alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. Нет пути назад: Боб Дилан (No Direction Home: Bob Dylan, 2005)



Что для меня музыка Боба Дилана:
Довольно давно Дилан-автор обитает не в списке тех, от кого ждёшь чего-то нового и душещипательного, а в перечне тех, кто всем всё доказал и спел о чём можно и нельзя. Как следствие, слушатели поместили его на определённую ступень в формировании своих треклистов. По большому счёту, отношение всех меломанов и гиков к Бобу не имеет двух полюсов. Есть люди, которые его безумно любят и по разным параметрам считают лучшим человеком мира музыки. Есть те, кто не может или не хочет полюбить его творчество, но безмерно уважает (ваш покорный слуга в этом лагере). Причём здесь понятие “не люблю” не несёт негативного окраса. Работает не как антитеза большим чувствам, а как подчёркивание их недостатка в том размере, которых заслуживает музыкант. Есть минимум тех, кто абсолютно индифферентен к его личности. Но я ни разу не встречал того, кто ненавидит Дилана. За более чем полвека карьеры он просто не дал повода. Как и, к примеру, Лемми Киллмистер, Боб всегда оставался собой. Как в творческом плане, так и в личном.

Чему посвящён фильм:
Мартин Скорсезе снял свою первую короткометражку в 1959-ом. Дилан выпустил первый студийник через три года. Грубо говоря, под музыку Боба прошла вся карьера великого американского режиссёра. И потому неудивителен факт заинтересованности Мартина в персоне фолк-легенды. Скорсезе периодически снимает документальные ленты ещё с середины шестидесятых, так что с наступлением нового века необходимый опыт уже был накоплен. Более чем двухсотминутный хронометраж заставил вспомнить о более позднем фильме режиссёра, посвящённом Джорджу Харрисону, но если тогда времени хватило поговорить о всех перипетиях жизни и творчества одного из героев британских шестидесятых, то в этот раз всё иначе. Внушительное кинополотно совсем немного рассказывает о детстве Дилана, а потом под микроскопом рассматривает пять лет его жизни – старт карьеры, с 1961-го по 1966-ой. Просто представьте, какая длительность была бы у фильма Скорсезе (скорее уже сериала), если бы в него вошли события всей жизни певца. Главным рассказчиком о бурной молодости предстаёт сам Боб, а помогают ему люди, что помогали ему пробиться и поддерживали в те годы. Современные интервью, записанные специально для фильма, чередуются со старыми, а сдобрено это отрывками концертов и архивами домашних съёмок артиста.

Мнение:
Если в наше время даже самыми грандиозными сменами жанра уже мало кого можно удивить, то в эпоху расцвета таланта Дилана всё было иначе. Вдохновлённый образами и абсолютным успехом The Rolling Stones, Боб уже в 1965 году выпустил Bringing It All Back Home, в котором сильно отошёл от своего классического фолк-звучания. Смена имиджа, живые выступления с группой и особенно использование электронных инструментов вызвали у публики шквал недовольства. Это и является главным конфликтом фильма. Уже на заре карьеры Дилан стал инфлюенсером: представители самых разных слоёв населения видели в его музыке отражение действительности. Они видели в ней себя, свои невзгоды и мечты. При этом сам лидер мнений был очень молод и не до конца понимал, какую музыку хочет играть. Со сменой фолка на блюз-рок уважение к певцу резко уменьшилось. А тут ещё и репортёры, постоянно пытавшиеся навесить на исполнителя ярлык политического активиста. Любимчик поколения, которому тогда не было и 25-ти, от постоянного внимания к себе и бурлящего негатива на концертах мог просто сойти с ума. И фильм идеально отражает мятежное состояние души, воссоздавая хронику печальных событий практически по дням. С этой точки зрения документалку можно рассматривать как пособие для начинающих певцов: что делать, если отношение толпы резко меняется с плюса на минус.

Что же касается личности главного героя, абсолютное противопоставление молодого певца старому имеет свой эффект. Боб из 2005-го почти ничего не говорит о себе из 1965-го. Только о самой ситуации, представляя порой жуткие подробности в виде анекдотичных историй. Как и музыку Дилана, его рассказы можно слушать вечно. Они не надоедают, а более чем внушительный хронометраж совсем не чувствуется. Рассказы коллег о Бобе полны интересных и интимных подробностей, они постоянно вызывают улыбку и точечно дорисовывают образ певца. Ну а Боб из хроник шестидесятых… это просто ангел. Немного запутавшийся, но всё же ангел. Гений-интроверт, которому нельзя не сопереживать. Фильм даёт максимально полный ответ на то, почему затворничество Боба после аварии продолжалось целых восемь лет. Он просто не мог чувствовать себя спокойно в этом мире. И как хорошо, что проблемы со здоровьем не слишком отразились на творчестве. В каждом из пяти последующих десятилетий он продолжал выпускать отличные альбомы, да и последний Rough and Rowdy Ways ознаменовал старт новой декады как новую поэтическую вершину. И на девятом десятке американец продолжает писать актуальные стихи, оставаясь востребованным.

Оценка: 8 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments