alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. Приготовьтесь, будет громко (It Might Get Loud, 2009)



Что для меня Джимми Пейдж, Эдж и Джек Уайт:
Ни Led Zeppelin, ни U2 не сыграли в моей меломанской жизни какой-то большой роли, но обе группы я люблю и по-настоящему уважаю за их вклад в рок-музыку. Знаю всю дискографию и англичан, и ирландцев, имеются любимые альбомы, с лёгкостью назову десяток-другой фаворитных треков, хоть в три часа ночи меня разбуди. Ситуация примерно та же, что и с Queen. Гитарное мастерство что Пейджа, что Эджа неоспоримо и признано уже несколькими поколениями слушателей и критиков. Не знаю, о чём тут можно говорить. Это в принципе одни из самых узнаваемых гитаристов в мире до сих пор. Бесконечный респект. Неудивительно, что при выборе личностей для документального фильма такого плана выбрали именно их. Идолы своих поколений, не растерявшие умения сквозь года.

С Уайтом ситуация несколько иная. На момент 2008 года, когда вышел фильм, The White Stripes ещё не распались. И тогда меня вполне можно было записывать в фанаты, потому что всё творчество Полосок (за небольшим исключением) – это золото, это моя любовь. Кладезь восхитительного гаражного рока с чистыми эмоциями и абсолютным отсутствием даже намёка на конъюнктуру. В музыкальных нулевых было сложно найти человека более искреннего, чем Джек Уайт. Этот человек буквально открыл для меня дверь в “грязное” ответвление рок-музыки, благодаря которому я заинтересовался блюзом и сейчас отношусь к этому жанру очень трепетно. Однако в 2011 году группа распалась, а ко всему тому, что выходило из-под пера Джека потом (The Dead Weather, сольники и третий альбом The Raconteurs), я в большинстве случаев оказался холоден. Кажется, как исполнитель он теряет свою магию (зато как продюсер растёт год от года). Но я первым заберу свои слова, если услышу новую ‘Fell in Love with a Girl’.

Чему посвящён фильм:
Фильм снимался в 4 разных городах, потому что строго соответствовал своей концепции. Три города – три истории – это “сольные” рассказы Джимми, Дэвида (настоящее имя Эджа, если кто не знал) и Джека про весь их путь в искусстве. Пейдж снова оказывается в доме, в котором Цеппелины записали один из своих великих альбомов. Эдж рассказывает о сцене, на которой U2 дали свой первый концерт. Даже вспоминает, где конкретно он стоял в тот день, снова оказавшись на ней спустя 30 лет. Джек своими руками собирает гитару и показывает оператору свой ранчо, а потом, сидя в тёмной комнатушке, теребит в руках пластинку Сон Хауса, признаваясь в любви к блюзу. Если в историях представителей старшего поколения главные герои сугубо они сами, то Джеку в освещении событий помогает актёр, которого по сюжету называют Джек Уайт-младший (я даже сначала подумал, что это его реальный сын). Все вспоминают свои корни, неудачи и взлёты, своих идолов и творческие ориентиры. Четвёртый же город – тот, в котором музыканты собираются вместе на студии. Там они делятся опытом, мило беседуют и, конечно же, играют на гитарах. В стартовых титрах фильм позиционируется создателями как “рассказ о значении электрогитары в мировой музыке”, но на деле он оказывается куда глубже основной тематики. Здесь не только биографии трёх главных героев и их “диалоги о гитарах”, но и взгляд на социально-политические проблемы тех эпох, частью которых они являлись. Только U2 можно ассоциировать с политикой (Боно есть Боно, гиперактивный человек), но своим творчеством группы скорее помогали людям сплотиться в нелёгкие времена, чем открыто протестовали.

Мнение:
Казалось бы, идея собрать вместе трёх музыкантов из разных десятилетий (тут у нас “закрывается” промежуток с 1968 – образование LZ – по 2007 год – последний студийник TWS) не несёт в себе чего-то откровенного или новаторского, но фильм берёт другим. Это очень уютное, действительно ламповое кино, в котором идеально расставлены приоритеты. Никто из выбранных респондентов не позёрствует, не кичится заслугами и не говорит снисходительно. Наоборот, они очень рады обнажить свою душу перед зрителями. В этом фильме они не звёзды, а обычные люди, которые любят поностальгировать. Вряд ли о ком-то из тройки после просмотра вы сможете сказать: “Он открылся для меня с новой стороны”, – потому что идея документалки не в этом. Вокруг каждого артиста создаётся своя атмосфера, мини-вселенная, пропитанная музыкой. Особенно запомнился один момент, когда Эдж взял электруху, чтобы поимпровизировать, наиграл что-то жёсткое, а потом отключил все примочки и педальку. “Вот так это звучит в акустике”, – и в кадре улыбающийся мужик, играющий совершенно рядовые два аккорда.

Режиссёр Дэвид Гуггенхайм на момент съёмок был уже состоявшимся мастером, пробовавшим себя и в полном метре, и в сериалах, и в документальном кино. Он, на секундочку, лауреат Оскара за лучший д/ф 2006 года (“Неудобная правда”). И это чувствуется буквально с первых секунд. То, как выстроен кадр, как меняется свет и как высокохудожественно разворачиваются сценарии реальной жизни каждого из тройки, вызывает теплоту в душе (и это при том, что официального сценариста у фильма нет). Различные факты мне были известны, но с новыми акцентами и приятной постановкой, правильным темпом, я слушал их будто в первый раз. Ну а совместный джем – как приятный бонус. Уверен, многие смотрели фильм только ради него, но едва ли они остались недовольны увиденным за полтора часа.

Оценка: 8 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe

  • Музыкальная одиссея. Ирландия

    На этот раз отправляемся не слишком далеко. Перед прослушиванием не лишним будет закинуться стопочкой горячительного. Напоминаю, что описания я…

  • Музыкальная одиссея. Сент-Винсент и Гренадины

    Ещё немного карибской музыки в этом блоге. У кого уже осень вовсю развлекается? Жмите play и пустите лето в свой дом снова. Zoelah “Моя…

  • Музыкальная одиссея. Гренада

    Продолжаю рубрику обзором исполнителей из далёкой карибской страны. Музыка там такая же солнечная, как и погода. Есть два национальных жанра,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment