alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. Пи Джей Харви: A Dog Called Money (A Dog Called Money, 2019)



Что для меня музыка Пи Джей Харви:
Вновь воспользуемся уже сказанным на просторах журнала:

Ещё месяц назад мисс Харви была для меня лишь образом, который я сформировал посредством некоторых хитов из девяностых и двумя альбомами закончившегося десятилетия (которые мне понравились, но без восторгов – слишком заумная лирика). Теперь же я почти фанат. Сколько же в ней огня было на первых альбомах, сколько страсти! Сердце сжимается от такого напора. Не сказать, что сейчас стало намного меньше, просто энергия стала перетекать в другое русло, деформироваться. Теперь каждая новая работа Пи Джей это не просто музыка, а политическое высказывание. Полли – одна из немногих музыкантов девяностых, которая добилась всего за несколько лет, но при этом не снизила планку со сменой трендов. Необычайной силы женщина.

Три месяца с момента написания этих строк, ни от одного слова не отказываюсь, под всем подписываюсь. Кабы я знал, что в прошлом году вышел документальный фильм с её участием, посмотрел бы тогда же. О нём я встретил заметку позже, где-то месяц назад. Эмоции от прослушивания пяти первых альбомов певицы ещё так свежи, что с просмотром решил не откладывать.

Чему посвящён фильм:
Шеймус Мёрфи начал сотрудничество с мисс Харви ещё в начале ушедшего десятилетия. Они вместе сняли несколько короткометражных фильмов в поддержку альбома 'Let England Shake', который увидел свет в 2011 году. Певица с жёсткой политической позицией и военный корреспондент нашли друг друга: их работы получили одобрение у широкой публики, став неотъемлемой частью промо-кампании. В итоге альбом завоевал Mercury Prize и Ivor Novello Awards, став одним из самых успешных в дискографии Полли. Через четыре года наши герои снова встретились и придумали ещё бóльшую авантюру. Во-первых, запись нового лонгплея Пи Джей превратилась в выставку-инсталляцию: музыканты сидели за специализированным стеклом, как в полицейских участках, а люди, купившие билеты, могли ходить и наблюдать за ними. Во-вторых, Мёрфи решил лично продемонстрировать певице все ужасы, о которых когда-то рассказывал, свозив её по горячим точкам: Афганистан, Косово и вашингтонское гетто. События того путешествия и последующая экстравагантная работа в импровизированной студии (многие песни с альбома навеяны увиденным в опасном туре) вошли в основу документального фильма. Это ни разу не биографическое кино. По большому счёту, это даже не фильм о Пи Джей Харви.

Мнение:
Стартовые минуты фильма сообщают нам, что над ним работали фотограф и певица. Прямо подчёркивается, что Мёрфи – никакой не режиссёр, хотя официальным постановщиком указан именно он. Такому факту, выпаленному в прологе, нельзя не удивиться. Как оказалось далее, внимание зрителя на данной информации было заострено не зря. 'A Dog Called Money' лишён какого-либо нарратива и художественного наполнения. Шеймус Мёрфи, возможно, гениальный фотограф. То, какие планы он берёт и как умеет оказаться в самой гуще событий, захватывает дух. Но все эти планы практически всегда статичны, а внутри перманентной статики ни одно кино работать не может. Как режиссёр же он просто несостоятелен. Всё повествование построено по типу: немного Полли на фоне нищеты, немного интервью с героями бедных районов, отрывки студийной работы и песня Харви, посвящённая увиденному. И заново, и заново, и так по кругу. Два короткометражных фильма будто существуют параллельно, их слияние не производит того эффекта, на который рассчитывали создатели. И по итогу ни личность Пи Джей, ни умения Шеймуса не раскрываются в полной мере. Конечно, невозможно не пожалеть девушку, рассказывающую про то, как всю её семью фактически расстреляли на её глазах, или не порадоваться за Полли, которая оказалась там, куда всем женщинам путь закрыт (азиатский религиозный консерватизм), но фильму при этом существенно не хватает баланса и какой-то хотя бы минимальной концепции. Если бы Мёрфи был лишь членом съёмочной бригады, наёмником, а не главным, это пошло бы всем только на пользу. Также непонятна причина такого долгого монтажа – альбом вышел в апреле 2016-го, а фильм – в ноябре 2019-го. Возможно, афганцы в последний момент перепугались перспективы быть показанными на большом экране во всём мире, и пришлось заново проводить переговоры.

Единственное, о чём 'A Dog Called Money' заставляет серьёзно задуматься, это не судьба бедных людей по всему миру, а то, как сложно порой исполнителю рассказать свои истории в песнях. Как сложно быть пóнятым. До сих пор помню свои, мягко говоря, странные ощущения от прослушивания 'The Hope Six Demolition Project' в год выхода: тогда я просто потерялся в этих бесконечных колких метафорах и упоминаниях отрезанных кусков человеческого тела (при том, что музыка-то вполне мажорная, не заставляющая выплакивать последние слёзы). Теперь же, когда знаешь историю создания, понимаешь, что все эти строки не о Британии и не об Америке (всё-таки название содержит открытую отсылку), а о проблемах всех униженных и несчастных людей мира. И картина складывается куда более отчётливо. Новое прослушивание сорокаминутного лонгплея произвело впечатление посильнее, чем девяностоминутный д/ф.

Оценка: 5 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe

  • СериаЛица. Выпуск №11

    Продолжаем. "Декстера" я смотрел не очень давно. Уже в ту эпоху, когда окончательно понял, что с сериалами мне совсем не по пути. Как…

  • СериаЛица. Выпуск №10

    Продолжаем путешествие ещё одним сериалом из институтских времён. Так вышло, что КЯВВМ и "Теория" зажглись практически одновременно и…

  • СериаЛица. Выпуск №9

    Честно, думал эта рубрика зайдёт лучше. Помню, как меня настойчиво просили писать о сериалах несколько лет назад, но сейчас все эти люди уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments