alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальное чтиво. Выпуск №7. Эминем: Тёмная история


Эминем написал две книги, но обе не стали бестселерами. Первая, Angry Blonde, была издана в 2000-ом году. Тогда рэпер лишь начинал привыкать к мировой славе, и книга была попыткой ответить критикам на претензии, что его тексты “развращают молодёжь и принуждают к насилию”. В Angry Blonde нет сквозного сюжета, а лишь несколько историй о созданиях песен и карикатуры. Вторая, The Way I Am, появилась на прилавках в 2008-ом, когда Эм потихоньку выходил из затянувшегося творческого кризиса. В ней уже есть сюжет, аккуратно разделённый на главы, и также присутствуют картинки, нарисованные автором. Жанр – автобиография. Всё то, что СМИ активно обсасывали последние 10 лет, Маршалл “упаковал” в свой нон-фикшн. По какой-то удивительной причине книги нет в продаже. Она была переведена русским фан-клубом артиста и бесплатно выложена в сеть. Знал бы об этом факте, возможно, начал бы с неё. Но всё же держать в руках реальную книгу поприятнее.

Путеводителем в мир Эминема для меня стал британский писатель Ник Хастед. Он сделал карьеру на книгах об известных музыкантах прошлого и настоящего. Ник назвал свой опус в точности так же, как перевели наши ребята – The Dark Story of Eminem. Если верить информации из сети, книга переиздавалась три раза (2005, 2009, 2011), а написана была аж в 2003-ем. Последняя версия даже вышла с той же обложкой, что и русская адаптация. Оригинальное издание, должно быть, было крохотным по размерам, но с дописанными главами получилось довольно увесистым – чуть больше двухсот страниц. Изначальная идея описать взлёт обычного детройтского паренька с непривычным для жанра цветом кожи, с годами преобразовалась в настоящую биографию. Есть три блока с фотографиями, на которых можно проследить взросление рэпера, его восхождение к Олимпу. Редакция на русском языке поступила в продажу в 2015-ом году.

“Тёмная история” – чисто публицистическая книга. На пальцах одной руки можно пересчитать все случаи, когда автор даёт волю эмоциям и аккуратными оценочными суждениями встаёт на какую-то из сторон. Страницы буквально переполнены цитированием, прямой речью и строчками с переводами песен. Задачей Хастеда было восстановить всю цепочку событий жизни Эма, внимательнейшим образом разбирая самые остроконечные и токсичные истории. Хронология тяжёлых взаимоотношений с мамой и супругой, буллинг, постоянные выяснения отношений в связи с цветом кожи и настоящая война со СМИ, нередко доходившая до судебных разбирательств, – жизнь Эминема никогда не нуждалась в дополнительных инфоповодах. Холодность изложения отбивает желание искать критику на книгу, потому что это не имеет практически никакого значения. Рассказы, описанные здесь, являются чистой правдой в абсолюте случаев. Иногда Хастед сам ставит для читателя выбор, рассказывая разом несколько точек зрения (как, например, эпизод с убийством Пруфа), но в основном лишь говорит о том, что успели рассказать и задокументировать до него. Можно не сомневаться, что для написания книги этот публицист прочёл и посмотрел о Маршалле абсолютно всё, что сохранилось в анналах истории.

Хоть я и не особый фанат чистой публицистики, в книге есть своя прелесть. Несмотря на то что многие факты из жизни Эма уже давно стали притчей во языцех, усилиями Хастеда создаётся полная картина происходящего с правильными акцентами и приоритетами повествования. Вся неоднозначность и суровость Эминема становится более понятной с каждой новой главой. Автор ведёт читателя сквозь все дебри и ненастья детройтского гетто, позволяя читателям хотя бы ненадолго побыть в шкуре Маршалла и понять, с какими трудностями ему пришлось столкнуться по жизни. Те случаи, когда рэпер, очевидно, был неправ (как с мерзотным клипом ‘Just Lose It’), не умалчиваются и также предоставляются голыми фактами. Ничего не утаивается, даже когда нить повествования несколько ломается из-за появления в главе действующих лиц, с которыми, как казалось, уже покончено. Таковы условности публицистики и таковы условия самой жизни. Особенно когда ты Эминем.

Естественно, в книге масса историй о создании музыки. Это, пожалуй, самые яркие и эмоционально насыщенные части повествования. Эминем ничуть не лукавит, когда признаётся в интервью, что без рэпа он бы просто не выжил. С самого конца восьмидесятых музыка в жизни Маршалла заняла очень важное место и через несколько этапов сделала его псевдоним именем нарицательным по всему миру. Даже какой-нибудь мелкий сингл или EP на страницах книги приобретает символический статус, обретает культ речами Хастеда. О полноформатных альбомах даже говорить не приходится – все истории создания как на ладони. И в этом плане даже поклонников рэпера ждёт много сюрпризов. Сомневаюсь, что где-то в открытом доступе можно найти тонкости создания какой-нибудь ‘Puke’, почитать о местах, где (и с какой целью) снимались клипы, или ознакомиться с декодингом текстов отдельных треков. Очень познавательное чтиво.

Поклонникам артиста, несмотря на строго публицистический стиль, книга обязательна к прочтению. Все отзывы, что можно найти в интернете, вторят одно и то же: “Открыл(а) об Эминеме для себя много нового”. Также книгу можно посоветовать любителям тяжёлых драм и историй о сложных семейных отношениях. От жутких подробностей жизни как молодого, так и уже повзрослевшего рэпера волосы встают дыбом. Если захотите острых ощущений, книга даст их вам. Ну и просто как автобиография от третьего лица “Тёмная история” вполне радует своей обстоятельностью и выдержанным темпом.

«Общество говорит, что я агрессивен. – вспоминает то время Эминем. - Знаете, что я считаю агрессивным? Люди постоянно обращают внимание на то, что я белый рэпер. Белый в этом, белый в том. Это дерьмо сидит у меня в печенках. Как будто это огромный страшный секрет! Я просыпаюсь утром, смотрю в зеркало и вижу, что я белый. Спасибо, что напомнили! Но это не делает менее ценной мою работу. Моя жизнь была трудной, как и у других в Америке. Я ходил во все эти белые школы, черные школы, смешанные школы». Он помедлил, чтобы высказать свою самую значимую мысль: «Я видел все с разных сторон, но я всегда был беден. Я всегда был беден».
Tags: Музыкальное чтиво
Subscribe

  • Эпизоды. Послесловие

    Перед стартом проекта я собирал все эпизоды в док-файле, который потом разбивал по нескольким отдельным документам. Как уже было написано,…

  • Эпизоды. Топ-10

    10 место Мертвец (1995) " Да, я Уильям Блейк. А что, вы читали мои стихи?" Я как-то не подумал сразу о глобальном различии цитаты…

  • Эпизоды. 13-11

    13 место Хранители (2009) " Собачья туша в переулке по утру, след шины на разорванном брюхе. Этот город боится меня. Я видел его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment