alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №35



Abstract Void - Back to Reality
Год: 2018. Жанр: Synthwave, Blackgaze, Avantgarde.
Треклист:
1. Wind Of Reminescence
2. As I Watch The Sunset Fade
3. Back To Reality
4. Disconnected
5. Joy Night
6. A Reflection Of Dying Past
7. Sigh

Abstract Void – это мальчик, девочка, а может и вовсе инопланетянин, которому оказалось влом даже рассказать народу, из какого он города или страны. "One-man project from the planet Earth", – такая надпись значится в информации об исполнителе на БэндКэмпе. Как оригинально! Ну хоть обозначил, что он не с Марса, уже хорошо. Второе предложение абзаца-синопсиса уже поинформативнее: "An experimental blend of blackgaze and synthwave". И на этом разговор об Abstract Void можно заканчивать... По крайней мере, я думал так сразу после того, как альбом закончил играть в моих дряхлых свеновских колонках. Но потом захотелось почитать, что о нём пишут акулы пера в этих ваших интернетах. "Автор взял лучшее, что есть в блэкгейзе и синтвэйве, и получил из этого потрясающе вкусную конфетку"... "Этот альбом заставит вас путешествовать, как будто вы во сне, вне пространства и времени, видите, насколько мы все бессмысленны в этой вселенной"... "Каждая песня представляет собой смесь двух жанров, которые находятся на противоположных концах музыкального спектра, и нет ни одного момента, когда это не работает"... 9/10, 10/10!!!! Очень давно я не чувствовал себя настолько чужим на этом празднике жизни.

Один из самых выматывающих альбомов за всё моё время в игре. Не плохих, а именно выматывающих. Тех, которые непонятно зачем нужно дослушивать, так как всё понятно по первым минутам двум-трём. Ничего кроме концепции совмещения двух несовмещаемых жанров здесь нет, ни грамма отступления от combination двух styles на planet Земля. 36-минутное месиво из синтов и бласт-битов, очень громкое и вовсю пытающееся быть чем-то светлым и величественным в духе God Is an Astronaut. Получилось ли? Решите сами, если отважитесь послушать. Для меня это классическая 5,0. Альбом, на котором не за что зацепиться. В одно ухо влетело, из второго упорхнуло. Синтивейв, конечно, прикольный стиль, но что-то я не припомню в нём ни одного удачного именно лонгплея, состоящего не из тупого нагромождения треков, сочинённых за отведённый временной период. Рандеву с блэкгейзом ситуации не изменило, это попросту скучно.

Итог: неработающая концепция.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 5,0.



Щенки - Цвет времени
Год: 2019. Жанр: Post-Punk.
Треклист:
1. Шрамы
2. Уходи, если хочешь
3. Вечеринка
4. Гориллаз
5. День отца
6. Связаны
7. Тебя
8. Ненависть

Пара лирических отступлений.

Меня всегда умиляют сообщества молодых российских групп ВКонтакте. Причина тому – повышенная искренность подписчиков. "Под вашу музыку я первый раз поцеловался!"; "Вы помогли мне пережить депрессию"; "Если бы не ваши песни, меня бы не было на этом свете"... Вот такая новая русскоязычная музыка, людей с того света достаёт. Причём самое интересное в том, что у группы может быть, допустим, только один релиз с тремя песнями, а комментарии к постам всё в той же интонации. Ярок пример группы Грибы, выпустившей 1 мини-альбом и 1 сингл, но ставшей суперпопулярной во всех странах бывшего СССР. По законам нынешней индустрии писать много не нужно, а необходимо одно – чтобы тебя заметили. Пролистывание контента в ВК-шной группе Щенков (число подписчиков внушительное – около 28 тысяч) подарило мне новый перл, пунктуация и орфография сохранены: "Интересно, это Чёртово совпадение или каждый также думает: этот альбом вышел в момент, когда мои отношения, замужество именно, летело к чертям. Каждая песня – как будто подсмотрена в моей жизни. Спасибо вам, ребята. Прослушивая треки, из меня выходила дурная энергия. Словно очищение происходило". 26-летняя девушка поделилась эмоциями и собрала увесистый куш в 18 лайков от единомышленников.

А второй момент касается лично меня. Я очень стыжусь одного отзыва, который когда-то накарапулил в рамках Рулетки. Он был написан на альбом группы Joy Division. Тогда я очень мало о них знал, и для написания текста недостаточно хорошо изучил мат.часть. Может, умным себя возомнил, а может просто был цейтнот. Уже не помню. Суть в том, что без личности Кёртиса музыка JD не существует, они неразрывны. А я писал тот отзыв, поставив себя во главу угла, отталкиваясь от личных впечатлений. Потом, когда истина мне открылась, захотелось провалиться сквозь землю. Насколько же я неверно всё интерпретировал. Пусть полюбить JD мне так и не удалось, я смог понять их посылы, ментально соединился с лирическим героем. И примерно тогда же, когда это произошло, мне перестал быть интересен отечественный пост-панк. Предпочитаю обходить его стороной. Объяснение банально и категорично – кажется, что все эти песни давным-давно написал Ян Кёртис. Только британец был пугающе искренен и одиозен в своей прямоте, а современные музыканты сплошь позеры, в той или иной степени. И мне очень сложно поверить, что музыка каких-нибудь Буерак действительно вынимает людей из петли или очищает мозг от дурных мыслей. Смотрю их интервью и не вижу в глазах никакого интеллекта, отношение к музыке как к какой-то игрушке. Плюс периодически скверное отношение к коллегам по цеху, что недопустимо для музыкальной нации, которая только-только начинает вставать с колен.

Но это, конечно, не означает, что я априори пагубно отношусь к пост-панку на родном языке, каким-то образом попадающему в мой плейлист. Ожидания обычно заниженные, но порой это только в плюс. Вот и группа Щенки, попавшаяся в новом туре игры, изначально вызывала вполне рабочий интерес. Как можно понять из информации в соц.сетях, Щенки – это дуэт Феликса Бондарева и Максима Тесли из славного города Кингисеппа. Один пишет музыку, второй стихи. Феликс был очень активен в Твиттере времён его расцвета, а также задействован в некоторых других известных музыкальных проектах (в разных жанрах), среди которых RSAC. В прошлом году они ворвались в топы с песней 'NBA'. Максим же не только поэт и вокалист, но ещё и писатель. Я не слышал их музыки раньше, но видел интервью. Феликс произвёл самое приятное впечатление: спокойный, рассудительный, с хорошим чувством юмора.

Цвет времени – третий их альбом, причём самой группе на момент его выпуска было около четырёх лет. Можно сказать, что довольно плодовито работают, да вот только на лонгплее всего 8 песен и идёт он 23 минуты. Даже при всех условностях пост-панка, больше похоже на EP. Ну да ладно. О собственно музыке хочется сказать, что позёрства тут не так уж много. Радуют драм-н-бассовые вставки и мощные вкрапления электроники, чередуемые с довольно сочным гитарным звучанием. Радуют и барабаны, что нестандартно для жанра недостаточно "утоплены" в миксе. Не радуют же все ритмические рисунки, в них нет никакой оригинальности. Сами авторы пишут о себе: "Похоже, что это пост-панк: сырой, грязный, нарочито однообразный". Не обманули. Очень удобно занять позицию неумёх и придерживаться её даже на третьем альбоме. Слова же, хоть и заставляют порой улыбнуться, добавляют альбому разобщённости. Обещанной атмосферы нервного срыва я не почувствовал, тут превалирует тема одиночества и неудачных, "токсичных" отношений. Неплохо, но см. абзац №2.

Бонусом я посмотрел кусочек концерта. Максим Тесли на сцене ведёт себя как Володя Котляров. Настоящий панк. Бегает по сцене, поёт (читай: орёт) без микрофона, аплодирует публике и разговаривает с ней между песнями в мини-антрактах. Выглядит же он при этом ну совсем не как Игги, и даже не как Котляров. Скорее как Алекс Капранос. Ещё один момент, добавивший образу группы спорности. В общем, мне не хочется их ругать, это были не самые худшие 23 минуты моей жизни. Но и слюна в моём рту дополнительно выделяться не будет, когда я увижу объявление о новом релизе или лайве в моём городе. Просто запомню, что есть такая группа – Щенки.

Итог: не худшие представители русского пост-панка.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,0.



Titan To Tachyons - Cactides
Год: 2020. Жанр: Progressive Metal.
Треклист:
1. Morphing Machineminds
2. The Starthinker Is Obsolete
3. Tycho Magnetic
4. Earth, And Squidless
5. Everybody's Dead, Dave

Titan To Tachyons – это новёхонькая метал-команда, образовавшаяся, если судить по обрывкам информации в интернете, прямо в пандемийное время. Тизер на альбом вышел в апреле, сам альбом в августе, буквально месяц назад. В какой-то мере их можно было бы назвать супергруппой, ведь у каждого члена трио огромный опыт игры в метал и, что важно, джазовых коллективах, да только все те группы известны в очень узких кругах, поэтому и появление новой формации особого резонанса не вызвало ни у слушателей, ни у критиков. Я было подумал, что совсем не знаю этих музыкантов, но нет – Кенни Гроховски играет на барабанах в любимой мной последние годы группе Imperial Triumphant. Мэтт Холленберг, басист, имеет запись в резюме о совместной работе с безумным гением авангарда Джоном Зорном, а Сэлли Гейтс, гитарист и идейный лидер команды, играл ранее в Orbweaver и Gigan. Cactides – их первый релиз. Вот так, без раскачки, без синглов и ипих, сразу полный формат на 40 минут. Возможно, и тут коронавирус сыграл свою роль. Положительные рецензии на альбом оставили несколько локальных метал-изданий и, что удивляет, PopMatters.

Играют ребята весьма замысловатый прог-метал, который порой так и хочется причислить к авангарду. Опыт сотрудничества с Зорном слышен невооружённым ухом. Пять инструментальных вещиц средней продолжительностью 8 минут, довольно стандартный концепт для лонгплея на стыке метала и джазовых композиционных структур. Сделано всё довольно профессионально: каждый из трёх членов группы попеременно берёт бразды правления в свои руки, выходя на первый план, да и когда играют все разом понимаешь, что за инструментами отнюдь не юнцы. Исполнение выше среднего, как минимум. А вот выдумки в плане построения общей повествовательной линии не хватает. Мужички пытаются брать напором, но без разнообразия звучания такой подход начинает утомлять к середине альбома. Так, я прослушал Cactides полностью четыре раза, но так и не смог отличить одну песню от другой. С одной стороны, это хорошо, у ребят есть стиль и они его придерживаются. С другой, продукт на выходе получается на любителя. Всё-таки прог-метал даёт много путей для музыкального развития, но Titan To Tachyons на дебютнике решили показать себя консерваторами. Их право. Конечно, консерваторы от прога не то же самое, что консерваторы от дума или дэта, но всё же чувствуется некоторая расслабленность при создании Cactides. Возможно, появление такого альбома – не больше чем карантинная шалость, и тогда к нему даже не стоит относиться всерьёз. Но если под брендом Titan To Tachyons выйдет что-то ещё, хотелось бы большей продуманности, а не сорокаминутного джема в авангардном обрамлении.

Итог: когда металлистам не хватает смелости.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,0.



Shortparis - Пасха
Год: 2017. Жанр: Experimental.
Треклист:
1. Любовь
2. Что-то особое во мне
3. ТуТу
4. Новокузнецк
5. Пасха
6. Шум великой Томи (Новокузнецк II)
7. Раз, два, три
8. Весело
9. Сын
10. Ma Russie
11. YQueen

После клипа "Страшно" и выхода альбома через несколько месяцев, казалось, что о Shortparis заговорили все. Рунет был завален отзывами о коллективе. Самое интересное, что лучшие рецензии, попадавшиеся в мои руки, были не от музыкальных изданий. Так, кинокритик Антон Долин проанализировал творчество молодой русской группы на уровне практически виртуозном. И пофиг, что непрофильная тема. Каким-то образом я удержался тогда от прослушивания альбома, но точно знал, что когда-нибудь они попадут в мой плейлист. Вне сомнений, "Страшно" – одна из главных и лучших песен на русском языке в ушедшем десятилетии, но всё же для прослушивания целого альбома русской музыки мне нужно особенное настроение, которого порой не бывает месяцами. Тогда вот тоже не было. Учитывая, что о Shortparis до 2018-го слышали только ценители отечественного андеграунда, я как-то, не проверив факты, решил, что альбом стал дебютным. На самом же деле Shortparis к тому моменту уже прожили маленькую жизнь длиной в 6 лет, успев выпустить 2 полноформатных альбома и несколько мелких релизов. И оказывается, что аж в 2013-ом году о них уже писала Афиша, делая на парней большую ставку в будущем. Даже история группы на Википедии внезапно останавливается на 2017-ом году, мол, а всё, что было дальше, вы и сами знаете. Увидев задание в рулетке, я решил послушать всю дискографию целиком.

Рассказывать о каждом релизе отдельно смысла не вижу, а вот общие впечатления попытаюсь собрать в кулак. Даже искушённые меломаны почёсывают репку в попытках описать жанр музыки, в котором играют Shortparis. Вне сомнений, это комбинация электронного и рок-направлений. Если говорить о первом, то в голову лезут ассоциации с индастриалом, жёстким техно восьмидесятых годов и холодным синтипопом той же эпохи. Выделить что-то одно проблематично. Что же касается рока, тут ещё сложнее. Во-первых, в 100 процентах случаев чувствуется творческая жилка, полный отрыв от музыкальных канонов и нежелании писать что-то общепринятое, массовое. И это хочется назвать арт-роком. Во-вторых, по композиционным рисункам (что всё же имеют место быть, это же не целиком авангардное искусство) группу можно относить к пост-панку или даже арт-панку в духе каких-нибудь Pere Ubu. В-третьих, манерность и атмосферность вокала, особенно на ранних релизах, это вообще какое-то дарк-кабаре. Сидишь и думаешь, что же это такое проходит сквозь меня. Оказывается, мудрые люди из Западной Европы дали подобной музыке определение ещё в семидесятых – колдвейв.

Цитата:
Холодная волна или колдвейв (англ. cold wave) — направление в электронной музыке, ответвление от пост-панка и новой волны, очень близкое к синтпопу, возникшее во Франции и Бельгии в конце 1970-х, начале 1980-х. Основополагающее влияние на жанр оказала бельгийская синти-поп группа Telex, а также появление новых моделей синтезаторов и драм-машин: Oberheim, LinnDrum, Sequential Cirquits и т.д. Стиль характеризуется своеобразным «холодным» звучанием, монотонными мелодиями в музыке, экзистенциальными текстами, преимущественно на французском языке. Манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв, плач.

Увы, но даже весьма подробный список групп расцвета колдвейва (он угас к началу девяностых) мне мало о чём говорит. Абсолютно точно Shortparis стали моим первым колдвейв-коллективом, который я послушал серьёзно. И звучат они как минимум необычно. Ничего подобного я не слышал с русской лирикой, да и с нерусской примеров на пальцах одной руки пересчитать. Тяжело удержаться от громких заявлений, но мужички реально смогли придумать уникальный саунд.

Что же касается лирики и вокала, то тут нельзя забывать, как себя позиционируют сами участники группы. Современные питерские художники (не музыканты!), ощущающие себя в оппозиции к современному шоу-бизнесу и нацеленные на самобытные творческие решения. Стихи Shortparis вызывающие, бескомпромиссные, под стать основному посылу, и произносятся они (пропеваются – громко сказано, декламируются максимум) Николаем Комягиным максимально провокативно и напыщенно. Я могу понять тех, кто, услышав пару четверостиший с Пасхи, потянется к кнопкам stop и exit в своих плеерах. На любителя лирика. Но можно понять и тех, кто ищет в текстах группы олицетворение современной эпохи и дальнейший путь России. Правда, найти это всё можно только в режиме обострённого СПГС.

Для меня Shortparis – это не про лирику. Это про красивый индустриальный хтонический саунд, которому завывания и шёпоты вокалиста лишь придают утончённости. С моей меланхоличной душой их музыка резонирует весьма неплохо. Хорошая русская музыка.

Итог: группа, которую нельзя упускать из виду.
Треки для Избранного: 'ТуТу'.
Оценка: 6,5.



Adam Hurst - Ritual
Год: 2009. Жанр: Modern Classical.
Треклист:
1. Ritual
2. Wellspring
3. Seduction
4. Threshold
5. Vessel
6. Longing
7. Chant
8. Return
9. Unseen
10. Midnight Waltz

Меня сложно назвать большим поклонником современной классики, но если на небосводе зажигается новая звезда под меткой "молодой вундеркинд", обычно мне удаётся об этом узнать. В большей части случаев это развёрнутые рецензии, в которых современные журналисты и музыковеды не просто сравнивают новых творцов с героями давно ушедших лет, но и подмечают, что у композитора свой взгляд на мир и интересная интерпретация реальности, всей или какой-то части. И, как логичный следующий этап, такая музыка попадает в мой плейлист и потом награждается оценкой от "хорошо" до "отлично". Не помню провалов, но не помню и Шедевров. Плюс чистый Modern Classical, без применения эмбиэнта или какой другой электроники, практически вымирающий вид. Эту музыку выпускают в довесок к какому-то другому мероприятию (игра/фильм/инсталляция), но довольно редко выпускают как LP. С другой стороны, современная классика она на то и современная, чтобы совмещать в себе и звук живых инструментов, и прелести музыкальной цивилизации нового века. Главный же показатель качества при этом – абсолютное смывание граней. Мозг не должен упрямо выискивать электронику, он должен лишь давать организму положительные импульсы и приятную энергетику. Замечательный прошлогодний альбом A Winged Victory for the Sullen как пример.

Адам Хёрст же, так скажем, андеграундный герой в и без того андеграундном стиле. Его имя мне никогда не попадалось на глаза, и я уж было подумал, что это полный позор, пристыдили меня заданием, но изучение мат.части производит успокоительный эффект. У Адама есть и канал на Ютубе, и Инстаграм, и личный сайт, но количество подписчиков на них по современным меркам просто крохотное. На Википедии странички нет. Рецензий на релизы нет, а если сложить все-все оценки, проставленные музыканту на главном гиковском сайте, получится... 68. Да ещё и в последние годы, когда ваш покорный слуга стал с особенным упоением выискивать всякие жемчужины в безднах музыкального мира, Адам значительно сдал в частоте выхода новых альбомов. Раньше было 1-2 в течение года, теперь – три за пять лет. Конечно, любители классики могут злобно пригрозить мне кулаком, мол, не по тем параметрам я оцениваю представителя высокой культуры, но всё же в современном мире промо-кампании, реклама и активность в соц.сетях являются решающими факторами для получения хоть какой-то известности. Адам вполне удовлетворён своим высоким статусом в среде инструменталистов, который помогает ему давать концерты и сольные, и внутри разных ансамблей, а свою оригинальную музыку он тихо-мирно распространяет через БэндКэмп. Либо без лейбла вовсе, либо выпускается на своём, со скромным названием Adam Hurst Studios. Привычная практика для "тихих" героев индустрии.

Мистера Хёрста вполне можно было бы назвать мультиинструменталистом, поскольку у него есть многолетний опыт игры на разных представителях рода струнных, но один инструмент выделяется слишком сильно от остальных. Это виолончель. Потому и в справочных источниках пишут виолончелист, а оф.сайт музыканта ещё недавно имел адрес worldcello.com (теперь это просто надпись-превью в шапке сайта). Начиная с 2008 года, на всех без исключения полноформатниках Хёрста виолончель является основным инструментом, а где-то и вообще единственным. Конечно, это просто потрясающе. Голый факт того, что где-то живёт человек, который из звучания виолончели творит альбом за альбомом, восхитителен. Ладно там пианино, гитара, скрипка, даже арфа, но виолончель... Остальные инструменты, насколько я понял, он дозаписывает тоже сам, а потом сводит в единый микс на домашней студии. Сам себе продюсер.

В доставшемся мне по заданию альбоме Ritual используются два неосновных инструмента – акустическая гитара и танпура (в некоторых композициях можно проследить восточные мотивы) – но их влияние минимально. Очень тихо, очень фоново, просто для небольшого оттенения основной мелодии. Виолончель на первом месте все добрые 55 минут объёма лонгплея. Возможно, это первый такой опыт для меня, так долго слушать фактически соло-виолончель. И если говорить в общем, то особого восторга испытать не удалось. Естественно, все композиции инструментальные, а короткие очерки на творчество исполнителя в совокупности с сухими названиями песен не наводят на какие-то масштабные образы или концепции. Банальностей говорить не хочется, но это правда было довольно уныло и тяжеловесно. Композитор не смог взять меня за руку и подарить ощущение полёта. Того самого ритуала с "собеседником", обозначенного в названии, не случилось. И что-то подсказывает, другие альбомы Хёрста слушать смысла чуть, если послушал хотя бы один и не смог прокайфовать. Но если вас заинтересует сам факт существования такой музыки – можете попробовать.

Итог: тот случай, когда уникальность не залог успеха, а чистая современная классика – не топ.
Треки для Избранного: 'Midnight Waltz'.
Оценка: 6,0.


Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe

  • Обзор №85

    Финалим. В этом обзоре сплошь великолепные фильмы. Все они достойны просмотра любым человеком планеты Земля, достигшим соответствующего фильму…

  • Обзор №84

    Предпоследний в этом году обзор. Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10 Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать…

  • Обзор №83

    Добрались-таки до хороших фильмов. С ними будет два обзора, а под конец – отличные. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment