alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 60-56



60 место
Neurosis




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Atmospheric Sludge Metal, Sludge Metal, Hardcore Punk, Post-Metal, Post-Rock, Dark Ambient.
Время активности: 1985 - н.в.
Количество студийных альбомов: 11.
Балл RYM: 77,24.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Лучший альбом: Through Silver in Blood (78).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
Честность и правда Neurosis - ссылка
Музыка пишет себя сама - ссылка
Я немного параноик - ссылка
Интервью в CVLT Nation - ссылка
Рецензия на Fires Within Fires - ссылка
Рецензии с metallibrary - ссылка

От МакЛыди:
На одном из русскоязычных форумов прочёл о Neurosis фразу "Pink Floyd от мира метала". В принципе, к этому ничего больше можно не добавлять. Вкупе с умеренной агрессивностью, свойственной сладжу, этих американцев всегда характеризовала тяга к чётким построениям внутрипесенных и внутриальбомных структур, желание экспериментировать со звуком и концептуальность творчества в целом. На ранних альбомах стиль не выдержан, преобладает жёсткость (и тяга писать анархо-панк), но начиная с 1992 года, альбома Souls at Zero, Neurosis планомерно завоёвывали всё большее внимание, со временем укрепившись в звании одной из главных групп тяжёлого жанра. В этом году группе 35 лет, и их нового альбома по-прежнему с придыханием ждут во всех точках мира. Он будет уже двенадцатым.

Послушать:


59 место
Kraftwerk




Статистика:
Страна: Германия.
Жанры: Synthpop, Electronic, Krautrock, Progressive Electronic, Techno, Electro.
Время активности: 1970 - н.в.
Количество студийных альбомов: 10.
Балл RYM: 77,28.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Die Mensch-Maschine (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Икона эпохи - ссылка
Kraftwerk превратили музыку в настоящую динамо-машину - ссылка
Роботы и компьютеры - ссылка
Восстание машин - ссылка
Истории любви человека и механизма - ссылка
Музыке не нужны границы, она о самовыражении - ссылка
Флейта для робота: чем современная культура обязана группе Kraftwerk - ссылка
10 приемов Kraftwerk и Флориана Шнайдера, которые повлияли на современную музыку - ссылка
Флориан Шнайдер из Kraftwerk: Пионер электронной музыки - ссылка
Интервью и детали - ссылка
Рецензия на Autobahn - ссылка
Рецензия на Electric Cafe - ссылка
Рецензия на The Man-Machine - ссылка

От МакЛыди:
Когда я только начинал увлекаться электронной музыкой, меня поверг в шок тот факт, что первый электронный музыкальный инструмент и, как следствие, первая электронная музыка была написана на терменвоксе ещё в в 1920-м году. Фактически полвека электронный поджанр был уделом только авангардистов и конкретистов, не находя практически никакого применения в массово востребованных жанрах, и кто знает, может оно так бы и оставалось, если б не Kraftwerk. Ни к какой другой группе так не применим заезженный штамп "опередили своё время", но без него тяжело обойтись, когда вспоминаешь об этих сумасшедших немцах. Очередное переслушивание на неделе пяти лучших их альбомов немного повергло меня в шок. Вроде бы и устарело такое звучание, но моё ухо то и дело выхватывало какие-то кусочки и мелодические конструкции, которые я однозначно слышал в музыке других групп (причём не только электронных) в последние год-два. Столько лет прошло, а Kraftwerk по-прежнему является вдохновителями на подвиги для музыкантов новых поколений.

Уголок меломана:
По полочкам всё разложит Глеб Борис Бритва.

Книг по истории популярной музыки ХХ века написано предостаточно, статей и очерков в интернет-изданиях ещё больше. Достаточно взять десяток мало-мальски приличных публикаций, чтобы убедиться в исключительной роли этой немецкой группы, её громадном влиянии на умы современников, как меломанов, так и музыкантов. Оглушительные дифирамбы в отношении Kraftwerk оправданны, их новаторство и бесценный вклад неоспоримы. Но за последние 45 лет поп-музыка проделала путь весьма богатый на события, по прошествии столь большого срока разглядеть действительное величие немцев оказывается непросто. Для многих они по-прежнему остаются забавным артефактом из далёких 70-х, людьми, появившимися в нужное время в нужном месте и выполнившими своё историческое предназначение.

В 60-е годы на просторах ФРГ не было, как, например, в Англии или США, развитого и развёрнутого рок-движения, отсутствовали центры или региональные школы, культивировавшие свои специфические концепции рок-музыки. Местные молодые музыканты были не в почете, и легко понять почему. То, что они выносили на суд публики, было в основном бесхитростным подражанием, слепым копированием иностранных образцов. Благо, самим немцам для этого ходить далеко не надо было. В Англии конкуренция за место под солнцем была столь велика, что многие группы с Туманного Альбиона, как по проторенной дорожке, проходили «обкатку» массивными концертными турами в Германии, так что подсмотреть было у кого. Поскольку рок-музыка во второй половине 60-х годов стремительно переставала быть просто танцевальным и развлекательным ремеслом, а всё больше становилась средством самовыражения музыкантов, ситуация начала меняться.

Германская рок-революция начиналась как дерзкая и слабо управляемая затея, и во главе ее стояли музыканты-авангардисты. Волна новой немецкой музыки зиждилась на симбиозе рока, индастриала и электроакустического творчества композитора Карлхайнца Штокхаузена, носила по своей сути экспериментальный и радикальный характер. Очевидно, что результатом подобного смешения стало появление не просто ещё одного этно-стиля рок-музыки, но нового музыкального языка, новой философии. Всего пару лет понадобилось, чтобы апологеты новоявленных революционных идей появились во всех крупных городах ФРГ. Мятеж, начавшийся с горстки ренегатов, приобрёл общенациональный размах, название которому, впрочем, ещё не было дано. Впоследствии британский журнал Melody Maker в шутку окрестил новый немецкий рок «краутроком», и это насмешливое прозвание стало общепринятым. Это, однако, совсем не мешало авторам подбирать собственные названия своим работам. Основатель Kraftwerk Флориан Шнайдер, к примеру, стиль группы называл индустриальной народной музыкой.

Выходец из Дюссельдорфа Шнайдер в 60-е мало походил на хиппи или неформала. Он был аккуратно одет и подстрижен, владел скрипкой, фортепиано и флейтой. Но чем больше он увлекался этими инструментами, тем больше его угнетала невозможность выразить с их помощью весь спектр собственных чувств и эмоций. Поиски решения данной проблемы натолкнули Шнайдера на использование синтезаторов и электронную обработку звука. Эти принципы являются краеугольным камнем краутрока. В 1968 году Флориан и его сокурсник Ральф Хюттер основали группу Organisation, став таким образом в числе пионеров этого движения. Правда, в родном Дюссельдорфе в то время не нашлось специалистов, способных помочь молодым авангардистам – не сказать авантюристам – в записи альбома. Для этой цели им пришлось наведаться в Кёльн, где собственной студией располагал звукорежиссер Конни Планк. Вскоре фамилия эта будет греметь на всю Германию, став синонимом знака качества.

Премьерная работа Organisation не стала прорывом, но Шнайдер и Хюттер не были из тех, кто надеялся на мгновенный успех. Краутрок ещё выжидал свою аудиторию, а дезорганизованные музыканты только пробовали свои силы. В 1970 году, так и не добившись успеха, Organisation уходит в небытие, а на её обломках создается новый коллектив – Kraftwerk. Те, кто уже сталкивался с ранними композициями группы, знают, насколько разительно они отличаются от их же хитов второй половины 70-х годов и более поздними. Тогда ещё группа не оставляла надежд проявить себя в краутроке. Kraftwerk обладали узнаваемым почерком, но в популярности проигрывали коллегами из Tangerine Dream, Amon Duul или Can. К тому же болезненной для группы оказалась текучка кадров. Музыканты сменялись с незавидным постоянством (среди них были и будущие основатели проекта Neu! – ещё одних легенд краутрока – Клаус Дингер и Михаэль Ротер). Даже Ральф Хюттер некоторое время был занят в университете и не мог заниматься музыкой. Всё же, благодаря профессионализму Конни Планка, с которым у Kraftwerk сложились долговременные отношения, первые два альбома немцев заслуживают всестороннего внимания.

Поняв, что необходимо что-то менять, начиная с третьей пластинки «Ralf und Florian», музыканты переосмыслили себя и начали неотступно пересматривать концепцию своего творчества. История гласит, что, будто бы вернувшийся после учебы в университете Ральф, бросил Флориану странную фразу: «Мы должны сделать прически и надеть костюмы!» – которую только Шнайдер мог понять. Речь шла о выставке моды, которые музыканты посетили в 1970 году, там им приглянулись безжизненные манекены в строгих костюмах – было в этом зрелище что-то не от мира сего. Перемены в Kraftwerk глубоко затронули как сценический образ, так и саму музыку группы. С этого момента Шнайдер и Хюттер уверенного пошли по пути максимального и бесповоротного отказа от «живых» и акустических инструментов в угоду исключительно синтетическому звучанию.

Водоразделом для Kraftwerk стал нашумевший альбом «Autobahn» (1974): это была последняя пластинка группы, работа над которой проводилась с участием Конни Планка. В дальнейшем маститый специалист уже больше ничем не мог помочь музыкантам, с той поры они начали исполнять только им одним ведомую музыку, совершенно необычную и не похожую ни на что другое. Для этого им в первую очередь пришлось переоборудоваться технически. Громоздкие синтезаторы, напоминавшие скорее старинные телефонные коммутаторы, Шнайдер заменил на малогабаритные и стильные «компьютерные» модели, была разработана уникальная электронная перкуссия. Важной и полноценной составляющей для Kraftwerk становятся видеошоу, что в то время ещё не было общепринятым. Управление видеоаппаратурой доверялось специально нанятым для этой цели техникам. В карьере группы наступил переломный момент, народная индустриальная музыка безоговорочно уступила место робот-попу (этот термин также был придуман Шнайдером).

Музыка, которую играют роботы? Глядя со стороны, решение исполнять её было в высшей степени странной и опасной лотереей, но музыканты, кажется, предвидели свой успех. Покинув почти родную кёльнскую студию Планка, Шнайдер и Хюттер перебрались назад в Дюссельдорф, где в 1975 году основали свою фирму звукозаписи – «Клинг Кланг», там будут выпущены все последующие альбомы Kraftwerk. Тогда же было принято решение расширить состав группы до канонического квартета. Карл Бартос, ранее задействованный во время концертного тура в поддержку «Autobahn», и Вольфганг Флюр, уже помогавший в качестве сессионного музыканта, надолго вольются в робобригаду Kraftwerk и пройдут вместе с группой этап её наивысшей славы. Этим же годом датируются и первые масштабные серии концертов, данные немцами за рубежом, в частности, Англии, Канаде и США. И эти выступления имели далеко идущие последствия.

Причину, по которой альбомы Kraftwerk стали в музыкальной индустрии крайне влиятельными, следует искать в общем кризисе, постигшем поп-музыку в период пост-индустриальной депрессии второй половины 70-х годов. Перед лицом молодых и амбициозных музыкантов, образовался тупик, творческий вакуум, который необходимо было срочно заполнить. Англия уже одной ногой стояла на пороге революции панков. Но если панки призывали к тотальному нигилизму, разрушению всего и вся ввиду чувства безысходности, Kraftwerk предлагали путь обособления и замыкания себя в красивый, но холодный стеклянный мир собственного эго. Этот подход многие панки почти сразу взяли на вооружение. По правде говоря, авторитет немцев среди радикальной английской молодежи был непререкаемым, это весьма удивительно, поскольку они были так не похожи друг на друга.

Результат слияния электронной музыки Kraftwerk и английского панк-рока является неотъемлемой составляющей движения, получившего название «новая волна». Впрочем, движение это было столь обширно, что считать единоличную заслугу в его становлении только лишь Kraftwerk будет неверным упрощением. Однако утверждать, что немецкая группа оказала колоссальное влияние на всю тогдашнюю и последующую электронную музыку – от арт-попа и синт-попа до техно и индастриала – мы можем с полной уверенностью. По словам Нила Теннанта из Pet Shop Boys, Kraftwerk были откровением, процесс создания музыки был ими изобретен заново. И действительно, такое уверенное использование электроники неакадемическим для этого способом не могло не вызвать бурную ответную реакцию. Если в середине 70-х синтезаторная музыка по-прежнему оставалась уделом «серьёзных» академических музыкантов, то вскоре вся поп-музыка будет выстраиваться вокруг этого инструмента.

Усилиями Kraftwerk престиж других немецких групп также был восстановлен. Музыка Can, Faust, Neu! и прочих стала неплохим экспортом Германии. Теперь уже немцы проследовали в Англию в обратном направлении, хотя ещё пять лет назад об этом можно было только мечтать. Другой немаловажный аспект, демонстрирующий весомость Kraftwerk, кроется в отсутствии у них конкурентов как таковых. Фактически группа стала пионерами своего направления, даже похожих на неё ансамблей было не так уж и много! Та мизерная кучка блеклых эпигонов не стоит даже упоминаний. С 1990 года деятельность Kraftwerk больше напоминает каникулы, новые треки выпускаются по большим праздникам. К тому же имидж группы был существенно подпорчен скандалом, разразившемся после публикации Флюром книги «Я был роботом». В ней бывший участник квартета сетует на нелицеприятную роль, все эти годы уготовленную ему и Бартосу лидерами группы Шнайдером и Хюттером. Флюр утверждает, что с ним поступали несправедливо: по контракту он был не более чем наёмным музыкантом («роботом», как иронично), хотя принимал всестороннее участие в создании композиций и якобы недополучил по этой причине значительную сумму денег.

В 1997 году «Нью-Йорк Таймс» назвал Kraftwerk «Битлз электронной танцевальной музыки». Громкий, но заслуживающий того эпитет. Человек-машина, это завораживающее сочетание иррационализма и механицизма, природного и синтетического, биологического и технологического, с пленительным правдоподобием был воплощён в музыке Kraftwerk.

Послушать:


58 место
Clifford Brown & Max Roach




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Hard Bop, Jazz.
Время активности: 1954 - 1956.
Количество студийных альбомов: 4.
Балл RYM: 77,35.
Ключевое десятилетие: 1950's.
Лучший альбом: Clifford Brown and Max Roach (78).

Почитать:
Немного о Брауне - ссылка
Немного о Роуче - ссылка
Самая свежая классика. “Clifford Brown & Max Roach” - ссылка

От МакЛыди:
Джаз – жанр, заточенный на взаимодействии музыкантов, и хоть имена бэнд-лидеров куда более на слуху, их аккомпаниаторы-сайдмены, особенно в "золотое" время, также были выдающимися музыкантами, которые после в большинстве случаев сами становились бэнд-лидерами. Однако что касается подписей пластинок, то вспомнить на обложке два имени одновременно не так просто. Элла и Луи первыми приходят в голову, при этом у каждого великая карьера (и в проекте, естественно, я расскажу о каждом отдельно). Были люди, которые практически всегда подписывались по количеству персоналий в группе (как Dave Brubeck Quartet), а были и те, кто чередовал такую практику с просто собственным именем (хотя на них почти никогда не было музыки, сыгранной в две руки). Пример Клиффорда Брауна и Макса Роуча стоит особняком. Поодиночке они тоже выпустили достаточно интересного материала, но проходной балл для проекта не набрали, а вот в союзе – пожалуйста. Я было подумал, каких усилий стоило барабанщику Максу "выбить" своё имя в название группы, а потом послушал эти 4 альбома, и всё стало на свои места. Не умаляя заслуг Клиффорда, который погиб в 25 лет, но и за короткую жизнь успел стать фактически легендой, именно барабанные партии и даже соло (!) запомнились мне на этих лонгплеях больше всего. Макс Роуч – потрясающий музыкант.

Послушать:


57 место
Bruce Springsteen




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Heartland Rock, Singer/Songwriter, Pop Rock, Rock, Contemporary Folk, Americana.
Время активности: 1964 - н.в.
Количество студийных альбомов: 20.
Балл RYM: 77,4.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Born to Run (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Самый главный Босс - ссылка
Босс с гитарой - ссылка
Статья Троицкого, 1988 год - ссылка
Американский правдоруб - ссылка
Коллекция интервью - ссылка
Будущее рок-н-ролла - ссылка
Рецензия на Born to Run - ссылка
Рецензия на Nebraska - ссылка
Рецензия на High Hopes - ссылка

От МакЛыди:
Уместно ли говорить о непонимании творчества исполнителя, если мне у него нравится песен 20, а также один альбом полностью? Думаю, всё же уместно, когда речь идёт о такой глыбе, как Босс. У меня было несколько подходов. Последний – месяц, с полным погружением в дискографию – кардинально ничего не поменял. Так же, как Рональд Рейган когда-то обкакался, сделав 'Born in the USA' гимном своей предвыборной кампании (а песня-то в некотором роде антиамериканская), я сажусь в лужу при попытке понять лирику Брюса в большинстве случаев. Любимый альбом Nebraska, а до остальных пока не дорос. Тем не менее, даже мне не составит труда признать факт того, что Спрингстин – величайший автор в истории и один из главных рокеров эпохи.

Уголок меломана:
Давид Герцог с отзывом.

В подростковые годы, средневековье человеческой жизни, времени поисков собственной идентичности и уникальности, киданий из крайности в крайность, пылкого идеализма и перманентной готовности завоевывать мир, нервных срывов и истерик на пустом месте, потери невинности и изгнания из рая, времени, когда личность окончательно дозревает, а характер доформировывается, происходит становление долгоиграющих вкусовых предпочтений и убеждений может и не в окончательной форме, но отправной точкой и вектором развития уж точно. В общем, в это самое время мне на глаза попалась цитата Стива Тайлера. «Рок – это путешествие, а не пункт назначения!». Именно такая формулировка. Сложно сейчас точно вспомнить, что именно меня так зацепило, но с тех пор значение рок-музыки не ограничивалось чисто техническими и стилистическими словами и приёмами, а характеристика «рокер» вмещала в себя нечто большее чем «человек, сочиняющий или слушающий рок-музыку». Для меня это стало символом подлинной человечности, с её неиссякаемой любознательностью, страстностью, непокоряемостью и тяги к новому (вызовам, чувствам, впечатлениям и т.д.). С её жаждой движения и поисков.

Брюс Спрингстин в этом плане один из самых показательных примеров. Моё знакомство с ним состоялось через сборник хитов, составленный неизвестно каким энтузиастом. Что ж, как минимум рекламная цель была достигнута – мне захотелось доскональнее и подробнее изучить творчество знаменитого американца. Сказано-сделано, и так началось моё путешествие «по путеводителю Спрингстина». Длящееся, к слову, до сих пор, хотя все альбомы переслушаны (и не по одному разу). Но всё же удаётся его песням вновь и вновь добиваться моего внимания, интереса, симпатии и потребности в них.

Каждое путешествие непохоже на другое. Разные мотивы и предпосылки, разные цели и пункты назначения. Разная скорость, разные дороги, разные транспортные средства, да даже разная погода за окном. И под стать этой разности альбомы Спрингстина, эти «мини-путешествия». В зависимости от возраста, социально-культурного контекста, творческих решений и экспериментов альбомы звучали то трогательно-ностальгически, то раскованно-сексуально, то таинственно и задумчиво. Но общее и роднящее их все, характеризующее Спрингстина как автора и человека непременно присутствовало.

Что привлекает, восхищает и вызывает уважение в первую очередь, так это удивительная и выглядящая столь естественно сбалансированность драйвовой музыки и поэтичности текстов, создаваемых ими образов: уверенности и уязвимости, грубости и чуткости. Через узнаваемый рычащий голос обретает плоть столь много чувств, эмоций, ощущений, фантазий и мыслей. В том числе нереализованных, невысказанных, недопрочувствованных, несбыточных, невыполнимых, недостижимых, необходимых. Его музыка тверда и мужественна, но не агрессивна. Требовательна и непокорна, но не вызывающа. Темпераментна, эмоциональна, но не поверхностна и не сиюминутна. Внятна и доходчива, но не прямолинейна.

Спрингстин – один из главных мифотворцев американской культуры и менталитета, но не той её части, которую можно сравнить с хищной и прожорливой акулой капитализма или солдатскими сапогами и армейскими танками, подминающими или растаптывающими все прочие культуры. Нет, его Америка одноэтажна и заселена обыкновенными людьми, которые не признают навязываемую безнравственную соревновательность жизни с её критериями успешности и шкалой ценностей. Она заселена мятущимися душами, вечными скитальцами, маргиналами поневоле, мечтателями, романтиками, непокорными бунтарями, жаждущими любви и понимания, людьми, чьё одиночество разделяет только их собственная совесть и прочими-прочими-прочими так редко замечаемыми остальными. Это возвращает его к истокам и корням американской культуры, традициям Западной культуры в целом, с его вниманием и сочувствием к маленькому человеку.

Чуткость и тактичность Спрингстина вместе с бескомпромиссной искренностью и бунтарским нервом, его способность выражать себя самого и свои чувства именно таким путём, возвели его на Олимп славы и завели в пантеон бессмертных классиков. Вечно актуальных и универсальных. Понимаемых людьми других стран, языков, эпох. Потому как многое меняется, но, например, «I'm looking for a lover who will come on in and cover me» под бодрые гитарные рифы будет находить отклик в человеческих сердцах до тех пор, пока сияют звёзды и тлеет что-то человеческое в людских сердцах.

Послушать:


56 место
Ornette Coleman




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Avant-Garde Jazz, Free Jazz, Hard Bop, Jazz Fusion, Third Stream, Film Score.
Время активности: 1958 - 2015.
Количество студийных альбомов: 28.
Балл RYM: 77,6.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: The Shape of Jazz to Come (80).

Почитать:
Биография - ссылка
10 важных фактов - ссылка
Первопроходец фри-джаза - ссылка
Пионер фри-джаза - ссылка
Не так страшен черт, как Орнетт Коулман - ссылка
Орнетт, только не это: как великий саксофонист навсегда изменил джаз — и всю современную музыку - ссылка
При помощи безудержной гармонической структуры можно найти новые формы мышления - ссылка
Рецензия на Free Jazz - ссылка
Ещё одна - ссылка

От МакЛыди:
Не так давно я дочитал книгу о великих музыкантах всех времён. Напыщенную, адски пафосную, но в некотором плане познавательную. В глаза бросалось два факта: горе-патриотизм автора (огромное количество русских музыкантов вошло в топ-100) и не самое почётное место для джазовой эпохи, которая вместила в себя от силы 10 персон. Тем не менее, Орнетт Коулман был в их числе. Конечно, в наше время его озарение в совокупности с сумасшествием уже не производят должного эффекта, но в конце пятидесятых - начале шестидесятых (когда джаз уже начал сильно сдавать, уступая рок-н-роллу) он считался одним из главных музыкальных новаторов, фактически создавшим свой жанр. Назвали его фри-джаз, прямо по названию революционного альбома-джема Коулмана. На нём мы можем услышать 37 минут чистой импровизации, даже не разделённой на треки. В правом канале – оркестр Коулмана, в правом – оркестр Долфи. Никаких репетиций, никаких договорённостей. Собрались, отыграли, создали свой жанр, разошлись. Всем бы так собираться.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments