиляция для знакомства: Giant Steps (1973).

Почитать:
Биография - ссылка
Радио Jazz - ссылка
Справка - ссылка
Оркестр Вуди Германа - ссылка

От МакЛыди:
Спешу признаться, что я не самый большой поклонник довоенного джаза. Двух-трёхминутные пьесы в этом жанре кажутся мне слишком незначительными, я просто не успеваю проникнуться композицией и звучанием каждого инструмента, а мода делать Pt.I и Pt.II для увеличения хронометража и более цельной истории появилась немного позже (в сороковые была скорее исключением). Послушав сборник сочинений Германа, записанный в сороковые, я предсказуемо не оказался впечатлён. К счастью, в 1946-ом Вуди лишь распустил свой первый бэнд, а не закончил карьеру. Собрав вторую инкарнацию коллектива, который он сам называл по-простому "стадо" (Second Herd), он начал писать новую историю, и вот те записи мне уже пришлись по душе. Герман не был гениальным музыкантом, в умении играть на кларнете и саксофоне его мало кто включит даже в топ-10, но он был великолепным бэндлидером. Без тиранских замашек, он блестяще раскрывал каждого исполнителя, с которым работал. Не имея в составе суперзвёзд, Вуди со своей командой без устали гастролировал и записал массу отличных альбомов. Сейчас их сложно назвать классикой джаза, но отличных и узнаваемых вещей у мистера Германа в арсенале достаточно.

Послушать:


91 место
Jelly Roll Morton




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Ragtime, Dixieland, Jazz, Big Band, Stride, Blues.
Время активности: 1900 - 1941.
Количество студийных альбомов: 4.
Ключевое десятилетие: 1920's.
Альбом/компиляция для знакомства: Birth of the Hot (1995).

Почитать:
Биография - ссылка
Радио Jazz - ссылка
Человек, который хотел слишком много - ссылка
"Он утверждал, что изобрел джаз, но это далеко не так." - ссылка

От МакЛыди:
Все, кто смотрел "Легенду о пианисте", обязаны помнить сцену дуэли главного героя с мировой легендой джаза. Фильм снят по повести Алессандро Барикко, который выбрал в соперники герою Тима Рота не какого-то абстрактного джазмена, а конкретную историческую фигуру – Джелли Ролла Мортона. В своём образе Кларенс Уильямс выглядел напыщенно, угрожающе и даже немного зловеще. Уверяю вас, Мортон был именно таким. Как иначе можно объяснить постоянные скандалы, фразы коллегам в духе Моцарта, наподобие: "Сидите и слушайте, как я играю, вам не повторить подобное", а также то, что он без шуток считал себя создателем джаза?

Возможно, что Джелли был не лучшим человеком, но когда дело касалось музыки – он был сверхмотивирован и серьёзен. Всегда во всём хотел быть первым. Уже в середине 1900-ых он успешно гастролировал по стране со своей подругой-вокалисткой, в 1910-ых исколесил ещё и Канаду, а в начале 1920-ых собрал банду и был одним из первых, кто записал свою игру на грампластинки. Ещё Мортона считают первым в запечатлении джаза в виде нот, и именно из-за этого факта он напирал на свою ценность для мировой музыкальной истории. Нет сомнений, что он навсегда изменил классическое джаз-звучание. Прожив не слишком долгую жизнь, он заложил базу, которую другие мастера уже после его смерти превратили в один из главных музыкальных жанров XX века.

Стиль игры Джелли Ролла Мортона сочетал в себе элементы регтайма, блюза, испанского и креольского фольклора наряду с характерными индивидуальными особенностями. Его творчество оказало большое влияние на развитие раннего джаза, а также на многих музыкантов чикагского джазового стиля и свинга.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments