alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. 80-76


80 место
Camel




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Progressive Rock, Symphonic Prog, Pop Rock, Progressive Pop, Symphonic Rock, Art Rock.
Время активности: 1971 - 1984, 1991 - н.в.
Количество студийных альбомов: 14.
Балл RYM: 76,8.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Лучший альбом: Mirage (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
Культурный обозреватель - ссылка
В миражах звуковых полей - ссылка
Посвящение - ссылка
Интервью Эндрю Латимера - ссылка
Рецензия на A Live Record - ссылка
Рецензия на Mirage - ссылка
Рецензия на The Snow Goose - ссылка

От МакЛыди:
Никогда пристально не увлекался прогрессив-роком, поэтому и Camel в моих плейлистах были редким гостем. Что-то слышал, общее представление имел, но не более того. Когда начал искать информацию на русскоязычных источниках, очень удивился обилию выражений наподобие "Слушать Camel – это чистое удовольствие". В принципе, так можно говорить о любой музыке, что скрашивает серые будни своей теплотой и душевностью, но тут прямо через экран монитора чувствовалось, как людям важно донести до мимопроходящего анонимуса мысль о чрезвычайной важности группы в их жизни. А всё почему? Да потому что эти британцы явно не добрали известности ни в одном из десятилетий, к которым их можно причислять. В семидесятые они проигрывали конкуренцию коллегам по цеху (на то много причин, в том числе к музыке не относящихся – читайте об этом ниже), в восьмидесятые не смогли перестроиться под новые тренды и распались, в девяностые, собравшись вновь, не смогли возродить интерес к прогрессив-року, хотя по-прежнему играли отличную музыку, ну а в новом веке выпустили лишь один полноценный студийник и перестроились в режим live only. Тем не менее, как это часто бывает, вокруг группы образовался определённый культ, и сейчас у них во всём мире поклонников возможно даже больше, чем лет двадцать назад. Я вот тоже культурно просветился, послушав шесть CD. Теперь могу советовать тем, кто прогрессив-рока слышал мало – начинайте знакомство с жанром не с King Crimson, а с Camel. Это максимально лёгкий и удобоваримый музыкальный продукт.

Уголок меломана:
Глеб Борис Бритва по-прежнему здесь.

Британская группа Camel сравнительно менее известна, чем такие признанные корифеи жанра и по совместительству их более прославленные соотечественники как Pink Floyd, Yes или, скажем, King Crimson, но и её можно смело отнести к высшей лиге прогрессив-рока. Да, находясь в зените своих творческих возможностей, музыканты Camel получили лишь малую толику надлежащего им внимания и упустили шанс войти в пантеон великих, но теперь эта досадная ситуация понемногу стала меняться к лучшему, ведь достоинства музыкального языка группы очевидны и неоспоримы.

Когда речь заходит о прогрессив-роке, в ушах бывалого меломана волей-неволей начинают звучать помпезные многоминутные сюиты, полные драматических поворотов, неожиданных композиционных решений и виртуозного исполнения, граничащего с исступлением. Таковы стереотипы жанра, и они в полной мере справедливы в отношении Camel, но есть у этой группы одна отличительная особенность. Каким-то образом музыкантам удаётся преподнести, казалось бы, сложную для восприятия музыку в виде увлекательной истории, путешествия. Порой навязчивый пафос и показная замысловатость, отдающая самолюбованием, враз отбивает желание слушать альбом, но это явно не наш случай: при прослушивании пластинок Camel совершенно не успеваешь заскучать. Именно умение играть витиеватую с виду музыку с пластичностью циркового акробата я бы отметил в качестве главной заслуги группы.

Camel образовались в 1971 году, а дебютный альбом выпустили только через два года. Пожалуй, поздновато для того, чтобы столкнуть конкурентов с насиженного места на пьедестале классики прогрессив-рока. Да и попытка как таковая не состоялась. В тот период, когда в моде были эпические рок-оперы и многодисковые концептуальные издания, подборка добротных, но разобщённых треков, присутствовавшая на премьерном релизе Camel, пользовалась весьма умеренным спросом. Несмотря на кажущийся потенциал и стремление самих музыкантов исправить в дальнейшем допущенные ошибки, MCA Records, не церемонясь, отказались продолжать с ними сотрудничество, поэтому их следующая работа вышла на другом лейбле – Deram.

С выходом в 1974 году без преувеличения шедеврального альбома «Mirage» Camel получили долгожданное одобрение критиков, но для родной британской аудитории их «работа над ошибками» вновь оказалась неубедительной. С другой стороны, американские ценители пышного рок-симфонизма, по-видимому, оказались не столь требовательны и с энтузиазмом скупали пластинки британской группы. Camel ничего не оставалось, кроме как переориентироваться на заокеанский рынок, но одновременно с признанием своей музыки в США группа неожиданно для себя шагнула в чёрную полосу, причём проблемы пришли, откуда их никак не ждали.

Кроме того, что название группы совпадало с названием известной марки табачных изделий, обложка «Mirage» почти в точности копировала изображение на лицевой стороне пачки сигарет этой фирмы. Безусловно, такой вопиющий инцидент, произошедший, к слову, без умысла самих участников Camel, не мог остаться незамеченным, а это могло означать лишь одно: в скором будущем группу ожидает очень неприятный судебный скандал по поводу авторских прав. Кое-как ситуацию пытались замять, и для американского рынка пластинки выпускались с альтернативным оформлением конверта, на нём каноничный верблюд приобрёл черты инопланетного Змея Горыныча. Однако меркантильные табачные бизнесмены, по-видимому, смекнули, что более выгодным вариантом для них будет подцепить музыкантов на крючок и попытаться выжать из этого максимум профита. Досадно, что продюсеров группы сложившаяся ситуация, должно быть, тоже устраивала.

Так Camel и «Camel» начали своё неоднозначное сосуществование, при котором сами музыканты играли далеко не ведущую роль, а зачастую и вовсе выступали в роли бесправных статистов. К примеру, табачники согласились сохранить для европейских изданий «Mirage» оригинальную обложку, но в обход музыкантов договорились с продюсерами о выпуске сувенирных пачек сигарет (по 5 штук в пачке), которые продавались вместе с альбомом. Также в интересах компании музыкальная группа должна была рекламировать сигареты «Camel» и распространять их на своих концертах. Табачные дельцы настолько обнаглели, что требовали даже, чтобы названия некоторых песен были изменены в угоду им. Так, например, они предложили, чтобы одна из песен называлась «Twenty to the Pack». Безучастные музыканты, которым не понравилось, что им это навязывают против их воли, в свою очередь, в ярости заявили, что они намереваются сочинить песню с названием «Twenty Sticks of Cancer». В любом случае альбом неплохо продавался, но неприятное послевкусие осталось.

Отойти от набившего оскомину сигаретного дурмана Camel намеревались уже на следующем альбоме. На этот раз музыкантами был запланирован выпуск концептуальной пластинки, литературной основой которой должна была послужить повесть «Белая гусыня» американского писателя Пола Гэллико. Также было запланировано, что Гэллико выступит автором текстов песен, или, по крайней мере, будет активно участвовать в их написании. Однако сам литератор внезапно отказался от сотрудничества, аргументировав своё несогласие тем, что он категорически не разделяет позицию пропагандирующих курение музыкантов. Разумеется, его пытались переубедить красивыми словами о том, что участники группы на самом деле оказались заложниками ситуации, но с фактами, сухо утверждающими обратное, не поспоришь. В итоге «Snow Goose» лишился вокальной составляющей и вышел в виде инструментальной версии. Гэллико, узнав, что выход альбома хоть и без его участия но таки состоялся, подал иск в суд и попытался заблокировать его продажи, ссылаясь на нарушение авторских прав. Снова Camel оказались ввергнуты в пучину судебных разбирательств, которые обескураживающе высасывали из группы все соки.

Компромиссным стало решение приписать к названию альбома на обложке слова «Музыка по мотивам…». Это позволяло обойти злосчастный запрет, но репутация группы вновь оказалась подмочена. В 1976 году Camel выпустили четвертый и по счёту и последний из своих классических альбомов – «Moonmadness». Он вновь произвел сильное впечатление на американцев, и даже британцы не поленились отвесить в его адрес пару комплиментов. К счастью, тяжб и эксцессов на этот раз не последовало, но интерес к прогрессив-року начал неуклонно спадать, и на первый план вышла совершенно противоположная по содержанию панк-идеология. Camel пережили неспокойный для прог-рокеров конец 70-х, разбавив свой стиль изрядной долей поп-музыки и джаза, но уже не могли претендовать на высокие места.

Послушать:


79 место
The Who




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Hard Rock, Mod, Rock Opera, Freakbeat, Rock, Pop Rock.
Время активности: 1964 - 1983, 1989, 1996 - н.в.
Количество студийных альбомов: 12.
Балл RYM: 76,84.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Лучший альбом: Who's Next (80).

Почитать:
Биография - ссылка
Энциклопедия прогрессивного рока - ссылка
5 причин начать слушать THE WHO прямо сейчас - ссылка
Пит Тауншенд. Человек вершин - ссылка
История песни My Generation - ссылка
Путеводитель по лабиринту альбомов - ссылка
Рецензии на Old Ship Bar - ссылка
Громогласный и дерзкий аккорд - ссылка
Рецензия на WHO - ссылка

От МакЛыди:
The Who неофициально считают первой рок-группой в истории. Всё потому, что на фоне своих коллег в поразительно быстро сменившейся музыкальной моде британских шестидесятых, они были первыми, кто серьёзно отошёл от блюзовых корней. Были The Yardbirds, The Pretty Things, The Kinks. Были и Битлы с Ролингами, как не вспомнить. Но всё же в шестидесятые все они преследовали иные цели, пока трудяга Пит Тауншенд сидел в своей тёмной студии и экспериментировал с конструкцией гитары, пытаясь получить уникальный, действительно жёсткий и драйвовый звук. В результате он добился своего! Сначала The Who написали гимн своего поколения, и едва ли шестидесятые ассоциируются с какой-то песней больше, чем с 'My Generation', потом первыми стали уничтожать на сцене аппаратуру, показав всему миру, что значит истинный статус рок-звезды, ну а после начали писать рок-оперы, для которых не хватало "вместительности" одной виниловой пластинки. Успели побыть и теми, кто "потяжелее Битлов", и теми, кто "попроще Pink Floyd" (хотя преданные фанаты после такой формулировки могут полезть на меня с кулаками). Одни из немногих на этой стадии проекта Погружение, кто по-прежнему активен и в плане студийной работы.

Послушать:


78 место
The Fall




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Post-Punk, Art Punk, Indie Rock, Alternative Dance, Experimental Rock, Art Rock.
Время активности: 1976 - 2018.
Количество студийных альбомов: 31.
Балл RYM: 76,92.
Ключевое десятилетие: 1980's.
Лучший альбом: This Nation's Saving Grace (77).

Почитать:
Биография - ссылка
Аудиогид - ссылка
Факты из жизни Марка Эдварда Смита - ссылка
Марк Эдвард Смит. Икона британского андеграунда - ссылка
Люди не любят, когда им говорят правду - ссылка
Памяти Марка Э. Смита - ссылка
Рок-н-ролл — совершенно немузыкальная форма искусства - ссылка
Лучшие манчестерские группы всех времен - ссылка

От МакЛыди:
Для меня The Fall останутся группой, читать о которых гораздо интереснее, чем слушать. Все эти истории о становлении британского андеграунда восьмидесятых, пересечения с разными группами за почти 40 лет активности, драки с фанатами, бесчисленные смены состава, столь же бесчисленное количество студийных альбомов... Всё это очень интересно. Любая статья о Марке Э. Смите – это кладезь фактов, что будоражат воображение. Он успел написать и опубликовать автобиографию, когда-нибудь я её обязательно прочту. Человек, который ненавидел мейнстрим во всех его проявлениях и шёл против всех движений. Но что касается музыки... Даже если брать самые лучшие альбомы из восьмидесятых, о которых британские критики писали о "прорыве в плане звучания", мол, вот так должно звучать безумие – слушать их в XXI веке довольно тяжело. С теми же Buzzcocks (близкие коллеги The Fall на заре их карьеры) или The Clash куда легче сродниться, чем с группой Смита. Кажется, что вся эта взврывоопасная лирика и нарочито сырое звучание в наше время работает только на британских меломанов, однако обилие информации о Смите на русских интернет-ресурсах говорит об обратном.

Послушать:


77 место
Coil




Статистика:
Страна: Англия.
Жанры: Electronic, Industrial, Post-Industrial, Experimental, Dark Ambient, Drone.
Время активности: 1982 - 2004.
Количество студийных альбомов: 16.
Балл RYM: 76,92.
Ключевое десятилетие: 2000's.
Лучший альбом: The Ape of Naples (78).

Почитать:
Биография - ссылка
Рок-энциклопедия - ссылка
Тёмная сторона Луны - ссылка
Опасно, токсично, беречь от детей! - ссылка
Статья Алексея Самохина - ссылка
Тёмные Механики - ссылка
Лунные папы - ссылка
Статья на OddStyle - ссылка
Зачем и как полюбить странную музыку вроде Coil - ссылка
Тайная комната: Джон Бэланс - ссылка
Рецензия на Backwards - ссылка

От МакЛыди:
Coil появились в моей жизни тогда, когда не должны были. Раньше NIN, раньше Rammstein, раньше Throbbing Gristle и может даже раньше Depeche Mode. Одним словом, мой первый индастриал. Почему так получилось? Ответа нет. Когда интернет существует только в статусе "что-то, что есть у друга, который изредка пускает тебя за компьютер", особо харчами перебирать не будешь. Забирал всё, что плохо лежало, а потом гонял в плеере, пытаясь что-нибудь понять пустым от музыкальных знаний разумом. Если с какими-то группами я боролся, давая всё новые и новые шансы мне понравиться, то Coil послушал от корки до корки один раз и переслушивать не стал. Страшно и непонятно. Но интересно.

Знал бы я тогда, что лидера коллектива уже нет в живых... Индастриал по-прежнему не в топе моих интересов, но Coil всегда будут стоять особняком не только потому, что когда-то были первыми. Музыку группы невозможно описать каким-то общепринятыми эпитетами и метафорами, о ней вообще сложно что-то говорить, не пускаясь в рассуждения об инопланетном. Что Джон Бэланс, что Питер Кристоферсон были на этой планете проездом, в этом у меня нет никаких сомнений. Как кажется, главное, чего они добивались своим творчеством – постигнуть самые далёкие точки Вселенной, развернуть на своих альбомах мини-мир, позволить каждому прикоснуться к тому, что за гранью человеческого понимания. Будто проводники космических идей. Каждый их альбом – это концепт, основой для которого могло быть что угодно: от записей звуков природы до колёсной лиры. Вы не сможете сказать знакомому: "О, а послушай вот эту песню Coil, вдруг понравится и заценишь что-то ещё" – не сработает. Их нужно слушать именно альбомами. И начать бы я рекомендовал с The Ape of Naples, который непостижимым образом увидел свет уже после смерти Бэланса. Боже, что это за альбом... Переслушивал сегодня, почти плакал.

Спасибо, Coil, что вы были на Земле.

Послушать:


76 место
Björk




Статистика:
Страна: Исландия.
Жанры: Art Pop, Electronic, Glitch Pop, A cappella, Trip Hop, Ambient Pop.
Время активности: 1975 - н.в.
Количество студийных альбомов: 9.
Балл RYM: 76,92.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Лучший альбом: Homogenic (81).

Почитать:
Биография - ссылка
Искусство жить: Художественные жесты Бьорк - ссылка
Бьорк как человек Возрождения - ссылка
Земля вызывает Бьорк: лучшие образы - ссылка
Сборник статей на русском, 1989-2007 год - ссылка
Бьорк значит любит - ссылка
Правила жизни - ссылка

От МакЛыди:
Здорово, когда исполнитель хорошо подкован в жанре, с которым собирается обретать популярность. Он всё переслушал и будет пытаться писать что-то своё, вдохновляясь героями прошлого. "Крепкий жанровик" – будут о нём говорить потом, если всё пойдёт хорошо. Ещё лучше, когда исполнитель пытается разнообразить уже известный жанр своими новаторскими идеями или его миксом с каким-то другим музыкальным стилем. Совсем хорошо, когда благодаря каким-то фишкам узнать исполнителя из тысячи других становится проще простого. Но совершенно иной случай, когда человек буквально изобретает свой жанр музыки, который после ассоциируют только с его персоной. В случае с Бьорк имеет место быть именно такой случай. До сих пор помню, как люди в комментариях на трекере с пеной у рта спорили, какую же всё-таки музыку играет Бьорк. Поп-не поп, электроника-не электроника, трип-хоп-не трип-хоп, авангард-не авангард. Лучше было в принципе не начинать такой спор.

Вы можете по-разному относиться к музыке этой исландки, но отрицать факта, что она разделила историю арт-музыки на "до" и "после" просто не получится. Перечислять её успехи здесь не буду, пустое. Лучше ещё раз скажу, что очень её люблю и никогда не выпущу из своего сердца. Если вы в 2020 году до сих пор не слышали хотя бы одного альбома Бьорк, я вам очень завидую.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments