alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Музыкальное чтиво. Выпуск №4. Оззи Осборн: Всё, что мне удалось вспомнить


На момент написания книги Оззи было 60 лет. Автобиография была выпущена в 2009 году, а опубликована на русском языке лишь 10 лет спустя. Спасибо издательству "Бомбора", которое крепко взялось за всякие интересные книги о музыкантах. Строго говоря, даже если бы мистер Осборн написал такую книгу году в 1975-ом, она всё равно была бы мне интересна. К тридцати годам он пережил и перевидал столько, сколько мало кто видит за всю жизнь. К концу нулевых же Оззи стал (на самом деле намного раньше), вне всяких сомнений, человеком-легендой, и я больше чем уверен, что на выпуске подобных мемуаров настаивало всё его окружение. Выбор только был в личности автора – писать самому или надиктовывать воспоминания профессиональному писателю. Насколько можно утверждать из заключительных двух страниц с благодарностями, получилось что-то между двумя вариантами. Оззи писал сам, но при помощи соавтора Криса Эйрса. Всё повествование в книге идёт от первого лица, а к читателю при этом обращаются просто, "приятель".

В оригинале книга носит название попроще – I Am Ozzy, но мысль о том, что на страницах "всё, что удалось вспомнить" фигурирует ещё в предисловии перед стартовой главой, поэтому в такой русской адаптации нет ничего криминального. Само собой, Оззи не нуждается в представлении даже для максимально далёких от музыки людей, но сказать пару слов о том, как я познакомился с его творчеством, всё же необходимо. Сольную дискографию я не прослушал до сих пор, каюсь. Было бы красиво закрыть это белое пятно вместе с прочтением книги, но последние месяцы были заняты другими исполнителями. Не получилось. Я слышал только альбомы из восьмидесятых, последний, вышедший несколько месяцев назад, и синглы с остальных лонгплеев. Песня 'Dreamer' всё ещё является моей любимой среди всех, к которым прикладывал руку Осборн. Дискография же Black Sabbath, переполненная хитами в семидесятых, изучена вдоль и поперёк уже давно. Этой группе я благодарен за то, что открыли для меня хэви-метал. Хотя, при чём тут я? Они открыли его для всего мира, в самом прямом смысле этого выражения. Конечно, прото-метал существовал и в шестидесятые, а первым металлистом вообще был Рихард Вагнер, но именно альбом Black Sabbath вывел метал-движение на новый уровень. И именно Саббатам современные любители тяжёлой музыки должны поклоняться в первую очередь. Моя любимая песня, тут без откровений, 'Paranoid'.

Вы можете нарисовать себе в голове массу сюжетных линий, о которых пойдёт речь в этой книге, и наверняка окажетесь правы процентов на 90. Всё именно так, как написано на обложке – без цензуры. Оззи никогда не был позером. Всегда говорил то, что хотел. И какой смысл ему меняться на седьмом десятке лет? Он отдаёт себе отчёт в том, что кроме подвигов как музыканта он дал этому миру не очень много позитива. Был абсолютным эгоистом, плохим мужем, никудышным отцом... Никакой попытки "обелить" своё имя нет и в помине. Наоборот, все грехи и ужасающие своими печальными масштабами события описываются в мельчайших подробностях. Конечно, Оззи никакой не писатель, но его откровенность в совокупностью с восхитительным чувством юмора наполняют страницы невероятной атмосферой, аналогов которой вряд ли можно найти. Потому что никто не прожил такую жизнь, как Оззи. То, что я писал о документальном фильме, посвящённом прославленному музыканту, напишу и здесь – читать эту книгу смешно и страшно одновременно. Гогот появляется непроизвольно, истерики буквально накатывают на тебя лавинами, потому что представить то, как он, например, танцевал на столе в присутствии президента США, без смеха тяжело. Но когда ты после прочтения нескольких страниц вкладываешь обратно закладку и убираешь книгу на время в сторону, то даже минимальный анализ прочитанного пугает тебя. Особенно когда речь идёт о запрещённых веществах. Алкоголь и наркотики тут в главных ролях, даже в финальной главе. Он завязал очень поздно. А не смог бы – книга никогда не была бы написана.

Однако есть одна вещь, которая наполняет I Am Ozzy особенной душевностью. Всем известны жёсткие факты из биографии Осборна, но мало кто в курсе, каким был этот человек "под маской" все эти годы взлётов и падений. И именно этот образ может вас сильно удивить. Как он любил своих родителей, как, несмотря на все прения, уважал коллег по группе... Как переживал из-за смерти Рэнди Роадса и как винил себя во многих ужасных вещах, что происходили с близкими... Как не мог поверить в то, что "до сих пор" жив. Вопрос встал таким образом ещё без наркотиков, поскольку до мировой известности и богатства Осборн успел посидеть в тюрьме и переработать на куче разных опасных должностей. Бог оберегал его уже тогда. В какой-то момент на страницах книги рефренчиком появляется исповедальная функция, следуя которой Оззи между строк просит прощения у многих людей, большинства из которых уже нет в живых. Это не скуление побитого старого пса. Это эмоции человека, который очень поздно повзрослел, но смог взять жопу в горсть и признать все свои ошибки. За годы беспробудного алкогольного угара их накопилось слишком много. Всех грехов не искупишь, но попытаться стоило. И такая попытка заставила меня уважать этого человека ещё больше.

Что касается непосредственно историй о создании музыки, то их навалом. И об альбомах внутри группы, и о сольниках Оззи рассказывает достаточно развёрнуто – какие музыканты работали, кто за что отвечал, кто продюсировал, на какие песни делалась ставка, какие были тёрки и всё в таком роде. Даже цифры с продажами присутствуют. Но не буду лукавить, все эти рассказы померкли на фоне тех, где фигурировали алкоголь и наркотики. Главы, в которых музыка соединялась с приходом, самые захватывающие, но и об остальных я могу высказываться только в положительном ключе. Учитывая, что Шерон – человек из медиа-пространства, разговоры о семейной жизни во второй половине книги постоянно перемежаются с их совместными проектами – соло-работы и реалити-шоу. Подводя итог, I Am Ozzy – замечательная, невероятно атмосферная и вполне гармоничная книга, которую можно советовать всем людям с крепкой нервной системой. Всё же некоторые факты обескураживают, поэтому личностям с тонкой душевной организацией лучше идти мимо. Несмотря на то что Оззи не профи в писательском деле, он смог верно расставить приоритеты и создать творение, которое может впечатлить даже видавших виды критиков.

Следующий альбом Black Sabbath мы записывали в доме с привидениями в совершенной, мать её за ногу, глухомани. Не знаю, кому в голову пришла эта блестящая мысль. Уж точно не мне. Место называлось Кливэлл Касл и находилось в лесу Дин на границе с Уэльсом. С самого первого дня оно наводило на нас ужас. Там был ров, решётка с подъёмным механизмом, кровати с балдахином, огромные камины в каждой комнате, головы животных по стенам и большое, старинное, мрачное, воняющее плесенью подземелье, в котором мы репетировали. Замок построили в 1728 году на месте бывшего поместья Тюдоров, и местные рассказывали нам, что по ночам по его коридорам бродит, завывая и причитая, безголовое привидение. В ответ мы просто посмеялись, но с того момента, как распаковали сумки, периодически приссывали от страха. С другой стороны, в этом был некий положительный момент: мы перестали слишком сильно напрягаться по поводу нового альбома. Страх того, что мы не сможем написать очередной «миллионник», отошёл на второй план, потому что гораздо больше мы боялись спать поодиночке в этих старых зловещих комнатах среди мечей и доспехов. Во всём, что касалось потусторонних вещей, мы были не столько Властелинами Тьмы, сколько Властелинами Ссыкунов. Помнится, когда мы однажды под Рождество отправились смотреть «Изгоняющего дьявола» в Филадельфии, фильм нагнал на нас такого страху, что сразу же после сеанса мы решили посмотреть ещё и «Аферу», чтобы отвлечься. И даже после этого все улеглись спать в одном гостиничном номере. Забавно, потому что годы спустя Линда Блэр, сыгравшая роль одержимой девочки в «Экзорцисте», начала встречаться с моим другом Гленном Хьюзом из Deep Purple. Как выяснилось, она «западала» на музыкантов и однажды даже встречалась с Тедом Ньюджентом. Но меня она обходила стороной.

Не дала ни единого шанса.
Tags: Музыкальное чтиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments