alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 65-61



65 место
Marvin Gaye




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Soul, Smooth Soul, Motown Sound, Pop Soul, Funk, Rhythm & Blues.
Время активности: 1957 - 1984.
Количество студийных альбомов: 21.
Балл RYM: 77,16.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: What's Going On (82).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
17 фактов - ссылка
«50»: Сладкий апокалипсис Марвина Гэя - ссылка
Путеводитель по дискографии - ссылка
Рецензия на What’s Going On - ссылка
Ещё одна - ссылка
Рецензии на Old Ship Bar - ссылка

От МакЛыди:
Если первые релизы Марвина представляют собой довольно типичный для Мотауна саунд, который в шестидесятых создавали все, кому не лень, и таким образом слегка обесценили богатое достояние лейбла, то примерно с начала семидесятых музыкант понял три вещи. Первая – стоит оглянуться по сторонам и увидеть, что происходит в мире. Присмотреться к проблемам общества. Вторая – стоит начать сочинять и петь об этом. Третья – концепция бесшовного соединения, согласно которому песни как бы перетекали одна в другую. Неясно, кто первым применил подобное в истории музыки, но в соуле Гэй с этой фишкой стал настоящим новатором. В итоге семидесятые стали его временем целиком и полностью. Всё, о чём бы он не пел, вызывало отклик. Всё, к чему бы не прикасался, блистало золотом. И это стало удивительным открытием для меня, но если вы поместите в плейлист его лучшие альбомы из того десятилетия, то подобная бесшовность может быть прослежена и на примере полноформатников. Конечно, они различаются в плане посылов и тематик, но эмоционально это такой кристально чистый соул, что просто не хочется искать различия. Невообразимо прекрасная музыка от гениального артиста. Посмертные релизы продолжают выходить до сих пор, любовь до сих пор живёт в сердцах.

Уголок меломана:
Сергей Blood Brother вновь в моём блоге.

Один из первых артистов в богатой истории Motown и по совместительству визитная карточка лейбла. Марвин впервые появился в моём плейлисте где-то в самом начале десятых. В ту пору мною ещё активно перелопачивались всевозможные списки зе бест, и я, как прилежный ученик, приобщался к вечной классике. Несложно догадаться, какой именно лонгплей был выбран в качестве отправной точки в творчестве музыканта. Конечно же What's Going On. Самый известный и поворотный альбом в карьере певца, выпущенный весной 1971 года. Война во Вьетнаме, расовая дискриминация, личная трагедия – все те темы, которыми пропитана данная работа. После череды легковесных работ 60-х с его R'n'B стандартами Гэй выпустил концептуальную бомбу. Заглавная композиция стала неофициальным гимном в борьбе за равноправие, продолжив тем самым славные традиции других маститых музыкантов в лице Сэма Кука ('A Change Is Gonna Come'), Отиса Реддинга ('(Sittin' On) The Dock of the Bay'), Нины Симон ('Mississippi Goddam'). Стоит сказать, что What's Going On первый альбом в карьере певца, который он полностью сам спродюсировал и, ко всему прочему, приложил руку к написанию песен. Диск возвысил певца до статуса мировой звезды, и теперь он мог смело диктовать боссам Мотаун свои условия, что он собственно и делал в последующие годы, выпуская свои нетленки вплоть до начала 80-х. К большому сожалению, бытовая перепалка с собственным отцом оборвала жизнь выдающегося музыканта 1 апреля 1984 года, за сутки до своего дня рождения. Вряд ли когда-либо день смеха был таким грустным.

Большим поклонником творчества Марвина я не стал как 8 лет назад, так и сейчас. Обожаю отдельные произведения, мне очень импонируют его совместные работы с Тэмми Терелл (её смерть на заре семидесятых от рака оставила глубокий отпечаток в душе музыканта), живые и яркие выступления, и нежный, чувственный вокал, но мне тяжело слушать Марвина альбомами, что удивительно, т.к. коллеги по цеху в лице вышеупомянутых Отиса Реддинга и Сэма Кука уже давно в пуле любимых певцов.

Тем не менее, невозможно не признать за Марвином Гэем величину, на которую равняется абсолютное большинство соул-музыкантов и по сей день.

Послушать:


64 место
Alice Coltrane




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Spiritual Jazz, New Age, Free Jazz, Avant-Garde Jazz, Third Stream, Jazz Fusion.
Время активности: 1962 - 2006.
Количество студийных альбомов: 17.
Балл RYM: 77,16.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Journey in Satchidananda (81).

Почитать:
Биография - ссылка
Божественная любовь Элис Колтрейн - ссылка
От джаза к просветлению - ссылка
Мастера какофонии или когда джаз уже не джаз - ссылка
Рецензия на Translinear Light - ссылка

От МакЛыди:
Говоря об Элис Колтрейн, все прогрессивные меломаны лихо вспоминают о том, чьей женой она была, как в содружестве с Фероу Сандерсом открыла новую страницу в летописи авангардного джаза, как невероятно смело экспериментировала, мешая классическую индийскую и арабскую музыку с фри-джазом и как в итоге, транзитом через все религиозные пертурбации пришла к нью-эйджу, взяв себе духовное прозвище Swamini Turiyasangitananda. Но многие почему-то забывают, что начинала госпожа Колтрейн с вполне традиционного пост-бопа. Например, один из лучших альбомов Ptah, the El Daoud (хотя уже на нём в названии песни упоминается имя Turiya), вышедший в 1970 году – это же просто прелесть. Освежив его в памяти для написания этого поста, я был очень удивлён, насколько мне понравилось раннее творчество джаз-вумен. Потом, конечно, начался настоящий водоворот событий разной степени безумства, и культ Элис Колтрейн мне в целом понятен, но и максимально спокойный этап творчества забывать не стоит. Вышедшая же не так давно в рамках цикла World Spirituality Classics компиляция The Ecstatic Music of Alice Coltrane Turiyasangitananda даже на фоне зубастых экспериментаторов современности выглядит музыкой с другой планеты. Наследие Элис будет разбираться критиками ещё много лет.

Послушать:


63 место
Wayne Shorter




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Post-Bop, Avant-Garde Jazz, Modal Jazz, Jazz Fusion, Hard Bop, Jazz.
Время активности: 1958 - н.в.
Количество студийных альбомов: 22.
Балл RYM: 77,2.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: Speak No Evil (78).

Почитать:
Биография - ссылка
Дополнение - ссылка
В поисках джаза - ссылка
85 лет своим путём. Глава 1 - ссылка
85 лет своим путём. Глава 2 - ссылка
Speak No Evil – манифест Уэйна Шортера - ссылка
Радио Jazz - ссылка

От МакЛыди:
Вот вам кусочек статьи о том, как Уэйн вошёл в мир музыки. Такое не зарерайтить.

Главным джаз-клубом Ньюарка был тогда Lloyd’s Manor, заведение на втором этаже боулинга. Это было не самое благопристойное местечко; белые там вообще почти не появлялись, а чёрным мальчикам из хороших семей, вроде семьи Шортеров, родители высказывали большое неодобрение за походы в это «логово греха». Понятно, что Уэйн редко пропускал джазовые понедельники в Lloyd’s Manor, когда туда заезжали поиграть настоящие бибоперы «с того берега» — из Нью-Йорка. Однажды там появился Сонни Ститт, тогда (в 1951) один из ведущих альт-саксофонистов бибопа. Поднимаясь на сцену, Сонни спросил, с кем бы из местных тенористов ему сыграть. Местные вытолкнули вперёд Уэйна. Уэйн похолодел: он быстро прогрессировал в игре, но умел ещё далеко не всё, и главное — он пока ещё умел импровизировать только в трёх тональностях: до, си-бемоль и соль. И, конечно, Сонни объявил блюз в ми-бемоль.
— Он спросил: ты готов, ты готов? Он всегда всё повторял дважды и говорил очень быстро. Я кивнул и подумал: ну что ж, я уже на сцене — надо играть, — вспоминал Уэйн.

Уэйн играл соло пятнадцать минут подряд. Конечно, в зале были все местные музыканты, в том числе лидер танцевального оркестра Нат Фиппс.

— Уэйн всегда молодо выглядел, — рассказывал он позднее. — А тогда ему на вид вообще было от силы лет двенадцать, и он был такой… не стеснительный, но замкнутый. И вот этот зажатый малыш выходит и начинает играть, и через пятнадцать минут весь клуб уже просто сходит с ума. Остальные наши музыканты даже и на сцену не пошли.

***

Уэйну Шортеру уже очень много лет, но он всё ещё жив и до сих пор на сцене. Более чем шестидесятилетнюю музыкальную историю в один абзац не запихнуть, но если выделять какие-то значительные вехи, то остановлюсь на трёх. Первая – совместная работа с Майлзом Дэвисом, ещё до статуса суперзвезды джаза. Шортер тогда уже умел делать на своём тенор-саксофоне всё, но сотрудничество с гением жанра открыло внутри Уэйна скрытые силы. Составители современных сборников не чураются брать на пластинку с названием The Essential Wayne Shorter композиции Дэвиса. Вторая – все альбомы шестидесятых в качестве бэнд-лидера. Он очень много писал тогда и себе, и другим, всю декаду работал на износ. Эта музыка не имеет срока годности. Третья, само собой, группа Weather Report. Огромное количество альбомов, многие из которых стали классикой фьюжна. Если изучить хотя бы это, многое об Уэйне Шортере вам станет ясно. А если углубляться, то там не хватит и месяца, чтобы всё переслушать.

Послушать:


62 место
Bob Marley




Статистика:
Страна: Ямайка.
Жанры: Roots Reggae, Reggae, Jamaican Ska, Rocksteady, Dub, Ambient Dub.
Время активности: 1962 - 1981.
Количество студийных альбомов: 13.
Балл RYM: 77,2.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Exodus (79).

Почитать:
Биография - ссылка
История жизни - ссылка
Особые приметы - ссылка
17 фактов - ссылка
Правила жизни - ссылка
Принесший огонь: как Боб Марли почти остановил гражданскую войну - ссылка
Как изгой-полукровка стал гордостью Ямайки и звездой мирового масштаба - ссылка
Джа в майке - ссылка
Как изменилась музыка регги и ее поклонники - ссылка
Коллекция интервью - ссылка

От МакЛыди:
Уже писал и ещё напишу, а пока послушаем начальника транспортного цеха.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва включается.

Не так часто бывает, чтобы музыкант фактически олицетворял собой целый музыкальный жанр. Случай с Марли, похоже, выглядит совсем уж уникальным. Боб не был первооткрывателем стиля регги, и вот уже почти сорок лет, как его нет в живых, однако сакральный образ знаменитого на весь мир музыканта всё ещё продолжает настолько ярко сиять, что практически полностью затмевает собой творчество других исполнителей ямайской музыки, сколько бы выдающимися они ни были. Разумеется, говорить о Марли только лишь как о певце или композиторе было бы неоправданно поверхностно и в корне неверно. Музыка Боба неотделима от его религиозных и политических воззрений, он был настоящим революционером-миротворцем, избравшим в качестве инструмента борьбы против войн, несправедливости и бездуховности свои песни. Но фигуру Марли делает поистине великой тот удивительный факт, что ни слава, ни деньги, ни покушения на его жизнь, ни смертельная болезнь не отвратили его от собственных идей, и девизу «мир во всем мире» он оставался верен до последнего дня своей, к огромному сожалению, короткой жизни.

Детство будущего кумира нации едва ли можно было назвать безоблачным. Марли был полукровкой: его матерью была простая ямайская крестьянка, а отцом – отставной командир британской морской пехоты, человек уже почтенного возраста, работавший в то время надсмотрщиком на плантациях. Столь существенные различия в социальном статусе родителей Боба не позволили им создать семью (не стоит забывать, что это происходило в 1945 году, когда Ямайка являлась не более чем колониальным придатком Британской империи, а население острова рабски эксплуатировалось). Марли-старший, обременённый государственной службой, из благородных чувств мог разве что присылать денежное пособие, поэтому своего отца мальчик в жизни видел всего дважды. Боб, во многом предоставленный самому себе, воспитывался на улице и тотчас усвоил суровые законы трущоб. Окружающим сразу же бросался в глаза светловатый тон его кожи, из-за которого Марли немало натерпелся от сверстников. Уже тогда он прочувствовал инородное и едкое чувство несправедливости по отношению к себе.

Поговаривают, что были у Марли и сверхъестественные способности: он будто бы мог предсказывать судьбу по ладони, из-за чего прославился на всю деревню. Однако в семилетнем возрасте, после того как твёрдо решил стать музыкантом, Боб больше не давал сеансов хиромантии. Предсказал ли он самому себе карьеру великого музыканта, остаётся загадкой. Первым соратником Марли был его школьный приятель Нэвилл Ливингстон (позже мать Марли сожительствовала с отцом Нэвилла), с которым они вместе слушали по радио карибскую музыку и американский ритм-н-блюз. А после того как обе семьи переехали в пригород Кингстона Тренчтаун, к Бобу и Нэвиллу присоединился местный сорванец Питер МакИнтош. Втроем они составили ядро будущей группы The Wailers («Стенающие»). Надо сказать, что в 1962 году Ямайка получила долгожданную независимость, но оставалась слабым и в экономическом отношении отсталым государством. Ямайская молодёжь по-прежнему не могла рассчитывать на достойную жизнь, молодые ребята, разочарованные в собственной неспособности изменить ситуацию, стремительно пополняли ряды криминализированной деятельной субкультуры руд-боев, где намеревались добиться места под солнцем силой.

Среди одетых с иголочки руд-боев были и Марли, «Тош» и Банни Уэйлер (такое прозвище взял себе Нэвилл). В начале карьеры The Wailers не брезговали пользоваться услугами вышибал для пущего продвижения своих записей на радио. В остальном же их манеры и поведение не выходили за рамки стереотипного образа жизни руд-боев. Марли, однако, в глубине души не испытывал симпатии к глупому бахвальству и противился неуместной агрессии своих коллег. Он, напротив, заинтересовался идеями растафарианства и стал задумываться о том, как можно с помощью музыки изменить мир к лучшему. В 1964 году The Wailers при участии популярной ска-группы The Skatalites выпустили сингл «Simmer Down» («Утихомирьтесь»), адресованный враждующим группировкам Ямайки. Песня заняла в национальном хит-параде первое место, но среди самих музыкантов отношение к ней было неоднозначное. К примеру, Питер Тош, который на тот момент был не только наиболее умелым и технически подготовленным участником, но ещё и администратором группы, не одобрил столь пацифистской тематики композиции.

В середине 60-х в истории The Wailers наступает период безвременья: Банни Уэйлер получил срок за хранение марихуаны, а Боб вместе с матерью и родственниками переселился в США, где устроился на автозавод. В 1966 году молодое островное государство посетил с визитом духовный лидер растафарианства и воплощение Джа на земле император Эфиопии Хайле Селассие I, что повлекло за собой бурную популяризацию этого вероучения на Ямайке. Вернувшись в 1967 году на родину, Марли с удивлением обнаружил, что его приятели Тош и Уэйлер отныне являются ревностными сторонниками растафарианства. Втроём они решили возобновить деятельность The Wailers, впрочем, им далеко не сразу удалось нащупать комфортный для них стиль. Как бы то ни было, за потенциалом группы уже давно наблюдал ямайский продюсер китайского происхождения Лесли Конг – на тот момент неоспоримый специалист, сумевший запустить карьеры и обеспечить международное признание Джимми Клиффу, Toots and the Maytals и другим группам. На этот раз продюсер подыскивал кандидатов на роль звезд регги-музыки, стиля, который появился совсем недавно и не без непосредственного участия самого Конга.

Под патронажем Лесли Конга The Wailers (им аккомпанировал студийный коллектив лейбла Beverley’s) в 1969-70 годах записали ряд композиций, которые не были изданы, а сами музыканты отнеслись к ним с прохладой. Тогда, объединившись с другим ямайским продюсером Ли «Скрэтч» Перри и его группой «The Upsetters», Марли и его команда изобрели экспериментальную и довольно хитроумную смесь музыки рокстеди и фирменного даба Перри, которую на этот раз довели до ума, выпустив два студийных альбома. The Wailers вернули себе некогда потерянный престиж в кругах местной аудитории меломанов, но в 1971 году между трио и Перри не были достигнуты договорённости насчёт условий продолжения контракта, и сотрудничество с ним полюбовно прекратили. Воспользовавшись моментом, напомнил о себе Конг. Он анонсировал выпуск пластинки с говорящим названием «The Best of The Wailers», которую планировал составить из песен, записанных группой во время работы с Beverley’s. Музыкантам эта идея не понравилась. Широко известна легенда о том, как Банни Уэйлер пригрозил Конгу смертной карой, если тот не отменит выход альбома. Конг, тем не менее, не внял предостережениям и… умер от приступа через неделю после релиза.

Ещё в 1968 году в Ямайку приезжал темнокожий американский певец Джонни Нэш. Джонни интересовался музыкой регги и мечтал записать несколько песен в этом стиле (в этом смысле он был одним из первопроходцев, кто начал рекламировать регги за пределами острова). Нэш попросил знающих людей посоветовать ему для этой цели добротных музыкантов. Этими музыкантами, конечно же, были The Wailers. Марли и Тош тогда написали для американца несколько треков, но они, увы, интереса у публики не вызвали. Теперь же, когда «стенающим» пришлось уйти на вынужденный тайм-аут, музыканты вновь ухватились за возможность поработать с Нэшем. К тому времени Джонни подписал договор с CBS, отделением фирмы Columbia Records, отвечавшим за дистрибуцию американских записей вне США, и работал в Англии. С точки зрения маркетинга решение развивать регги в Британии было оправданным. И в предыдущие годы многие выходцы из Ямайки и других бывших колоний карибского региона приезжали селиться в Англию в надежде найти работу на фабриках. Так что, на регги в Британии был стабильный, хоть и небольшой спрос. Важнее было то, что, социализируясь, ямайцы знакомили англичан с музыкой своей родины, и те от знакомства не отказывались.

Марли тоже это знал. Оказавшись в Лондоне, он хитростью добился встречи с Крисом Блэкуэлом, владельцем крупнейшего британского инди-лейбла Island Records и убедил того принять The Wailers под свое крыло. Надо отдать должное проницательности Криса, ему удалось разглядеть в Марли бунтарский дух, а в его песнях-притчах неприятие лицемерия и тщеславия. Со стороны казалось, что The Wailers пришли на смену покинувшему лейбл певцу Джимми Клиффу и стали новыми протеже Блэкуэла. Результатом работы с Island явились два прорывных альбома The Wailers – «Catch a Fire» и «Burnin’» – оба они были выпущены в 1973 году. Эти пластинки познакомили широкую аудиторию с новым экзотичным стилем, благодаря ним регги из региональной в одночасье превратился в музыку мирового уровня. Пройдёт ещё несколько лет и интерес к ним только возрастет. Проблематика социального неравенства и лишений, затрагиваемая в композициях The Wailers, нашла своего слушателя в депрессивных районах английских индустриальных центров. Вскоре она стала созвучна идеям панк-рока, и музыка некоторых английских панк-групп стилистически подпитывалась ямайской энергетикой. Масла в огонь подлил и знаменитый блюзовый гитарист Эрик Клэптон, перепевший в 1974 году песню «I Shot the Sheriff». После этого лихорадку по регги уже было не остановить.

Но не всё, вопреки ожиданиям, у Марли, Тоша и Ливингстона складывалось гладко, красивая картинка не должна вводить в заблуждение. Внутри The Wailers назревал взрывоопасный конфликт. Поскольку всем стало очевидно, что ямайские уникумы находятся на пороге того, чтобы стать звёздами мировой величины, ставки многократно повысились. Island сделали неосторожный шаг, смысл которого заключался в том, чтобы выдвинуть Марли на позицию лидера и «лица» группы. Тош и Ливингстон сочли для себя неприемлемым исполнение второплановых ролей и не без скандала удалились. На этом моменте казалось, что история The Wailers завершилась в такую неподходящую для этого минуту, буквально на пороге многообещающих свершений. Но нет, Марли оказался готов в одиночку проповедовать свои принципы. Он набрал музыкантов и создал новую группу, которую назвал Bob Marley & The Wailers.

На первый взгляд может показаться, что отличия минимальны, но это далеко не так. Став единоличным главой группы, Марли получил практически неограниченные возможности внутри коллектива и ещё больше насытил свою музыку религиозно-политическими мотивами. Вывод о том, что уход коллег повлиял на карьеру Марли в позитивном ключе, небезоснователен. Уже на своём следующем альбоме Боб представил песню «No Woman, No Cry», ставшую мировым бестселлером. Эта композиция до сих пор считается жителями Ямайки лучшей за всю историю острова. Марли «подарил» авторские права на «No Woman, No Cry» инвалиду, державшему в Тренчтауне столовую для бедняков. Таким образом, это позволило бедолаге регулярно получать гонорар. Практику помощи нуждающимся Боб продолжил и в дальнейшем, за что продюсеры его сильно невзлюбили.

Период 1975-76 годов можно считать пиковым для карьеры Марли. К этому времени он стал нечто большим, чем просто музыкантом. Разъезжая с концертами по разным странам, он всюду занимался миротворческой деятельностью, был послом мира и всегда демонстрировал чёткую антивоенную позицию. Многие поклонники Марли считали его пророком или даже святым. Боб также стал активным адептом концепции панафриканизма, которую он считал в числе первых шагов, необходимых для преодоления ненавистного «Вавилона» – образного воплощения тлетворного западного образа жизни. В родной Ямайке Марли неволей оказался втянут в неприятный политический конфликт, развернувшийся между двумя политическими партиями. Противостояние этих партий зашло настолько далеко, что буквально всё население острова, приняв ту или иную сторону, оказалось на пороге гражданской войны. Марли, оказавшись на стороне правящих социал-демократов, намеревался выступить перед публикой с речью на предстоящем концерте, дабы снизить градус агрессии. Однако за два дня до выступления на жизни Марли, его супруги Риты и менеджера группы было совершено покушение неизвестными бандитами. Боб отделался относительно легко и, несмотря на грозящую опасность, через два дня выступил перед народом Ямайки, как и обещал. В прессе писали, что один Марли сделал для установления мира на Ямайке многим больше, чем все местные политики вместе взятые.

Восстановившись после полученных травм, Боб отправился на родину футбола, в Англию, где провёл последующие два года преимущественно в уединении, сочиняя материал для последующих пластинок. Страсть Марли к футболу стала одним из интереснейших фактов его биографии. Музыкант с детства любил этот вид спорта, ценя в нем не только дух солидарности и равенства, но и соревновательный аспект, борьбу тела, разума и воли. К несчастью, именно заядлое увлечение футболом привело к трагическим последствиям. В 1977 году во время матча Марли повредил палец на ноге, что в итоге привело к образованию злокачественной опухоли. От хирургического вмешательства Боб по религиозным соображениям отказался, и болезнь продолжала прогрессировать. К лечению Марли прибегнул слишком поздно, когда уже ничего нельзя было изменить. По большому счёту он просто-напросто лишь выиграл немного времени для того, чтобы иметь возможность собраться с мыслями перед уходом, к которому уже давно был морально готов. Последний сингл, который Марли выпустил при жизни – «Redemption Song» – можно расценивать как своего рода духовное завещание потомкам. «Жизнь за деньги не купишь», – таковы были прощальные слова музыканта, которые он произнёс своему сыну. Музыка Боба Марли это воплощение борьбы против угнетения и несправедливости во всём мире, это призыв прислушаться к жизненно необходимым вещам, касающимся каждого. Неудивительно, что интерес к его творчеству не ослабевает со временем.

Послушать:


61 место
R.E.M.




Статистика:
Страна: США.
Жанры: Alternative Rock, Jangle Pop, Pop Rock, Power Pop, Post-Punk, Folk Rock.
Время активности: 1980 - 2011.
Количество студийных альбомов: 15.
Балл RYM: 77,24.
Ключевое десятилетие: 1980's.
Лучший альбом: Automatic for the People (78).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
10 фактов о R.E.M., которые вы никогда не слышали - ссылка
40 лет R.E.M. - ссылка
Хроника завоевания - ссылка
Патти и я. Интервью с Майклом Стайпом - ссылка
ТОП-10 клипов - ссылка
Рецензия на Out Of Time - ссылка
Рецензия на Automatic for the People - ссылка
Рецензия на New Adventures in Hi-Fi - ссылка
Рецензия на Accelerate - ссылка

От МакЛыди:
R.E.M. – легендарная группа, что до сих пор имеет у нас в стране "тихий" статус. Знают все, а опроси на улице десять человек – девять из них лишь напоют ту самую песню и вспомнят тот самый клип. Ещё кто-нибудь вспомнит 'Everybody Hurts' или 'Shiny Happy People' и будет при этом невероятно доволен собой. Меж тем в мире у мужичков совершенно иное положение, что совершенно логично при тридцатилетней карьере с лишком привело их в мой проект.

R.E.M. если и не придумали, то совершенно точно популяризовали альтернативный рок в восьмидесятые. В наше время, когда любую пост-гранжевую или пауэр-поповую ересь относят к альтернативе, уже тяжело понять, как трудно было пробиваться к Олимпу рок-группе в диско-синтезаторную эпоху. Независимая и альтернативная музыка появилась именно тогда, отвечая протестом на дух времени и создавая мини-миры, в которых находили приют британские и американские аутсайдеры жизни. Фишка же в том, что в музыке R.E.M. никакого протеста не было. Они делали музыку простую, но при этом бьющую прямо в сердце. Как блюз. И с каждым новым альбомом музыкальное сообщество понимало: вот оно, какая альтернатива. В риффах, что приумножают тягу к жизни. В словах, что заставляют взяться за руки и часами смотреть на небо в компании любимого человека. В атмосфере, ионизирующей пространство около звукового устройства. Только такая музыка могла повлиять одновременно и на Nirvana, и на Radiohead – гениальные группы с разных полюсов рок-компаса. R.E.M. воспитали сразу несколько поколений слушателей и спокойно ушли на покой в начале 2010-ых, поняв, что всё самое важное уже сказано. Очень сложно поверить, что среди 15 вышедших лонгплеев вы ничего себе не подчерпнёте. Я вот на днях удивился, как мне с годами стал близок Automatic for the People.

Уголок меломана:
Рамиль orionthegamer с конспектом.

Афинская группа R.E.M. (Random Eye Movement) образована группой студентов университета Джорджия. Они познакомились друг с другом на основе музыкальных вкусов. Майкл Стайп посещал тот же магазин виниловых пластинок, что и Питер Бак, по легенде покупая те же альбомы, которые Бак уже приметил для себя. Как-то они пересеклись, выяснили, что у них есть общие интересы и решили сформировать собственную группу Gangster. Вскоре к ним присоединились два других студента того же университета – Майк Миллс и Билл Берри, у которых была собственная группа со школьных времён. Решившись всерьёз заняться музыкой, они бросили образовательное учреждение.

Важной частью творческого пути группы были музыкальные видео. Ведь Стайп и другие участники группы учились на художественных направлениях (рисование, фотография и т.д.). Потому почти с самого создания группы они избрали творческий подход к съёмкам собственных промо. Уже первый их видеоклип 'Wolves, Lower' был снят молодой парой Валери Дэйтон и Джонатана Фэриса. Сам клип был довольно простецкий с точки зрения режиссуры, но в дальнейшем этот супружеский режиссёрский дуэт прославится на ниве музыкальных видео, сняв знаковые работы для таких легенд, как The Smashing Pumpkins, Red Hot Chili Peppers, Weezer, да и с R.E.M. это была их далеко не единственная работа. В большом кино они также найдут себе место, срежиссировав "Маленькую мисс Счастье", "Руби Спаркс" и "Битву полов".

На самом деле, если изучать видеографию R.E.M., то есть материал, чтобы обсудить каждое видео, но лично я ограничусь упоминанием отдельных вещей. 'The One I Love' – эффектное видео с очень вычурным монтажом, поставленное художником Робертом Лонго, 'Losing My Religion' Тарсема Сингха с аллюзиями на Андрея Тарковского, Габриэля Гарсию Маркеса, Антонио Караваджо, советскую пропаганду и индийские религиозные фрески, 'Everybody Hurts' сына Ридли Скотта Джейка, снятый одним кадром 'Uberlin' Сэм Тейлор-Вуд с её будущим мужем Аароном Джонсоном в главной роли. И т.д. И т.п.

R.E.M. – одни из главных столпов инди музыки, о которых можно написать многое, но при этом вряд ли получится охватить всё и сразу.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments