alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 25-21



25 место
Van Morrison




Статистика:
Страна: Северная Ирландия.
Жанры: Singer/Songwriter, Folk Rock, Chamber Folk, Blue-Eyed Soul, Pop Rock, Rhythm & Blues.
Время активности: 1958 - н.в.
Количество студийных альбомов: 41.
Балл RYM: 78,6.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Astral Weeks (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
Лучшие впечатления живут на концертах - ссылка
История песен «Brown-Eyed Girl» и «Moondance» - ссылка
Рецензия на The Philosopher`s Stone - ссылка
Рецензия на His Band and the Street Choir - ссылка

От МакЛыди:
Ван Моррисон когда-то был моим проводником в мир фолк-музыки, как Оззи в метал или Пол ван Дайк в транс. Как со всем первым, с именем североирландца у меня связано огромное количество приятных воспоминаний и жизненных ассоциаций. Мне больше нравится Моррисон ранний, где-то до восьмидесятых, к последующему творчеству отношусь ровно. Хотя в рычащем тембре с ноткой безумия есть своя прелесть, глупо спорить. При этом, даже с учётом моей тяги всё подвергать анализу, музыку Моррисона никогда не хотелось раскладывать на молекулы. Просто слушал и расслаблялся. Радовался, улыбался, порой грустил. Подготавливая этот материал, понял, что я не один такой. Ван Моррисон всегда делал музыку, лишённую внутреннего конфликта. Конечно, не зная досконально всех текстов, говорить такое опрометчиво, но в качестве оценочного суждения можно. Ван Моррисон гипнотический и созерцательный, иногда взбалмошный, однако глубина его музыки именно в коннекте со слушателем, а не в остроте лирики или массе соц.посылов, как у других великих фолк-творцов. И если вы нащупаете в себе ту струну, на которой Моррисону будет позволено играть, для вас не будет исполнителя круче него.

Послушать:


24 место
Iron Maiden




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Heavy Metal, NWOBHM, Progressive Metal.
Время активности: 1975 - н.в.
Количество студийных альбомов: 16.
Балл RYM: 78,6.
Ключевое десятилетие: 1980's.
Лучший альбом: Powerslave (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Список статей - ссылка
Факты о песнях - ссылка
Монстры рока даже не курят - ссылка
Четвертая жизнь - ссылка
Рецензии на Darker - ссылка
Рецензии на Metal Library - ссылка
Рецензии на Darkside - ссылка

От МакЛыди:
По ощущениям, Iron Maiden всегда присутствовали в моей жизни. Ещё давным-давно, когда в интимных разговорах со знакомыми мы выясняли, какая музыка хорошая, а какая нет, ни черта в этом не разбираясь, Дева всегда фигурировала как нечто неприкосновенное, священное. Культовый статус группы может удивить, ведь они не были новаторами, выпустив свой первый альбом уже в восьмидесятых. Метал-движение к тому времени претерпело несколько маленьких революций, коммерческого успеха никто не гарантировал, если не сказать жёстче. Но Iron Maiden пришли в игру и сделали её своей. Как сказать иначе, если группа олицетворяет собой хэви-метал не меньше тех, кто стоял у истоков? Причём, как и Judas Priest, мужички до сих пор держат марку: билеты на концерты раскупаются мгновенно, а новых релизов ждёт всё прогрессивное сообщество любителей тяжёлой музыки.

Сам я вообще не фанат, но десяток-другой отличных треков соберу. Уважаю безмерно. Особенно нравятся затяжные пьесы типа 'Hallowed Be Thy Name' с ощутимым влиянием прога. По всем параметрам музыку Мэйден можно назвать тяжёлой и порой даже бескомпромиссной, но при этом она и очень красивая. Ну а о том, что они творят в живую, говорить бессмысленно. Лучше один раз увидеть.

Именно с 'Hallowed Be Thy Name' связано одно из первых воспоминаний, связанных с музыкой. Когда мне подарили первый кассетный плеер, я начал формировать фонотеку. Забирал у друзей без разбора всё, что "плохо лежало". Была кассета и с лучшими хитами Iron Maiden; песня, как и на альбоме, закрывала компиляцию. Тогда ещё почти ни у кого не было мобил, все разговаривали по обычным, "дисковым" телефонам. Во время одного из таких затяжных сеансов общения я проговорился о кассете другу, который тогда играл в рок-группе, но не имел плеера. Сразу говорит: "Включи мне эту песню". Плеер давал ужасное звучание, а пропущенные через телефонные линии аудиоволны были и вовсе похожи на какофонию. Но ему было жизненно важно послушать. Несколько раз держать плеер у трубки уставала рука, говорю, может хватит? Он говорит нет, дай дослушать до той самой фразы. Пришлось подчиниться. Это был первый раз, когда я дал послушать что-то со своего аудиоустройства.

Уголок меломана:
Андрей Green Snake об ещё одной любимой группе.

Свести Iron Maiden только к британской волне металлистов не получится при всем желании. Харрис сотоварищи никогда не были «одними из». Дело и в высочайшем исполнительском мастерстве с впечатляющим вокалом Дикинсона в арьергарде, и во внушающим уважение списке музыкантов, чей опыт был взят на вооружение и с любовью переделан под нужды «новой тяжести». Концептуальные альбомы, длинные композиции и сложные рифы выдают вдохновение прог-рокерами не в меньшей мере, чем незабвенными Black Sabbath. В этой синергии и стоит искать прочность той популярности, которую вот уже несколько десятилетий демонстрирует Дева, не пытаясь менять свой стиль под веяния моды родного жанра. Легенда с ухмыляющимся лицом Эдди Головы ещё более живуча, чем миф про реальную «железную деву».

Послушать:


23 место
Death




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Death Metal, Technical Death Metal, Progressive Metal, Thrash Metal.
Время активности: 1984 - 2001.
Количество студийных альбомов: 7.
Балл RYM: 78,64.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Лучший альбом: Symbolic (81).

Почитать:
Биография - ссылка
Смерть стучиться в твой дом! - ссылка
Чак Шульдинер. Крёстный отец дэта - ссылка
Чак Шульдинер. Death - ссылка
Чак Шульдинер в фактах и цитатах - ссылка
Такое хрупкое искусство - жить - ссылка
В объятьях смерти - ссылка
Жизнь и наследие легендарного музыканта Чака Шульдинера - ссылка
Рецензии на Metal Library - ссылка
Рецензии на Darkside - ссылка

От МакЛыди:
Многие до сих пор думают, что определение "дэт-метал" придумал сам Чак Шульдинер, лидер группы Death, тем самым подчеркнув собственное влияние и отличие саунда группы от коллег по цеху. Это не может быть правдой, учитывая психотип музыканта, ровно как и скорее байкой является рассказ о том, что жанр получил название после первой демо-пластинки группы. Но вот чего нельзя отрицать, так это безусловного влияния и факта изменения всей музыкальной культуры руками Шульдинера. Death успели выпустить не слишком много альбомов, записали меньше ста песен, но среди них нет ни одной проходной. Перфекционизм, помноженный на интеллект, в совокупности с новаторскими идеями в плане соединения нового для всей планеты дэт-метала со всеми любимым прогом дал потрясающий эффект. Группы нет уже два десятка лет, а никто так и не записал дэт-метала лучше.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва со своим исследованием.

Одно из ключевых событий, давшее начало отсчёта новейшей истории метал-музыки – а этот жанр, как ни крути, с того времени устойчиво популярен – и указавшее на дальнейшую стезю её развития, произошло в 1978 году. Событие это есть ни что иное как последние гастроли Black Sabbath с участием Оззи Осборна, проходившие по обе стороны Атлантики. На период американской части гастролей Black Sabbath разогревали на тот момент ещё малоизвестные калифорнийцы Van Halen. Говоря откровенно, многим тогда показалось, что британцы играют уже немодную, устаревшую и исчерпавшую себя музыку. В противовес им выступали Van Halen – рокеры новой формации, чей героический имидж, картинные выступления, красочная и виртуозная игра на фоне уставших и распухших физиономий «саббатовцев» смотрелись значительно выигрышнее. Эти гастроли подвели черту под десятилетней историей существования метала, окончательно отделив его ранний архаичный этап от современного.

И в Британии, и в США конец 70-х и начало 80-х характеризуется буйным ростом популярности хэви-метала нового образца: это была целая волна, породившая полчища аматорских и профессиональных групп. Даже Black Sabbath переродились и с участием Дио заиграли соответствующую современным реалиям музыку. Наплыв столь большого количества энтузиастов тяжёлой музыки, в том числе и с иным видением ситуации, не мог не вызвать в ней процессы, направленные на формирование альтернативных течений в хэви-метале. Среди андеграундных музыкантов популярной была тенденция на экстремизацию звучания и использование в текстах композиций всё более устрашающих и неприглядных мотивов. Первой ласточкой стало обособление в отдельное направление спид-метала, затем пальму первенства завоевал трэш-метал, а следом за ним дэт-метал. Всё это случилось за каких-то 5-6 лет.

Если трэш-метал достаточно быстро смог застолбить за собой статус коммерчески привлекательной музыки, а группы, его практикующие, в середине 80-х собирали стадионы, то дэт-ответвление метала ввиду своего музыкального экстремизма пользовалось куда меньшим спросом, пробуксовывало в попытках отыскать слушателя и получить покровительство бизнесменов. Основатель и единственный бессменный участник группы Death Чак Шульдинер сетовал, что в начале своей карьеры он наталкивался на стену непонимания, а тематические журналы высмеивали его и коллег по сцене за нелепость исполняемой музыки. И всё же Death, несмотря на все неурядицы, остались в истории не просто как пионеры дэт-метала, повлиявшие на жанр и определившие пути его развития. Шульдинер и его соратники фактически сходу сформировали архетип жанра, и дальнейшее их творчество было направлено не на эксплуатирование достигнутых результатов, а на создание чего-то, лежащего за границами этого архетипа – пост-дэт-метала, если угодно, где рамки жанра уже не играли сковывающей роли, в чём они преуспели ещё больше.

В числе первооткрывателей дэт-метала называют классическую американскую тройку: помимо флоридцев Death это калифорнийцы Possessed и Necrophagia из Огайо, игравшие приблизительно в одно время. Последние две группы перестали существовать к 1987 году, то есть тогда, когда у Death вышел дебютный альбом. Имеются предпосылки к тому, что сам жанр дэт-метала назван в честь группы Death или же в честь записанного ей в 1984 году демо-альбома «Death by Metal». Однако, в свою очередь, в том же году группой Possessed был издан демо-альбом под названием «Death Metal», поэтому окончательная точка в этом вопросе, похоже, не будет поставлена.

Главной движущей фигурой в Death на протяжении её существования оставался Чак Шульдинер. Как для исполнителя экстремальной музыки, это был довольно щуплый парень. С раннего детства Шульдинер увлекался рисованием и лепкой, любил строить домики на деревьях в близлежащем лесу. Когда Чаку было девять лет, в результате несчастного случая погиб его старший брат. Это трагичное событие оставило в душе Шульдинера незаживающую рану. Он стал нелюдимым и дни напролёт проводил с акустической гитарой в руках, запершись у себя в комнате. Опасаясь за психологическое состояние своего сына, родители Чака направили его к частному преподавателю классической музыки, чтобы он отвлекал свои мысли от горя. Впрочем, Шульдинер не выказывал рвения к занятиям, находил монотонную учёбу скучной и через некоторое время забросил её совсем. Также Чак не проявил интереса к другим увлечениям, которые пытались привить ему родители. И всё же, когда ему подарили купленную на распродаже электрогитару, он вновь воспрянул духом.

Шульдинер более не посещал репетиторов, так что его в известной степени можно считать самоучкой. Хотя главными объектами его страсти были иконы тяжёлого рока 70-х, Чак уже тогда находил для себя интересным некоторую джазовую и классическую музыку. Однако настоящее вдохновение к нему пришло после знакомства с метал-музыкой начала 80-х, и в числе наибольших вдохновителей уместно упомянуть американцев Slayer и британцев Venom. Свою первую «серьёзную» группу Шульдинер создал в 1983 году в пятнадцатилетнем возрасте. Называлась она Mantas – по прозвищу гитариста Venom Джеффри Дана – и состояла из школьных приятелей Чака. Это была одна из тех многочисленных подростковых групп, которые наводнили Америку на фоне метал-лихорадки. И в этот раз жизненный опыт оказался для Шульдинера болезненным. Занятия музыкой и выступления перед сверстниками и их родителями обрисовали не столь радужную картинку, ибо далеко не всем из них пришлось по душе творчество юных металлистов.

Как уже говорилось, в 1984 году Mantas записали демо-кассету «Death by Metal», которая (так же как и последующие демо-записи) имела широкое хождение в народе и стала бестселлером на теневом рынке любительских метал-релизов, что, впрочем, не помогло группе заключить контракт с лейблом. Натянутые отношения Шульдинера и лейблов вообще стали притчей во языцех. Считая барьерами для творческих людей, до конца своих дней Чак был вынужден терпеть их кабальные условия «просто потому что так устроен бизнес и с этим ничего нельзя поделать». Шульдинер быстро усвоил, что за красочными настенными постерами брутальных музыкантов скрывается какое-то лицемерие. Он никогда не станет таким, как они. В порыве злобы он распустил Mantas, но пообещал вернуться с порцией едкой, жёсткой и непримиримой музыки.

В октябре 1984 года Шульдинер предстал во главе своей новой группы Death, хотя собрана она была из тех же музыкантов, что и Mantas. Музыка Чака действительно претерпела изменений и стала более грузной, а ёмкое и лаконичное название лишь подчёркивало тенденцию на утяжеление. Но смысл этого названия оказался обманчивым. Хотя посвящено оно было погибшему брату Шульдинера, сам музыкант под смертью подразумевал метафизический портал в иное измерение бытия, причём по сути своей это было светлое, исцеляющее измерение. Настроившись на каждодневный упорный труд – а Шульдинер считал, что только закаляя свою волю можно достичь приемлемого результата, – Death приступили к своему нелёгкому путешествию к вершинам ещё не созданного никем жанра. Только сам Чак оказался достаточно сильным, чтобы пройти его. Остальные музыканты оказались меньшими профессионалами, и их пришлось заменить. В будущем Шульдинер ещё не раз будет проводить ротацию партнёров – Death известна перманентным непостоянством состава.

В 1987 году состоялся полноценный альбомный дебют группы. То, что для многих считается эталоном жанра, Шульдинер счёл просто качественным ужастиком, ещё недостаточно зрелой пластинкой, но её необходимо было издать, чтобы утвердиться на рынке. Фактически Чак сочинил и записал альбом самостоятельно, так как вокал и все партии кроме ударных принадлежат ему. Тематически он был наполнен философскими размышлениями о причинах злоключений человечества пополам с более типичными для жанра мракобесием и расчленёнкой. Два последних мотива Шульдинер считал неискренними и для творчества несущественными, поэтому в дальнейшем стремился отойти от них.

Чак Шульдинер требовал от себя и одногруппников упорства и концентрации, в студии работал с максимальной отдачей, доводя каждый ход, каждую ноту до высоких стандартов звучания, благодаря чему на последующие альбомы Death впору было ставить знак качества. Наряду с лирической составляющей, которая всё больше и больше стала приобретать духовно-просветительский характер, изменилась и музыка. Композиции стали мелодичнее, но и технически были исполнены безукоризненно. Впрочем, у музыкантов, работавших с Шульдинером, часто сдавали нервы, что выливалось в скандалы и контрпродуктивно отражалось на творческом процессе. Известен случай, когда участники Death оставили Шульдинера одного и в самоволку отправились давать концерт без него. Обязательства и натянутые отношения внутри коллектива побудили Чака отказаться от классического формата рок-группы, превратив её в проект одного человека, в котором роль концертных и сессионных музыкантов выполняли наёмные работники, не имевшие решающего голоса.

Подобное переформатирование позволило Шульдинеру перейти к новому этапу в его карьере – созданию альбома на стыке дэт- и прогрессив-метала, в котором вновь доминировали экзистенциальные темы. На самом деле Шульдинер ставил задачу несколько по-другому, он был категорически против жанровых рамок и ограничений, сетовал на то, что трэш-, дэт-, дум- и прочие ответвления метал-музыки обособились, прекратился обмен опытом между музыкантами, а фанаты метала искусственно лишают себя хорошей музыки, просто потому что они выбрали какой-то один жанр. Поэтому правильнее было бы говорить, что Шульдинер свою музыку видел свободной от фальшивых границ и хотел, чтобы люди, слушающие её, также были внутренне свободны.

Death, по-видимому, была из той редкой категории музыкальных групп, у которых попросту нет плохих альбомов. Шульдинер не считал занятие всей своей жизни ремеслом или бизнесом, он не задавался целью стать знаменитым, культовым или сверхбогатым, неоднократно заявляя, что выступал бы бесплатно, если бы ему это позволили лейблы. Однако мне видится неправильным объяснять успехи Death одной лишь талантливостью Шульдинера и его подопечных. Музыка группы, помимо чисто эстетических качеств, наполнена ещё и светлым духом надежды, всепрощения. Это чувство по сути религиозно, но Шульдинер не изображает из себя проповедника, он лишь призывает дать миру шанс и найти в себе силы побороть внутренних демонов.

В 1996 году Шульдинер создаёт проект Control Denied, а в деятельности Death намечает, если не финиш, то, как минимум, паузу. Тем не менее у Чака, к его удивлению, перед лейблом оставались обязательства по выпуску ещё одного альбома, поэтому задумку с Control Denied пришлось отложить, занявшись созданием последнего студийного лонгплея Death. И, так же как и в предыдущие разы, всё прошло гладко. Не мог Шульдинер позволить себе халатность, он ловко парировал все надуманные упрёки в свой адрес, но настоящее испытание было у него впереди. В мае 1999 года во время работы в студии Чак почувствовал необычную боль в шее, а через некоторое время – в день своего тридцатидвухлетия – врачи поставили Шульдинеру страшный диагноз – рак мозга. Щадящее лечение не дало результатов, состояние музыканта стремительно ухудшалось. Необходима была дорогостоящая операция, но страховка не покрывала такие расходы, и средства на лечение собирали всем миром – через фестивали, аукционы и пожертвования. Шульдинера прооперировали, он пошёл на поправку и даже начал строить далекоидущие планы в отношении Control Denied, но спустя несколько месяцев обследование показало, что зловредная опухоль вернулась. Лечение возобновилось, и вновь необходимую сумму удалось собрать благодаря благотворительности. Рак, наконец, отступил, но организм Чака ослаб настолько, что не смог справится с пневмонией. Даже у человека с такой несгибаемой волей есть предел. Шульдинер ушёл из жизни 13 декабря 2001 года, это была горькая и невосполнимая утрата не только для дэт-метала, но и мира музыки в целом.

Послушать:


22 место
Art Blakey




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Hard Bop, Afro-Jazz, Jazz, Afro-Cuban Jazz, Bebop, Film Score.
Время активности: 1942 - 1990.
Количество студийных альбомов: 47.
Балл RYM: 78,68.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Лучший альбом: Art Blakey and The Jazz Messengers [Moanin'] (81).

Почитать:
Биография - ссылка
Сто лет со дня рождения. Посвящение - ссылка
Посланник джаза - ссылка
Жизнь в джазовом измерении. История русского в ансамбле Арта - ссылка
Радио Свобода - ссылка
Рецензия на A Night In Tunisia - ссылка

От МакЛыди:
Один из главных барабанщиков в истории джаза Арт Блейки собрал свой ансамбль в октябре 1953-го года и до конца жизни оставался его лидером. За 37 лет активной работы группа выпустила безмерное количество грандиозных альбомов, что стали вечной классикой жанра, но восхищает больше не это, а список людей, в разное время входивших в джаз-бэнд. Эти молодые ребята потом подросли и сами стали бэнд-лидерами, подарив миру целую гору качественного бопа и не только. Отмечу главных: Кенни Дорем, Дональд Бёрд, Ли Морган, Фредди Хаббард, Теренс Бленчер, Хэнк Мобли, Уэйн Шортер, Лу Дональдсон, Джеки МакЛин, Хорэс Силвер. Если собирать папку типа "Арт Блейки и его подопечные", понадобится новый винт. Посланник джаза – название одной из статей сверху. Лучше и не скажешь.

Послушать:


21 место
Genesis




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Progressive Rock, Pop Rock, Progressive Pop, Rock Opera, Symphonic Prog, Baroque Pop.
Время активности: 1967 - 2000.
Количество студийных альбомов: 15.
Балл RYM: 78,8.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Selling England by the Pound (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Русский фан-сайт - ссылка
Энциклопедия прогрессивного рока - ссылка
Пионеры арт-рока - ссылка
Факты о песнях - ссылка
Рецензии на Metal Library - ссылка
Рецензии на Darkside - ссылка

От МакЛыди:
Из-за того, что у Genesis было несколько этапов с разными вокалистами и разным лид-жанром, их наследие в умах большинства обычных слушателей уже не кажется слишком весомым. Главные аналогии с Genesis это обаяшка-Коллинз в клипах и забавные песни конца восьмидесятых – начала девяностых. На деле же то был закат группы, и вклад в мировую музыкальную историю нужно оценивать не по тем альбомам, а по стартовым, когда во главе группы стоял Питер Гэбриэл. Да, он стал сольным исполнителем с мировым именем (место в проекте как очередное доказательство), и все самые известные свои вещи сделал уже после ухода из группы, но уже во время ранних Genesis мог выдавать такое, чему нет аналогов в роке вообще. Золотой состав включал в себя пять человек, и каждый был мастером своего дела. Прог-рок Genesis был откровением, "новой" британской музыкой, в которой так нуждалось поколение после спада интереса к рок-н-роллу. На огромных аудиополотнах Гэбриэл и товарищи разворачивали целые миры, беря своё как профессионализмом, так и концепцией. Каждый альбом был цельным высказыванием, основанном на огромном багаже знаний лидера в областях искусства, литературы и мифологии. С уходом Питера группа какое-то время пыталась продолжить писать прог, но постепенно вводила всё больше электроники, придя в итоге к чистому поп-року. Конечно, я люблю альбомы с Гэбриэлом, но если выделять какие-то песни, вспоминаются именно те, что гонялись в ротации радио и музыкальных каналов. Парадокс!

Уголок меломана:
Сергей Blood Brother подытожит.

Вот и настал тот момент, когда в проекте участвует группа, с которой мало кто мог бы сравниться в сугубо моём личном меломанском опыте. И тут возникает загвоздка. Не знаешь, о чём тут писать. Краткая биография и перечисление важных событий в истории коллектива или же личный опыт знакомства с великой группой, а может и то, и другое. Вроде и хочется написать многое, а подступиться с нужной стороны неимоверно сложно. По идее, моё отношение к Genesis можно и вовсе уложить в парочку фраз, а то и в парочку слов:
- The Musical Box - моя любимая песня всех времён;
- Genesis - любимая арт-рок группа всех времён;
- Бэнкс - величайший клавишник всех времён;
- The Lamb Lies Down on Broadway - любимый двойной альбом всех времён...

и так далее в превосходных тонах.

Разве можно при таких вводных сказать что-то большее? Вряд ли, но я сделаю над собой усилие.

Вскользь я уже упоминал о Genesis в рассказе о Питере Гэбриеле. И тогда у меня закрались сомнения относительно их участия в проекте. Я малость не разобрался в методике отбора и предположил, что достаточно средние оценки поздних Genesis не позволят им засветиться в проекте. Но нет, запредельные баллы ранних работ застолбили им место. Было бы странно видеть в "Погружении" многих классиков прог-рока (Yes, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, а в будущем наверняка засветятся Pink Floyd и King Crimson) и не найти в этом списке Genesis. Слишком уж яркой и такой разной выдалась их карьера. Мне, как я уже упоминал ранее, намного ближе их классический период с Гэбриелом на вокале. Именно в ту пору были выпущены их самые лучшие, самые причудливые и в какой-то мере таинственные альбомы.

Хорошо помню месяц и год, когда впервые плотно подсел на Genesis. Естественно, самое первое знакомство было и раньше, ещё в 90-е, когда по MTV в жёсткой ротации шёл клип I Can't Dance. Он мне часто попадался, но на титры особого внимания не обращал. Мне в ту пору казалось, что это и не группа вовсе, а сольный исполнитель – вот этот самый лысеющий дядька в джинсах, что играет в бильярд в некой забегаловке. В нулевые какое-то смутное представление о группе уже имелось, но, опять же, в контексте их коммерческого успеха в 80-е со стадионными турами и суперуспешными синглами. Тогда-то и стало ясно, что это был за певец такой из I Can't Dance – Фил Коллинз. В 2005-ом он заезжал с концертами в Москву, и русское MTV активно сей вояж освещал. Вот так всё и было. Прошло ровно пять лет, и в конце 2010 года Genesis обосновались в моём плейлисте. В ту пору я активно слушал различную рок-классику, и рано или поздно настала бы очередь и Genesis. Это и случилось в декабре месяце. Уже и не сказать точно, почему именно первым альбомом для знакомства был выбран The Lamb Lies Down on Broadway. В то время увлечение прог-роком росло: уже были отслушаны и Pink Floyd, и канадцы Rush, и, наверное, вся эта концептуальщина и витиеватость идеально ложилась на двойной и самый амбициозный альбом Genesis, в коем история рассказывалась от лица Раэля, пуэрториканского паренька из Нью-Йорка, и его метафорическое путешествие в безднах сознания. Опус про конкретно этот альбом занял бы у меня многие часы и недюжинную выдержку. Не думаю, что в рамках "Погружения" сиё не уместно.

Никогда не забуду первые впечатления от вступительный клавишных пассажей Бэнкса на одноимённой композиции, которая и открывает альбом The Lamb Lies Down On Broadway. Наверное, у всех любителей музыки есть та самая песня той самой группы, после который ты понимаешь "да, с этими ребятами я буду всерьёз и надолго". Вот именно такое случилось и с Агнцом на Бродвее. Будто попадаешь в другое измерение и получаешь невиданный доселе опыт. Несмотря на могучий хронометраж (альбом длится более полутора часов), время не ощущается совершенно. Ты ещё не совсем вникаешь в предложенную тебе историю, но уже чувствуешь некую общность, которая объединяет каждый трек на альбоме. Это уже потом частички концепта складываются в единую картину посредством перевода лирики, просмотра любительских видеозаписей. Именно этот альбом открыл для меня Питера Гэбриела – музыканта с безумной фантазией и массой всевозможных идей. Всю первую половину 2011 года в моих наушниках безраздельно царствовали Genesis времён Гэбриела. В этой пучине затесались и некоторые альбомы времён Коллинза, но они так бледно (за редким исключением) смотрелись на фоне арт-роковых причуд Питера, что вскоре я потерял к ним всякий интерес. Мне с головой хватало тех шести альбомов, что группа записала в классическом составе Гэбриел-Бэнкс-Хэкетт-Резерфорд-Коллинз (плюс участие Филипса и Мэйхью на первых двух).

Возможно, складывается ощущение, что за яркой личностью вокалиста теряются другие участники группы. Это не так. Genesis – безусловно группа музыкантов, каждый из которых гениален в своей стезе. Бэнкса я и вовсе считаю чуть ли не величайшим клавишником в рок-музыке всех времён (о чём говорил выше) и по совместительству самым недооценённым, а ведь он ещё был и замечательным автором текстов (одна из лучших песен группы "Firth of Fifth" написана именно им). Хэкетт и Резерфорд выдающиеся гитаристы, ну а Фил мне гораздо больше импонирует как ударник, нежели как вокалист (за ударной установкой он чувствует себя неплохо и за пределами рок-музыки, в частности проект Brand X демонстрирует его умение работать на поле джаза, и вообще у Фила был даже свой джаз-бэнд в 90-е). В общем, это тот случай, когда каждый музыкант добавляет частичку своего Я, чтобы в итоге получилась настоящая музыкальная магия.

Всё вышеописанное лишь маленькая толика того, что из себя представляет Genesis. Отдельного рассказа заслуживают живые представления. То, как группа совместила в своём творчестве театр и музыку. То, как Гэбриел был не просто вокалистом, а человеком, который оживлял на сцене своих героев из песен, и ты оказывался не просто на концерте рок-группы, а будто у театральных подмостков, а перед тобой развивалось действие спектакля из репертуара каких-нибудь братьев Гримм. Всё это завораживает даже через экран монитора, а уж каково было зрителям. Эмоции, которые я никогда не получу. Обо всём этом можно рассказывать часами и написать гораздо больше, но всё самое важное было отмечено в начале.

Так что сказал ли я что-то большее? Вряд ли.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Альбомы 2015 года

    Краткие итоги первой половины года. Как обычно, новую музыку я во второй половине года слушаю более активно, поэтому пока в списке всего лишь 64…

  • Музыкальная рулетка. Выпуск №1

    Настало время первого поста в году, посвящённого музыке. В 2014 я познакомил вас с моими любимыми альбомами и отчитался о всех интересных релизах…

  • Итоги года. Альбомы

    Если бы это был ТОП, он состоял бы из 20 альбомов, которые получили от меня в этом году 8, и ещё один получил 9, он бы и был лидером. Но это просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments