alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Musicumentary. Курт и Кортни: Конец «Нирваны» (Kurt & Courtney, 1998)


Что для меня история Курта и Кортни:
У меня только в планах книги о Nirvana, в этой теме я совсем не знаток, потому и не мне делать какие-то выводы, разглагольствовать и перемывать события столетней давности. Однако, насколько я понимаю, с уходом Курта тысячи поклонников группы ополчились на Кортни из-за того, что она спокойно разъезжала со своей группой, снималась в кино, раздавала интервью, ссорилась с Гролом и даже приватизировала себе песни Nirvana. Некоторые даже думали, что она сама убила мужа (или же заказала его убийство). Как по мне, это полное сумасшествие. Все люди борются со своим горем по-разному. Если Кортни нужно было продолжать обычную жизнь, а не лежать на кровати и выплакивать последние слёзы, значит это её выбор. Она, конечно, много нагрешила, но ни у кого нет права оскорблять её за то, чем был занят её быт в середине девяностых. В любом случае, она не паразитировала на имени мужа. Люди ходили на Hole не потому, что это “группа жены Курта”. И Милош Форман взял её в “Народ против Ларри Флинта” не как “жену Курта”. Насчёт прав на песни и отношений Кортни с бывшими членами группы, тут и подавно не стоит что-либо говорить. Это отдельный бизнес с кучей подводных камней. Раз песни принадлежат ей, она имеет полное право поступать с ними так, как считает нужным. Опять же, что-то не ассоциируются у меня лучшие песни эпохи гранжа с говнофильмами и посредственными рекламами. Лав, хоть и порет порой горячку, но наследием Niravna дорожит.

Что касается их прижизненных отношений, то мне также не кажется, что Кортни стала главной причиной самоубийства лидера культовой группы. Можно сказать, что она не сберегла его, не помогла выпутаться из всего мрака, которым он был опутан. И, самое главное, не была рядом в тот самый день. Несмотря на все измены, ссоры и слухи, Курт любил эту женщину. И её слова, сказанные в нужный момент, могли бы продлить ему жизнь. Но вышло, как вышло. Жизнь и так преподнесла Кортни кучу испытаний, и ненависть фанатов Niravna – меньшая из проблем. Но я не вижу оснований для неё. Хотя, повторюсь, вопрос нужно изучить подробнее.

Чему посвящён фильм:
Примерно через год после смерти Курта энтузиаст-документалист Ник Брумфилд решает выяснить, кто же всё-таки его убил. Либо подтвердить всем известную версию, либо найти документы и факты, которые категорически её опровергнут. Он набирает отряд из спонсоров, берёт камеру, оператора, садится в машину и едет в “турне”. Его цель – поговорить со всеми, кто был рядом с Куртом последние месяцы его жизни. С теми, кто, как кажется режиссёру, утаивает от общественности страшную правду. Но люди не особо идут на контакт, при встречах стараясь обходить острые углы. Ну а после того как слухи о съёмке фильма дошли до Кортни, от проекта массово стали откалываться люди, обеспечивающие финансирование. Постепенно Брумфилд понял, что завершать документалку ему придётся чуть ли не в одиночку. Получившийся в итоге продукт едва ли отвечает требованиям, заявленным изначально. Уже в 1996-97-ом годах люди предпочли забыть о событиях 1994-го, не переживать их снова и снова.

Мнение:
Это однозначно худший документальный фильм, что я видел, и, как следствие, худший представитель этой рубрики за всю её историю, но меня при просмотре больше беспокоил вопрос не “Почему он так плох?”, а “Мог ли он быть лучше?”. И я пришёл к выводу, что не мог.

Мне и сама идея фильма кажется странной, но то, как она реализована, ниже всякой критики. Возможно, Ник Брумфилд и считал себя человеком, способным обличить Кортни Лав (рабочая идея фильма, что именно она убила своего мужа), но это можно было сделать разными способами. Например, написать статью. Или снять короткий метр. Это могло бы получиться. Но снимать полнометражное художественное кино надо уметь, и документалист из Брумфилда просто никакущий (по крайней мере, на момент съёмок сабжа). Более-менее выглядят первые минут 10-15, когда закадровый голос представляет нам под презентацию из фотографий всех героев событий, а тётя Кобейна рассказывает о его детстве, включая первые записи будущего идола поколения (они были записаны в двухлетнем возрасте). Неплохим респондентом оказывается и первая любовь Курта, которой он посвятил ‘About a Girl’. Но дальше начинается полный трэш. Какая-то пародия на гонзо-журналистику. Брумфилд, сам того не понимая, становится главным героем фильма.

Несколько раз нам с экрана повторяют мысль: “От нас уходят спонсоры, снимать тяжело, всё делаем на голом энтузиазме”. Зачем?! Зачем вы об этом говорите… Чтобы показать, какая Кортни злюка, такая-сякая-эдакая? Ну так приведите факты в доказательство этого мнения. В фильм вошла запись одного разговора Ника со спонсором. Тот ни слова не сказал ни о Кортни, ни о кровавой гэбне. Просто, “шеф сказал мне передать, что мы выходим из игры”. Причин может быть тысяча. Например, они увидели первые полчаса фильма и поняли, что это шляпа. Или изначально были ненадёжными инвесторами. Или изменились приоритеты. Нет никаких причин полагать, что именно мисс Лав была главным инициатором "убийства" фильма. Вся изначальная концепция была губительной.

Главными опрашиваемыми Брумфилда стали отец Кортни, тётя Курта и общая подруга парочки ещё с давних времён. Режиссёр даже возвращается к ним повторно во второй половине фильма. Батя Кортни, написавший несколько книг со смелым названием (типа “Кто убил Курта Кобейна?”), показался персонажем одиозным. Так идти против дочери и так концентрироваться на событиях, на которые ты уже никак не сможешь повлиять, зачем? Сам Ник спрашивает у него об этом, а в ответ идёт что-то нечленораздельное. Вокруг такого человека ну никак нельзя развивать сюжет фильма. Тётя Курта – милая женщина, но её совершенно не волнует судьба Кортни. Третья же фигура – та, с которой Курт и Кортни когда-то нюхали кокс с одного стола – тоже не радует информацией. Зачем она в фильме? Чтобы доказать, что супруги были наркоманами? Ну да, а мы и не знали. Тем более, что фотографии, на которых открывается “зловещая” правда, в руки Брумфилда так и не попали, о чём он грустно просипел вслух почти в финале фильма.

Ключевым объектом для режиссёра, само собой, становится сама Кортни. Она тогда избегала всяких интервью, целиком посвятила себя искусству. У Брумфилда даже появились помощники, которые, хоть и не снимали свой фильм, но тоже хотели вывести Лав на чистую воду, будучи уверенными в её лжи. Три раза за фильм эти ребята подходят к объекту своих злых побуждений вплотную… и три раза обсираются. То батарея на камере сядет, то слов нужных не найдётся, то охрана сработает как положено. И это документалистика?! Ну ладно, села у вас батарея в самый неподходящий момент, но можно же рассказать словами, какова была реакция певицы на внезапную встречу? Увы, но закадровый голос вещает нам претенциозную нарциссичную чушь. Толка в этом всём чуть. И самое смешное – название фильма. Где здесь Курт? Где Кортни? А наши ещё и добавку сделали… Какая, на хрен, Niravna, если Дейв и Крист ни разу не появляются в кадре? Здесь даже их песен нет, Кортни запретила их использовать. И правильно сделала – фильм-то не о музыке.

Это какой-то позор.

Оценка: 4 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe

  • Обзор №85

    Финалим. В этом обзоре сплошь великолепные фильмы. Все они достойны просмотра любым человеком планеты Земля, достигшим соответствующего фильму…

  • Обзор №84

    Предпоследний в этом году обзор. Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10 Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать…

  • Обзор №83

    Добрались-таки до хороших фильмов. С ними будет два обзора, а под конец – отличные. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments