alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 40-36



40 место
Nick Cave and The Bad Seeds




Статистика:
Страна: Австралия.
Жанры: Singer/Songwriter, Post-Punk, Alternative Rock, Art Rock, Punk Blues, Gothic Rock.
Время активности: 1983 - н.в.
Количество студийных альбомов: 17.
Балл RYM: 77,92.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Лучший альбом: Let Love In (79).

Почитать:
Биография - ссылка
Правила жизни - ссылка
Я собираюсь взорвать людям мозг - ссылка
Выставка-путешествие по творческому миру Ника Кейва - ссылка
Милое создание - ссылка
Чем мрачнее, тем лучше - ссылка
Крушение Ника Кейва - ссылка
Рецензия на Ghosteen - ссылка

От МакЛыди:
Ника Кейва редко вспоминают в рейтинге лучших певцов, лучших музыкантов или лучших сонграйтеров, но в совокупности этот человек является творческой глыбой, и единицы из тех, кто начинал в конце семидесятых, смогут поспорить с ним в плане известности на пост-советских широтах. А об англоговорящих странах вообще молчу. Практически у любого человека найдётся в плейлисте хотя бы одна-две песни Кейва, а утончённые любители музыки обязательно поспорят о том, какой альбом самый лучший. Думаю, меланхолично-возвышенный тон, который стал основой творческой концепции певца на заре карьеры, стал основополагающим фактором для его обожания в наших краях. Музыка Кейва – это всегда эмоции, всегда поиск себя, всегда мощная палитра чувств. Тембр, который ни с кем не перепутаешь. Невозможно в паре слов описать стиль музыки этого человека. Он сам по себе стал стилем.

Я делю для себя творчество Кейва на 4 этапа (хотя слышал не все альбомы). 1984...1986 – скромный старт и поиск уникальности, 1988...2001 – творческий пик, 2003...2008 – минимальная стагнация, 2013...наше время – явление нового Кейва и борьба за жизнь. Отцы не должны хоронить своих детей. И то, что Кейв не закрылся в панцире, а продолжил творить, ударяя своими стихами в солнечное сплетение людям по всему миру, характеризует его не только как творца, но и как бойца за мир и свою правду. Крайний альбом Ghosteen потрясающий. Невероятно, как человек с таким послужным списком умудряется находить новые грани.

Послушать:


39 место
Joni Mitchell




Статистика:
Страна: Канада.
Жанры: Singer/Songwriter, Contemporary Folk, Folk Pop, Vocal Jazz, Jazz Pop, Sophisti-Pop.
Время активности: 1964 - 2013.
Количество студийных альбомов: 19.
Балл RYM: 77,96.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Blue (80).

Почитать:
Биография - ссылка
7 кругов ада Джони Митчелл: от полиомиелита до загадочной "пожирающей" болезни - ссылка
Рецензия на Blue - ссылка
Рецензия на Hejira - ссылка

От МакЛыди:
Большинство людей, если их попросить закрыть глаза и представить, какой должна быть самая чистая и прекрасная музыка, наверняка напоют про себя что-то из Бетховена или Моцарта. Что-то с духовыми, восторженное, малиновый звон прямиком из райских уголков. Что-то, сочинённое задолго до того, как все мы появились на свет. Но если поставить дополнительный выбор в плане "один альбом от нашего современника", то тут мнения очень сильно разделятся. Вкусовые пристрастия сразу дадут о себе знать, и Шедевры типа "Лестницы в небо" будут в топе. Однако есть один лонгплей, который, как кажется, по своей полноте и органичности в плане соединения божественного с земным уделывает всех противников. Это Blue Джони Митчелл. Самая вневременная запись из всех, созданных в XX веке. И если вы на примере этого альбома сможете прочувствовать всю глубину таланта мисс Митчелл, в довольно обширной дискографии вас будут ждать ещё тысячи открытий. Кто только не восхищался этой женщиной... Как тысячи роковых и околороковых банд, начиная с семидесятых, признавались в любви к Битлам, так и в фолке вокруг музыки Митчелл есть определённый культ, который дал веру в себя сотням исполнителей с акустической гитарой и губной гармошкой.

Послушать:


38 место
A Tribe Called Quest




Статистика:
Страна: США.
Жанры: East Coast Hip Hop, Jazz Rap, Conscious Hip Hop, Boom Bap, Political Hip Hop, Hardcore Hip Hop.
Время активности: 1985 - 2017.
Количество студийных альбомов: 6.
Балл RYM: 78,04.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Лучший альбом: The Low End Theory (82).

Почитать:
Биография - ссылка
Гайд по альбомам - ссылка
Ещё один - ссылка
История The Low End Theory - ссылка
Рецензия на We Got It From Here… Thank You 4 Your Service - ссылка

От МакЛыди:
Когда только собирал исполнителей для проекта, я начинал по алфавиту. Последовательно считал всех от букв A до Z. Естественно, эти ребята были одними из первых. Увидев средний балл, сразу понял – он внушительный, но хватит ли для топ-100? Оказалось, что хватило, да ещё как. ATCQ – лучшая хип-хоп группа в истории по версии формулы "Погружения". Как же так вышло? Не Public Enemy, не Run-DMC, не Beastie Boys, не Ву-Танг, и даже OutKast сошли с дистанции немного раньше. Дело, как обычно, в стабильности. ATCQ до распада выпустили пять альбомов, и вам понадобится значительное количество времени, чтобы найти на них негативную рецензию. Джаз-рэп вообще самый radio-friendly формат хип-хопа девяностых, и наши герои стали в нём новаторами, заслужив уважение в самых разных меломанских кастах. Если сейчас в жанре экспериментирует каждый второй, то в начале девяностых, когда рэперы были частью андеграунд-культуры, писать сложную музыку для битов было не в моде. Q-Tip и Ali перевернули игру. Они практически не допускали ошибок. Каждый из пяти тех альбомов уничтожает слушателя своей чёткостью и цельностью.

Но самое интересное случилось в 2015-ом. Ребята снова собрались вместе с целью сделать новую запись, но тут Малику стало совсем худо. Он успел записать какие-то куплеты, а в марте 2016-го его не стало. И ребята не просто довели дело до конца, а просто испепелили пространство. Абсолютный успех альбома у критиков, лучшее выступление на Grammy, а в довершение ещё и один из лучших клипов на остросоциальную тематику. Всё было посвящено памяти Малика, это было очень трогательно и фантастически красиво. Старые псы, у которых так и не задалась карьера вне группы, смогли доказать своё превосходство над всем, что происходит в игре.

Послушать:


37 место
Herbie Hancock




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Jazz Fusion, Jazz-Funk, Post-Bop, Hard Bop, Modal Jazz, Electro.
Время активности: 1961 - н.в.
Количество студийных альбомов: 41.
Балл RYM: 78,08.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Head Hunters (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Я пытаюсь быть не только музыкантом - ссылка
Herbie Hancock метит в классики - ссылка
Классик джаза и герой MTV - ссылка
Страничка из синопсиса жизни Хэрби Хэнкока - ссылка
Гений чистой простоты - ссылка

От МакЛыди:
Если бы в проекте были поправочные коэффициенты, учитывающие деятельность исполнителя вне собственного альбомного творчества, Хэнкок мог бы стать первым. Это абсолютно легендарная личность, настоящая глыба музыкального мира. Начиная в группе Майлза Дэвиса сессионщиком, Херби никогда бы не поверил, что в мире фьюжна он станет не меньшей величиной, чем сам Майлз. С 1962-го года Хэнкок стабильно выпускает сольные полноформатники, которых уже накопилось за 40. И если до середины семидесятых музыка джазмена находила больше пересечений с классиками, то потом началась жанровая кавалькада. И рок, и соул, и фанк, и ритм-н-блюз. Ну а когда в моду вошли синтезаторы, он преуспел и в этом, записав знакомый всем вам трек 'Rockit', гимн брейкдансеров той эпохи. Параллельно с этим Хэнкок писал и для кино, получив Оскар за саундтрек для "Около полуночи". В 2007-ом, когда многие стали забывать о мастере, он выпустил трибьют женщине, о которой я написал двумя пунктами выше, и взял с ним главный Грэмми, вызвав шок во всём мировом музыкальном сообществе. Это был всего второй случай в истории, когда в главной номинации наградили джаз. Ну а, помимо всего прочего, Херби – Посол Доброй Воли ЮНЕСКО. Человек, который и в 80 продолжает популяризовывать джаз.

Послушать:


36 место
Parliament/Funkadelic




Статистика:
Страна: США.
Жанры: P-Funk, Funk, Psychedelic Soul, Synth Funk, Funk Rock.
Время активности: 1955 - н.в.
Количество студийных альбомов: 26.
Балл RYM: 78,12.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Maggot Brain (79).

Почитать:
Биография - ссылка
Как Джордж Клинтон превратил фанк в особое мировоззрение - ссылка
Эрик Клэптон знал про блюз больше, чем я - ссылка
Funk. Зарождение жанра и эпоха Parliament-Funkadelic - ссылка

От МакЛыди:
Когда-то я уже писал о Клинтоне и его банде на примере одного из альбомов, особенно добавить нечего.

Уголок меломана:
Снова мой постоянный помощник Глеб Борис Бритва.

Мы привыкли к тому, что музыкальная группа, будучи своего рода самодостаточной творческой ячейкой, представляет собой коллектив музыкантов с интуитивно понятной структурой, распределением ролей и обязанностей. Всё, однако, меняется, когда за дело берутся люди неординарные, со своеобразными подходами и взглядами, в том числе и на саму сущность ансамбля как такового. Экспериментирование с форматом группы не всегда даёт позитивные результаты – чаще наоборот, ведь это всегда шаг в неизвестность, движение методом проб и ошибок. Тем не менее подчас встречаются любопытные случаи, если угодно, исключительного характера случаи, когда сотканная из противоречий группа, вопреки здравому смыслу, неожиданно становится не просто жизнеспособной, но самым настоящим откровением и феноменом в поп-музыке.

В 60-е годы происходило множество интересных вещей: зарождались целые жанры, менялся облик шоу-бизнеса, поп-музыка становилась не просто досугом, развлечением, а изменилась до вида инструмента выражения как индивидуальности, так и массового сознания, голоса толпы. Движение хиппи декларировало отношения, свободные от предрассудков, но как далеко можно зайти в воплощении этих идей при руководстве поп-группой? История знает не так уж мало примеров, когда музыкальные группы основывались и даже какое-то время старались функционировать на принципах коммуны. Взять хотя бы немцев Amon Düül или франко-англичан Gong. В США подобной практикой «баловались» Grateful Dead, ну а в Советском Союзе наиболее близко к этому подошел Борис Гребенщиков, который в начале своей карьеры утверждал примерно следующее: кто со мной играет в данный момент, те и составляют "Аквариум". На деле же складывалась парадоксальная ситуация: коммерческая группа не могла в полной мере соответствовать хипповским идеалам о свободе. Фактически невозможно оставаться предоставленным самому себе, когда ты скован контрактами и обязательствами. Джордж Клинтон, один из самых своеобразных деятелей афроамериканской музыки, достаточно рано усвоил законы, по которым работает шоу-бизнес, что позволило ему оставаться на плаву гораздо дольше своих побратимов.

Юность Клинтона пришлась на времена, когда, само собой, никаких хиппи ещё не было в помине, а музыка, которую в гетто слушали чернокожие, варилась в собственном соку, выжидая возможности хлынуть наружу и разрушить пошатнувшиеся границы сегрегации. Показательная ситуация сложилась в джазовой музыке. Несмотря на то что янки облюбовали и, по их мнению, облагородили этот жанр, основным локомотивом и генератором идей в джазе всегда оставались именно чернокожие. В частности, на страницах этой рубрики уже упоминалось имя эксцентричного джазмена Сан Ра, заложившего основы такого направления как афрофутуризм. Джорджа Клинтона можно несколько шутливо назвать пасынком Сан Ра, ибо своей музыкой он укоренил в поп-культуре фанко-фантастику. Ещё в 50-х годах Клинтон заметно выделялся из толпы подобных ему многочисленных начинающих певцов своим фриковатым видом и странными историями про пришельцев, которые он любил рассказывать зевакам.

В детстве Клинтон прогуливал школу, предпочитая вместо скучных занятий наведываться в некогда многолюдный нью-йоркский театр «Аполло», мекку тогдашней афроамериканской музыки, а когда повзрослел, в 1955 году собрал свою первую группу – тинейджерский коллектив The Parliaments, базировавшийся в близлежащей парикмахерской, где Джордж зарабатывал на жизнь. Здесь удивляться нечему, в те годы парикмахерские салоны в чёрных кварталах были популярным местом встреч местного населения. Музыка парикмахерских, или барбершоп-мьюзик, это не современная модная придумка, а целый пласт традиций, которые проявились в коммерческой поп-музыке в виде жанра ду-воп. Добрый десяток лет творчество The Parliaments (ансамбль был, кстати, назвал в честь известной марки сигарет) не выходило далеко за пределы клинтоновской цирюльни, а сам его создатель, получив должность в знаменитом лейбле «Мотаун», был озабочен тем, чтобы раз в неделю мотаться в Детройт, выполняя продюсерскую рутину.

Впрочем, The Parliaments с годами обрастали жирком и пополнялись новыми музыкантами, периодически выпуская синглы, на которые никто не обращал внимания. Так происходило до 1967 года, когда сингл «(I Wanna) Testify» неожиданно достиг третьего место в хит-параде. Но это было отнюдь не началом, а концом истории The Parliaments. Во-первых, Джордж был единственным из своего парикмахерского ансамбля, кто принимал участие в записи песни, всё остальное сделали сессионные работники «Мотауна». Ну а во-вторых, вскоре оказалось, что фирма, владевшая правами на композиции и само название группы, потерпела финансовый крах, и никакие успехи Клинтона её уже не спасут, ему даже запретили использовать брэнд «The Parliaments». Во всяком случае, прежде чем это случилось, Джордж успел сколотить концертный вариант группы, чтобы иметь с ним возможность упрочить популярность своего единственного хита, так как отсутствие остальных «парламентёров» при его записи было вызвано именно невозможностью перемещаться всем коллективом в виду семейных и других причин.

Оказавшись в странном и не вполне понятном положении, Клинтон решает оглянуться и круто изменить направление собственной творческой линии. Первым, к чему пришёл Джордж, это был его сознательный отказ от сугубо вокальной поп-музыки; как-никак на дворе в самом разгаре стояли пёстрые 60-е, перспективы открывались недюжинные, надо было только нащупать необходимые нити и ухватиться за них. И здесь выбор Клинтона пал на фанк, пока ещё не жанр, а просто изобретательную технику звучания, с которой только-только начал экспериментировать Джеймс Браун. Но фанк сам по себе был лишь неодушевлённым инструментом, предстояло вдохнуть в него жизнь, наполнить смыслом. Здесь Клинтон обратился опять же к тому, что окружало его. Будучи по своей натуре близким к движению хиппи, он смог привнести эти мотивы в свою музыку. В понимании Джорджа фанк это не просто ярлык, для него этот термин синонимичен свету, миру, гармонии, соответствует определённому образу мыслей и имеет квазирелигиознную подоплёку. В идеале фанк Клинтона должен был стать нечто вроде музыкально-философского учения для современных ему афроамериканцев. Конечно, Джордж тот ещё затейник.

Что же касается стилистической составляющей, то Клинтон, поднаторев на продюсерском поприще, с той поры всегда руководствовался таким правилом: если вы хотите создать музыку для нового поколения молодых людей, надо отталкиваться от вещей, которые не приемлют их родители. «Психоделический рок и связанные с ним вещи нынче принимаются старшим поколением в штыки, – рассуждал он, – отлично, берём его на вооружение». В действительности Клинтон немало вдохновлялся такой иконой психоделии как Джими Хендрикс, и подобные предпочтения заметно сказались на его дальнейшем творчестве. Он, однако, свой взор и слух также направлял на не совсем популярные среди афроамериканцев вещи. К примеру, одна из основ музыки Клинтона зиждется на театрально-импровизационном подходе Фрэнка Заппы и его аморфного ансамбля. Все эти костюмированные беснования-фрикауты стали неотъемлемой частью проектов Клинтона.

Итак, танцевальный фанк, пространная психоделия, театрализованный рок-авангард и мотивы цветастых хиппи предстояло слить в единый коктейль – задача не из лёгких, и в 1968 году Клинтон приступил к её решению. Он объединил музыкантов своей бывшей ду-воп-группы и музыкантов из её «концертного» варианта в единый оркестр, который получил говорящее название Funkadelic. Что интересно, вскоре к Джорджу в голову пришла необычная для того времени мысль создать ещё одну группу, именовавшуюся Parliament. Изюминка была в том, что и Funkadelic, и Parliament состояли из одних и тех же музыкантов, но играли разную музыку. В первой группе упор был сделан на психоделический фанк-рок, а во второй – на психоделический танцевальный соул. И обе они имели равновеликое значение для Клинтона, были как бы двумя сторонами его музыкальной концепции, которую он окрестил P-Funk.

Обе клинтоновские группы выпустили в 1970 году свои дебютные пластинки, причём альбом Funkadelic незамедлительно стал классикой и краеугольным камнем развития фанка. Теперь необходимо пояснить то, о чём я говорил в начале. P-Funk был музыкальным проектом, но юридически состоял из одного человека – Клинтона. Это имело как свои плюсы, так и осложняло работу. Музыканты P-Funk были одновременно и наёмными работниками, и побратимами Клинтона, «семьёй», или же коммуной, имели свободу передвижения, но на период сотрудничества были обязаны согласовывать свои действия с Клинтоном. Когда P-Funk вводили в Зал славы рок-н-ролла, наиболее значимыми жюри сочло шестнадцать музыкантов, игравших в разные года ключевые роли в группе, всего же «фанковая банда», то есть совокупность всех игравших с Клинтоном музыкантов насчитывает более двухсот человек – кто-то тесно и плодотворно работал с Джорджем, кто-то ограничился созданием одной лишь песни.

Незаурядность P-Funk и влияние проекта Клинтона, как теоретиков жанра, на весь фанк и музыку за его пределами вряд ли кто-то будет оспаривать. Вместе с тем, это наиболее странная фанковая группа из всех, при этом ставшая явлением в поп-культуре, а Джорджа Клинтона можно считать аналогом Фрэнка Заппы в афроамериканской музыке. В Funkadelic Клинтон играл более буйную и рок-ориентированную музыку, создавал психоделические концептуальные альбомы. У Parliament же звучание было мягкое, с заметным уклоном в соул и более развлекательное, но тоже психоделическое. Параллельно Клинтон уделял большое внимание созданию персональной мифологии, вымышленных историй, на которых строится концепция музыки обоих проектов. Большое значение в ней получили некие инопланетные сущности. По-видимому, Клинтона, также как и Сан Ра в своё время, «посещали» космические наставники.

Parliament так же, как и Funkadelic имели периоды успеха и спада, но к концу 70-х они вообще слились в одну большую группу и грань между ними фактически стёрлась. В начале 80-х Клинтон распустил оба своих детища и занялся сольным творчеством, однако частенько организовывал концерты с бывшими приятелями, причём это действо называлось P-Funk All-Stars. Музыка Клинтона содержит элементы с одной стороны чужеродные для афроамериканской музыки, а с другой стороны, наоборот, корневые для неё, поэтому она так притягательна и по-своему необычна.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments