alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. The Doors. When You're Strange (2009)



Что для меня музыка The Doors:
Примерно на втором курсе института мы с другом одновременно начали слушать The Doors. Без исторической справки, без предварительных обсуждений, без конечной цели. Просто начали и параллельно делились на переменах между парами эмоциями. Мне вообще не зашло, а ему – очень. Кент настолько возбудился от музыки, что всё вопрошал: “Ну как они могут не нравиться, давай я тебе всё объясню. Вот тебе по душе поющая гитара как в прогрессив-транс треках, так это Моррисон придумал!”. Забавно сейчас вспоминать те диалоги, учитывая, что Джим гитары сроду в руках не держал. Тогда эта музыка для меня была слишком тяжёлой в плане понимания. “Непонятно, каким ухом слушать”, – иронично признавался я сам себе.

Но второе свидание с Дверями было неизбежным. Случилось оно после знакомства с фильмом Стоуна и уже намного позже осознания, что значит психоделика в музыке. То, что казалось несколько лет назад вычурным и озлобленным, теперь заиграло новыми красками. Все пришёптывания, модуляции и зловещие дурашливости вокалиста начинали складываться в единую концепцию, исходя из которой стало понятно: это как минимум интересно. За последующие годы было несколько попыток проанализировать стихи и по-настоящему понять этого человека. С переменным успехом, истина становится всё ближе. Ну а очевидными фактами оказались великолепная музыкальная осведомлённость других членов группы (ни в коей мере нельзя приуменьшать их вклад) и умение Джима не только эпатировать, но и рассказывать истории. Даже опуская все разговоры о жанрах и смыслах, они просто умели писать хорошие песни. Ничего ценнее этого в роке быть не может.

Чему посвящён фильм:
Не секрет, что участники группы остались недовольны творением Оливера Стоуна. Кригер и Денсмор были техническими советниками фильма, но окончательный монтаж привёл их в ужас. Особенно отличался от реальности образ Моррисона, изображённого неконтролируемым социопатом. В тот же год, когда вышел “Дорз”, Том Дичилло начал свою режиссёрскую карьеру с фильма “Джонни Замша”. Вряд ли он тогда помышлял, что именно ему выпадет честь снимать первый полнометражный документальный фильм о The Doors спустя 18 лет. После выхода “When You’re Strange” Рэй Манзарек назвал его “Истинной историей The Doors” и “Анти-Оливером Стоуном”. На этот раз музыканты остались довольны.

Фильм Дичилло прежде всего примечателен тем, что в него вошли архивные материалы, снятые в промежуток между 1965-ым и 1971-ым годом. Никто кроме самой группы ранее их не видел. Участники The Doors помогали постановщику советом, вспоминая события тех лет, но не дали полновесных интервью. Это просто не входило в концепцию документалки. “When You’re Strange” – это полное погружение в мир The Doors. Воссозданный видеоархив, затрагивающий все важнейшие моменты в истории группы, объединённый лишь монтажом и закадровым голосом рассказчика. Текст читает Джонни Депп (изначально это был сам режиссёр, но после предпоказов за микрофон стал звёздный актёр).

Мнение:
Если для художественного фильма даже статуса Б сбор в миллион долларов это просто пыль, то для документалистики такой показатель – признак абсолютного успеха. Хотя бы выйти в широкий прокат – уже неплохо, а что-то заработать – практически грандиозно. “When You’re Strange” собрал более 1,1 миллиона долларов, в том числе 100 тысяч в России. Фильм показывали в крупных кинотеатрах, во Франции, например, его посмотрели около 140 тысяч человек. Уникальный случай для жанра. Можно сказать, что всё сложилось. Статус первого док.фильма о великой группе, похвала от её участников, одобрительные рецензии на “Сандэнсе”, где его показали впервые, и дополнительный интерес из-за персоны Деппа, что уже не первый раз занимался озвучкой.

Если анализировать “When You’re Strange” как произведение искусства, то в выбранной концепции он действительно хорош. Уникальные видео и фото аккуратно смонтированы, монтаж лёгкий и приятный. Впервые за столько лет людям приоткрыли дверь в мир группы, что долгое время считалась одной из самых закрытых во всей рок-тусовке. Польза фильма слишком значительна, только ненавистники The Doors смогут сильно его критиковать. Но всё же и у меня найдётся одна небольшая претензия. Том Дичилло помещает зрителя в сумрачный и странный мир Джима Моррисона, но при этом ему приходится пренебречь рассказом об эпохе и, если быть честным, другими членами группы тоже. И хоть в оригинальном названии фильма нет слов The Doors, промо-кампания намекала на более сильное раскрытие всей четвёрки. Есть противостояние Джим Моррисон против всего мира. Есть противостояние The Doors против полиции. Но нет даже попытки проанализировать конкретные поступки вокалиста, выяснить у того же Рэя, почему всё сложилось именно так. И слишком мало шестидесятых как таковых, история разворачивается будто в вакууме. В своей идее фильм получился, говоря книжным языком, слишком публицистичен и сух. Но всё же он даёт полное представление о статусе и судьбе группы, потому обязателен к просмотру всем неравнодушным.

Оценка: 7 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments