alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Музыкальная рулетка. Выпуск №34



Taxi - Salutz
Год: 1983. Жанр: New Wave.
Треклист:
1. Sing Sing Club
2. Oxalá Lá Lá
3. Tamborim
4. Novas Aventuras De Bingo Bongo
5. Apaixonei-Me
6. Prazer
7. Instante
8. Se Vale A Pena

Португальская группа Taxi образовалась в 1979 году под влиянием модных в то время музыкальных течений – пост-панк, нью-вэйв и ска. Была и конкретная группа, вдохновившая молодых европейцев на создание собственной музыки – The Police. Сначала они поигрывали в гараже каверы на главные хиты Стинга и компании, а потом начали сочинять сами. Примечательно, что первые месяцы они писали лирику на английском, но после того как продюсеры с лейбла Polygram заметили группу на фестивале Colegio Alemao do Porto, приоритеты сменились. Воротилы бизнеса предложили начинающей группе контракт, но только с одним условием: все уже написанные песни должны быть переписаны и перепеты на португальском языке. Лейблу не было выгодно подписывать очередных Полис, им нужна была этно-нотка в трендовом жанре. Деваться было некуда, ребята приняли правила игры и сели за работу. В 1981 году вышел дебютный альбом Taxi, на котором группа выпустила все свои лучшие песни, переделанные на новый лад. Интересный факт, что презентация пластинки состоялась во время разогрева перед концертом The Clash в Кашкайше, прибрежном курортном городе к западу от Лиссабона. Taxi быстро стали заметным явлением на португальской рок-сцене, такую музыку в солнечной стране на тот момент практически никто не писал. Они проехались с туром по всем городам, к соседям в Испанию тоже заглянули. Второй альбом Cairo вышел уже через год и оказался ещё сильнее. 15000 проданных копий, отличные отзывы от местных изданий. Помимо новых хитов, группа покорила поклонников инновационным шагом в оформлении: альбом продавался не в стандартных квадратных бумажных конвертах, а в круглой банке, будто внутри тушёнка, а не винил. Новый виток успеха, новое турне. Salutz, попавшийся мне в Рулетке, вышел третьим, ещё через год. Он не смог повторить успех первых двух альбомов, ознаменовав собой начало конца. Следующие 4 года группа агонизировала, выпустив сборник хитов и ещё один совсем незамеченный студийник, и на фоне потери интереса широкой публики к нью-вэйву окончательно распалась. Сверкнули и быстро погасли, прямо как их британские идолы.

Salutz представляет собой классический пример "альбома для галочки". Куём железо, пока горячо. 8 песен, 30 минут – ближе к формату EP, чем LP. Едва ли в постоянных разъездах у них было время сесть и по-человечески заняться написанием новой музыки, а альбом был нужен по контрактным обязательствам. Плюс росшая с каждым днём популярность давила в психологическом и ментальном плане: что-то надо писать, нас все любят, мы войдём в историю... Вошли, но только в локальных рамках. Если для второго лонгплея ещё оставались интересные идеи, то третий писался уже "на отвали". При прослушивании нет ощущения, что это именно альбом. Просто несколько треков, созданных за короткий промежуток времени. Единственный хит 'Sing Sing Club' предсказуемо идёт первым, а дальше семь записей, отличающихся друг от друга только статусом инструментал/не инструментал и присутствием в некоторых моментах духовых инструментов. Более всего удивляет именно восьмой трек, 'Se Vale A Pena', который ну никак не выглядит закрывающим. Он довольно энергичный, интересный, провоцирующий к новому выплеску адреналина, однако после него мы слышим лишь тишину... Альбом пролетает за мгновение, и это скорее плюс. Как глоток холодной воды. Но единственное, чем он мне запомнится, это сам статус. Музыкально – стандартный нью-вэйв, но лирика на португальском делает его особенным. Боссы из Polygram были правы.

Группа собралась снова в 1998 году, а в 2007 выпустили новый студийный материал и снова начали гастролировать. Сейчас от оригинального состава в Taxi осталось только два человека. Последние новости о группе связаны со скандалом, в рамках которого ушедшие участники подали на группу в суд, запретив использовать их интеллектуальный труд и даже название. Теперь коллектив вроде как переименован в T4X1 и играет на концертах в основном материал, написанный уже в нашем веке. Кто знает, возможно в будущем обновлённый состав ждёт новый успех. Если же говорить об оригинальных пластинках, то как минимум два первых альбома давно стали классикой португальской музыки. Их можно рекомендовать к прослушиванию всем любителям нью-вэйва.

Итог: музыкальная песчинка, которую делает приятной португальский язык.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,0.



Illyria - The Carpathian Summit
Год: 2019. Жанр: Atmospheric Black Metal, Post-Metal, Shoegaze.
Треклист:
1. Resurgence
2. Wilderness
3. Autumn Fades Away
4. Echo Flower, Pt. 1
5. Echo Flower, Pt. 2
6. The Second Day Of Spring
7. Swansong
8. Kenopsia
9. The Carpathian Summit
10. The Final Bastion
11. Winter's Wedding

На обложке альбома красуется картина Шишкина "Утро в сосновом лесу". Я уж было подумал, что это ещё одни герои пост-советского метала, но нет, группа из Австралии. Вокалиста зовут Илья Стаич, и нехилый такой славянский акцент чувствуется. Да и в Австралии, насколько мне известно, атмосферный блэк и пост-метал особой популярностью не пользуются. В общем, отгадать без интернета, чисто на слух, откуда группа – задача со звёздочкой.

The Carpathian Summit – второй студийник банды. На своей странице в БэндКэмпе они козыряют отрывками рецензий из таких изданий, как Hysteria Magazine, New Fury Media, Heavy Blog is Heavy и Kill Your Stereo. Строго говоря, не Питчфорк. И даже не Kerrang. Но хотя бы какое-то внимание – это лучше, чем ничего. Тем более, оценки почти заоблачные: 8,9 и выше. Группа, хоть и находится в начале своего творческого пути, уже имеет вес на сцене (хотя за пределы родной Австралии с концертами, если верить Сонгкику, они ещё не выезжали). От себя же хочу сказать, что альбом совершенно не попал в настроение. Где-то глубоко в душе я понимаю, что всё это довольно технично, а некоторые переходы и гитарные пассажи, что могли бы пригодиться и прог-метал группам, выделяют музон на фоне другого пост-метала, но общее ощущение от The Carpathian Summit довольно блеклое. Не могу цельно описать свои чувства. Наверное, стоит вернуться к Illyria через годик-другой.

Итог: прошёл мимо и выветрился мгновенно, но название группы запомню.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 5,5.



The Pharcyde - Labcabincalifornia
Год: 1995. Жанр: West Coast Hip Hop, Boom Bap.
Треклист:
1. Bullshit
2. Pharcyde
3. Groupie Therapy
4. Runnin'
5. She Said
6. Splattitorium
7. Somethin' That Means Somethin'
8. All Live
9. Drop
10. Hey You
11. Y?
12. It's All Good!
13. Moment In Time
14. The Hustle
15. Little D
16. Devil Music
17. The E.N.D.

Этот раунд Рулетки отправил меня в позабытую рубрику "давно пора послушать". Моё знакомство с группой началось достаточно давно, а отправной точкой послужил магический клип 'Drop', срежиссированный Спайком Джонсом. Клипмейкер-новатор выбрал именно калифорнийскую четвёрку для осуществления своего давнишнего плана – снять клип задом наперёд, но так, чтобы движения музыкантов выглядели максимально похожими на групповой танец, снятый в стандартном течение времени. Монтажных склеек оказалось минимум, было затрачено нереальное количество усилий, но по итогу клип стал частью золотого наследия музыкальных девяностых. Ничего похожего никто до Джонса не снимал (если не считать скорее комического видео от Дэнни Уилсона в 1989 году). В 2002-ом Джейми Трейвз повторил концепт для Coldplay, создав не менее выдающееся видео для 'The Scientist'. Думаю, не я один столкнулся с The Pharcyde впервые благодаря Спайку. Потом были лихо разбросанные на всяких древних компиляциях их главные хиты, каждый из которых по звучанию подтверждал уникальный статус группы. Альбомы же, которых всего четыре, ждали своего часа аж до лета этого года.

Думаю, не все в курсе, что хип-хоп изначально подразумевал в себе не стиль музыки, а масштабное культурное движение, частью которого наравне с музыкой были вечеринки с сэмпл-машинами, MC и баттлами, танцоры в жанре брейкданс, именуемые би-боями, и граффити-художники. Все части хип-хопа очень тесно контактировали между собой, люди меняли профессии в зависимости от того, к чему лежала душа в конкретный момент времени. Пожалуй, самой известной рэп-группой, пришедшей в музыкальную индустрию из танцев, стали именно The Pharcyde. Три участника коллектива (Слимкид, Имани и Бути) в восьмидесятых не только танцевали сами, но и пробовали себя в качестве хореографов. Их танцевальное объединение называлось 242, в нём был ещё Роберт Винсент. Он, в отличие от остальных, не тяготел к профессии музыканта, по итогу покинув квартет би-боев. Четвёртым же членом The Pharcyde стал Фэтлип, который в то время, пока ребята танцевали, безуспешно пытался пробиться как рэпер. Бути работал у него на подтанцовке – так и познакомились. Под присмотром сначала Регги Эндрюса, а чуть позже его ученика Хуана Мартинеса (известного как J-Swift), группа в начале девяностых ворвалась в музыкальный мир.

Благодаря своей ироничной лирике, абстрактной (насколько это может быть в хип-хопе) музыке и недюжинному мастерству читки каждого из участников банды The Pharcyde быстро стали значительной единицей в поле West Coast. Они работали с Хербом Алпертом и The Brand New Heavies, а потом засветились на одной компиляции с легендами Kool G Rap и Masta Ace. 1991 год был очень плодотворным, по его результатам был записан первый EP демо-диск, а также заключён контракт с лейблом Delicious Vinyl. В следующем же году группа вместе с J-Swift засела на студии, результатом чего стал диск Bizarre Ride II the Pharcyde. Даже с учётом того, что в нашем веке хип-хоп стала куда более значительной частью музыкального мейнстрима, в жанре абстрактного и джаз-рэпа никто так и не смог записать ничего лучше того альбома The Pharcyde. Безумная, совершенно безумная запись. Шестнадцать треков, каждый из которых буквально выходит из предыдущего. Огромное количество живых инструментов, так же лихо сменяющих друг друга, как во фри-джазе. Приличное количество шуток разной степени злободневности. Плюс очень удачное оформление со "скачущим" шрифтом и членами группы, представленными героями компьютерной игры (1992 год – рассвет компьютерных приставок). Едва ли какой-нибудь внутрижанровый рейтинг "best of the best" позволит себе обойти вниманием этот альбом. Кроме того, он неплохо продавался, получив "золотой" статус. Единицы рэперов того времени могли похвастаться таким достижением.

Почти сразу после выхода Bizarre Ride II the Pharcyde между группой и продюсером возник конфликт, основанный и на творческих разногласиях, и на неумении правильно делить деньги. Результатом ссор стали драки, кокаиновая зависимость J-Swift'a и его полное забвение. Второй альбом Labcabincalifornia квартет афроамериканцев писал уже сам, и это был для них большой вызов. Одно дело оборачивать всю ту срань, творящуюся вокруг тебя, в лихие стихи, не особо заботясь о гармонии и ритмическом рисунке отдельных композиций, и другое – самому соединять все музыкальные аспекты в голове, продумывать детали. На подмогу группе был брошен чувак под псевдонимом Jay Dee (который скоро станет битмейкером с мировым именем уже как J Dilla), а основой для музыки было решено сделать сэмплы, причём не только из сферы хип-хопа. Например, The Wailers, Cannonball Adderley и Can стали источником для написания некоторых треков. Альбом получился куда менее "живым", более спокойным и размеренным, не очень зашёл критикам, но спустя 25 лет после релиза слушается на одном дыхании. Очень интересный диск, закрепивший за The Pharcyde звание выдающейся джаз-рэп группы. Каждый из трёх выпущенных синглов входил в Billboard Top-40.

Казалось бы, это был шаг к чему-то большему, но с 1997-го года группа начала разваливаться. Фэтлип, последний из примкнувших к бывшим танцорам, покинул The Pharcyde сразу после записи второго студийника. Гастролировали в его поддержку они уже как трио, хотя и говорили в интервью, что никаких разногласий не было, решение полюбовное. Затем пару лет о них ничего не было слышно, а старт нулевых был встречен выходом ещё двух пластинок: Chapter One: Testing The Waters EP и Plain Rap LP. Увы, но из-за ряда факторов The Pharcyde к тому времени оказались уже никому не нужны. Поменялась музыкальная мода, ребята типа Jay-Z и Эминема стали поп-звёздами, и герои андегрунда уже не смогли найти свой островок во внезапно разросшемся океане нового хип-хопа. Помимо прочего, сам контент на третьем альбоме имел слишком мало общего со звуком группы на лонгплеях, что сделали их известными. Это был уже не джаз-рэп, а вполне стандартный хип-хоп под электронный биток. Безвкусный и выхолощенный. Попытка уколоть бывшего коллегу Фэтлипа в клипе на трек 'Trust' оказалась пустышкой. После провала Plain Rap группу покинул ещё и Слимкид, который занялся сольной карьерой уже под реальным именем Тру Хэдсон. Поначалу Бути и Имани не унывали, найдя замену ушедшим в лице Schmooche Cat и Spaceboy Boogie X, последний одновременно стал и продюсером группы. Однако вышедший через 4 года полноформатник The Humboldt Beginnings расставил все точки над i. Группа исчерпала себя. Об официальном роспуске объявлено не было, но и новых песен больше не было тоже.

Несмотря на лишь два ударных релиза, The Pharcyde со всей ответственностью можно относить к классикам хип-хопа. И в плане продаж, и в плане новаторства, и в плане наследия они стали идолами для тех, кто завладел рэп-игрой в нулевые. Они не смогли стать великими в абсолюте, как Run-DMC или Cypress Hill, но их вклад в хип-хоп культуру оказался поистине велик.

Итог: заслуженный статус классики.
Треки для Избранного: 'Pharcyde', 'Runnin'', 'Drop', 'Y?'.
Оценка: 8,0.



Vodun - Ascend
Год: 2018. Жанр: Stoner Metal.
Треклист:
1. Spirits Past
2. Started From
3. Providence Of Ancestors
4. Ogun's Fight
5. Time Honoured
6. New Doom
7. Elusive Freedom
8. Ascend
9. Rituals
10. For Your Kin

Слово vodun не просто так созвучно со словом вуду. Если переводить название группы на русский язык (а в оригинале оно пишется немного иначе, стилизованно), то это будет именно вуду. Африканская религия, часть культурного кода "чёрного" континента. Мощная сила, поддерживающая веру среди малообеспеченной (и не только) прослойки в странах Западной Африки. Неудивительно, что группа с таким названием играет музыку, которую также можно назвать мощной – стоунер-метал. "Эта музыка отражает наш взгляд на вуду, наше отношение к его сложной и сильной истории. Изучив его роль в открытии души, мы добавили свое восприятие мира, а также идею о духах, богах и богинях, которые скрываются в нашей жизни", – говорит в интервью вокалистка Ойя. Она, между прочим, темнокожая, но родилась во Франции, а большую часть жизни провела в Британии. Два других члена группы – барабанщица Огун и гитарист Марасса (всё это, само собой, не настоящие имена, а стильные прозвища) – коренные жители UK, и группа базируется в Лондоне. Метал с женским вокалом из Лондона – как минимум необычно, а учитывая лирическую тематику песен – необычно вдвойне. Все участники банды до образования Vodun успели поиграть и попеть в массе других коллективов, названия которых вам вряд ли что-нибудь скажут. Только объединившись в шаманское метал-трио, они смогли добиться определённого успеха. Первый сингл вышел в 2013-ом году, первый полноформатник – в 2016-ом. Именно тогда несколько крупных изданий приметили в Vodun новых рок-героев, проассоциировав группу с глотком свежего воздуха.

Мой опыт прослушивания стоунер и дум-метала с женским вокалом не слишком широк, но одна группа всё же серьёзно выделяется на фоне остальных. Это Royal Thunder, которых я люблю и активно слушаю уже лет пять. Как следствие, на данном этапе меломанской жизни при встрече с новым стоунером я пытаюсь вычленить в нём "кусочек Royal Thunder". Увидеть в новых альбомах что-то, за что я смог серьёзно полюбить ту группу (и особенно их третий альбом). Увидев теги и прочитав предысторию о Vodun, я прямо возбудился, ожидая коктейль из жёсткой музыки и рычащего вокала с ноткой соула, но увы... Вся та самобытность, о которой пишут в статьях, конкретно на этом альбоме не чувствуется. К большому сожалению, не заметил я и никакой эклектики. Вполне стандартный стоунер, выветривающийся из памяти почти мгновенно. Периодически звучат африканские барабаны, но они не добавляют песням нужного градуса этники. Ну и на Royal Thunder эти ребята совсем не похожи. Кроме жанра параллелей провести не удалось. Право слово, меня самого удивило, что мне не понравился этот альбом. Ругать-то особенно не за что, но и похвалить не получается. Два повторных прослушивания целиком только утвердили моё мнение.

...но каково же было моё удивление, когда, форся по ресурсам с информацией, я наткнулся на клип 'Bloodstones'. Это трек с первого лонгплея группы. То ли благодаря эффектному видеоряду, то ли из-за харизмы Ойи, которая выглядит совершенно бешеной, эмоционально просмотр этого видео перекрыл прослушивание загаданного альбома с лихвой. Думаю, и рецензия на первый альбом была бы в другом ключе.

Итог: не хватило рейджа.
Треки для Избранного: открывашка прикольная, остальное не тянет.
Оценка: 6,0.



Komeda - The Genius of Komeda
Год: 1996. Жанр: Indie Pop, Art Pop.
Треклист:
1. More Is More
2. Fire
3. Rocket Plane (Music On The Moon)
4. Boogie Woogie/Rock'N'Roll
5. Disko
6. Top Star
7. Light O' My Life
8. If
9. Frolic
10. In Orbit

Komeda – шведская инди-поп группа из девяностых, о которой сейчас не особо-то легко найти хоть какой-то материал. В то время как соотечественники Roxette и Ace of Base штурмовали чарты во всех маленьких и больших странах мира, Komeda тихо заняли свою нишу и, не добившись никакого коммерческого успеха, разошлись по домам, даже не объявив официально о роспуске группы. Казалось бы, всё делали правильно: сначала пара релизов на шведском языке, комплектация группы, притирки друг к другу (первая половина девяностых), а потом выход на европейский уровень со сформировавшимся звучанием и песнями на английском. Почему не получилось откусить более внушительный кусок пирога? Должно быть, они просто проиграли конкуренцию коллегам по цеху. Тем же The Cardigans (тоже шведы) и Stereolab, с которыми их справедливо сравнивают. Тем не менее, меломаны хранят тёплую память о лонгплеях группы и в наше время. Почему? Думаю, тут дело в том, что девяностые были очень хорошим временем для инди-попа, да и для всей независимой музыки в целом. Конечно, некоторые исполнители вышли на первый план и стали частью масс-культуры, но те, которым Олимп не покорился, тоже были очень хороши. И теперь, через столько лет, довольно приятно отыскивать в бесконечной музыкальной пучине такие имена. На то мы и меломаны.

Мне понравился The Genius of Komeda, их первый англоязычный альбом, но это скорее из-за тёплых чувств к жанру, чем из-за внезапно нахлынувших эмоций о новой для меня группе. Ровный альбом, который иногда удивляет крепким гитарным звучанием или приджазованными аранжировками, а также разнообразием хронометража (песни от 25 секунд до 6 с лишним минут). Однако в целом я понимаю, почему спустя 25 лет Komeda стали частью скорее музыкальной экзотики, чем инди-культуры. Маловато индивидуальности и нет хита. Факт того, что у меня так и не получилось в сети найти альбом в качестве выше, чем MP3 CBR 192, говорит сам за себя.

Итог: приятный альбом, который не заставит вас полюбить инди-поп сильнее, чем есть.
Треки для Избранного: нет.
Оценка: 6,5.


Tags: Музыкальная рулетка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments