alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Марадона


Сегодня будет нетрадиционный для моего блога пост. Вызван он сами понимаете какими событиями.

Году в 2009-ом, когда у меня дома наконец появился нормальный интернет (до того был USB-модем, просто пощёлкать соц.сети и новости; за музыкой и фильмами приходилось ходить к другу), я открыл для себя торренты и понял, что мировая сеть переполнена всякими архивными записями. Люди, что когда-то записывали трансляции на видеокассеты и диски, потихоньку перевели свои сокровища в цифровой формат и начали делиться ими с миром. Пришло осознание, что у меня теперь нет никаких препятствий в плане пересмотра всего футбола, о котором раньше я лишь читал или видел какие-то короткие видеонарезки. Как известно, Чемпионат мира 1958-го года стал первым, чьи игры дошли до наших времён в полном размере. Начиная от этого турнира, я сформировал себе “сетку трансляций” с самыми интересными играми мировых первенств и Чемпионатов Европы (первый из которых прошёл в 1960-ом году) и начал искать их в интернет-пучинах. Цифра получалась угрожающая, перевалила далеко за 100 матчей. Но я почти всё нашёл и потом с огромным удовольствием на протяжении нескольких лет смотрел. Так в моей жизни появился Диего Армандо Марадона. Не мифический персонаж, которым люди постарше попрекают поколение современников Месси и Роналду (мол, вы не видели, как играл настоящий гений), а вполне реальный футболист, за действиями которого было очень увлекательно смотреть и ещё более увлекательнее анализировать.

Я видел немного. Едва ли больше 20 полных игр аргентинца, остальное в обзорах. Но этого материала хватило, чтобы понять абсолютную уникальность и необъяснимый, необъятный и неподвластный логике талант Диего. Игра Марадоны базировалась на трёх аспектах. Первый – низкий центр тяжести. Чтобы сбить Диего с ног, нужно было приложить максимальные усилия. Его хватали, пинали, толкали, били исподтишка, а он всё равно оставался на ногах и бежал вперёд. Это его качество со временем превратилось в бремя – судьи просто не верили, что его можно сбить, и не свистели на нём фолы в том количестве, в котором были обязаны. Второй – техника. Тут впору вспомнить тот самый матч с англичанами в 1986-ом: практически каждая атака аргентинцев начиналась с того, что Диего обводил двух-трёх человек. Против него невозможно было играть один в один. Просто нереально. Один нападал, двое подстраховывали… А он либо обводил всех троих, либо собирал на себя защитников и отдавал пас открытому нападающему. Тренировки с трёхлетнего возраста ужасными мячами на ужасных площадках сделали его голеностоп железным, такого дриблинга и раскованности не было ни у кого в то время. Он не кичился своими способностями, не пытался вывести соперника из себя. Он просто не мог играть иначе. Третий – индивидуальность. Те тренеры, которые пытались сделать его винтиком системы, будто стреляли сами себе в ногу. Для него не были важны никакие тактические схемы, ни свои, ни противника. Ему нужна была полная свобода на поле. А там, где он не добирал скоростью и техникой, помогала хитрость. То вратаря с сорока метров перебросит, то рукой сыграет не по назначению. Даже в своих проступках на поле он был гениален.


Для людей, далёких от футбола, я кратко опишу достижения Марадоны в плане трофеев. Их было немало, но могло быть, конечно, ещё больше. Во-первых, он выиграл Чемпионат мира, самый главный турнир на уровне сборных. Было это в 1986-ом году, и до сих пор в ходу мнение, что он выиграл его чуть ли не в одиночку. Футбол – командный вид спорта, но в нём всегда решают и будут решать яркие индивидуальности. Так, как играл Марадона на том мундиале, насколько он был выше всех в плане мастерства и насколько сильно был вовлечён в каждое успешное действие своей команды – так не играл никто и никогда. Практически в каждом матче турнира он забивал голы или отдавал голевые передачи. Ну а игра с Англией в 1/4 финала – это вечная классика и один из первых примеров магии на поле. Магии, которую увидел весь мир. Магии, из-за которой дети в конце восьмидесятых толпами пошли играть в футбол. Диего буквальным образом заставил человечество любить эту игру сильнее. Во-вторых, два чемпионства с “Наполи”. Он приехал в клуб, который чуть не вылетел из высшей лиги. Неаполитанцы никогда не выигрывали Чемпионат Италии, жители города просто не представляли, каково это – быть на вершине. Бедный город, который вся остальная Италия считала притоном для немытых бомжей. Но приехал Диего и сказал: “Я такой же, как вы. С детства бедный и ненавидимый. Я сделаю вас чемпионами”. И сделал. А потом ещё и повторил. Он изменил отношение к клубу во всём мире. С тех пор “Наполи” часто идёт в лидерах, но повторить те достижения не может. В-третьих, он ещё и еврокубок им привёз. Кубок УЕФА. И это был не такой второстепенный турнир, каким он существует сейчас: тогда в нём играли вторые и третьи места своих чемпионатов, а не шестые-седьмые.

Но главнее всего даже не титулы и медали, а то, что Марадона стал идолом поколения. Никто и никогда не символизировал футбол своей страны так, как его символизировал Диего. Ни Месси, ни Криштиану, ни Роналдо, ни Пеле, ни даже Кройф с Беккенбауэром. В одном человеке слилось всё, за что можно любить эту игру. Когда он выходил на поле, время останавливалось. Он отдавал всего себя, добиваясь побед мальчишеским задором и умениями, свойственными больше пацану с “коробки”, нежели профессиональному футболисту и миллионеру. И я уверен, сколько времени не пройдёт, хоть 50, хоть 100 лет, если любитель футбола сядет и посмотрит все матчи Диего с мира-86 полностью, он скажет: “Ну ни хуя себе”. Со мной это произошло 10 лет назад. Уже избалованный и немного даже перенасыщенный современным футболом, я не мог поверить своим глазам. Как можно было так бесшабашно играть на главном турнире своей жизни? Когда всё поставлено на карту, и вся нация ждёт от тебя подвига, который когда-то проделал Пеле. А Диего об этом всём не думал. Он просто играл.

Но был в жизни Диего, помимо футбола, ещё один аспект, который сделал его медийной личностью и заставил многих наших современников ассоциировать великого игрока только с ним. Неизвестно, была бы у журналистов и режиссёров XXI века такая тяга к культу Марадоны, если бы не его деятельность вне поля, которая сначала разрушила его карьеру, а потом и личность. Тем не менее имеем, что имеем. Об аргентинце снято много документальных фильмов, но два из них существенно выделяются. Я давно хотел посмотреть их оба, и очень жаль, что поводом стала такая трагичная новость. Хочу немного рассказать об обеих картинах.


Марадона (Maradona by Kusturica, 2008) – 7/10
Форма фильма Кустурицы говорит о том, что всё снималось без сценария, без концепции и почти без идеи. Марадона – такая глыба, что можно просто снимать его, и уже получится неплохо. Большая часть фильма снята ручной камерой, причём оператор в немалом количестве эпизодов куда-то бежит, с кем-то толкается. Съёмочной команде приходилось следовать по пятам аргентинца, поэтому другого выхода не было. Фильм снимался больше двух лет, и в нём не очень-то много архивной хроники. Здесь практически нет футбола. Кустурица решил сконцентрироваться на Марадоне-революционере, Марадоне-борце, Марадоне-политике. И, конечно, многих удивил тем, какой образ получился по итогу. Сидя перед камерами, Диего честно признаётся, что футбол дал ему всё… но многое и отнял. Например, коннект с семьёй. Вместо наблюдений за взрослением своих девочек Марадона был завсегдатаем неапольских баров и другом всех мафиози города. Когда опомнился, было слишком поздно… Кустурица создал фильм-исповедь, в котором великий футболист и кутила предстал перед зрителями обычным человеком, любящим свою семью и свою страну. Балканский режиссёр смело рассуждает о том, что Диего нашлось бы место в кастинге любого его фильма, даже анализирует потенциальных персонажей – это очень мило. Аргентинец и вправду мог бы стать достойным актёром. Посмотрев фильм на домашнем носителе, я встретил его на следующий день в сетке Первого канала и вновь включил. И вновь посмотрел полностью. Не смог оторваться. Финал с песней Ману Чао достоин высших эпитетов. Обаятельное кино, хоть и сделанное на коленке.


Диего Марадона (Diego Maradona, 2019) – 9/10
Фильм Азифа Кападии, напротив, концентрируется на футбольной части жизни Марадоны. В лёгкой пятиминутной подводке даются все начальные данные о судьбе Диего в детстве и юности, до переезда в Европу, а потом режиссёр планомерно, не нарушая хронологии, рассказывает о всех событиях, происходивших с футболистом до 1991-го года (когда его карьера, по большому счёту, подошла к концу). Это далеко не первый документальный фильм Кападии, его можно уже считать мастером документалистики, и это проявляется во всём. Подход режиссёра грандиозен: тут тебе и крепкий сценарий (даже для тех, кто всё знает досконально, драматургическая основа поражает), и цельный монтаж, и невесть откуда появившиеся архивные записи идеального качества, и даже саундтрек Антонио Пинто, записанный специально для фильма. Мелодии разной эмоциональной палитры, как и жизнь Диего. Сам же Марадона лишь изредка комментирует всё происходящее на экране закадровым голосом. В нём уже нет страсти, нет того напора, который был хотя бы во времена фильма Кустурицы. Потому и показывать его в кадре, старого и дряхлого, нет никакого смысла. Но в конце всё-таки есть буквально один эпизод: в нём Диего Армандо обнимает Диего Армандо-младшего. Сына, которого он не признавал 20 лет.

~~~

Он пытался разрушить нашу веру в него. Долго и упорно пытался. Но у него ничего не вышло. Стадион в Неаполе теперь будет носить имя Марадоны. Его лицо украсило обложки всех крупных журналов и газет, а страна ушла на трёхдневный траур. Люди плачут в Аргентине, в Италии, на Кубе. Да и в тихих русских деревнях те, кто видел игру Марадоны своими глазами, того и гляди, смахивают слезинку с лица. Он подарил нам магию. Он подарил нам любовь. Он подарил нам футбол. Спасибо за всё, Золотой мальчик. Твой бой окончен.

Если б я был Марадоной, я бы жил как он
Потому что как мяч, наш мир – вертушка.
Проживаешь его на полную катушку.

Если б я был Марадоной, и мне попалась бы дрянь,
Никогда не приступил бы я грань

Если б я был Марадоной, и нужна победная игра
Если б я был Марадоной, я исчез бы в никуда.

Жизнь – это лотерея, и ночью и днём,
Жизнь – это лотерея, всё время подъём.
Subscribe

  • Погружение. XX век. Полный рейтинг

    100. Deep Purple 76,2 99. Roxy Music 76,24 98. Thin Lizzy 76,24 97. Gentle Giant 76,28 96. PJ Harvey 76,28 95. The Allman Brothers Band 76,32 94.…

  • Погружение. XX век. 5-1

    Финал. Вы должны были заметить, что во всех выпусках этой стадии проекта в качестве приглашённой звезды отмечался Глеб. Мой хороший товарищ,…

  • Погружение. XX век. 10-6

    10 место King Crimson Статистика: Страна: Англия. Жанры: Progressive Rock, Art Rock, Symphonic Prog, New Wave, Free…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments