alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. Металлика (Metallica: Some Kind of Monster, 2004)



Что для меня музыка Metallica:
Коллектив был в рамках Погружения в прошлом году. С тех пор новых релизов не было, а потому и отношение к группе поменяться не могло.

С Метлой у меня отношения примерно те же, что и с Queen. Ни разу не фанат, но люблю кучу песен и наслышан о всех знаменательных фактах и слухах, окружающих группу уже почти 40 лет. Безмерно их уважаю и понимаю, что на современный метал Metallica оказала огромное влияние. Едва ли кто-то вдохновлял современных металлистов больше, чем запилы Хэмметта и вокальные партии молодого Хэтфилда. Но вот чтоб признаться в огромной любви – не могу. Хотя в моём окружении подозрительно много людей ставят именно Метлу на первое место в списке лучших метал-групп всех времён. Почему? Ну, потому что культ... Первыми добились суперпопулярности, первыми разбогатели, первыми продвинули метал на радио. Уже в восьмидесятые название группы стало нарицательным, в России все просто сходили по ним с ума. И даже сейчас, когда дискографию можно поделить на 5 выдающихся и 5 средних альбомов, в живую дяди жарят так, что солд-ауты в любой точке земного шара. Суперпрофессионалы.

Чему посвящён фильм:
Наши кинодеятели, ответственные за адаптацию названия для русского зрителя, совершили колоссальную ошибку, оставив просто слово “Metallica”. У фильма даже не было проката в России (да и релиза на DVD, если верить КП, тоже), поэтому вдвойне непонятно, зачем это было сделано. По такому названию можно сделать вывод, что фильм расскажет о масштабной истории возникновения, развития и успеха группы. Оригинальное же название, “Metallica: Some Kind of Monster”, отсылает нас к песне с альбома St. Anger и даёт подсказку о содержании документалки. Более чем двухчасовое кинополотно расскажет нам о судьбе группы в начале нулевых, а именно о записи того самого альбома. Конечно, здесь есть место некоторым архивным съёмкам и погружению в историю, но от общего хронометража они забирают максимум процентов 10. Основа – это хронология событий: уход Ньюстеда, лечение от алкоголизма Хэтфилда, раскол группы, сбор группы, приход Трухильо, выход альбома, тур. С 2001 по 2003 год.

Мнение:
Как и любой среднестатистический меломан, я не люблю St. Anger. Это слабейший их альбом, который при первом прослушивании меня чуть ли не в депрессию вогнал. Почти полное отсутствие интересных риффов, монотонность, никакая лирика. И, что снится в кошмарах до сих пор, ужасные барабаны. Дун-дун-дун, дун-дун-дун, дун-дун-дун, весь альбом как будто какой-то школьник за ударной установкой, который полгода учится играть и пока мало чему научился. За исключением клипа на заглавный трек, снятого в тюрьме, об альбоме нет положительных воспоминаний. И я до сей поры не знал, что о том времени есть документалка, и она, судя по цифрам и количеству отзывов, до сих пор является самым знаменитым киновысказыванием о группе. По идее, фильм должен был ответить на вопрос, почему альбом не получился. И он отвечает, но довольно экстравагантным способом.

Не знаю, можно ли говорить о реалити-шоу как об отдельном жанре кино, но по-другому “Подобного монстру” никак не назвать. Что ассоциируется у вас с реалити-шоу? Скандалы, интриги, расследования? Постоянные ссоры, стычки, вынос сора из избы и повышенная эмоциональность? Итак, в фильме всё это есть. Только вот сорокалетние мужики – это не те личности, которых мы привыкли видеть в подобном. Даже у меня в рубрике уже были фильмы с элементами реалити-шоу (вспомнить тот же “Артефакт” про “Марсов”), но чтобы режиссёры (тут их два) с оператором всё время ходили по пятам музыкантов, а те вели себя, прямо скажем, вызывающе – это нонсенс. В один из моментов фильма постановщики появляются в кадре и прямо спрашивают участников группы: “Ребята, может пора сворачиваться? У вас сейчас слишком неспокойное время, этого не было в планах”. Но фильм досняли, смонтировали и показали в широком прокате. Правда, вскоре группа выкупила права на документалку и теперь, наверное, жалеет о всём произошедшем.

Продолжительное время совершенно невозможно понять, это баг или фича? Почему дяди-миллионеры ведут себя в присутствии видеокамер как маленькие девочки? Всё начинается довольно позитивно: Ньюстед ушёл, теперь он счастлив со своей новой группой, а мы, значится, будем писать новый альбом, чтобы тоже быть счастливыми. Счётчик запускает отсчёт дней записи: день первый, день второй… Группа собирается на студии, продюсер Боб Рок тут как тут, все начинают работать, как вдруг… Ларс орёт на Джеймса, что гитара звучит как гавно. Джеймс орёт на Ларса, мол, ты занимайся своим делом, ко мне не лезь. Кирк смиренно смотрит в пол, явно присутствуя на подобном “разборе полётов” не впервые. Ну а Боб постепенно выпадает в осадок, понимая, что процесс записи с профессионалами превращается в выяснение отношений, кто в чей горшок насрал. А потом Хэтфилд ложится в клинику на рехаб, и всё становится слишком грустным. С одной стороны, что может быть интересного в распускании соплей сорокалетними чуваками с ЧСВ? Сквозь экран так и хочется прокричать: “Мужики, ну вы чего, пожмите руки, соберитесь!! Вы же одна из величайших групп в истории!”. С другой стороны, то, что они пошли на такое, что разрешили снимать себя в самые интимные моменты и не отказались от съёмок, вызывает только восхищение. Мало кто отважился бы. И весь фильм в тебе борются два вопроса: “Что за Санта-Барбара происходит?” и “Были бы они такими откровенными при другой концепции и других обстоятельствах?”. То, что должно было стать традиционным представителем жанра “как мы писали альбом”, превратилось в накалённое наэлектризованное буйство эмоций, аналогов которому в документалистике немного. Раз уж сами режиссёры вжимались в кресло и лишний раз не раскрывали рот, понимаете, какая атмосфера царила на съёмках.

А музыка? Музыки здесь чуть. И даже тому самому делу "Металлика против интернета" посвящено буквально 2-3 минуты. Альбом не получился, потому что ребятам в начале нулевых хотелось отдохнуть друг от друга, а не пыхтеть на студии, оттачивая до блеска каждый трек. Дело не в уходе Ньюстеда и не в Бобе Роке, которому отказало чувство прекрасного, а в комплексе психологических проблем, на фоне которых работа не приносила участникам группы никакого удовольствия. Они слишком гордые, чтобы всё бросить. Сами перед собой и друг перед другом не хотели казаться слабыми. В итоге мы получили дрянной альбом, но удивительный документальный фильм. Всё ещё не понимаю, как Хэтфилд позволил вставить в окончательную версию некоторые эпизоды.

Оценка: 7 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe

  • Обзор №85

    Финалим. В этом обзоре сплошь великолепные фильмы. Все они достойны просмотра любым человеком планеты Земля, достигшим соответствующего фильму…

  • Обзор №84

    Предпоследний в этом году обзор. Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10 Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать…

  • Обзор №83

    Добрались-таки до хороших фильмов. С ними будет два обзора, а под конец – отличные. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments