alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 50-46

Последний выпуск "Погружения" в этом году.

50 место
Pharoah Sanders




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Spiritual Jazz, Free Jazz, Avant-Garde Jazz, Gnawa, Jazz, Post-Bop.
Время активности: 1964 - н.в.
Количество студийных альбомов: 33.
Балл RYM: 77,76.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Karma (82).

Почитать:
Биография - ссылка
Все свободны, или Семь альбомов, которые примирят вас с фри-джазом - ссылка
Рецензия на Elevation - ссылка
Рецензия на Thembi - ссылка

От МакЛыди:
Думаю, фотографам всех эпох, начиная с шестидесятых, стоило немалых усилий отцепить достопочтенного Фэроу от его тенор-саксофона. В сети не слишком много изображений музыканта без инструмента. Не так давно мы говорили об Орнетте Коулмене, теперь добрались до ещё одной глыбы лучшего периода джаза в музыкальной истории. Сам Коулмен называл Сандерса "лучшим тенор-саксофонистом в мире", а коллега Альберт Эйлер считал себя наравне с Сандерсом главными продолжателями дела Джона Колтрейна. Миссионер и глубокомысленный философ от мира джаза, Сандерс успел поработать во многих жанрах. Даже в пост-бопе, во что сейчас верится с трудом. Однако главную известность ему принесли, конечно, альбомы, выполненные в стиле свободного джаза. Без чётких композиционных структур Сандерс создавал такие внушительные произведения, которые и по сей день вполне способны ввести в транс любого искушённого меломана. Вкупе с религиозной тематикой (Сандерс активно сотрудничал с вдовой Колтрейна, играл на её альбомах), каждая запись Сандерса как процесс очищения от скверных мыслей и идей. Орнетта с нами нет уже 5 лет, а Фэроу вроде даже гастролирует до сих пор.

Послушать:


49 место
Opeth




Статистика:
Страна: Швеция.
Жанры: Progressive Metal, Progressive Rock, Acoustic Rock, Death Metal, Doom Metal, Hard Rock.
Время активности: 1989 - н.в.
Количество студийных альбомов: 13.
Балл RYM: 77,76.
Ключевое десятилетие: 2000's.
Лучший альбом: Blackwater Park (79).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
Авангардный метал: как въехать в творчество Opeth - ссылка
Почему же они все не подохнут? - ссылка
Рецензия на Blackwater Park - ссылка
Рецензия на In Cauda Venenum - ссылка
Рецензии на MetalLibrary - ссылка

От МакЛыди:
Выдающаяся шведская метал-группа Opeth, конечно, проигрывает в популярности американским коллегам типа Metallica или Slayer, но в гиковской среде их музыку ценят ничуть не меньше (а учитывая отсутствие ощутимых провалов, общую ровность дискографии, так и подавно). И мой проект как ещё одно необязательное доказательство этому. Opeth выработали идеальную концепцию в творчестве фактически сразу. Немного устаканили в начали девяностых состав и в 1995-ом выпустили Orchid, в котором уже можно проследить всё то, за что их будут боготворить следующие четверть века. Основной стиль – прог-метал, для которого атмосферные дэт и дум являются значительными "подпорками". Они берут всё лучшее из жёстких метал-жанров и обыгрывают это в длинных, постоянно развивающихся треках, внутри которых почти каждый инструмент имеет свой эмоциональный пик. Opeth вполне можно любить только за музыкальную составляющую, но и вокал Микаэля Окерфельдта прекрасен. Длинноволосый красавец обладает способностью как петь чисто, наполняя звучание группы меланхолией, так и гроулить. Внутри одной и той же песни вокальные возможности Окерфельдта могут создать драматургическую дуэль из двух противоборствующих сил или лирических героев. Плюс в группе всегда были способные бэк-вокалисты. Главное же, что выгодно отличает Opeth от собратьев в прог-метале новой волны – способность рассказывать цельные истории. Любой лонгплей шведов – это стройная концепция со своими завязкой, основной частью, кульминацией и финалом. Слушая метал, будто читаешь книгу.

Послушать:


48 место
Jethro Tull




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Progressive Rock, Folk Rock, Blues Rock, Hard Rock, Rock, Christmas Music.
Время активности: 1967 - н.в.
Количество студийных альбомов: 21.
Балл RYM: 77,76.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Thick as a Brick (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Список статей на фан-сайте - ссылка
За что я люблю группу Jethro Tull - ссылка
Факты о песнях - ссылка
10 лучших гитарных моментов Jethro Tull - ссылка
История альбома Aqualung - ссылка
Рецензия на Stormwatch - ссылка

От МакЛыди:
Jethro Tull находятся в когорте тех британских групп, под чары которых мне едва ли когда-нибудь суждено попасть, но при этом я преисполнен к ним безмерным уважением за то, что в 1960-70-ые они показали миру, что музыка, оказывается, может быть ещё и такой. Уже после рок-н-ролла, но ещё до панка, молодые ребята-энтузиасты брали и делали музыку, красоту и грандиозность которой едва ли могли оценить по достоинству их современники. То, как ломал все устои прог-рок тех времён, навсегда стало музыкальной притчей. Но безумный Ян Андерсон даже на фоне коллег смог выделиться со своей флейтой и желанием эпатировать публику. Вот, где родилось сценическое безумие, с приветом Скримин Джей Хокинсу.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва поздравляет всех с наступающим и последний раз в этом году радует нас.

Эх, вот бы удивился выдающийся агроном-передовик Джетро Талл, узнав, что через две с половиной сотни лет в его честь будет названа одна из самых неоднозначных групп британского рока. В 60-х грандиозная революция, наступившая в популярной музыке, сокрушила некогда прочные границы между жанрами, превратила её в естественный и доступный инструмент самовыражения. Перед молодежью, в рядах которой тогда находился и экстравагантный начинающий музыкант широких взглядов Ян Андерсон, открылись новые, практически ничем не ограниченные творческие возможности, заманчиво гласящие: всё многообразие идей лежит пред тобой; твори, пробуй, экспериментируй, бери и делай музыку, какую сам пожелаешь. В меру своих сил и способностей Андерсону удалось создать один из самых колоритных и парадоксальных образчиков рок-музыки, интересный как визуально, так и в исполнительском и идейно-музыкальном плане.

Андерсон – шотландец по происхождению, но в конце 50-х вместе с семьёй он переехал на западное побережье Англии в уютный городок Блэкпул. Там, посещая местную школу, Ян сдружился с другими мальчишками, позже все они в разные годы становились участниками Jethro Tull. В качестве основных инструментов Андерсон выбрал для себя губную гармонику и гитару, уверенно владеть которой, несмотря на многочисленные усилия, у него так и не получалось. В своей группе, название которой менялось неоднократно, Ян находился на правах то ли второго, то ли третьего гитариста, и его шоуменские и поэтические способности всё это время оставались нераскрытыми. Пройдя сквозь многочисленную смену составов и стилей исполняемой музыки, секстет музыкантов, среди которых был и будущий фронтмен Jethro Tull, оказался в 1967 году в городе Лутон. Там группу, в конце концов, настиг финансовый крах, последние месяцы неумолимо висевший дамокловым мечом.

Музыканты, разделившись по трое, пожали друг другу руки и организовали собственные ансамбли. Интересно, что все школьные приятели Андерсона оказались не на его стороне, а сам он остался в компании гитариста Мика Абрамса и басиста Гленна Корника, которые присоединились к группе совсем недавно. С принятием в её ряды барабанщика Клайва Банкера, был сформирован первый официальный состав Jethro Tull. Впрочем, данное название у группы появится чуть позже. Музыкантов не жаловали в клубах, поэтому им каждый раз приходилось выдумывать очередное название своему коллективу, чтобы под видом новых исполнителей получить возможность выступать в них. «Jethro Tull» закрепилось только потому, что одно из заведений попросило провести повторный концерт.

Однако самим музыкантам ещё предстояло привести структуру группы к удобоваримому виду. Для Андерсона стало совершенно очевидным, что ему никогда, по его словам, не встать на один уровень с Клэптоном, да и вообще перспектива пробыть всю жизнь третьеразрядным ритм-гитаристом на подхвате приводила его в уныние. Променяв некогда купленную у будущего лидера Motorhead Лемми электрогитару на флейту, Ян сделал рискованный шаг в неизвестность. Он почти не умел на ней играть, тем не менее, принимая во внимание остальные его причуды, это не кажется таким уж удивительным. В группе всё ещё царило творческое равноправие, но Ян, переместившись на передний план со своей флейтой, отвлекал внимание зрителей на себя и мало-помалу подминал под себя бразды управления музыкальным курсом Jethro Tull.

Вышедшая осенью 1968 года дебютная пластинка «This Was» сходу взяла в Англии 10-е место в чартах, но сами Jethro Tull уже не были для публики таинственными незнакомцами. Засветившись перед этим на ряде фестивалей, они неплохо разрекламировали себя. Вне всяких сомнений, основу этой рекламы составлял яркий сценический образ Андерсона. Во-первых, флейта сама по себе явление для рок-музыки редкое и необычное, тем более когда используется в качестве основного солирующего инструмента. И, во-вторых, юродствование на сцене. Ян, бородатый и обросший словно леший, в старом рваном плаще бегал и скакал взад-вперёд, размахивал руками и вращал глазами, будто находясь в эпилептическом припадке, отвешивал шуточки в перерывах между песнями, а на флейте играл стоя на одной ноге. Увлекательное зрелище, но Jethro Tull полюбили во всяком случае не только благодаря эксцентричным выходкам фронтмена. Музыканты играли действительно не самую шаблонную музыку. Стиль первого альбома можно охарактеризовать как прогрессив-блюз, что в период увлечения британцами блюзовой музыкой было воспринято с радушием.

Jethro Tull достаточно быстро влились в когорту наиболее перспективных британских рокеров. Еще пару месяцев назад они разогревали публику перед концертами Pink Floyd, а теперь уже Black Sabbath (называвшиеся тогда ещё Earth) делали то же самое для группы Андерсона. Амбициозного гитариста Мика Абрамса, однако, никак не устраивало, что Андерсон перетягивает одеяло лидерства на себя. Хотя на «This Was» Абрамс участвовал и как соавтор некоторых песен, и единожды как основной вокалист, этого было крайне мало для удовлетворения его честолюбия. К тому же сам гитарист тяготел к расчетливому джазово-блюзовому звучанию и в дальнейшем не желал участвовать в делах группы, выступления которой, по его мнению, свелись к циркачеству и ужимкам «безумного флейтиста». Пытаясь насолить своему оппоненту, Абрамс ушел из группы незадолго до участия Jethro Tull в шоу с The Rolling Stones.

На освободившуюся вакансию претендовало несколько музыкантов, и выбор группы пал сначала на ушедшего из The Nice Дэвида О’Листа, а затем на уже хорошо знакомого Андерсону гитариста Earth Тони Айомми. Вместе с ним Jethro Tull и поехали на съёмки шоу. Правда, Айомми продержался в строю всего две недели – не выдержал жёсткого режима. Музыканты группы рано вставали, весь день репетировали, а про алкоголь не могло идти и речи – Андерсон считал, что исключительно упорные тренировки возведут Jethro Tull в ранг звёзд британского рока и, кажется, не ошибся. На его место пришел Мартин Барр, остававшийся с Jethro Tull вплоть до официального роспуска в 2012 году. Если Абрамс играл очень технично, но сковано, то Барр брал своё изобретательностью, смекалкой, и он как некогда лучше подходил под прыгучий стиль группы. Оный, к слову, ощутимо изменился. Вместо прогрессивного блюза Jethro Tull заиграли коктейль из арт-рока, фолка и тяжелого рока, что только усилило позиции группы в чартах.

Оказавшись единоличным лидером Jethro Tull, Андерсон не постеснялся композиционно усложнить звучание группы, но сделал это максимально находчиво и деликатно. Большое внимание Ян уделил текстам песен, которые нередко приобретали у него псевдофилософский характер. Благодаря оригинальности, разнообразию и смелой эстетике уже второй альбом «Stand Up», вышедший в 1969 году, занял в Британии первое место и стал бестселлером. Немного отстали от него следующие номерные пластинки: «Benefit» (1970, 3-е место) и «Aqualung» (1971, 4-е). Все эти альбомы стали популярны также в США, особенно последний, многие критики отзывались о нем как о большом достижении в области прогрессив-рока. Андерсон был напротив весьма удивлён такой точкой зрения, считая «Aqualung» отнюдь не концептуальным альбомом, а попросту сборником добротных треков. Эти размышления натолкнули его на идею создания альбома, действительно выполненного в стилистике прог-рока, но с особой изюминкой.

Тем временем в состав Jethro Tull потихоньку возвращались старые школьные товарищи Андерсона, с которыми он разошёлся в Лутоне несколькими годами ранее: пианист Джон Ивэн, басист Джеффри Хэммонд и барабанщик Бэрри Барлоу. С ними Ян записал один из самых нашумевших альбомов группы «Thick as a Brick» (1972) – абсурдистскую рок-оперу, сочинённую якобы восьмилетним мальчиком. Несмотря на необычный формат (альбом формально содержал всего один трек длиной в пластинку), он оказался чрезвычайно популярен, в особенности в США, где занял в хит-параде первое место. С этого момента опусы Jethro Tull пользовались гораздо большим спросом в Америке, чем в Англии. На этот раз Андерсон был удовлетворён лестными рецензиями на «Thick as a Brick» и высокими оценками экспертов настолько глубоко, что попытался повторить хитрый трюк.

Отчасти ему это удалось. Ещё более нелепый по содержанию альбом «A Passion Play» (1973) в виде рок-оперы в четырёх актах также достиг вершины американских чартов, однако критики дали ему куда более прохладные отзывы. Андерсон осознал, что опасно близко подошел к красной черте и чуть не разрушил шаткий имидж «ироничных и глубокомысленных скоморохов». Дав задний ход, Ян стабилизировал стиль группы вокруг фолковых и хард-роковых элементов, изъяв по возможности чересчур несуразные темы. Три последующих альбома «War Child» (1974), «Minstrel in the Gallery» (1975) и «Too Old to Rock ‘n’ Roll: Too Young to Die!» (1976) оказались без ощутимых провалов, но и ярких бесшабашных моментов на них также стало меньше. С другой стороны, отсутствие нелепиц в музыке группы компенсировалось нескучными концертными шоу, на которых музыканты выступали в неуклюжих костюмах и позволяли себе творить различные глупые выходки.

Во время работы над своим последним альбомом музыканты Jethro Tull завели долгоиграющее знакомство с группой Steeleye Span, исполняющей аутентичный британский фолк, а также с представителями ансамбля Fairport Convention той же направленности. Поскольку в музыке Jethro Tull давно назрел перелом, уход в более насыщенные народной музыкой произведения показался Андерсону хорошим выходом из положения. Трио альбомов «Songs from the Wood» (1977), «Heavy Horses» (1978) и «Stormwatch» (1979) были выполнены в фолк-стилистике в гораздо большей степени, чем ранние работы группы. В целом, они оказались весьма недурны и вернули Яну доверие публики. 1979 год оказался для Jethro Tull трагическим – на середине записи альбома в результате болезни умирает бас-гитарист группы Джон Гласкок. Из-за напряжённости и физического истощения музыкантов ситуация внутри коллектива усугубилась, Андерсон не стеснялся «объявлять выговоры» своим коллегам. Всё к тому шло, и в 1980 году Ян принимает непростое решение распустить Jethro Tull в угоду сольной карьере.

Альбом «А» (1980) задумывался как дебютная сольная работа Андерсона. Он имел разительные отличия от предшественников, поскольку центральное значение в нём приобрело синтезаторное звучание и новомодная в ту пору электроника. В его записи принял участие вездесущий Мартин Барр и заменивший Гласкока Дэйв Пегг из Fairport Convention. В последний момент Андерсон передумал и выпустил «А» под маркой Jethro Tull, таким образом дискография группы продолжилась. За ним последовали «The Broadsword and the Beast» (1982) и «Under Wraps» (1984), последний имел массивное электронное звучание, не имеющее ничего общего с альбомами 60-х или 70-х. Андерсон даже отказался от использования живых ударных, заменив их драм-машиной. Все эти релизы давались группе непросто, многие специалисты объявили результат объединения музыкантами традиций фолка и синтезаторной поп-музыки несостоятельным, лишённым стройности и остроты.

В конце 80-х Jethro Tull снова откатились в сторону старого доброго тяжелого рока. На этот раз палочка-выручалочка сработала. «Crest of a Knave» (1987) сенсационно обошёл конкурирующий альбом группы Metallica и получил Грэмми (единственную у группы) в категории хард-рок/хэви-метал. За этим последовали шутки Андерсона в стиле «да, мы иногда громко играем на наших мандолинах». В свою очередь, когда Metallica в 1992 году, наконец, наверстала упущенное, «металлисты» в шутку любезно поблагодарили Jethro Tull «за то, что они не выпустили в этом году свой альбом». Хард-роковую линию без особого успеха продолжили пластинки «Rock Island» (1989) и «Catfish Rising» (1991).

Уже 25 лет прошло с момента возникновения Jethro Tull, Андерсон здорово постарел да и никто не усматривал в нем больше икону рок-движения. Лучшие дни группы были уже давно позади. Альбомы «Roots to Branches» (1995) и «J-Tull Dot Com» (1999) были выпущены как дань уважения тем культурам и тем странам, которые Jethro Tull посещали с концертами за время своей многолетней деятельности. Музыканты уже не ставили перед собой задачи выпуска громких хитов, вместо этого они поэкспериментировали с арабскими и индийскими мотивами, играли в своё удовольствие. В альбомном плане точка в дискографии Jethro Tull была поставлена в 2003 году с выпуском не лишённого былого прогрессив-фолкового очарования сборника рождественских песен. Концертная деятельность, однако, продолжалась еще достаточно долго, но в 2012 году Jethro Tull формально прекратили свое существование, разделившись на две отдельных группы (как 45 лет до того), ведомые Барром и Андерсоном соответственно. К сожалению, выступления Яна случаются всё реже: и возраст, и серьёзная болезнь лёгких делают практически невозможными эмоциональные и красочные выступления знаменитого рок-флейтиста.

Послушать:


47 место
Elliott Smith




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Singer/Songwriter, Indie Folk, Indie Pop, Indie Rock, Lo-Fi / Slacker Rock, Acoustic Rock.
Время активности: 1991 - 2003.
Количество студийных альбомов: 6.
Балл RYM: 77,76.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Лучший альбом: Either / Or (82).

Почитать:
Биография - ссылка
Самый печальный трубадур - ссылка
История песни Between the Bars - ссылка
Иголка в стоге сена: 15 знаменитых песен Эллиотта Смита - ссылка
Рецензия на either/or - ссылка

От МакЛыди:
Гений чистой меланхолии. Так назвали Смита ещё при жизни, и до сих пор сложно подобрать словосочетание, лучше подходящее для описания этого творца. Как и сложно найти хотя бы кого-то, кто пришёл ему на смену в жанре авторской музыки и инди-фолка (что, наверное, даже к лучшему). Смита небезосновательно сравнивают с Ником Дрейком, почему-то забывая, что в одно время с Эллиоттом жил ещё Джейсон Молина. Не знаю, может быть они даже были знакомы. Перед тем, как освежить в памяти записи обоих, у меня в голове сформировалась незримая дуэль, кто же меня сможет сильнее вогнать в тоску и безысходность. Не скрою, Молина победил с отрывом. Но тому виной больше музыка, которая у Молины максимально коррелирует с пропеваемым, а у Смита всё же имеет некоторые негитарные вкрапления, свойственные инди-исполнителям. Опуская же это сравнение, справочно подтверждаю очевидное. Слушать этого человека больно, потому что сердце разрывается на куски. Начиная от избиений отчимом, заканчивая самоубийством в тот момент, когда, как казалось, всё начинало нормализовываться, Эллиотт Смит никогда не был счастлив. Максимально далёкий от мира шоу-бизнеса, он таки получил признание при жизни (в отличие от того же Дрейка), но популярность всё только усугубила. И чем дальше слушаешь Смита, тем больше понимаешь, в какую бездну он погружался, лишь немного успокаиваясь посредством сочинения новых песен.

Послушать:


46 место
Aretha Franklin




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Southern Soul, Soul, Deep Soul, Pop Soul, Gospel, Contemporary R&B.
Время активности: 1960 - 2017.
Количество студийных альбомов: 38.
Балл RYM: 77,76.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: Lady Soul (79).

Почитать:
Биография - ссылка
История королевы соула - ссылка
Первая среди равных - ссылка
Боевая подруга - ссылка
Пять шагов в историю - ссылка
Правила жизни Ареты Франклин - ссылка
За что мы будем помнить великую Арету Франклин - ссылка

От МакЛыди:
Если о восхитительных вокальных данных мисс Франклин не наслышан разве что глухой, то вот о том, что ей удавались записи полноформатных пластинок, знают немногие. Мы как-то привыкли, что самые знаменитые вокалисты той эпохи (начиная с сороковых, когда только зарождались правила медиа-рынка, дожившие и до наших дней, с некоторыми оговорками) знамениты именно песнями, синглами, большинство из которых являются каверами на известные джазовые и блюзовые стандарты. Например, Элла Фицджеральд, дискографию которой я прослушал в этом году, до самых последних своих лет не чуралась записывать всякие затёртые-перетёртые чужие вещи. Едва ли Арету можно назвать большим исключением из правил (всё же, даже моё, не самое искушённое меломанское ухо, выцепляло уже знакомые вещи), но всё же альбомы её золотой эпохи (до середины семидесятых) вызывают совсем иные чувства. Бодрые и умно построенные лонгплеи, а не банальные сонгбуки. Ну а звание королевы соула у неё никто и никогда не отнимет.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments