alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 35-31


Чисто мужская компашка у нас сегодня подобралась.

35 место
Lee Morgan




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Hard Bop, Post-Bop, Jazz, Modal Jazz.
Время активности: 1956 - 1972.
Количество студийных альбомов: 29.
Балл RYM: 78,12.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: The Sidewinder (78).

Почитать:
Биография - ссылка
Живая и неординарная натура - ссылка
Беспутная звезда джаза - ссылка
Радио Jazz - ссылка
Джазовые портреты. Ли Морган - ссылка
Рецензии на Old Ship Bar - ссылка

От МакЛыди:
Я уже сам забыл, насколько мне нравится Ли Морган. И в рамках этого проекта, и за его пределами есть масса звучных имён джазменов, которых в музыкальной тусовке принято боготворить. Но со многими из них у меня не складывается. Могу надолго залипнуть, погрузиться, оценить профессионализм и даже что-то проанализировать, но когда вопрос становится ребром, мол, о чём же была эта музыка и в чём её отличие от себе подобных, тут начинаются проблемы, бэкания и мэкания. Не того статуса я "специалист", чтобы раскладывать джаз лучшей эпохи на молекулы. Тут важна именно химия, какие-то крючки, за которые струны моей души могут зацепиться и развить в сердце любовь к конкретному композитору. И с мистером Морганом такая связь есть. Послушал для освежения в памяти пять пластинок с особым удовольствием.

На фоне Майлза Дэвиса, а также Колтрейна и Блейки, учеником которых можно считать Моргана, имя нашего героя немного меркнет в историческом контексте, но это не совсем справедливо. Даже в статьях про хард-боп – главный джазовый сабжанр в жизни Моргана – его могут обойти стороной. А между тем, начиная с середины пятидесятых он смог записать несколько умопомрачительных альбомов, на которых почти невозможно найти какие-то ошибки. Звучание его трубы как ещё одно чудо света. Он создавал джаз, с которым очень легко подружиться: тихий, спокойный, в меру динамичный и лёгкий. И если бы не внезапная смерть от пули любимой женщины (воистину голливудская история), кто знает, возможно сейчас о нём бы вспоминали куда чаще.

Послушать:


34 место
Frank Zappa




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Jazz-Rock, Experimental Rock, Comedy Rock, Jazz Fusion, Satire, Art Rock.
Время активности: 1955 - 1993.
Количество студийных альбомов: 117.
Балл RYM: 78,24.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Hot Rats (81).

Почитать:
Биография - ссылка
Русский фан-сайт - ссылка
Цитаты и факты - ссылка
Великий провокатор - ссылка
К 80-летию Фрэнка Заппы - ссылка
Я не считаю себя странным - ссылка
Самая загадочная цитата в истории рок-н-ролла - ссылка
Путеводитель по альбомам - ссылка
От фрик-аута до симфонизма - ссылка
Рецензия на One Size Fits All - ссылка

От МакЛыди:
Под мелодию Фрэнк Заппы
В кафетериях Анапы
Я забыл про всё, что было.
Всё, что было до тебя.

Карусели луна-парка,
Ты да я, да селфи-палка.
Ничего теперь не жалко
В этом мире для тебя.

(БИРТМАН)

Фрэнк Заппа имеет удивительный статус в пост-советском пространстве. Практически никто не знает его музыки, но то, что был такой дядя, и что считался в своё время одним из первых экспериментаторов в рок-жанре, знают очень многие. Оттого и тяга вставить имя Заппы в какую-нибудь лихо подвернувшуюся беседу, козырнуть знаниями. Не надо так. Сначала лучше послушать, а потом кичиться. Но что именно слушать? В одной из самых массивных дискографий в истории музыки есть шанс заблудиться. Честно, сам я слышал не больше десяти полноформатников, и ни один не смог для себя выделить. Тут или недостаток базовых знаний сказывается, или недопонимание той истины, за которую боролся Заппа в его эпоху. Но что нельзя не отметить, так это чувство юмора господина-мультиинструменталиста. Я могу что-то не понимать, но это не мешает мне смеяться от шуток и злой иронии, пронизывающей большинство сочинений Фрэнка.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва делится измышлениями.

По ссылке.

Послушать:


33 место
Leonard Cohen




Статистика:
Страна: Канада.
Жанры: Singer/Songwriter, Contemporary Folk, Sophisti-Pop, Chamber Folk, Art Pop, Film Soundtrack.
Время активности: 1955 - 2016.
Количество студийных альбомов: 15.
Балл RYM: 78,32.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Songs of Leonard Cohen (83).

Почитать:
Биография - ссылка
Великая депрессия: любовь и тоска Леонарда Коэна - ссылка
Правила жизни - ссылка
Интересные факты - ссылка
Прекрасный неудачник - ссылка
Плечо, на котором могла поплакать сама смерть - ссылка
Песни как зеркало окружающего мира - ссылка
"Он будет жить вечно": о прощальном альбоме Леонарда Коэна - ссылка
Молитвы и гимны - ссылка
Любовь и секс — с одной стороны, а с другой, конечно, смерть - ссылка

От МакЛыди:
Достаточно просто перечитать названия статей, которые я привёл выше, чтобы понять, какого невероятного размаха и необъятного таланта был этот человек. Леонард Коэн – один из главных музыкальных шаманов, что одной лишь глубиной своего неповторимого баритона заставлял всех вокруг замирать. Знаю многих людей, которым по нраву всё творчество Коэна, от первого до последнего альбома, но про себя сказать того же не могу. Мне милее всё, что выходило в XX веке. Сначала милая романтика, аккуратная ирония. Потом всё больше актёрских качеств, приведших к замечательному альбому I'm Your Man. На нём Коэн хватает дух времени за горло, декламируя человечеству дальнейшие распоряжения. В нашем же веке моё мироощущение всё меньше стало перекликаться с поэтом, который чувствовал приближающийся апокалипсис и превратился в почти ментора, закончив свою эволюцию. Однако некоторые песни, особенно с альбома You Want It Darker, порой являются мне во снах. Это было немного зловещее, но всё же красивое прощание с миром.

Уголок меломана:
Давид Gerc0g помогает отзывом.

В современном мире торжествующего постмодернизма, спровоцировавшего мощнейший кризис личности, и, следовательно, кризис идей, персоны вроде Леонарда Коэна невольно приобретают неоспоримый статус легенды и прочный ореол всеобщего поклонения и восхищения. Заслуженно, надо заметить. Шутка ли, среди нас был, жил и творил тот, кто, оставаясь собой, при минимуме мишуры и кокетства сумел завоевать признание, любовь и понимание миллионов. Коэн – один из самых хрестоматийных примеров представителей авторского искусства. Его произведения угадываются без преувеличения с первых аккордов и первых строк, продекламированных или спетых легко узнаваемым баритоном. И именно об этих трёх китах (лирика, вокал и музыка) творчества хотелось бы поговорить поподробнее.

В мир музыки Леонард Коэн пришёл сравнительно поздно, уже после 30, имея за плечами несколько опубликованных поэтических сборников и романов, хорошую репутацию, а также признание в литературных кругах Канады. Собственно, сам Коэн себя в первую очередь и позиционировал как поэт (и даже если вводить в Гугле Леонард Коэн, то первой и главной характеристикой отображается именно «поэт»), поэтому неудивительно его щепетильное отношение к текстам песен (в интернете полно фактов о многомесячных работах над одной песней, переписанной с десяток раз). Тематика стихов и песен: взаимоотношения между людьми, любовь и сексуальность, религия и вера, нравственность и мораль, жизнь и смерть, – в общем, вечные вопросы и проблемы. Тексты при всей красивости и возвышенности слога доходчивы и легкоусваиваемы, и это хороший признак. Потому как способность говорить сложно о простом всегда характеризует её носителя с положительной стороны.

У Коэна очень приятный тембр голоса и очень хорошая дикция, но покоряет в первую очередь способность канадца эмоционально вкладываться в песни, наделяя и наполняя их неподдельной и неповторяемой энергетикой, драматизмом, нервом и душой (как бы пошло не звучало последнее). Этот сплав поэзии и вложенных чувств при её исполнении не способен оставлять равнодушным и безучастным. Будь то плач по потерянной любви или монолог с господом, разоблачая или предаваясь самобичеванию, воспевая угасающие чувства или вечную борьбу – каждый раз выбранная манера оказывается на редкость удачной и органичной, позволяя песне не тускнеть и после энного прослушивания.

Что касается непосредственно музыки, то великими композитором или виртуозным исполнителем Коэн не являлся. И на такие лавры даже не претендовал. В 60-70-е (мой любимый коэновский период) его музыка была весьма неброской, минималистичной, эдакий чистый, сырой, ничем не замутнённый фолк. Что, впрочем, делало его музыку ещё более изящной и чарующей, и позволило исполнителю снискать славу и заслужить звание… современного трубадура. А что, звучит, и звучит весьма поэтически! Впрочем, рисков и экспериментов Коэн не боялся, и с годами росло разнообразие задействованных инструментов (струнных, ударных, народных), стал использоваться женский бэк-вокал и синтезатор, непосредственно фолковая направленность и основа размывались, и в рамки конкретного жанра Коэна уже было не вместить. Широта его личности и таланта просто не умещалась в жанровые ограничения и рамки. По сути, всё его творчество, в своём развитии и трактовке, и стало жанром. Уникальным и неповторимым. Авторским! И это самое прекрасное и обнадёживающее. Лучший подарок для публики и самого себя. Персональный эликсир бессмертия. Потому как много было, есть и будет хороших музыкантов. Но Коэн был только один. И его хватит на всех и надолго.

Послушать:


32 место
Jorge Ben




Статистика:
Страна: Бразилия.
Жанры: MPB, Samba-Rock, Samba, Samba Soul, Funk, Afoxé.
Время активности: 1963 - н.в.
Количество студийных альбомов: 29.
Балл RYM: 78,36.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: A Tábua de Esmeralda (81).

Почитать:
Биография - ссылка
Статья с Афиши - ссылка
Mas que Nada, история - ссылка
Жоржи Бен и Лао Ча Ван - ссылка

От МакЛыди:
Жанр MPB (Música Popular Brasileira – бразильская поп-музыка) в 1970-80-ые являлся наравне с регги самым известным и массовым, если не считать те, что родились в Британии и США. Это сейчас есть кей-попы, джей-попы и прочие "попы", различия между которыми сложно понять неподготовленному слушателю, а также масса всяких больших и маленьких этно-жанров, которые принято маркировать тегом 'World' на инфосайтах. Раньше такого многообразия не было, мировую популярность получали единицы неанглоязычных артистов. Так, чтобы остаться в веках, в Аргентине или Чили вполне неплохо адаптировали прог и психоделический рок, а на Карибах танцевали под соку и калипсо, которые, при всём к ним уважении, так и остались локальным продуктом. В Бразилии же, как и на Ямайке, национальный колорит проявился в музыке сильнее всего. Боссанова, самба, афоксе, кансао, балао, тропикалия – всё это никак не было похоже на западный рок или поп. Схожие ритмические рисунки, но другие инструменты и уровень экспрессии. Всегда родной язык и тексты с мощным посылом, порой и на остро-социальную тематику. В итоге все народные бразильские творения объединили в MPB, и жанр очень быстро стал мировым достоянием. Чего стоит только тот факт, что главный Грэмми за лучший альбом года в 1965 году ушёл в руки дуэта Стэна Гетца и Жоао Жилберту. Португалоязычная пластинка на стыке лёгкого джаза и боссановы стала огромным прорывом, после которой к бразильским талантам было приковано огромное внимание. Не утихает и до сих пор. Там всегда были не только хорошие футболисты, но и талантливые музыканты. Жоржи Бен Жор может и не лучший, но точно один из главных исполнителей жанра. Если коротко описывать его музыку, то можно сказать, что это голубоглазый соул, под который тянет танцевать всю ночь напролёт. И обязательно в компании, на песчаном пляже, полнолуние как бонус.

Послушать:


31 место
Prince




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Pop Rock, Synth Funk, Contemporary R&B, Funk, Film Soundtrack, Pop Soul.
Время активности: 1975 - 2016.
Количество студийных альбомов: 39.
Балл RYM: 78,4.
Ключевое десятилетие: 1980's.
Лучший альбом: Purple Rain (82).

Почитать:
Биография - ссылка
Революционер Принс - ссылка
Правила жизни - ссылка
Король ритм-н-блюза - ссылка
10 песен, за которые весь мир полюбил Принса - ссылка
Принс и Майкл Джексон. Конкуренция и революция - ссылка
7 лучших образов - ссылка
Интервью Rolling Stone, 26 апреля 1985 - ссылка
12 фактов о Принсе, которые мы узнали после его смерти - ссылка
Рецензии на Old Ship Bar - ссылка

От МакЛыди:
Вспоминая Принса, можно говорить о массе всяких знаковых вещей. Огромное количество отличных альбомов, особенно в восьмидесятые – было. Мало кто в то время мог соперничать с ним по популярности. Не меньшее количество знаковых хитов – тоже было. Статус отца-основателя современного r&b – куда без этого? Вместе с Майклом Джексоном так дали миру прикурить, что девочки на концертах в обморок падали. А ещё звания топ-продюсера, топ-гитариста, иконы стиля и короля эпатажа нескольких поколений. Да, всё это Принс. Но для меня он прежде всего тот, кто объектизировал и интегрировал секс в мировую культуру. Конечно, песни о соитии были всегда, даже в золотую эпоху блюза люди украдкой пели на неординарную тему, но именно с приходом Принса связана настоящая секс-революция. Он был как Элвис в пятидесятые. Именно благодаря ему тысяча творцов по всему миру почувствовали себя свободнее, раскованнее. Люди слушали первые альбомы Принса и не могли поверить, что чрезвычайно пошлое может быть ещё и красивым, гармоничным. Уже к середине восьмидесятых на это вообще перестали обращать внимание, потому что границы оказались стёрты. Принс был истинно культовым исполнителем, до сих пор его влияние ощущается в ворохе современных релизов поп и r&b жанра. Легенда. Rest in Peace.

Уголок меломана:
Сергей Blood Brother об одном из любимцев.

Вряд ли хватит сил целиком охватить богатую на события карьеру певца. За свои 57 лет Принс успел выпустить 39 (!!!) студийных альбомов, и это не считая различные компиляции, мини-альбомы и прочие релизы. После себя музыкант оставил огромный пласт музыки и я даже не сомневаюсь, что посмертных релизов у Принса будет не меньше, нежели чем у того же Хендрикса. Музыкант был невероятно плодовитым и в запасниках очевидно осталась ещё масса невыпущенного материала. Но начать всё же хочется с его цитаты.

Когда я только начинал заниматься музыкальным бизнесом, я был весьма озабочен понятием свободы. Свободой продюсирования, свободой играть на всех музыкальных инструментах на моих записях, свободой сказать всё, что я хочу. (с) Prince

Именно с этих слов Принс начал свою речь во время чествования в Зале славы рок'н'ролла в 2004 году. И вплоть до своей смерти в 2016 он ни на йоту не отошёл от своих жизненных и творческих установок. Принс – машина по написанию песен, гений эпохи, плевавший на все законы шоу-бизнеса и строивший свою карьеру так, как хотелось именно ему. Меня одновременно всегда восхищала и поражала его плодотворность как музыканта с одной стороны и умение идти напролом и играть по своим правилам с другой. В эпоху 80-х Принс возможно единственный мультиплатиновый артист, который выпускал новый полноценный альбом каждый год. Подобная стратегия всегда била по эксклюзивности артиста и создавало угрозу пресыщения, но музыкант похоже никогда не обращал особого внимания на подобного рода мелочи. Выпустить новый альбом менее чем через год после бестселлера Purple Rain? Да легко. Музыка всегда стояла на первом плане, и творческий порыв Принс никогда не сдерживал в угоду различным факторам, что диктовали правила музыкального рынка.

Принс родился в Миннеаполисе в музыкальной семье. С самого детства фанатея от записей Брауна, Уандера, Хендрикса и других столпов чёрной музыки, к подростковому возрасту он мог самолично сколотить группу, в которой сам бы играл на гитаре, ударных и клавишных. Группа из одного человека! В целом так оно и произошло на раннем этапе творчества. Ещё не достигнув 20-летнего возраста, музыкант умудрился подписать контракт с Warner Bros., и уже весной 1978 года на прилавках красовался его дебютный альбом For You. Особым хитом он не стал, разве что сингл "Soft and Wet" промелькнул в штатовских чартах. Но примечателен дебютник другим. Он написан, сыгран и спродюсирован Принсом в одиночку. Было понятно, что на горизонте появился невероятный талант. И уже спустя год с лишним этот талант записал свой второй альбом который так и назвал Prince. Принс не стал ничего выдумывать и пошёл проторенной дорогой в одиночку. Но если дебютник не имел в арсенале мощного хита, то на втором альбоме таковой уже имелся – 'I Wanna Be Your Lover', одна из самых известных песен первых лет творчества музыканта. Сингл едва не достиг десятки национального хит-парад и закрепил за артистом статус восходящей звезды. Примерно в это же время Принс начал сотрудничать с гитаристом Дезом Диконсоном, басистом Андре Симоном, ударником Бобби Зи и клавишниками в лице Доктора Финка и Гейла Чапмана. Все эти люди образуют костяк группы The Revolution, с которой Принс и будет гастролировать вплоть до 1986 года. В дальнейшем к группе присоединится Лиза Коулман и чуть позже Венди Мелвойн, сформировав тем самым золотой состав The Revolution.

Между тем Принс не сбавлял темпы студийной работы, несмотря на серьёзный гастрольный график (около 60 шоу с конца 1979 по начало 1980 года). Уже тогда идеи лились рекой, и третий альбом вышел спустя год после второго. Именно Dirty Mind стал для Принса тем самым альбомом, на котором и сформировался его классический стиль, достигший пика в 1984 году. Яркая смесь фанк-рока и нью-вейва и откровенные, даже в каком-то смысле распутные тексты станут визитной карточкой музыканта на годы вперёд. Всё это подпитывалось яркими живыми выступлениями, на которых Принс щеголял на высоких каблуках и в причудливых нарядах – такой андрогинный образ из 80-х. В октябре 1981 он получил приглашение от самих The Rolling Stones открывать их шоу в Мемориальном колизее Лос-Анджелеса. Говорят, поклонники британской группы были малость удивлены столь смелым и эпатажным поведением музыканта на сцене, что аж забросали его всяким хламом. Глупцы! В этот самый октябрь Принс выпустил уже очередной альбом Controversy, можно сказать сиквел "Грязных мыслей". Он так же, как и предшественник получил массу хвалебных отзывов и имел за плечами одноимённый хит, который впервые со времён 'I Wanna Be Your Lover' попал в американский чарт. График работы меж тем будто не менялся уже года так три. Стандартный альбом раз в год в октябре и следом масштабный тур с ноября по март.

Стоит ли удивляться, что уже в октябре следующего 1982 года Принс выпустил ещё один альбом – 1999. Именно с этой пластинкой артист взлетел до небес. Два мощных хита ('1999' и 'Little Red Corvette') обеспечили Принсу статус национальной звезды и подготовили почву для более феноменального успеха, что ждал музыканта в 1984 году. После обласканного всеми подряд альбома 1999 Принс решился на авантюру и поставил своему тогдашнему менеджеру Роберту Кавалло ультиматум – или же он делает всё для того, чтобы Принс снялся в студийном проекте мечты, или же пакует вещи. Выбора, как говорится, не было. Параллельно с этим Принс уже записывал новый материал, который впоследствии войдёт в альбом-саундтрек к планируемому фильму. Фильм, равно как и альбом, получит название Purple Rain, они выйдут с разницей в один месяц летом 1984 года (альбом выпустили в июне, а фильм стартовал в прокате в июле). Чтобы описать феноменальный успех детища под названием Purple Rain, достаточно привести один факт: в конце июля / начале августа Принс оккупировал все возможные чарты – он был на первом месте со своим альбомом, своими синглами ('When Doves Cry') и занимал первую строчку в табеле самых кассовых лент на американских экранах. Неудивительно, что альбом распродавался невероятными темпами и уступил по итогам года лишь Thriller Майкла Джексона. За коммерческими успехами последовали регалии и другого плана – за 'Purple Rain' Принс получил одновременно и свои первые премии Грэмми, и даже Оскар за лучшую запись песни к фильму (да, была и такая номинация). Обычно после такого оглушительного успеха артист делает существенную паузу в своей карьере, но только не Принс. Никаких пауз, работа продолжилась на повышенных оборотах, и всю оставшуюся часть 80-х Принс выпускал как минимум альбом в год, причём каждый из них не паразитировал на успехе Purple Rain, а скорее был очередным полем для экспериментов. В дальнейшем все эти телодвижения приведут к конфликту музыканта с лейблом, который ограничивал творческую свободу певца. Дошло до того, что уже в первой половине 90-х музыкант стал выпускать пластинки даже не под своим именем, но в 2000 году эта практика неповиновения сошла на нет.

В 2019 году вышла его незаконченная автобиография, которую музыкант начал писать за три месяца до своей смерти в апреле 2016 года – "Prince. The Beautiful Ones". Обычно мемуары зарубежных звёзд у нас если и переводят, то в лучшем случае лет так через пять, а то и все десять. На этот раз случилось что-то удивительное, и наши издатели не стали тянуть резину. Уже в апреле 2020 года книга вышла полностью на русском языке. Я только предвкушаю знакомство, благо свой экземпляр найти удалось. Даже ещё толком не приступив к чтению, я бы её рекомендовал всем неравнодушным к музыке людям.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Погружение. XX век. 25-21

    25 место Van Morrison Статистика: Страна: Северная Ирландия. Жанры: Singer/Songwriter, Folk Rock, Chamber Folk, Blue-Eyed Soul,…

  • Погружение. XX век. 30-26

    30 место CAN Статистика: Страна: Германия. Жанры: Krautrock, Psychedelic Rock, Experimental Rock, Reggae, Funk Rock, Drum and…

  • Погружение. XX век. 40-36

    40 место Nick Cave and The Bad Seeds Статистика: Страна: Австралия. Жанры: Singer/Songwriter, Post-Punk, Alternative Rock, Art…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments