alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Сезон. Выпуск №21


Пять русских фильмов.

Верность (2019). Фильм Нигины Сайфуллаевой.
Рассказ о том, к чему может привести осознанный отказ от обычного диалога внутри семьи.

Пособие: как из ничего сделать хороший фильм. У Нигины Сайфуллаевой нет денег, чтобы звать в свой фильм суперзвёзд. Нет связей, чтобы на проект выделили большое количество денег, дабы привлечь какое-то внимание промо-кампанией. Нет каких-то вундеркиндов в команде, типа оператора или композитора, что смогли бы проявить себя в кино любого рода. И даже нет какого-то супероригинального сценария, который поразил бы всех своей оригинальностью или неожиданными сюжетными ходами. Но у неё есть острый ум и крепкие руки, которые творят магию. При сверхминимальных затратах, почти полном отсутствии мизансцен и внутрикадрового монтажа, “Верность” не выглядит дешёвым фильмом и не отдаёт ТВ-форматом. Вселенная, в которую режиссёр заточает своих героев, наполнена тишиной… Но это та тишина, которая накалена эмоциями, наэлектризована. В результате ты сидишь перед экраном, и даже при отсутствии эмпатии глубоко вжат в кресло. Вместе с персонажами боишься сделать неверное движение. Примерно такие же чувства я ощущал последний раз от просмотра “Аритмии”, но там куролесил муж, а здесь уже жена. И нельзя отдельно не отметить Александра Паля. Он просто невероятен, лучшая роль.
Оценка: 7 из 10.

Дылда (2019). Фильм Кантемира Балагова.
Хроника людей с поствоенным синдромом. Жизни нет нигде, ни снаружи, ни внутри. Но жить как-то надо.

(лучше “Тесноты”, и по баллу в том числе)

Невообразимое количество мыслей в голове, которые как никогда за этот киносезон сложно обернуть в оценку.

Есть фильмы, в которые приятно погружаться, хотя они рассказывают об ужасных вещах и пропитаны ими насквозь. Типа “4-3-2” или “Города бога”. А есть фильмы, которые ты в глубине души принимаешь, но не можешь с ними сродниться. Типа “Клуба” Ларраина. Я понимаю, как он снят и почему снят именно так, но это перманентное отторжение не перерастает в художественный экспириенс. Мне всегда нужен какой-то, хотя бы крохотный процент эпизодов, что не будут тебя эстетически мучить. Что-то, за что можно ухватиться и ненадолго почувствовать себя в безопасности. Как сверхэмоциональный человек, я всегда там, с героями.

И Балагов мне снова не дал таких. Вернее, какой-то процент есть, но недостаточный. И тут надо говорить как при разрыве заколебавших отношений: "Дело не в тебе, Кантемир, а во мне".

Жизнь не готовила меня к звуку в фильмах Балагова. Я в два раза громче сделал, чем обычно, и то треть слов упустил. Особенно в начале: настолько тихо всё, как будто сейчас стены вокруг героев обрушатся от поднятия децибелов. И при этом минималистичный саундтрек то и дело намекает, что сейчас кто-то в кадре может закричать. Какой-то звуковой оксюморон. Расслабиться не получается, “Теснота” номер два.

А ещё я не выкупил актёрского мастерства Василисы Перелыгиной. Мне прямо бросались в глаза эпизоды, когда явно либо Балагов ей что-то недообъяснял, либо сама "я так вижу", и на себя одеяло тянула. Персонаж Ии понятный и сыгран хорошо, а что там в голове творится у Маши – большая загадка. И я не думаю, что в сорок шестом году женщины были настолько безумными (чисто по языку тела и мимике, поступков героини я не касаюсь).

Так и выходит, многовато минусов. Но на другой чаше весов моё максимальное уважение Балагову, что в таком возрасте взялся за сложную тему и преподнёс её столь нетривиально. Ладно всякие мелочи, типа нарядов, газет на окнах или настоящих машин того времени – это больше не режиссёрские тяготы. А вот, например, эпизод с платьем. "Можно я покручусь?". Ну это же просто пиздец. Если только это не отсылка к какому-то известному произведению кино или литературы, меня просто восхитило, что через такую простенькую сцену смогли и персонажа развить, и наглядно продемонстрировать, что было образцом счастья для советской девушки в сорок шестом. Или эпизод знакомства с родителями – это вообще фантастика. Столкновение двух миров. Только "вырезанные" сцены признания кавалеру меняют диспозицию не в лучшую сторону, драматургия сильно теряется.

В общем, я одновременно и восхищаюсь Балаговым, и не могу проникнуться его киноязыком.
Оценка: 5 из 10.

Текст (2019). Фильм Клима Шипенко.
Наш ответ "Олдбою"))) Отсидевший в тюрьме по ложному обвинению человек выходит с единственной мыслью – отомстить. У него в душе нет ничего кроме жажды проучить полицейского, из-за которого он попал за решётку. Последующая цепь событий складывается так, что на некоторое время бывший заключённый сам становится этим копом посредством переписки с родными и подельниками.

Так вышло, что отечественные киноделы чаще заставляют нас сгибаться в фейспалме, но почти каждый год я нахожу 1-2 фильма, которые вполне можно было бы показать иностранному зрителю без боязни сесть в лужу рекомендацией. И в этом раз исключения не произошло. “Текст” – это грандиозно, я давно не получал такого удовольствия от русского фильма. Всё сложилось. Глуховский сам написал сценарий, не стал срезать углы. Шипенко весь свой молодой задор собрал в кулак, лишил фильм всяческих провисаний. Актёры, саундтрек, саспенс – всё на месте, всё работает. И наша суровая действительность становится для реалистичного романа идеальным фоном. Русские режиссёры всё больше драмами радуют, Россия для грустных, все дела… И тут такой триллер (основанный, конечно, на трагедии одного человека, но всё-таки). Я восхищён.
Оценка: 8 из 10.

Бык (2019). Фильм Бориса Акопова.
Россия, девяностые, криминал. Хочется жить, а получается только воровать.

Если смотришь какое-нибудь лощёное американское кино, то знаешь, что в конце всё будет хорошо, и потому особо за главных героев не волнуешься. Если смотришь современное российское, особенно о девяностых, то знаешь, что в конце всё будет плохо. И тоже не волнуешься. Нарочито мрачный фон фильма, подпитанный некоторой схематичностью в изображении эпохи и её героев, становится серьёзной проблемой. Сценарий в последней трети должен был драматургически удивить романтической линией, но как-то серо всё закончилось в этом плане. К Стасе Милославской претензией минимум, но всё же цельности образу не хватает.

А вообще большая проблема одна – “Хрусталь” ещё слишком свеж в памяти. И того же эффекта, которого добивается Акопов, Жук добивалась куда меньшими затратами, сумев уделить достаточно внимания и печальному времени, и персонажам. Здесь всё же перекос в сторону девяностых. Тем не менее, фильм увлекает, и “очередным пустячком о девяностых” его назвать язык не поворачивается.
Оценка: 6 из 10.

Юморист (2019). Фильм Михаила Идова.
Эстрадный артист времён СССР отправляет в блэк-лист власть имущих.

Если рассматривать “Юмориста” как набор короткометражек об одном выдуманном советском комике – это неплохо. Возможно, те, кто видел то время и ту систему своими глазами, найдут, к чему придраться, но мне как-то в глаза особенно ничего не бросилось. Некоторые эпизоды, как разговор с космонавтом или финальный монолог, практически шедевральны, но… В этот раз без “но” тоже не обойтись. Идов снял кино без стержня, без сюжетной основы. Все терзания главного героя приходится додумывать самому, что у него там в голове – непонятно. Так снимать нельзя, очень слабая режиссура. Да и Агранович не тот актёр, который может вытащить всё на себе. Для дебюта, наверное, неплохо, но рекомендовать фильм никому не могу.
Оценка: 5 из 10.
Tags: Сезон
Subscribe

  • Сезон. Выпуск №32

    Фрагменты женщины (Pieces of a Woman, 2020). Фильм Корнела Мундруцо. Тяжёлая драма о том, как несостоявшиеся родители пытаются пережить потерю…

  • Сезон. Выпуск №31

    Сразу 4 хороших фильма в обзоре. Стрельцов (2020). Фильм Ильи Учителя. Биографический фильм о жизни противоречивого советского футболиста.…

  • Сезон. Выпуск №30

    Аферистка (I Care a Lot, 2020). Фильм Дж. Блейксона. Столкновение двух преступных организаций. На одной стороне две миловидные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments