alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 5-1


Финал.

Вы должны были заметить, что во всех выпусках этой стадии проекта в качестве приглашённой звезды отмечался Глеб. Мой хороший товарищ, которого я очень люблю. Спасибо ему и всем, кто помогал. Сегодня в подрубрике будут только слова Глеба.

И спасибо тем, кто читал.

5 место
The Jimi Hendrix Experience




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Psychedelic Rock, Blues Rock, Acid Rock, Hard Rock, Southern Soul.
Время активности: 1966 - 1970.
Количество студийных альбомов: 3.
Балл RYM: 82,333.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: Are You Experienced (83).

Почитать:
Биография - ссылка
Правила жизни - ссылка
15 зажигательных фактов - ссылка
Легенда о Джими Хендриксе - ссылка
Оставь немного пленки - ссылка
Джими Хендрикс как воплощение рок-звезды - ссылка
Джими Хендрикс и его гитары - ссылка
Гитара, изменившая мир - ссылка

От МакЛыди:
Несколько моих друзей в 6-7 классе начали учиться играть на гитаре. Некоторые из них ходили в музыкальную школу, но больше самоучек. Первый раз в руки они брали инструмент под воздействием музыки Джо Сатриани и группы Кино, но уже тогда знали о человеке по имени Джими Хендрикс. Эти два слова были нарицательным понятием. Никто не знал, как выглядит этот человек и жив ли он, но все знали, что круче него гитариста не существует. Потому со словами "Джими Хендрикс" у меня ассоциируются ещё и куча шуток, забавных ситуаций из детства.

Как так получилось, что за человеком закрепилось столь высокое звание? Совокупность факторов. Главные – безумное желание к экспериментированию, вылившееся в не только усовершенствование известных техник игры, но и чисто физическое изменение гитары и механизма извлечения звука, плюс огромные и умелые пальцы, закалённые службой в армии, и неслыханная дерзость на сцене. Живя в самую развязную рок-эпоху, Джими позволял себе на сцене играть на гитаре языком и сжигать инструмент в рамках ритуального обряда. Слава о безумном мастере облетела весь мир и закрепилась в подкорке у всех любителей музыки. Но не стоит забывать, что он был потрясающим мелодистом и умел писать настоящие хиты. И если на куче посмертных релизов магия композитора и продюсера Хендрикса зажигается лишь эпизодами, то три альбома JHE – чистое золото, в котором новаторство и гитарный полёт оказались замешаны в мощном потоке из фанка, блюза, джазовых ритмических структур и хард-роковом бунте. Великолепная музыка, оставшаяся в истории навечно.

Уголок меломана:
The Jimi Hendrix Experience – это трио, лидером которого являлся музыкант, многими почитающийся как лучший рок-гитарист всех времён. Хендрикс умер рано – все мы знаем про печально известный «Клуб 27» – и почти ничего не успел осуществить из задуманных им смелых и потенциально чертовски интересных проектов. По крайней мере, можно уверенно утверждать, что свою историю с Experience Джими довёл до логического завершения. Спорадические воскрешения трио (причём в изменённом составе) после июня 1969 года диктовались вовсе не творческой необходимостью, а чаще всего финансовыми инсинуациями покровителей Хендрикса – самому музыканту не было нужды эксплуатировать эту донельзя заезженную тему. Напротив, всеми фибрами души Джими искал новые направления работы. Для многих Experience остаются группой, в которой великому американскому гитаристу аккомпанируют два безвестных английских подмастерья – даже их фамилии забылись, как и малоизвестно их дальнейшее творчество. А вот фигура Хендрикса в истории заняла своё почётное каноническое место. Некоторые находят удивительным тот факт, что звание лучшего гитариста планеты занимает чернокожий – дескать, исключительный случай, ведь в то время они погоды в роке не делали. Разгадка кроется в том, что Хендрикс по натуре своей гитарист блюзового склада – и в этом как раз ничего удивительного нет. Неспроста в период блюзового бума в Британии Джими по совету коллег отправился завоёвывать именно европейскую публику, чтобы затем триумфально, будто на трамплине, вернуться. Вне сцены Хендрикс был весьма застенчивым и скромным человеком, но, выступая, демонстрировал размашистый, взрывной стиль игры – это были очень зрелищные выступления. Джими любил коктейли из блюза, психоделии и рока и находился таким образом на острие зрительских симпатий. Любопытно, что за манерой исполнять рок-музыку как бы инстинктивно, с полным отказом от обдуманности, что воспринималось меломанами всегда позитивно, стоял упорный труд и тренировки. Иногда кажется, что гитара, как и подобает классическому блюзмену, есть ничто иное как продолжение его тела. Все сходятся во мнении, что Хендрикс был одним из самых талантливых виртуозов и значительных новаторов в отношении совершенствования исполнительских техник. Не зря ошарашенные первыми концертами британские зрители окрестили Хендрикса «Чёрным Элвисом» – при нём рок-музыка пережила настоящее перерождение.

Послушать:


4 место
David Bowie




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Art Rock, Glam Rock, Pop Rock, New Wave, Art Pop, Psychedelic Pop.
Время активности: 1962 - 2016.
Количество студийных альбомов: 27.
Балл RYM: 82,4.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars (85).

Почитать:
Биография - ссылка
Правила жизни - ссылка
Что изобрел Дэвид Боуи - ссылка
Великий экспериментатор и революционер - ссылка
Человек, зажигавший звезды - ссылка
Настоящий Дэвид Боуи в воспоминаниях его друзей - ссылка
Боуи привносил аристократизм в современное искусство - ссылка
По ту сторону Марса - ссылка

От МакЛыди:
Страшно признаваться, но я до сих пор слышал лишь половину альбомов Боуи целиком. Как и в случае некоторых персон, оказавшихся в рейтинге пониже, Боуи я безумно уважаю, но не люблю той любовью, которую он заслуживает. И при этом мне не составит труда собрать топ-30 его песен или перечислить несколько интересных фактов его жизни. Ничего парадоксального в этом нет. Погружаясь в музыкальную историю, особенно того этапа, который сейчас подходит в "Погружении" к концу, любой адекватный человек поймёт: Боуи велик. Он повсюду, он всеобъемлющ. Без этого человека вся рок-музыка была бы другой. А учитывая, сколько лиц (метафорически или нет) он сменил и какую разную музыку играл, явление Боуи миру – это запределье, космос. При этом многие помнят Боуи не как музыканта, а как художника, актёра и просто друга. И дружить он умел как никто другой.

Уголок меломана:
Его называли музыкальным хамелеоном – за способность сохранять свой неповторимый почерк вне зависимости от того, в каких жанрах и стилях он работал. И этот почерк, а вернее даже своеобразный ореол, делал его музыку поистине внежанровой. Боуи был ещё и из тех, кто здорово визуализировал собственное музыкальное творчество, для многих он был и остаётся иконой исполнительской моды, начиная с разноцветных глаз и причёсок и заканчивая сценической экспрессией. Что касается творческой стороны вопроса, то Дэвид был актёром и художником не только в жизни, но сумел применить схожий подход и в рок-музыке. Он ставил на то, чтобы творить не просто популярный в данный момент вид музыки (все мы знаем, что популярность жанров приходит и уходит), но наделить свою музыку чертами искусства, которые будут актуальны долгое время. Боуи менял лишь обёртку, причём не так уж важно, что именно выступало в её качестве: глэм-рок или новая волна, фанк или альтернатива – благодаря такой особенности Дэвид подолгу оставался в трендах, а его песни пылали свежими идеями и вдохновляли очередное поколение артистов, даже когда имена коллег Боуи по музыкальному цеху уже начали стираться из памяти. Одна из удивительных особенностей индивидуализма Боуи – это умелое создание чисто эстетической составляющей, которая начинается с обложки альбома. Решающим фактором здесь, однако, на удивление становится литературность произведений автора, балансировавшего между сугубо философскими поисками и сочинением захватывающих историй в духе фантастики или альтернативной реальности. Но в этом только половина феноменальности Боуи, вторую половину следует искать в изящном жонглировании музыкальными формами. Дэвид, как известно, соединил до того мало соединимые вещи – концептуальность арт-рока и нигилизм витающей в воздухе панк-революции. Причём немаловажное значение в том, что эта революция приобретёт качественное продолжение в виде новой волны, частично лежит на Боуи. Хотел того сам исполнитель или нет, но Дэвид Боуи навсегда изменил историю популярной музыки, его влияние (по факту – культ) огромно, и в пору действительно задуматься, а не упал ли он в самом деле на Землю с далёкой планеты.

Послушать:


3 место
John Coltrane




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Hard Bop, Free Jazz, Modal Jazz, Spiritual Jazz, Post-Bop, Avant-Garde Jazz.
Время активности: 1945 - 1967.
Количество студийных альбомов: 35.
Балл RYM: 82,64.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Лучший альбом: A Love Supreme (86).

Почитать:
Биография - ссылка
Святой саксофонист - ссылка
Действительно ли Джон Колтрейн канонизирован как святой? - ссылка
16, 32 и до бесконечности - ссылка
Саксофон как игла, джаз как молитва - ссылка
Бог, Любовь, Музыка - ссылка

От МакЛыди:
Колтрейн появился в моей жизни в правильное время. Уже был немного изучен жанр оперы, некоторые другие поджанры академической музыки (вернее, виды сочинений). Сложносконструированные мелодические рисунки уже не пугали меня, скорее наоборот, вызывали интерес. Не было задачи "познать джаз", но была – откусить везде понемногу. И Колтрейн был первопроходцем без какой-то очевидной на то причины. Тогда это было что-то диковинное, сокровенное. То, о чём сложно было говорить, больше чувствовать. Сейчас... да всё осталось примерно так же, только увеличившиеся знания, наслушанность и обычная сравнительная система позволяют ставить Джона на Олимп безапеляционно. По крайней мере, в рамках заданной временной эпохи. С его смертью джаз перешёл в андеграунд, и полвека не хватило, чтобы оттуда полноценно выбраться. Мир всё ждёт нового Колтрейна, да никак не дождётся.

Уголок меломана:
Когда в 1967 году музыкальное сообщество было шокировано внезапной и скоропостижной кончиной Джона Колтрейна, очередной номер чикагского таблоида «DownBeat» вышел с обескураживающим заголовком «Джаз как таковой умер». Ниже него журналисты печально констатировали, что джаз окончательно и бесповоротно уступил место наиболее востребованной музыке – рок-н-роллу. И с этим трудно спорить. По мнению шотландского музыковеда Мэтта Бреннана, падению джаза предшествовало угасание его связей с фолком, то есть с музыкой народной в широком смысле этого термина (той, которая насущна здесь и сейчас) и превращение его в элитный клуб. Джаз перестал быть музыкой улиц и больше не отражал в себе актуальные социокультурные процессы, происходящие в обществе. Рок-музыка второй половины 60-х годов во всём её многообразии обладала гораздо большей гибкостью: это была музыка молодых людей для молодых людей, она была коммуникативна со слушателем и понятна на эмоциональном уровне. Исполнение джаза теперь больше походило на соревнование между конкурирующими музыкантами, только какова цена такой победы? Колтрейн был далёк от соперничества. Нет, у него было своё видение, если угодно – своя миссия, из-за чего он периодически ругался и мирился с Майлзом Дэвисом, но он не хотел соревноваться, не хотел ассоциироваться с джазовым бомондом. Напротив, Колтрейн известен своим экзистенциальным подходом к музыке. Джаз был для него воплощением его мыслей, он разговаривал на языке джаза, мыслил им. Это позволило Колтрейну завоевать колоссальную аудиторию в непростое для жанра время. Многими отмечается духовное наполнение его музыки, переводящее её в категорию вневременного искусства. Этот аспект удивительным образом совпал с периодом всё возрастающих запросов социума на самопознание, исследование феномена личности. Процесс переосмысления вещей многим давался легче, если у них под рукой были пластинки этого выдающегося американского джазмена. Даже сейчас невозможно остаться в стороне от его захватывающей импровизационной игры на саксофоне. Колтрейн не разделял себя и свою музыку, он в ней растворялся.

Послушать:


2 место
Bob Dylan




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Singer/Songwriter, Folk Rock, Contemporary Folk, Pop Rock, Country Rock, Blues Rock.
Время активности: 1961 - н.в.
Количество студийных альбомов: 39.
Балл RYM: 82,96.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: Highway 61 Revisited (84).

Почитать:
Биография - ссылка
Правила жизни - ссылка
Музыкальный динамит Боба Дилана - ссылка
Музпросвет - ссылка
О Бобе Дилане, музыке протеста и не только - ссылка
Великие множества Боба Дилана - ссылка
Репутация и канонизация: нобелевский случай Боба Дилана - ссылка

От МакЛыди:
В этом году исполняется 60 лет со дня, когда Дилан впервые вышел на сцену. Примерно 57 из них он является ориентиром для всех молодых поэтов. Смело говорит: вот так нужно писать, ребята. Человек писал потрясающие стихи в 20, продолжает это делать и в 80. Злободневно, актуально, на разрыв. Как он это делает? Непонятно. Великий ум. Не считаться с таким невозможно, не уважать личность – глупо. Полюбить во всей полноте – тяжело. Особенно если с английским проблемы. Но тут действительно нет никакой загадки. Человеку не понадобился статус мультиинструменталиста, вокал в 4 октавы или множество образов для того, чтобы завоевать мир. Только светлый разум и искренность на всём протяжении творческого пути.

Уголок меломана:
60-е были бурными и неспокойными для Соединённых Штатов – это был период вызовов и перемен, настоящих революций, последствия которых мы можем наблюдать сегодня. Грандиозные изменения коснулись, прежде всего, гражданского общества. И, как заметил сам Дилан в своей знаменитой песне, «черта подведена» и «времена меняются». К этому моменту эстрадная музыка уже стала неотъемлемой частью быта рядового американца. Она звучала в кино, на радио и телевидении, и, будучи его каждодневной спутницей, не могла не измениться вслед социальным переменам. Уже в 50-е в США начался фолк-ренессанс и возрождение моды на музыку бардовского типа, что было вызвано стремлением музыкантов оппонировать конъюнктурной линии шоубиза. Дилан, восхищаясь новым поколением фолк-музыкантов, пошёл по их стопам и благодаря своему поэтическому дару вкупе с исповедальным стилем изложения, да ещё и на злободневную политическую тематику, вскоре оказался на самом острие этого движения. В 1965 году в связи с переходом от акустического к электрогитарному звучанию карьера Боба разделилась на «до и после». Да, можно понять его коллег-фолкеров, почувствовавших в воздухе запах если не предательства, то отступничества – их чувство комфорта зиждилось на крайне зыбком основании. Но с другой стороны, резонно спросить, а что тут такого важного в этом поступке? Ну, подумаешь, перешёл… Как ни странно, это событие имело колоссальные последствия для поп-музыки и они начали сказываться уже начиная с выпуска немыслимого по тем временам шестиминутного сингла «Like a Rolling Stone», ставшего ярчайшим образцом музыкального мышления нового, постиндустриального времени и мигом превратившего Дилана в рок-звезду, хотя по сути его лирическая манера осталась в стороне от стилевых метаморфоз. Музыкант достучался до огромной аудитории. Надо отметить, что до этого рок не был музыкой интеллектуальной, музыкой с гражданской позицией, оставаясь танцевально-развлекательным и мелодраматическим ремеслом. Дилан всех нас призывал и призывает вырваться из тюрьмы собственной душевной несвободы, как сделал однажды сам.

Послушать:


1 место
The Beatles




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Pop Rock, Merseybeat, Psychedelic Pop, Rock & Roll, Baroque Pop, Folk Pop.
Время активности: 1960 - 1970.
Количество студийных альбомов: 12.
Балл RYM: 83,84.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: Abbey Road (85).

Почитать:
Биография - ссылка
Список статей - ссылка
Битлология. Обзор научных статей - ссылка
Феномен The Beatles - ссылка
10 причин, почему The Beatles — действительно величайшая группа всех времен и народов - ссылка

От МакЛыди:
Хочу остановиться на одной вещи, о которой в контексте группы говорят редко (благо, есть множество других поводов). Битлы соорудили своими руками множество революций, больших и маленьких, изменив не только рок-музыку, но и музыку в общем. Огромное количество хитов и великих альбомов. Но удивительно, что у них есть много не очень знаменитых песен, из которых растут ноги у жанров, от рока далёких. И если при изучении метала понимаешь, что Битлы одними из первых занижали строй и пытались играть максимально грязно и жёстко (это и был прото-метал), но это тебя не удивляет, то вот факт корней дабстепа (он вышел из даба, а элементы даба популяризовали Битлы ещё до знаменитых ямайких коллег) или нью-эйджа (ситар и психоделика) в музыке ливерпульцев поражает. Слушаешь какую-нибудь лекцию о трип-хопе или габбере, и бац, там тоже мелькает The Beatles. Просто не верится.

Да, предсказуемый лидер, но как иначе.

Уголок меломана:
В 50-х годах Британия испытала на себе настоящую лихорадку по пришедшему из-за рубежа рок-н-роллу. И в Лондоне, и в провинциальных городках как грибы после дождя появлялись молодёжные рок-группы, подражающие заокеанским аналогам. Среди них были и будущие «битлы». Среди бесчисленных и малоопытных музыкантов мало кто был способен предъявить миру оригинальный – назовём его «британским» – взгляд на рок-музыку, ограничиваясь банальным копированием. Однако, как показывает пример Клиффа Ричарда и аккомпанирующей ему группы The Shadows, считавшейся в то время в Британии лучшей, это стоило бы сделать. Когда в 1962 году Beatles в устаканившемся составе приступили к завоеванию музыкального олимпа, рок-н-ролл испытывал период трансформаций и был значительно потеснён твистом, скиффлом, сёрфом и взявшей реванш поп-музыкой. В этой шаткой ситуации в окрестностях Ливерпуля распространился и начал набирать популярность музыкальный стиль мерсибит, являвшийся британским ответом на американскую музыку тех лет – ритм-н-блюз, соул и рок-н-ролл, но поданный на интуитивно понятном молодому британцу языке. Beatles, оказавшиеся во главе этого движения, но быстро переросшие его, кардинальным образом пересмотрели вообще всю философию рок-музыки, отказавшись от устаревших подходов и применив новые. Что важно, само понятие рок-группы получило новое наполнение и новые смыслы. В итоге ливерпульцами была отброшена схема «видный певец + безвестные инструменталисты, ретранслирующие написанные чужими дядьками песни» в угоду автономности и полной творческой самодостаточности, при этом они, разумеется, могли рассчитывать на помощь своего менеджера Брайана Эпстайна и продюсера Джорджа Мартина. Но преображения были не только внешние, а что более важно, направленные на придание их молодёжной музыке иной культурно-коммуникативной функции. Beatles выпускали, причём интенсивно, композиции, выходящие за тогдашнюю парадигму рока, спровоцировав многих подростков на то, чтобы взять в руки гитару. Они возвели рок-музыку в категорию живого и современного искусства. Спустя три года после выхода «Love Me Do» – их премьерного сингла, – «битлы» стали главным музыкальным явлением современности. Благодаря их усилиям музыка вышла за рамки дискотечного развлечения. Музыкальный рынок США зашатался под натиском битломании и британского вторжения, а сама ливерпульская четвёрка по словам Леннона стала популярнее сами знаете кого. Уже в 1965 году Beatles первыми из музыкантов получили из рук королевы Елизаветы II Ордена Британской империи. И действительно, мало кто из музыкантов настолько сильно революционизировал популярную музыку и имел влияние на умы современников чем Джон, Пол, Джордж и Ринго.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Blue Swan 2020. Лауреаты

    Лучший русскоязычный фильм Неадекватные люди 2 Лучший анимационный фильм Легенда о волках (Wolfwalkers) Лучшие спецэффекты Довод (Tenet)…

  • Карапуля. Crowded House - Dreamers Are Waiting

    Прослушана дискография Crowded House, небольшой отчёт по этому поводу. С тех пор, как я впервые осознанно послушал Crowded House три с половиной…

  • СериаЛица. Выпуск №11

    Продолжаем. "Декстера" я смотрел не очень давно. Уже в ту эпоху, когда окончательно понял, что с сериалами мне совсем не по пути. Как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments