alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. Кинокомпозиторы. 30-26


Экватор по киношникам. Новый пост с ними будет очень нескоро, потому что хочется уже разделаться с популярными исполнителями побыстрее.

30 место
Elliot Goldenthal




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1954 - н.в.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Самый знаменитый фильм: "Интервью с вампиром" (1994).

Почитать:
Биография - ссылка

От МакЛыди:
Голденталь совершенно не похож на стандартного представителя профессии кинокомпозитора. Он написал свой первый балет ещё в 14 лет, учился у Аарона Копланда и всю юность посвятил сочинению академической музыки: оперы, оратории, театральные постановки. Также поигрывал в джаз-бэндах. Кроме того, он выучился на стилиста и всю жизнь периодически "подрабатывает" в этой профессии. Его дебют в большом кино состоялся лишь в возрасте 35 лет (фильм "Кладбище домашних животных"), и это был не то чтобы фурор, но постепенно неординарный подход Эллиота к созданию музыки стал импонировать голливудским режиссёрам. С супругой Джули Теймор у них получился крепкий творческий дуэт, также композитор неоднократно работал с Нилом Джорданом и Джоэлом Шумахером. Только в пару лет, в середине девяностых, Голденталь был задействован в трёх проектах разом. Всю карьеру он очень ответственно выбирает фильмы, поэтому их не набралось и 40. За последнее десятилетие так вообще всего пара саундтреков. Но на статус топового музыканта и автора это никак не повлияет, многочисленные регалии говорят сами за себя.

Послушать:


29 место
Gabriel Yared




Статистика:
Страна: Ливан.
Время жизни: 1949 - н.в.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Самый знаменитый фильм: "1408" (2007).

Почитать:
Биография - ссылка
Музыка — это большая игра - ссылка

От МакЛыди:
Композитор-интроверт, человек мира и самоучка, Габриэль Яред всю творческую карьеру будто доказывает и себе, и окружающим, чего он стоит. Его неоднократные смены места жительства в молодости и постоянные перемены в творческом образе создают символизм борьбы, стремления доказать свой талант максимально большому числу людей. Препирания с коллегами и несколько творческих неудач, которым обычно в биографии ливанского француза уделяют отдельный абзац, только добавляют масла в огонь. Неужели Яред правда слишком старомоден и не подходит со своим складом ума для современного кинематографа? Споры не утихнут ещё долгие годы. Однако одного саундтрека к "Английскому пациенту", который сам будто отдельный фильм, достаточно для понимания, насколько огромны эмоциональная палитра и культурное просвещение Яреда. А из скоров к фильмам Мингеллы можно вообще выстроить мини-мир. При этом не стоит забывать, что в своё время Яред стал пионером сэмплирования в профессии кинокомпозитора, зачастую смешивая собственные сочинения с заготовленными записями звуков природы и индустриальных шумов.

Послушать:


28 место
Lalo Schifrin




Статистика:
Страна: Аргентина.
Время жизни: 1923 - н.в.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Самый знаменитый фильм: "Час пик" (1998).

Почитать:
Биография - ссылка
Джаз и Голливуд - ссылка
Джаз встречает симфонию - ссылка
Концерт для глаз - ссылка
Концерт Лало Шифрина в Доме музыки - ссылка

От МакЛыди:
Последним громким фильмом с саундтреком Шифрина был "Час пик 3", вышедший в 2007 году. Если даже брать за финальную точку его (хотя это опрометчиво – у Лало и сейчас есть в планах проекты), то карьера одного из самых знаменитых аргентинцев в Голливуде растянулась на полвека. Если в конце пятидесятых он лишь набивал руку во всяких короткометражках, то в шестидесятых посредством создания музыки для вестернов и культовых криминальных сериалов стал личностью узнаваемой и очень востребованной. Ну а дальше – больше: драмы, фильмы ужасов, боевики... Многократные номинации и победы, а также работа вне кино. Нет такого места на Земле, где бы музыку Шифрина не любили.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва собрал всё в гору.

Рабочий день Лало Шифрина начинается с прослушивания прелюдии до мажор Баха. Сей, ставший ежедневным, ритуал помогает композитору «прояснять ум» и настраиваться перед творческим процессом. Для нас это может казаться просто причудой выдающегося артиста, но, кто знает, возможно благодаря данному обряду Шифрин подарил своим слушателям не один десяток запоминающихся мелодий, украсивших собой различные телесериалы и киноленты. Да уж, творческие личности – они такие. Пианист, аранжировщик, композитор, дирижёр, блестящий музыкальный аналитик – много талантов слилось воедино в этом самобытном и плодовитом специалисте, отмеченном рядом премий и престижных наград, среди которых главной является, конечно же, любовь к его музыке по всему миру.

Будущий любимец публики появился на свет в 1932 году в аргентинском Буэнос-Айресе. При рождении мальчик получил имя Борис Клаудио Шифрин и родители его, как нетрудно догадаться, имели еврейские корни. Отец Бориса – Луис Шифрин – был видным в городе концертмейстером, но настаивать на музыкальной карьере своего чада не стал. Впрочем, маленький Шифрин, с детства погруженный в мир классической музыки, оказался весьма наблюдательным. Будучи в ученическом ансамбле, он обратил внимание на то, как нескладно выполнена часть аранжировок для школьного концерта, и переделал их по собственному разумению. Это было первым шагом Бориса на пути к музыкальному Олимпу, однако ему ещё предстояло многому научиться. Правда, с педагогами мальчику повезло. Луису, вероятно, не составило большого труда окружить сына первоклассными специалистами, среди которых прежде всего необходимо упомянуть влиятельного аргентинского композитора и теоретика музыки Хуана Карлоса Паса.

Хотя всем было очевидно, что от природы одарённый Борис обладал недюжинными способностями, сам он не задумывался о ремесле музыканта и к своему обучению относился как к хобби. Любопытно будет узнать, что Шифрин видел себя юристом и поступил в университет Буэнос-Айреса, чтобы изучать право. Тем не менее музыкальная сторона его жизни по-прежнему играла для него важную роль. Он был открыт не только привычной для его отца классической музыке, но охотно увлекался другими направлениями, впитывая, как губка, разнородные музыкальные традиции. Однажды Борис услышал игру знаменитого джазового пианиста Телониуса Монка, и, очарованный оригинальностью его подхода, с той поры всё больше и больше увлекался джазом. Повышенный интерес к новомодной заграничной музыке, должно быть, весьма насторожил Луиса. Дело в том, что многие академические буэнос-айресские музыканты усматривали в чужестранном джазе угрозу национальному музыкальному достоянию – главным образом танго – и всячески противоборствовали, хоть и без особого успеха, его распространению. Джаз стал для Бориса Шифрина нечто вроде запретного плода, манящего и таинственного.

Когда Борис уже довольно-таки далеко продвинулся в своём юридическом образовании, он случайно узнал, что французское посольство объявило конкурс на получение гранта для учёбы в парижской консерватории. Шифрин благополучно сдал экзамен и после недолгих колебаний принял трудное для себя решение бросить карьеру юриста и отправиться за океан. В Париже Борис вёл настоящую двойную жизнь: днём учился премудростям академической музыки у Мессиана, а по ночам играл свой любимый джаз в местном клубе, что тоже можно было считать своего рода стажировкой, поскольку Шифрин, чего не могло с ним произойти в Аргентине, получил бесценный опыт живого общения с многими видными европейскими и гастролирующими американскими джазменами тех лет. Каким-то непостижимым образом уживались в нём страсть к джазу и неравнодушие к классической музыке, и вместо того, чтобы выбрать что-то одно, с годами Шифрин тончайшими нитями связал их вместе, создав тем самым свой неповторимый стиль.

Вернувшись на родину, первым делом неутомимый музыкант возглавил собственный джаз-бэнд и принялся завоёвывать с ним национальное радио и телевидение. Тогдашний оркестр Шифрина по меркам Аргентины мог считаться одним из наиболее искусных, поэтому неудивительно, что Борис часто получал предложения выступить на шоу или написать короткий джингл для рекламного ролика. В 1956 году в Буэнос-Айрес с концертом наведался прославленный джазовый виртуоз Диззи Гиллеспи. Примечательно, что он был чуть ли не первым американским джазменом мирового уровня, приехавшем в Аргентину. Для молодого Шифрина, уже получившего статус восходящей звезды, было огромной честью скромно предложить Гиллеспи свои услуги. Последующие годы Борис оказался крайне загружен работой, от предложений не было отбоя. Быстро и качественно решать поставленные перед тобой задачи – эту науку Шифрин освоил быстро, что позволило ему завоевать авторитет надёжного партнера в шоу-бизнесе, а это, согласитесь, немаловажный фактор.

Чем дальше продвигалась карьера Бориса в Аргентине, тем больше Шифрин убеждал себя в том, что настоящие возможности для раскрытия своего потенциала следует искать в США. В 1958 году композитор переезжает в Нью-Йорк, а через несколько лет официально получает американский паспорт. Из Клаудио он превратился в Лало, пока ещё просто одного из множества желающих штурмовать Голливуд и Бродвей. Оказавшись в Нью-Йорке, Шифрин с удивлением обнаружил, что его старый знакомый Гиллеспи обанкротился и распустил собственную группу. При поддержке Лало Диззи набирает новых музыкантов и отправляется в турне. Сам Шифрин при этом становится правой рукой Гиллеспи и менеджером его джаз-бэнда, а также занимает привычную для себя вакантную должность пианиста. В таком амплуа он проработал около трёх лет. В 1963 году аргентинец получил от студии Метро-Голдвин-Майер долгожданное приглашение поработать в Голливуде и спешно перебазировался в Лос-Анджелес, где по сей день проживает в знаменитом посёлке кинозвезд Беверли-Хиллс.

С переездом в Калифорнию начинается новый этап в карьере пока что малоизвестного для американской аудитории композитора. Но ждать популярности Шифрину осталось совсем недолго. Лало планомерно шел к триумфу и в 1966 году, с выходом телесериала про спецагентов «Миссия невыполнима», наконец прогремел на всю страну. Едва ли в США в те годы был кто-то, кто не слышал, ставшую шлягером, вступительную мелодию к этому сериалу. В ней Шифрин наглядно продемонстрировал рецепт успеха, для нахождения которого провёл не одну сотню бессонных ночей. Найти точки соприкосновения джаза и симфонической музыки, составить из этих компонентов органичную и непротиворечивую картину было делом трудным, но результат окупился с лихвой. «Я будто по натянутому канату шел», – говорит о своей задумке автор. Компромисс между строгостью академической музыки и импровизационным характером джаза родился интуитивно. Далеко не все музыканты разделяли или даже понимали композиторский замысел, но этот факт вряд ли мог сбить Шифрина с пути дальнейшего совершенствования собственной идеи.

Как показала практика, музыка Шифрина придавала фильмам особый шарм, поэтому на отсутствие работы аргентинский композитор жаловаться отнюдь не мог. «Хладнокровный люк», «Буллит», «Цинциннати Кид», «Ад в Тихом океане», «Блеф Кугана», «Грязный Гарри» – эти классические киноленты невозможно представить без саундтреков Шифрина, слегка угловатых и написанных в нетипичных музыкальных размерах. По-видимому, двойственная натура музыки Лало отлично соотносилась с характером главных героев этих фильмов: шпионов под прикрытием, отчаянных полицейских, детективов-бунтарей, противников, случайно оказавшихся невольными союзниками. Исключения из этого списка есть, но они немногочисленны. Режиссёры и продюсеры, зная «почерк» Шифрина, охотно приглашали его писать музыку для боевиков и триллеров, но наотрез отказывались делать это для комедий и романтических мелодрам.

В Голливудской карьере Лало Шифрина были как курьезные случаи, так и неприятные конфузы. Так, большим ценителем музыки аргентинца оказался – вы, быть может, удивитесь – Брюс Ли. Оказывается, блистательный боец и актер очень любил упражняться под мелодию из «Миссии». На кандидатуре Шифрина, как композитора для своего последнего прижизненного фильма «Выход дракона», Ли настоял лично. Лало также готовил музыку для нашумевшего ужастика Фридкина «Изгоняющий дьявола». Поговаривают, что Шифрин написал для трейлера к этому фильму настолько жуткое музыкальное сопровождение, что шокированные зрители бросились из зала наутёк. Сначала Фридкину понравилась идея со столь зловещим саундтреком, но позже между режиссёром и композитором возникло недопонимание, вылившееся в один из самых болезненных скандалов в карьере Шифрина. Всё же обычно Лало легко находил общий язык с другими личностями из мира искусства, режиссёров, как правило, подкупала профессиональная позиция композитора. Шифрин рассматривал саундтрек не как банальное дополнение к картинке, а трактовал кино в целом как единый аудио-визуальный комплекс, где обе составляющие равноправны и взаимно дополняют друг друга. Не только над музыкой к фильмам работал Шифрин, время он находил и на создание музыкальных альбомов, причем в различных жанрах, к примеру, босанова, фанк, лаунж и даже достаточно экзотического для него диско.

Послушать:


27 место
Rachel Portman




Статистика:
Страна: Англия.
Время жизни: 1960 - н.в.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Самый знаменитый фильм: "Дом у озера" (2006).

Почитать:
Биография - ссылка

От МакЛыди:
Женщина-кинокомпозитор – редкое явление, и именно Рэйчел Портман собственным примером доказала, что слабый пол может не просто создавать лёгкую и изящную музыку, но и быть конкурентоспособен на мировых премиях. Портман первой среди женщин выиграла Оскар за лучший оригинальный саундтрек (фильм "Эмма"), а также была произведена в кавалеры Ордена Британской империи. Признание пришло не сразу, ведь пишет музыку она с начала восьмидесятых, а востребованной в крупных проектах стала только в середине девяностых, но этот факт лишь добавляет образу бойцовских качеств. Рэйчел – настоящий ас мелодрамы, практически все её лучшие мелодии написаны для представителей этого жанра кино. И, как и маститые коллеги, она периодически пробует себя в академической музыке: сочиняет оперы и мюзиклы для детей.

Послушать:


26 место
Patrick Doyle




Статистика:
Страна: Шотландия.
Время жизни: 1953 - н.в.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Самый знаменитый фильм: "Гарри Поттер и Кубок огня" (2005).

Почитать:
Биография - ссылка
Рецензия на саундтрек “Убийство в Восточном экспрессе” - ссылка

От МакЛыди:
Давний друг Кеннета Браны и человек, покоривший Шекспировское сообщество, Патрик Дойл давно входит в самый топ кинокомпозиторов. Причин на то несколько. Сочинив своё первое произведение в возрасте 25 лет, Дойл почти мгновенно стал звездой профессии. Вплоть до начала девяностых он активно работал в театре и на телевидении, а потом начал постепенно покорять Голливуд. Его стилистика классической композиции и тяга к постоянному развитию позволили поработать в практически всех жанрах, от гангстерских драм до комикса. Многие свои саундтреки он записал в сотрудничестве с Лондонским симфоническим оркестром, и в этом тоже нет ничего удивительного. Непонятно, кто кому больше чести делает. Ну а дополнительной пикантности образу Дойла добавляют факты, что он победил рак (ещё давно, в девяностых) и его сэмплирует Канье Уэст.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments