alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. 2 сезон. Поликушка (1919)

После шестнадцатимесячного перерыва возвращаем рубрику.

Правила те же – я и моя подруга Елена смотрим фильм разных временных эпох, пытаясь разобраться в каждом. Затем обсуждаем, и эти обсуждения я выкладываю вам для ознакомления.

В том случае, если название фильма вам не знакомо, обсуждение лучше не читать, пропускайте выпуск. Здесь полно спойлеров. И эти спойлеры едва ли подтолкнут вас к просмотру.

Начали с фильма Александра Санина по повести Льва Толстого, "Поликушка".



МакЛыди: Когда мы открывали первый сезон, мои мысли были заняты проектом как таковым, изучением тебя как киномана, думами о дальнейшем выборе фильмов. Сейчас же я думал больше о том, что вот, современный зритель имеет полное право смотреть не просто старые фильмы, а фильмы, которые вышли более сотни лет назад. Внезапно понял это и немного офигел.
Лена: От этого немного жутко, ты прав. Но тем интереснее наблюдать за актуальностью содержания фильмов для современного зрителя.
МакЛыди: Конкретно с "Поликушкой" ситуация неординарная. Хотя, это многих фильмов той эпохи касается. Во-первых, если бы здоровье было покрепче, сам Лев Толстой мог бы дожить до премьеры. Тоже пугающий факт. Но он умер за 9 лет до неё.
Лена: Для того времени он прожил довольно долгую жизнь.
МакЛыди: Да, и первые фильмы успел посмотреть. Не знаю, правда, насколько его это интересовало. Но Толстой, как мировой классик, сразу был лакомым куском для всех режиссёров. И "Поликушка", казалось бы, не самое известное произведение в его коллекции, получило экранизацию столь рано. Подозреваю, что книгу ты не читала, как и я?
Лена: Не читала. Вчера об этом произведении узнала от тебя.
МакЛыди: И тут следует во-вторых. На киносайтах длиной указан хронометраж в 50 минут. Но он до нашего времени не сохранился.
Лена: 7 минут фильма утрачено?
МакЛыди: Там вообще было сложное кинопроизводство, поскольку Гражданская война нагрянула. Хоть фильм был закончен в 1919 году, на экраны вышел только в 1922. А в наше время, я специально скачал максимально качественный рип, можно найти только 43-минутную версию. Которая, само собой, лишена чёткого финала. Его мы сможем узнать, только прочитав книгу. Но это потом. А пока нужно обсудить фильм, который, хоть и не закончен, имеет определённый вес в киноманских кругах. Его режиссёр Александр Санин, несмотря на продолжительный жизненный путь (87 лет), снял только 3 фильма, и этот самый знаменитый. Так что ты не думай, что такое паршивое качество и урезанные 7 минут это плохой вариант для старта сезона. Фильм интересный.
Лена: Согласна, фильм интересный. Начало мощное, отечественный фильм 1919 года по классическому произведению.
МакЛыди: Что именно произвело впечатление?
Лена: Магическая игра актёров глазами. Такой спектр эмоций в глазах, радость, горе, безумие, отчаяние... А взгляд героя перед смертью...
МакЛыди: Первый сезон научил тебя следить за оператором? Какая в этом фильме камера? Если одним словом.
Лена: Динамичная?
МакЛыди: Как раз наоборот.
Лена: Значит не научил.
МакЛыди: Каждая сцена как в театре. Неподвижная камера берёт конкретный кусочек комнаты и снимает его. Как таковой оператор в фильме был нужен только для того, чтобы выстроить кадр и свет. Ну и, учитывая немногочисленность локаций и отсутствующий бюджет, фильм можно назвать камерным. Камерный ч/б средний метр, да ещё и без саундтрека – такой у нас в этот раз старт.
Лена: А как же музыкальное сопровождение?
МакЛыди: У меня не было, просто тишина.
Лена: Хм, а у меня было прекрасное сопровождение, хотела ещё с тобой обсудить. Наверное, добавленная намного позже музыка.
МакЛыди: Это странно, блин, я всё же официальный DVD с поддержкой Госфилмфонда выцепил. И удивился, почему не наложили музыку. Может, это была просьба режиссёра. Ну, теперь разобрались. Думаю, что не много я потерял.
Лена: Ты много потерял, ха-ха.
МакЛыди: Давай, порассуждай о том, в чём заключались обязанности режиссёра и справился ли он с ними.
Лена: Думаю, рассказать историю, раскрыть персонажей, заставить сопереживать. И со всем он справился. Эмоциональный отклик у меня был точно.
МакЛыди: Ну это ты об общих вещах, которые свойственны любой драме говоришь. Я в смысле конкретно на съёмочной площадке, как он себя вёл? По стойке смирно стоял или не?
Лена: Думаю, нет. Актёров мучил хорошо. Динамику такую создать.
МакЛыди: При стоической камере главной задачей режиссёра становится взаимодействие с актёрами и требования от них максимально живой игры. А здесь, учитывая довольно большое количество массовки, но маленькие съёмочные павильоны, аналогичные крестьянским баракам, нужно ещё было просчитывать, чтоб в кадре люди друг друга не затоптали, чтоб было видно эмоции каждого. Ты прочувствовала, что все герои по чуть-чуть успели свой образ создать?
Лена: Да, даже за небольшой хронометраж. Каждый персонаж такой живой.
МакЛыди: Тут порой даже не мимика важна, а язык тела. Например, в хате Поликушки все бегают, постоянно на взводе, жена со старшей дочерью всё переживают, чтоб он ничего не спёр, глаз да глаз нужен. Плюс накормить всех, напоить. Постоянная жизненная динамика. Сам Поликушка – ну тут и говорить нечего, крутится как может, чтобы хоть какие-то гроши заработать. А посмотришь на маленьких детей – они себя ощущают вполне нормально. Кушают, пытаются улыбаться, учиться. Им заботы взрослых побоку. И, что важно, Поликушка, напиваясь, никого не бьёт, становится спокойным, сонным. Черта характера. И дети, увидев в очередной раз пьяного отца, не разбегаются по углам.
Лена: Только у жены волнения вызывает агрессивные.
МакЛыди: Такой мелкой деталью режиссёр заставляет нас сопереживать герою. Мол, ну выпивает, ну с кем не бывает. Главное, что дома порядок, и все сытые. Само собой, что лучше б он не пил. Но, с другой стороны, могло быть и хуже.
Лена: Кто не без греха, как говорится.
МакЛыди: И после трагедии в эмоции жены очень легко поверить. Тут и хорошая игра женщины, и заранее выстроенный сюжет. Без главы семейства выжить будет тяжко.
Лена: Безумие она очень хорошо изобразила. Взгляд, смех. Заставляет верить.
МакЛыди: Параллельно с этим разговором немножко прочёл форум. Там у людей полярные мнения о героине барыни (на основе книги, не фильма). Как ты её охарактеризуешь?
Лена: Оптимистичную, доверчивую. Смогла простить, поручить дело важное, в рекруты пускать не хотела. Она именно его за деньгами отправила больше потому, как мне кажется, что хотела дать понять свое расположение. Порадовать своим прощением. А её реакция на его смерть говорит о многом, ценность человеческой жизни как показана.
МакЛыди: «Повесть Л.Н. Толстого "Поликушка" рисует события крепостного времени. В ней показана трагическая судьба крестьянина, погибшего из-за каприза взбалмошной, глупой барыни, хотевшей казаться "доброй"», – вот голая цитата. Если анализировать по верхам, то её автор прав. Не поехал бы Поликей за деньгами – остался бы жив.
Лена: Я с ним не согласна. Отдала бы в рекруты и нормально все было. Если по такой логике. Каприз. А то, что хотела его с семьёй оставить, помочь и поддержать...
МакЛыди: Я солидарен с тобой, добавить нечего. Думаю, возможно, из книги это понятно не до конца, но режиссёр вложил немного своего видения, после чего положительные качества этой героини стали очевидными. И то, что она одной из первых прибежала утешить вдову, хотя люди из знати обычно плевали на беды своих крестьян, тоже о многом говорит.
Лена: Мне понравилось это произведение тем ещё, что нет четко положительных или отрицательных героев. Живые люди, каждый со своими добродетелями и пороками.
МакЛыди: Это объясняется тем, что Толстой был графом и немного лентяем. Массу времени проводил с крестьянами и собственными глазами видел "прелести" их жизни. Так что кому, как не ему, было дано право порассуждать об этих пороках.
Лена: Вот всё-таки классика русская, спроси, могло ли подобное случиться в 2021 году, ответ очевиден.
МакЛыди: Переходим к главным вопросам. Как тебе сам Поликушка? Менялось ли твоё отношение к нему по мере развития сюжета?
Лена: Персонаж рос над собой, старался оправдать доверие. Если в начале фильма он казался выпивохой, которому не сильно хотелось сопереживать, то к финалу ты страдаешь от несправедливости его участи, жалеешь его. Как же так, ведь он поборол себя, и такая расплата. А вот выпил бы, отоспался, возможно был бы иной исход. Становится обидно за его судьбу.
МакЛыди: Не забывай, что, получив деньги в руки, он озаботился не выпить, а купить новую шубу. Но цена и несговорчивые продавцы отпугнули. Хотя у него было денег на 100 таких шуб. Когда человек знает цену деньгам, он никогда не переплатит даже за необходимые вещи. Зритель ждёт, что главный герой двинет в рюмочную, и тотчас всё полетит в бездну, а он, проходя мимо рынка, обращает внимание на шубу. И то, только потому, что велено привести 1500 рублей, а дали около 1600.
Лена: Домой решил отвезти в итоге.
МакЛыди: Я всегда сопереживаю таким "маленьким" людям, но это больше связано с моей жизнью, чем с драматургическими условиями. Но тут сразу было ясно, что главного героя в финале ничего хорошего не ждёт. Как тебе актёрская игра? Это первый фильм Ивана Москвина, который позже станет заслуженным артистом РСФСР и народным артистом СССР. в отзывах, как я посмотрю, его игру иначе как гениальной не называют.
Лена: Игра удивительная, без слов передать всю суть. Сколько в этом смысла. Словами сложно передать восхищение актерской игрой главного героя.
МакЛыди: 45 лет было тогда актёру. В принципе, на них и выглядит, может чуть постарше.
Лена: Серьёзно??? Я бы подумала, что старше. Но в то время люди раньше старели... Условия жизни суровее были.
МакЛыди: Остались два вопроса. Самый эффектный момент фильма?
Лена: Сцена перед удавлением. Так показать что вот, всё, смерть... Меня больше всего задело.
МакЛыди: Это как бы две сцены в одной. Тебе, получается, понравилась вторая. А меня как раз больше впечатлила первая. Когда он стоит перед близкими и понимает, что это его последние секунды с ними. И тут очень важна именно работа режиссёра. Фильм снят в довольно быстром темпе, всё-таки средний метр, много героев, непростой сюжет. Но на эти несколько секунд всё как будто замирает. Героя словно бьёт током. Он для себя всё решил, но только в этот момент осознал, что вот-вот, и перед ним останется только чёрная мгла. И не увидит он бегущего по дорожке сына, своего пятого ребёнка.
Лена: Тяжёлая сцена...
МакЛыди: Последний вопрос, резюмирующий, о чём же фильм "Поликушка"? Я обычно с него начинаю, но в этот раз было целесообразно им закончить. В качестве подсказки ещё цитата с форума: «О бедности, полной нищете крепостных, живущих даже не в собственных домах, а в бараках, ютясь в каморках всей семьёй, и об отношении некоторых, небездушных хозяев к своим крепостным, о чувствах таких забитых поликушек - вот о чём книга».
Лена: Описание непростой жизни крепостных крестьян, а вдруг смысл в том, что если изменить судьбу одного героя, это фатально за собой потянет цепь событий, которая отразится на всех.
МакЛыди: То есть одновременно и о суровой жизни русских людей XIX века, и об эффекте бабочки? Зафиксируем.
Лена: Ну, как мне показалось...
Tags: 10 точек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments