alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. Эпоха танцев (2017)



Что для меня советский рейв:
Как и все дети девяностых, я, в первую очередь, узнавал о клубных восьмидесятых от своих родителей. Батя, поскольку был человеком военным и консервативным, начало танцевальной культуры в СССР пропустил полностью. По крайней мере, мы с ним никогда об этом не говорили. Мама же любила потусить, но тоже в весьма умеренных дозах. Шумным дискотекам и пыльным танцполам она предпочитала домашние вечеринки с приколами и играми. С некоторых из таких сохранились фотографии, и по ним очевидно, что ребята не грустили, развлекались вовсю. С учётом же того, что в семье у нас из всех жанров музыки предпочитали эстрадную попсу, о самом понятии рейва я узнал уже ближе к двадцатилетнему возрасту. Ну а советский рейв – это что-то очень ламповое и диковинное, о чём мне тяжело рассуждать. Первая дискотека, на которой я побывал, была году в 1999, и воспоминаний о том мероприятии не осталось никаких.

Чему посвящён фильм:
Режиссёр Виктор Буда собрал перед камерой всех лиц, ответственных за появление электронной музыки в СССР. Вся эта история развернулась вдалеке от Москвы и потому долгие годы была не то чтобы засекречена, но известна крайне узкому кругу деятелей из мира музыки. Рейв-движение Союза началось в Латвии с человека по имени Индулис Билзенс, его профиль изображён на постере фильма. Он вёл на латвийском телевидении контркультурные передачи, продюсировал молодых артистов в жанре электронной музыки, создавал ранние рейвы на территории СССР, а также был первым, кто провёз сквозь железный занавес ди-джея, известного по европейским меркам – WestBam’a. Индулис, несколько латвийских ди-джеев и промоутеров, а также Артемий Троицкий, освещавший те события на максимально широкую аудиторию, своими огромными усилиями в конце восьмидесятых запустили рейв-волну по всей стране. Теперь они восстанавливают хронологию тех памятных событий и делают выводы, к чему привели их труды.

Мнение:
Мало какой синопсис может так захватить внимание, как то, что я прочёл об “Эпохе танцев” на КП. Тема предполагала грандиозное исследование, причём мало кто из наших современников в курсе, что в СССР действительно была электронная революция. Увы, но фильм безмерно меня разочаровал.

Начнём с того, что начинается документалка не с плавного ввода в историю, а с 4-5-минутного фактически трейлера, в котором кусочками выдираются фразы из будущего повествования. Они грубо налеплены, буквально выплюнуты монтажёром, непонятно зачем. Это самый дешёвый ход из всех. Должно быть очень стыдно снимать подобное в 2017-ом году. Человеку, никак не связанному с СССР или электронной музыкой, такое вступление ничего не объяснит, а заинтересованных скорее испугает – так много за эти несколько минут нащупывается политических мотивов.

В фильме обозревается достаточно большой временной пласт, но создатели плевать хотели на то, чтобы зритель увидел сквозной, хронологически выстроенный сюжет. К двум самым простым функциям – титры и закадровый голос – решили не прибегать. События скачут туда-сюда, и от этого натурально начинает болеть голова. Я даже не досмотрел фильм с первого раза, настолько он меня утомил. Ладно, не хотите вы человека за кадром, но сделайте сюрприз техно-гикам типа меня, включайте треки, соответствуя тому этапу, о котором идёт речь в конкретный момент времени. Увы, они не додумались даже до этого. Полный рандом. Конечно, по основным для сюжета событиям хронология сохраняется, но ответить даже на самые базисные вопросы, вроде того, когда же всё-таки WestBam впервые приехал в СССР, после просмотра вам будет тяжело.

Переплетение музыки с политикой в контексте фильма объяснимо, тут не с чем спорить. Но события культурной войны поданы так топорно, что в каждом кадре чувствуется неумение режиссёра расставлять приоритеты и говорить на щепетильные темы. Провести аналогии или даже найти общий знаменатель между тем, что говорят с экрана Горбачёв (из 1989-го) и Троицкий (из 2017-го) просто невозможно. Хотя подобные эпизоды идут друг за другом. Ощущение, что у фильма просто нет сценария. Случайные эпизоды нашинковали и склеили так, как на душу легло. Неужели внезапно закончился бюджет? В какой-то момент политики в повествовании становится намного больше, чем музыки. Так и хочется спросить: вы ещё помните, о чём снимаете кино?

Каким-то образом они завлекли в фильм Деррика Мэя. Это, если кто не в курсе, создатель техно-музыки и один из самых выдающихся ди-джеев той эпохи. Настоящая величина. Никакого отношения к возникновению рейв-движения в Советах он не имеет. Чисто технически можно сказать, что под его воздействием увлёкся техно WestBam и потом приехал со своими наработками в Союз, но это уже сова, которую натягивают на глобус. Не беда, пусть Деррик будет просто сторонним экспертом, в любом фильме такие есть… Однако задаваемые ему вопросы не имеют с тематикой документалки ничего общего. Такой свежий и улыбающийся, на фоне довольно смурных литовцев Деррик выглядит как человек, что пришёл давать интервью для Mixmag, а не для российского документального исследования.

Несмотря на довольно удачные интервью с Билзенсом и Ленцом, в целом неплохой саундтрек и очень приятную архивную хронику с советских вечеринок, фильм оставляет скорее негативное впечатление. Всему виной неумелая режиссура и дрянной монтаж. Создатели попытались ухватиться за всё: рассказать и о падении Берлинской стены, и о перестройке, и о тяготах цензуры, и о случайных встречах героев, а также их дальнейшей карьере. Удобоваримого коктейля из вороха событий создать не удалось. Не имею понятия, кто такой Виктор Буда, это его первый фильм, но судя по общему посылу – советофил. Финал фильма с выводами о том, мол, “вот сейчас музыка уже не та, раньше трава была зеленее” – как последний гвоздь в крышку гроба. Такая мысль, выставленная в эпилог, окончательно убивает всё, сказанное ранее.

Оценка: 5 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments