alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Погружение. XX век. 100-96



Поехали.

100 место
Bukka White




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Delta Blues, Acoustic Blues, Blues, Country Blues.
Время активности: 1929 - 1977.
Количество студийных альбомов: 5.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: Parchman Farm (1969).

Почитать:
Биография - ссылка
История длиною в жизнь - ссылка
Fixin’ to Die Blues - ссылка
The 1968 Memphis Country Blues Festival with Bukka White - ссылка

От МакЛыди:
Символично, что первым в списке идёт Букка Уайт, потому что на примере его личности можно выявить несколько аспектов творчества блюзменов тех лет, которые сейчас выглядят дико, а тогда были скорее закономерностью. Для начала доступ к студии. Если последние полвека исполнители в большинстве своём имеют свободный вход на святое место любого музыканта (хотя сами студии сильно разнятся в качестве предоставляемых услуг), то в тридцатые записаться было проблемой. История знает всего шесть случаев прихода Букки на студию, причём два из них разделял промежуток в 23 года. Второй момент частично является причиной первого – Уайт дважды сидел в тюрьме. Если первый раз был скорее несчастным случаем, то второй срок был обусловлен убийством, хотя и в рамках самозащиты. Легенда гласит, что успех пришёл к Уайту именно тогда, когда он сидел за колючей проволокой. Название тюрьмы стало потом названием песни и компиляции. Третий пункт – отметка смерти. Первая жена Букера умерла, когда ему было 22. Большое потрясение для только-только начавшего блюзмена. А, как известно, настоящий блюз можно писать только тогда, когда твоё сердце разбито. Все лучшие блюзовые стандарты были написаны не от хорошей жизни.

Ну а бонусом можно проанализировать весь жизненный и творческий путь певца. Он хотел петь и играть на гитаре, но не ради славы, а ради душевного спокойствия. Приходил на студию только по просьбе окружения, а деньги получал на других, самых разных работах. Конечно, они не были связаны с искусством. Неизвестно, заработал ли он вообще что-нибудь музыкой. Когда в начале шестидесятых блюз снова пошёл в гору, Букку нашли в его маленькой деревне. Он очень удивился, что его ещё помнят, поскольку после войны уже не записывал новых песен и не выступал. Оказалось, что творчество Уайта (наравне с другими его коллегами) в какой-то степени вдохновило молодых музыкантов на создание жанра американского примитивизма. Тихий герой классического американского блюза прожил сложную жизнь, но иначе и быть не могло.

Послушать:


99 место
Henri Salvador




Статистика:
Страна: Франция.
Жанры: Chanson, Children's Music, French Pop, Jazz, Calypso, Novelty.
Время активности: 1935 - 2008.
Количество студийных альбомов: 26.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: The Best of Henri Salvador (2001).

Почитать:
Биография - ссылка
История жизни - ссылка
Performance! - ссылка

От МакЛыди:
Анри Сальвадор – один из самых главных ветеранов французской музыки. Он успел поработать в восьми разных десятилетиях и не просто выступал, но и записывал студийные альбомы вплоть до кончины. Что интересно, с наступлением нового века у него был новый всплеск популярности. Так, альбом Chambre avec vue многими считается его лучшей записью за всю карьеру. Когда у Анри спрашивали, в чём секрет его долголетия и бесконечной жизненной силы, он отвечал что-то воде: "Просто я никогда не расстраиваюсь и стараюсь побольше улыбаться". Рождённый на территории Французской Гвианы, Сальвадор с детства любил петь преимущественно калипсо – танцевальный солнечный жанр, жемчужина карибской культуры. С переездом во Францию он стал исполнять более традиционные вокальный джаз и шансон, а со временем открыл в себе ещё одно качество – смешить детей. Хобби постепенно переросло в часть дискографии. Современные компиляции лучшего материала Анри делятся на два диска: на одном классика, а на втором – музыка для детей. Один из таких я и послушал, получив массу удовольствия. Крутейший был мужик.

Послушать:


98 место
Lee Konitz




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Cool Jazz, Jazz, Post-Bop, Bebop, ECM Style Jazz, Modal Jazz.
Время активности: 1945 - 2019.
Количество студийных альбомов: 130.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Motion (1961).

Почитать:
Биография - ссылка
In Memoriam. Три четверти века беспредельной честности - ссылка
Tranquility - ссылка

От МакЛыди:
Ли Кониц ушёл от нас совсем недавно (и тут "постарался" коронавирус), поэтому сеть ещё полна некрологов и воспоминаний. Во всех них подчёркивается одна тема, с которой сложно не согласиться. Карьеру Коница нельзя назвать оглушительно успешной, а в ассоциации с джазом разных эпох люди вряд ли вспомнят его имя в числе первых. Но он в восьми десятилетиях успел переиграть со всеми и во всех жанрах, а также создал свой стиль и звук. Все удивляются обширным дискографиям Эннио Морриконе и Buckethead, но мало кто в курсе, что Конитц записал 130 студийников как бэндлидер и ко-лидер. Это сумасшедшая цифра. Основной жанр, в котором он работал, – кул-джаз. Прохладный, сдержанный, по-настоящему "крутой". Не слишком заумный, подходящий для радиоэфиров. Кониц работал над первым альбомом в истории жанра: играл вместе с Майлзом Дэвисом. Какая коллекция соберётся, если сложить все записи, на которых можно услышать инструмент Ли, боюсь представить. 75 лет – достойный срок человеческой жизни. А Ли Кониц 75 лет играл на альт-саксофоне, постоянно выступая и записывая пластинки.

Послушать:


97 место
Charley Patton




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Delta Blues, Country Blues, Blues.
Время активности: 1916 - 1934.
Количество студийных альбомов: 0.
Ключевое десятилетие: 1930's.
Альбом/компиляция для знакомства: Founder of the Delta Blues (1970).

Почитать:
Биография - ссылка
Пионер дельта-блюза - ссылка
Список статей - ссылка
Отрывок из книги "Пришествие блюза" - ссылка
У истоков американского блюза: лирика Ч. Паттона и Р. Джонсона - ссылка

От МакЛыди:
Название стиля дельта-блюз имеет разные толкования. Первое логично приводит нас к месту, где блюз зародился – дельта реки Миссисипи. На стыке веков бедные темнокожие крестьяне выращивали там хлопок и, чтобы работа спорилась, напевали иногда по одиночке, а иногда хором грустные (blue) песни о своей тяжёлой ноше. Вспоминается фильм "12 лет рабства", в котором этот процесс показан очень красочно. Конечно, никакие песни той поры до нас не дошли – ещё не было звукозаписывающих студий, да и рабам туда путь был заказан. Второе же толкование несколько шире. Дельт было много по всей стране, и музыку стали ассоциировать не с конкретным местом, а со всеми, где добывали хлопок. Чарли Пэттон считается прародителем первого известного нам сабжанра блюза, хотя справедливее будет сказать, что он был первым, кто его записал и выдал на суд широкой публике. Его музыка – это самое глубокое погружение в истоки американской культуры. Прослушивание можно сравнить с работой археолога, который нашёл что-то старинное и прекрасное. Чарли прожил короткую жизнь, не успев выпустить ни одного альбома или сборника, но многочисленные синглы стали отличным базисом, на котором основался и закрепился в широких массах жанр блюза.

Послушать:


96 место
Yma Sumac




Статистика:
Страна: Перу.
Жанры: Exotica, Mambo, Indigenous Andean Music, Art Rock, Huayno, Cueca.
Время активности: 1942 - 2006.
Количество студийных альбомов: 8.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Альбом/компиляция для знакомства: Voice of the Xtabay (1950).

Почитать:
Биография - ссылка
Факты из жизни загадочной певицы - ссылка
Радио Jazz - ссылка
Как Има Сумак имитировала суслика, цыплёнка и синтезатор? - ссылка
Легендарная Има Сумак - ссылка
Принцесса инков с дивным голосом, которой запретили выступать в СССР - ссылка

От МакЛыди:
Если музыку предыдущих героев выпуска слушатели из XXI века знают едва ли, то пару треков Имы Сумак слышал практически каждый. Магия, волшебство. Нечто неземное, ни с чем не сравнимое. Активный этап её карьеры продолжался недолго, но те несколько альбомов из пятидесятых до сих пор являются экзотическим сокровищем, в котором берут вдохновение многие артисты, у которых немного мозги набекрень.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва снова с нами.

По укоренившемуся преданию, к слову, охотно поддерживаемому перуанскими властями, Има Сумак ведёт своё происхождение от легендарного правителя империи инков Атауальпы – того самого, который накануне вторжения конкистадоров затеял губительную для страны кровопролитную борьбу за трон со своим родным братом, а затем, обманутый испанскими «союзниками», пал от их же руки. Красивая история о принадлежности Сумак к древнему роду, бесспорно, должна внушать трепет, так же как и рассказы о том, что своим нечеловеческой мощи голосом в пять октав она не только способна рвать гитарные струны и разбивать бокалы, но и сотрясать горные вершины Анд. К этому остаётся добавить, что Има на правах инкской принцессы понимала язык птиц и пела на нём – этого, пожалуй, будет достаточно для того, чтобы завершить создание притягательного своей экзотичностью и загадочностью образа величественной певицы.

Даже если оставить за скобками растиражированные в своё время байки про божественное происхождение Сумак, никто не станет отрицать уникальность её вокальных данных и совершенно необыкновенное исполнительское мастерство, благодаря которому она стала знаменита на весь мир. Это был действительно самородок, появившийся на свет в перуанской глуши, но возвестивший о себе далеко за её пределами. Нетрудно догадаться, что персона Имы Сумак мифологизирована донельзя. Очевидно, певица сама этому способствовала. Начать можно с того, что настоящая дата рождения Соилы Аугусты Императрис Чаварри дель Кастильо – именно так звучит её официальное имя – доподлинно неизвестна. Не исключено, что перуанка намеренно скостила себе пару лет, получая документы. Мало что известно и об её музыкальном образовании. Сумак неоднократно подчёркивала, что не имела такового, разве что за исключением того, чему её научили горные птицы. Ну что ж – при такой-то родословной неудивительно.

Более правдоподобная версия – вокалу Соилу обучил её муж Мойзес Виванко – перуанский Джордж Гершвин – так его потом называли. Виванко, если можно так выразиться, стал промоутером своей супруги. В плане бизнеса это был на редкость взаимовыгодный брак. Соила прославила Мойзеса как композитора и бэндлидера, а он дал ей карьеру и счастье заниматься любимым делом. В 1943 году Виванко и наша героиня заявились в аргентинский Буэнос-Айрес, где записали на местном радио не менее 18 композиций в стиле перуанской народной музыки (Соила пела как на испанском, так и на языке кечуа). С этих песен начинается постепенная популяризация госпожи Кастильо в Южной Америке и уже через три года она становится по тамошним меркам звездой. Однако предпринятый четой в 1946 году вояж в Соединённые Штаты обернулся полным провалом – североамериканский рынок без связей и должной рекламы одним только голым нахрапом было не покорить.

И, тем не менее, через три года Сумак триумфально вернётся в Нью-Йорк, правда, потеряв по пути букву «м» и превратившись из Иммы в Иму – в целом же этот псевдоним с кечуа переводится как «ах, какая красота» или что-то около того. Причина неожиданного успеха певицы кроется в попадании в сферу интересов американского продюсера и музыкального идеолога Леса Бакстера, сыгравшего одну из ключевых ролей в становлении коммерческого жанра лёгкой музыки (easy listening). Сумак отлично вписалась в формат подстиля «экзотика», изначально задуманного Бакстером как удобоваримый для массовой аудитории вариант гавайской музыки, и стала центральной фигурой в нём. В 1950 году в США выходит дебютный и нашумевший альбом Сумак, снабжённый всеми причитающимися для её образа инкскими диковинками. Его буквально сметают с прилавков.

Перуанский феномен – на этот раз без особого труда – покорил сердца американцев. А уже через несколько месяцев перед певицей не устоят и европейцы – концерты в Лондоне и Париже проходят с аншлагами. Вернувшись в США, Сумак, надо заметить, с не меньшим триумфом участвует в бродвейских мюзиклах, её популярность накатывалась как снежный ком. Пользуясь ситуацией и принимая во внимание фотогеничную внешность Имы, американские продюсеры пытались сделать из перуанки голливудскую звезду, но учитывая своенравный характер дивы, сделать это им так и не удалось. Впрочем, своим чарующим видом и экстраординарным пением Сумак всё же украсила приключенческий фильм «Тайна инков» и романтическую мелодраму «Омар Хайям».

Новый виток популярности Сумак, случившийся в середине 50-х, был связан с отходом от исполнения народной музыки. Краса, гордость и национальное достояние Перу на этот раз обратилась к кубинской музыке мамбо и неспроста, поскольку в Нью-Йорке в те годы наблюдалось самое настоящее мамбо-сумасшествие. Такой шаг, однако, также послужил поводом для критики в адрес певицы, отошедшей, по мнению некоторых, в сторону примитивной танцевальной музыки. И действительно, Сумак и в наше время чаще ассоциируется с мамбо, чем скажем, с «Полётом кондора» или «Девой для бога солнца». Как бы то ни было, 50-е прошли для Имы под знаком благоденствия, а в 60-х певица отправилась в пятилетнее турне по всем континентам. Заезжала и в СССР, где ей лично покровительствовал Никита Хрущёв. Помимо концертов в уездных домах культуры Сумак также приняла участие в подготовке фантастического фильма «Планета бурь», в котором своим голосом заменила отсутствующий у советов в те годы синтезатор.

После столь масштабного турне певица взяла паузу, а к музыке вернулась в начале 70-х, записав первый после двенадцатилетнего перерыва альбом. На удивление он был выполнен в жанре психоделического рока, но магия голоса Сумак на нём не была утрачена. К сожалению, с выходом долгожданной для меломанов пластинки инкская принцесса опоздала на несколько лет – такая музыка уже вышла из моды. Наверное, Сумак и сама понимала, что конец её карьеры не за горами, её концерты случались всё реже и реже. В 80-х и 90-х редчайшие выступления изрядно подзабытой перуанской дивы становились событиями, а её музыку чаще можно было услышать в кинофильмах или рекламных джинглах. Благодаря им талант Сумак был открыт для нового поколения любителей хорошей и интересной музыки. И это не может не радовать.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments