alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. 2 сезон. Усталая смерть (Der müde Tod, 1921)

Перемещаемся буквально на два года вперёд, попадая в новое десятилетие.

Для первого сезона фильмы я выбирал в соло. Теперь предлагаю моей киношной спутнице три варианта на выбор, из которого она указывает на самый манящий. Его и смотрим. К моему большому удивлению, в этот раз повезло моему уже любимому режиссёру Фрицу Лангу.

Напоминаю, что рубрика полна спойлеров. Итак, фильм "Усталая смерть".



МакЛыди: Это, наверное, лучший фильм за оба сезона для меня.
Лена: Мне тоже понравился. Но я много не поняла, к своему стыду.
МакЛыди: Ого. Ну, сейчас разберёмся. Для начала позволь мне дать небольшую историческую справку, кто такой Фриц Ланг, режиссёр этого фильма. Это немец, ставший одним из главных представителей экспрессионизма в кино. Большинство экспрессионистских картин это ужасы и первые триллеры (хотя тогда ещё не было такого понятия). И название нашего фильма намекало на то, что всё будет страшно, но не тут-то было. Чуть позже "Усталой смерти" Ланг снял свой главный Шедевр, фильм "Метрополис". 1927 год. А в фильме есть роботы, мобильные телефоны, Скайп и куча спецэффектов. Я, когда его посмотрел, просто охуел. Тут другого слова не подобрать.
Лена: Заинтриговал.
МакЛыди: Человек-новатор, который в свои, казалось бы, обыкновенные истории вставлял всякие финтифлюшки, абсолютно не свойственные его поколению. Пытался опередить своё время, предугадать технологии. И у него часто получалось. "Усталая смерть" – его седьмой фильм, но первый однозначно хороший и отложившийся в анналах истории. Для начала мне интересно узнать, чувствуешь ли ты магию кино, когда видишь спецэффекты в фильмах, созданных задолго до появления компьютера?
Лена: Да это вообще что-то необычное, как делалось. Летящая лошадь, горящие дома... И это же новаторство по факту?
МакЛыди: Всё вручную. Сначала комбинированные съёмки, а потом манипуляции с плёнкой. Накладывали один кадр на другой. А для не чисто чёрно-белых – разукрашивали. Может вручную, а может вымачивали в каких-то безвредных растворах. Да, ты сегодня смотрела фильм с первыми спецэффектами в истории. Не с самыми первыми, но основополагающими. Люди ещё недавно убегали из кинотеатра, когда на экране ехал поезд, а теперь им предоставилась возможность видеть подобное. Думаю, многие обвиняли тогдашних режиссёров в колдовстве.
Лена: Зрители с ума сходили от такого.
МакЛыди: Ты же поняла, что все светофильтры в фильме наложены тогда же, на продакшне? В наше время добавили только саундтрек.
Лена: Да, красный цвет.
МакЛыди: Ох, ну не только. В каждой истории "свечи" свой цвет.
Лена: А, я думала ты прямо о ярких контрастных.
МакЛыди: Ну, конкретно получение ярких и неярких добивались одинаковыми путями. Так что тут не стоит какой-то выделять. Хотя, возможно ты права, что-то было сконструировать сложнее. В общем, мы с тобой часто в этом проекте смотрим новаторские картины. Но если обычно новизну сложно понять без дополнительной базы знаний, то тут чисто в эстетическом плане всё как на ладони. Но фильм не попал бы мне "на карандаш", будучи только красивым. Что насчёт сюжета? Недопонимания в его контексте?
Лена: Да не то, чтобы в сюжете. Я не поняла, зачем земля со стеной если раньше процесс проходил без неё?
МакЛыди: Думаю, тут никакого скрытого смысла нет, кроме одного пункта. Это, собственно, название фильма. И та диспозиция, при которой главные герои встречают Смерть. Она устала. А когда чувствуешь усталость, хочешь отгородиться от всех, найти хоть какой-то покой. В Её случае найти абсолютный покой невозможно. Но построить стену, вход в которой единственный и известен только тебе, это такая небольшая метафора, намёк режиссёра на то, что Смерть стала уязвимой и у Любви будет шанс её победить.
Лена: Теперь понятно. Уловил отсылку к греческому мифу про Адмеда и Алексту, только финал иной?
МакЛыди: Все истории "свечей" основаны на отсылках к мифологии. Причём, думаю, именно тех стран, что представлены. Египет, Италия, Китай.
Лена: Мне очень понравился приём, когда в историях разных персонажей играют одни и те же актеры. И прослеживаются основные черты героя из основной арки.
МакЛыди: Да, это верно подмечено. Несмотря на то, что меняются локации и начальные условия, мы словно смотрим единый фильм со сквозным сюжетом.
Лена: Их хорошо раскрыли в начале фильма по сцене в таверне. По одной сцене всё понятно зрителю.
МакЛыди: Я за эту сцену не успел пропитаться сопереживанием к ним. Но то, что они делили стол понятно с кем, сразу намекало на то, что дальше будет хуже. Интересно, что при нахождении Смерти как одного из главных героев, в фильме нет концентрации на теме смерти. Тут именно противостояние, которое начинается почти сразу и идёт до финала. Ты тоже ожидала, что фильм в общем счёте будет страшнее, бескомпромисснее?
Лена: На меня старые фильмы ужасов такой страх наводят, от этого ожидала что-то такое. Ожидала жуткого.
МакЛыди: А получила?..
Лена: Получила удовольствие и тепло на душе даже от неизбежности смерти.
МакЛыди: Как тебе выбор актёров на три главные роли?
Лена: Думаю, что подобрали их хорошо. Чувственная, но волевая героиня, романтичный возлюбленный и Смерть, от одного взгляда холодом веяло.
МакЛыди: Самый страшный момент для меня связан с актёром. Но не с тем, который Смерть играл. Злодея во второй "свече" играет Рудольф Кляйн-Рогге. Этот взгляд ни с каким другим не перепутаешь. Чуть позже он сыграет у того же Ланга в фильме "Доктор Мабузе, игрок", там я его увидел впервые. Это зло во плоти, исчадие ада. Один из самых злых и бескомпромиссных героев в истории кино вообще. Мне аж не по себе стало немножко, когда его увидел. Хочу ещё как-то обернуть в вопросительную форму вопрос о символизме Любви в фильме, но не знаю, как. Давай попробуем так – почувствовала ли ты на примере этих героев силу настоящей любви? В каких именно моментах. Потому что со Смертью всё вроде как понятно, почему она такая и что ей нужно, а вот Любовь формируется для зрительского взгляда порой неочевидными мазками. Интересно, какие ты отметила
Лена: Любовь тут в мелочах, взглядах. Испитие из кубка, основную чашу возлюбленному подаёт. И все её поступки, борьба за любовь вопреки и наперекор. Особенно в историях "свечей". Бесстрашно так вести себя.
МакЛыди: В финальном эпизоде при пожаре ты верила, что она сможет пойти ну совсем "на всё"?
Лена: Нет, у меня был в голове образ Алкесты, и мысль о самопожертвовании, но никак не об убийстве безвинного.
МакЛыди: А я в этот миг больше думал о чисто кинемтографических условностях, о законах драматургии, уже сформировавшихся в тот момент. Если бы Ланг заставил своего героя сделать подобное, это было бы что-то совсем жёсткое. Это убивало бы весь образ героини, который формировался весь фильм.
Лена: Я до последнего думала, что хоть одну "свечу" она сможет спасти. И каково было моё удивление сюжету... В итоге замысел Бога предопределён.
МакЛыди: Насчёт спасения тут стоило опираться на чистый хронометраж. Истории сами по себе невнушительные. А спасение означало бы мгновенную победу, и влюблённые едут в закат, улыбаясь. Эти истории в фильме как раз чтобы показать всю новаторскую мощь со спецэффектами и позаигрывать с отсылками, почувствовать себя мастером. Ну и немного шире персонажей раскрыть, да.
Лена: Хочешь шутку? Две самые страшные вещи в этом фильме: ногти азиатов и гусь вначале.
МакЛыди: Гусь милый вроде.
Лена: Они его прикрыли даже.
МакЛыди: Спрашивать финальный вопрос не буду, потому что ты уже на него ответила. В отличие от "Ящика Пандоры" в прошлом сезоне, на этот раз двадцатые зашли больше и тебе, и мне. Хотя там тоже был экспрессионизм, но с куда более склизкими персонажами.
Лена: Больше с "Седьмой печатью" связь прослеживается.
МакЛыди: Это тоже верно подмечено, даже в рецензиях отмечают. Противостояние со Смертью во плоти – это редкая тема. Думаю, "Печать" была вдохновлена нашим сегодняшним фильмом.
Лена: Очень похоже на то. Романтический герой сама Смерть, с чувствами, некой человечностью. И не антигерой, а просто ангел. Со своей работой, на которой, как это сейчас модно говорить, происходит выгорание.
МакЛыди: Актёр всё-таки колоритный такой. И вправду усталая Смерть.

~~~

Это просто невероятный фильм. С него можно начинать знакомство с немым кино, потому что темы, которые здесь поднимаются, близки и понятны каждому человеку, а выполнено всё так, что просто отвисает челюсть. После "Метрополиса" удивляться мастерству Ланга в плане режиссуры глупо, но и спокойно воспринимать полёты на коврах, летающих лошадей и меняющуюся несколько раз цветовую гамму не получается. Фильм стреляет из всех пушек: он и интересный, и неординарный касательно взаимодействий героев и построения сюжета, и поражающий эстетически. Но, при всём этом, приземлённый, с легко считываемой моралью.

Фриц Ланг – гений.
Tags: 10 точек
Subscribe

  • Карапуля. Marina - Ancient Dreams In A Modern Land

    Здесь должен был быть отчёт о дискографии, но я совершенно не знаю, что писать. Как человек, максимально внедрённый во все музыкальные тренды и…

  • Карапуля. Crowded House - Dreamers Are Waiting

    Прослушана дискография Crowded House, небольшой отчёт по этому поводу. С тех пор, как я впервые осознанно послушал Crowded House три с половиной…

  • Карапуля. Gorgon City - Olympia

    Сегодня в Карапуле я хочу рассказать об альбоме, которому я не смог поставить слишком высокую оценку, но который смог меня сильно удивить.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments