alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Погружение. XX век. Кинокомпозиторы. 45-41



45 место
Alex North




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1910 - 1991.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Самый знаменитый фильм: "Спартак" (1960).

Почитать:
Биография - ссылка
Киномузыка: какая она? - ссылка
Unchained Melody. История создания - ссылка

От МакЛыди:
"In recognition of his brilliant artistry in the creation of memorable music for a host of distinguished motion pictures". С такой формулировкой Алексу Норту был вручён его единственный Оскар. До того было 15 номинаций, и все в молоко. Конечно, бывали случаи и жёстче, но всё-таки в области музыки это антирекорд премии. Когда композитор начал сдавать, всё меньше работая в кинематографе из-за романтизации насилия в оном, академики одумались и вручили мастеру заслуженную награду. Ему тогда было уже 75 лет...

Алекс Норт (имя при рождении – Исадор Сойфер) прожил насыщенную, действительно богатую на события жизнь. До начала музыкальной карьеры он работал кем придётся, ведь семья бедствовала. Отец умер, когда мальчик был совсем маленьким, а мать с 4 сыновьями всеми усилиями боролись за счастливое будущее. Сначала Алекса обучал музыке его брат, потом преподаватели из филадельфийской школы, а потом... мастера из Московской консерватории. В 22 года будущий композитор уехал на ПМЖ в Россию, и не потому, что был выходцем из семьи русских евреев, а потому, что обожал Прокофьева. Нет сведений, смог ли он познакомиться со своим кумиром, зато точно известно, что его другом был Сильвестре Ревуэльтас. После обучения и работы в СССР Норт успел поколесить по Мексике со своей русской подругой, влюбившись в музыку этой страны. А потом началась война. Норт даже наспех женился, ожидая, что это станет подспорьем для получения отсрочки, но в 1942-ом был призван и оттрубил в армии четыре года. После Второй мировой устроился работать в театр, там познакомился с Элиа Казаном, и уже режиссёр привёл Питера в мир кино. Первые 40 лет жизни Норта ушли на всякие сумасбродства и перипетии, вторые 40 оказались целиком и полностью посвящены кино (хотя он пробовал себя и в академических жанрах, писал рапсодии). Это искусство действительно будто разделило жизнь творца на две одинаковых по продолжительности части. С "Трамвая «Желание»" начался большой путь, принесший композитору мировую известность и славу. Это был 1951 год, а последним большим проектом с его участием стал фильм "Доброе утро, Вьетнам", 1987 года.

Вдохновлённый Прокофьевым, Равелем и Дюком Эллингтоном, Норт был одним из первых, кто привнёс в киномузыку модернизм. Джаз, атональный авангардизм и классические музыкальные инструменты соединялись в его саундтреках в единую гармонию. Он писал не музыку к картине, а музыку к героям. Большой творец.

Послушать:


44 место
Miklós Rózsa




Статистика:
Страна: Венгрия.
Время жизни: 1907 - 1995.
Ключевое десятилетие: 1940's.
Самый знаменитый фильм: "Бен-Гур" (1959).

Почитать:
Биография - ссылка
Творческое наследие - ссылка

От МакЛыди:
В биографиях Норта и Рожа можно найти несколько пересечений. Родились и умерли примерно в одно и то же время, не были американцами при рождении, но стали ими в рабочем порядке, известны современникам главным образом благодаря своим масштабным работам. Но нельзя и не отметить, что Рожа уже в тридцатых был довольно востребованной личностью в киноиндустрии. Несмотря на то, что Рожа сначала чуть не стал химиком, а потом всей душой возжелал продолжать дело великих академистов своей страны, сразу после знакомства с кинематографом он увидел в этом жанре искусства потенциал. Следующие полвека он лишь развивал свои задумки, став одним из главных композиторов в жанре нуара. К своему магнум опусу, "Бен-Гуру", Рожа подходил, уже имея за спиной 80 саундтреков и 2 Оскара (плюс двухзначное число номинаций). Музыка стала весомым кирпичиком к увековечиванию фильма в истории. Грандиозная работа. Если же оценивать весь вклад композитора в становлении киномузыки и повышения её значимости в глазах зрителей, может закружиться голова.

Уголок меломана:
Наш эксперт Глеб Борис Бритва приоткрыл энциклопедию знаний.

В этой части подготовленного Алексеем списка Миклош Рожа соседствует с другими выдающимися, а для многих, я убеждён, и персонально любимыми кинокомпозиторами. Что ж, это определенно не лишено смысла. Семнадцать номинаций на Оскар, три из которых завершились в пользу венгра, фактически уже воздымают Миклоша в разряд нетленных классиков голливудского кино. А была ещё премия Сезар, и не только она. Не менее удивительным может показаться тот факт, что не одними саундтреками к фильмам прославился Рожа, но также и своими достижениями в академической музыке. Эта сторона творчества композитора не столь хорошо известна киноманам, но для самого Миклоша она имела не меньшее значение. «Я веду двойную жизнь», – такие слова нередко можно было услышать от Рожа в его интервью, однако это было отнюдь не подражание бравурным фразам героев стильных нуаров, музыкой к которым он главным образом прославился.

Миклош Рожа родился в преддверии неспокойного для Австро-Венгрии времени, но, к счастью, убийственная война не слишком затронула его семью и его счастливое детство, исполненное любимого занятия – музицирования. Обычно ребёнка, даже проявляющего способности, непременно нужно заставлять учиться, но с Миклошем случай особенный. В искусстве юный музыкант чувствовал отраду и небывалое воодушевление, он почти не расставался со скрипкой, которую в пятилетнем возрасте получил в подарок от дяди. А уже в семь лет венгерский вундеркинд исполнял на публике отрывки из концертов Моцарта. Начальное музыкальное образование Рожа получил не только благодаря матери (профессиональной пианистке), в качестве его репетиторов выступали весьма квалифицированные специалисты, грех жаловаться. Впрочем, маленькому Миклошу было на кого равняться: Лист, Барток, Кодай находятся в авангарде длинного списка его знаменитых соотечественников.

Миклош с увлечением колесил по окрестностям Будапешта, собирая для своей коллекции фольклорный материал, который затем активно использовал при написании собственных сочинений. Правда, в отличие от тех же Бартока и Кодая, Миклош не стремился систематизировать полученный материал, его интересовали лишь мелодии и их формировательный потенциал. К слову, Рожа не скрывал своего восхищения утончённым стилем Золтана Кодая, но находил его деятельность на должности преподавателя Академии чрезмерно деспотичной и консервативной. Миклош же любил купаться в музыке, жонглировать ритмикой, фразировкой, эмоциями. В 1925 году, вопреки всем ожиданиям, Рожа отправился в Лейпциг, где поступил на химический факультет местного университета. Странное, несомненно, решение, но оно было продиктовано волей отца, крупного промышленника. Как оказалось, из этой идеи всё равно ничего дельного не вышло, и на следующий год Рожа, успешно сдав экзамен в лейпцигскую консерваторию, продолжил заниматься любимым делом. Там же, на немецкой земле, в 1929 году были опубликованы его первые авторские произведения. Известность и мало-мальское признание композитор получил в начале 30-х годов во Франции, тем не менее настоящий успех ждал его многим позднее.

В 1934 году швейцарский композитор Артюр Онеггер познакомил Рожа с миром киномузыки. С утверждением звукового кино факультативных таперов, додумывавших саундтреки к фильмам по собственному усмотрению, а нередко и «на ходу», должны были заменить кинокомпозиторы, работавшие в связке с режиссёрами, отчего их музыка выполняла уже не роль простого лекарства от скуки, а становилась новым и полноправным художественным приёмом. Именно эти будоражащие воображение перспективы продемонстрировал венгру Онеггер на примере своего саундтрека к фильму «Отверженные». Рожа загорелся идеей опробовать себя в новом амплуа и вскоре переключился с создания симфонических произведений на кинематограф. До начала Второй мировой войны Миклош успел украсить своей музыкой порядка десятка лент, но судьбоносной для его карьеры стала сказка «Багдадский вор», которую продюсировал Александр Корда, тоже выходец из Австро-Венгрии. Съёмки этого британского фильма из-за военной угрозы пришлось перенести в Голливуд, вместе со съемочной бригадой в США отправился и Рожа, да так и остался там, приняв в итоге американское гражданство.

В Голливуде для Миклоша было много работы, и он готов был взяться за неё. Рожа с удивлением обнаружил, что процесс создания саундтреков к кассовым американским блокбастерам был дан на откуп старой гвардии таперов и полупрофессиональным театральным пианистам, представляя собой скорее топтание на месте. Миклош начал эту ситуацию быстро и радикально менять. Но далеко не всегда смелая и прогрессивная позиция Рожа устраивала продюсеров фильмов. Студии относились к композитору с известной долей скептицизма, даже несмотря на очевидно благосклонную реакцию зрителей. В отличие от продюсерского цеха, режиссёры, как правило, были рады сотрудничеству с проницательным автором. Так, Рожа успел поработать с Корда, Уайлдером, Дассеном, Кьюкором, Сьодмаком, Хичкоком, Лангом и многими другими – всех не перечислишь, ведь за свою долгую жизнь Миклош успел написать саундтреки более чем к ста фильмам.

Рожа было чем похвастать. Особенно его талант был востребован при производстве психологических триллеров и нуаров, музыкальное сопровождение к которым Миклош довел до канонического уровня. Угрюмое, суровое и терзающее нервы струнное сумасшествие, периодически входившее в спокойную фазу, затем взрывалось с удвоенной силой, заставляя пульс зрителей учащенно биться. Неслучайно композитором для неопародийного нуара «Мёртвые пледов не носят» был избран сам Миклош (его прощальная киноработа), причем ему удалось спародировать и самого себя, что далеко не каждому под силу. В «Завороженном» Хичкока Рожа вернул моду на терменвокс, его использование местами производило эффект лёгкой шизофрении, под стать саспенсу триллера, и позволило Миклошу заполучить первую золотистую статуэтку.

Но интересы венгра выходили далеко за пределы «чёрного кино». Ему легко давались и эпические пеплумы, и экранизации европейской классики, и приключенческие фильмы. В 1943 году оригинальный (во всех смыслах этого слова) саундтрек к «Книге джунглей», снятой по Киплингу, произвёл настолько грандиозное впечатление, что был выпущен отдельной пластинкой, став, таким образом, первым в истории OST-альбомом. Слушая музыку Рожа к мелодрамам или драматическим постановкам, нельзя не заметить, насколько его трактовка звукового сопровождения всеобъемлюща и монолитна. Это как будто настоящий симфонический концерт, полноценный вулкан чувств, страстей и эмоций. Он с лёгкостью может жить и отдельно от визуала. Как я уже говорил, все свои многочисленные саундтреки Рожа умудрялся сочинять параллельно с созданием академической музыки. Компания «Метро-Голдвин-Майер», учитывая небывалые заслуги Миклоша, даже позволила ему три месяца в году посвящать исключительно концертным произведениям.

Послушать:


43 место
Marvin Hamlisch




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1944 - 2012.
Ключевое десятилетие: 1970's.
Самый знаменитый фильм: "Афера" (1973).

Почитать:
Биография - ссылка
Факты из жизни - ссылка
Звезда Голливуда и Бродвея - ссылка
Король мюзикла - ссылка
Мюзик-холл - ссылка

От МакЛыди:
Перечень статей выше как бы намекает на то, какой величиной был Марвин Хэмлиш, причём не только в жанре кино. А для того, чтобы подчеркнуть его успешность и статус в различных отраслях искусства, я процитирую вам одно предложение из Википедии:
Лауреат всех четырёх крупнейших кинокомпозиторских премий — «Эмми» (трижды), «Грэмми», «Оскар» (трижды), «Тони» (так называемый EGOT, в мире таких всего 15 человек), а также Пулитцеровской премии (подобный набор из пяти крупнейших наград был только ещё у одного человека в мире — композитора Ричарда Роджерса) и, к тому же, дважды лауреат премии «Золотой глобус» — такой коллекции наград не было ни у кого.

Родившись в семье австрийских евреев, что бежали в Америку от нацистов, маленький Марвин с самых ранних лет проявлял интерес к музыке. В 5 лет первый раз сел за фортепиано, в 7 поступил в музыкальную школу, а в 19 выпустился и сразу устроился пианистом в знаменитый бродвейский мюзикл "Смешная девчонка". Вся дальнейшая жизнь как американские горки – то театр, то кино, то телевидение, то дирижирование. То вокальная музыка, то симфоническая. То Эмми, то Оскар. Помимо прочего, он добирался до 3 строчки в сингловом чарте Billboard Hot 100. Такое вроде даже Циммеру с его сверхпопулярностью не удавалось. В общем, человек-легенда. К чему не прикасался, всё обращал в золото.

Послушать:


42 место
Nelson Riddle




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1921 - 1985.
Ключевое десятилетие: 1960's.
Самый знаменитый фильм: "Лолита" (1962).

Почитать:
Биография - ссылка
Рецензия на Route 66 - ссылка

От МакЛыди:
Едва ли кто-то будет спорить с тем, что многолетняя совместная работа с Фрэнком Синатрой дали Риддлу в плане известности больше, чем его киномузыка, но от этого его почёт в киносообществе и, как следствие, присутствие в моём рейтинге ещё более ценны. Как он всё успевал? Деятельность этого человека можно разделить на три неравноценных, но всё же весомых трудовых пласта. Первый – аранжировщик для биг-бэндов, дирижёр джаз-оркестра. И тут надо вспомнить не только Синатру (музыка которого была бы совсем другой без участия в ней Нельсона), но и Нэта Кинг Коула, Эллу Фицджеральд, Линду Ронстадт, Джуди Гарленд, Ширли Бэсси... Думаю, совместных альбомов наберётся за сотню, а если учитывать ещё и живые, ох... Второй – композитор. Начал работать в кино довольно поздно, в середине пятидесятых (ему тогда уже было за 30), но зато потом как разогнался! Любовь к джазу не могла не сказаться на его саундтреках, у Риддла был фирменный почерк, так необходимый для обрамления некоторых картин лёгкой меланхолией. Свой единственный Оскар Нельсон получил за "Великого Гэтсби" в 1975 году. Та музыка, прямо скажем, не имеет ничего общего с экранизацией Лурмана. Третий – тромбонист. Непонятно как, но, даже будучи заваленным предложениями для работы, он успевал записывать сольные лонгплеи, которых набралось за тридцать. Один из таких я слушаю прямо сейчас. Это идеальный инструментальный чилаут. Никогда раньше не слышал такого сочного тромбона.

Послушать:


41 место
Marc Shaiman




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1959 - н.в.
Ключевое десятилетие: 1990's.
Самый знаменитый фильм: "Пока не сыграл в ящик" (2007).

Почитать:
нечего.

От МакЛыди:
Для подготовки к этому выпуску я стандартно ознакомился с одним полным саундтреком каждого из пятёрки. В случае Шеймана выбор пал на музыку к фильму "Целитель Адамс", который я не видел. Это OST из разряда "композитор и различные исполнители", то есть не целиком работа Шеймана. Так как его музыку мне хотелось выделить, я внёс небольшие правки в плейлист – переместил треки за его авторством "вниз", то есть в конец списка (странно, что изначально всё было перемешано, ведь в официальной версии скор идёт отдельно). Прослушивание совпало с процессом чистки картошки и других овощей для ухи. Сижу я значит такой, аккуратно срезаю кожуру, и начинаю офигевать, качая в такт головой. Из колонок несётся забойный классический рок! Клэптон, Crosby, Stills, Nash & Young, Sly and the Family Stone, The Band... С каждой песней всё больше сомнений в том, что Шейман сможет как-то соответствовать этой музыке. Да и вообще, какой должен быть фон в компании с такими монстрами? Но вот начинает играть первая композиция от Марка, и я просто растекаюсь на стуле. Это просто нечто. Что-то в духе "Хроник Нарнии", будто отправляешься в какую-то другую страну. И хоть между такой музыкой и Слаем Стоуном сложно найти параллели, саундтрек в целом не показался чем-то вычурным.

Сейчас уже сложно поверить в то, что вечно улыбающийся старичок, прославившийся своими саундтреками к фильмам для семейного просмотра, начинал с фактически хоррора "Мизери". Что побудило Роба Райнера пригласить его в свой нашумевший проект неизвестно, но то было начало большой творческой дружбы. Строго говоря, Шейман помогал с музыкой и в "Когда Гарри встретил Салли", но именно леденящая душу история с блестящим перфомансом Кэти Бейтс стала путеводной звездой в киномир для Марка. С тех пор – куча интересных работ (одних коллабораций с Райнером уже 14), 7 номинаций на Оскар, но пока ни одной победы. Ждём новых Шедевров! Мне лично очень импонирует стиль этого композитора.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • Обзор №85

    Финалим. В этом обзоре сплошь великолепные фильмы. Все они достойны просмотра любым человеком планеты Земля, достигшим соответствующего фильму…

  • Обзор №84

    Предпоследний в этом году обзор. Попутчики (Forever Lulu, 2000) - 7/10 Фильм впечатлил меня настолько, что я чуть не сел писать…

  • Обзор №83

    Добрались-таки до хороших фильмов. С ними будет два обзора, а под конец – отличные. Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments