alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Погружение. XX век. Композиторы-академисты. 50-46


От дилетанта для дилетантов.

Вступительное.

Классика XX века отличается от предыдущих времён прежде всего тем, что в ней стало очень много математики. Если в XIX веке были течения классицизма и романтизма, внутри которых была написана масса красивейших, исконно прекрасных композиций, навсегда ставших образцами музыкальной красоты, то в XX транзитом через эпоху модернизма в музыку пришла наука. Если Шуберт или Дворжак писали сугубо от сердца, то Варез и Сати всё больше стали задействовать мозг, аналитические выкладки и математические операции. Постепенно академисты ушли в тень перед напором популярной музыки: первая половина XX века стала расцветом блюза и джаза, в классике уже не было такой потребности, как 30-40 лет назад. Авангард стал жёстким противопоставлением традиционному искусству. В подавляющем большинстве случаев, академические композиторы XX века писали музыку, пользуясь техникой додекафонии. Этой музыкой очень тяжело наслаждаться: нелепое нагромождение нот, сплошные атональности, внезапные смены регистров, полное отсутствие ритмического рисунка. Если есть вокал, то он преимущественно вычурный, эпатирующий (для стандартного уха слушателя; на самом-то деле там разные функции преследуются), без намёка на попадание в ноты. Эту музыку вы не услышите в фильмах или рекламах, а потому и композиторы, её писавшие, едва ли будут вам известны. Эту музыку почти невозможно понять без наличия специализированных знаний и большого упорства, как и философию, например. Однако эту музыку порой очень интересно анализировать. Особенно, если вы любите нойз так, как люблю его я.

У меня нет музыкального образования, и конкретно для этой части проекта это большая беда. У меня также и нет знакомых, что могли бы рассказать об академистах прошлого века какие-то яркие, невикипедийные факты. Если разобраться в каком-то отдельном сочинении, будь то струнный квартет или концерт для пианино и магнитной плёнки, я ещё могу, то оценить вклад конкретного композитора в искусство и дать вердикт его творчеству в целом – уже нет, на это нужны годы. Не столько, чтобы всё послушать, а чтобы всё прочитать, ведь академист XX века это часто не только музыкант, но и учёный. Так что я решил без стеснений копировать вам самые интересные кусочки из аналитических статей. При всём желании, я даже зарерайтить их удачно не смогу. Надеюсь, кровавая гэбня не возьмёт меня из-за копипасты за жопу. По возможности, что-то буду добавлять от первого лица. Вам же рекомендую при наличии интереса переходить по имеющимся ссылкам и читать статьи полностью (среди них есть и научные; да мне даже диссертации уже попадались, но за них надо платить).

50 место
Milton Babbitt




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1916 - 2011.
Жанры: Serialism, Modern Classical, Electronic, Tape Music.

Почитать:
Биография - ссылка
Большая российская энциклопедия - ссылка
Кого заботит, слушаешь ли ты? - ссылка
Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт - ссылка
История современной музыки - ссылка
a+b+c=a+(b+c) - ссылка
Джазовый подкаст - ссылка

От МакЛыди:
Из работ Бэббитта можно понять, что он чувствует себя «связующим звеном» между миром математики и миром музыки; «следопытом», чья функция – пройти по уже известным вещам, но дать о них нетрадиционное представление, которое вписало бы музыку в совершенно иной контекст.

Генезис музыкальной теории Бэббитта лежит в наложении математического подхода на музыкальный материал, связанный исключительно с двенадцатитоновой техникой. Для композитора имеет значение статус первоэлемента системы – музыкального звука – как абстрактного элемента. Он понимает звук не как единичное явление со своими индивидуальными качествами, а как "высотный класс". Под "высотным классом" подразумевается не что иное, как звуковысотность вне её зависимости от октавного расположения. Подход Бэббитта к ритмической организации произведения может быть понят из следующего высказывания композитора: "Ритмический компонент, например, может быть структурирован в точно таком же ключе, как и высота, с помощью тех же самых операций; ритмическая инверсия, ракоход, ракоходная инверсия всё также определяются, комбинаторность, выведение и соотносимые качества аналогично приложимы к ряду длительностей". Мир музыки Бэббитта – мир сложных музыкальных идей, сопоставимый с тем, который выстраивает в своих композициях лидер направления "новая сложность" Брайан Фернейхоу. И в то время как одни критики упрекают его в исключительной зашифрованности и опосредованности музыкальных идей, остальные отдают должное его стремлению раздвинуть границы музыкальной структуры и новаторским устремлениям, характерным для ведущих американских композиторов XX века. Настойчивость Бэббитта в поисках новых соотношений теории и практики, его понимание ответственности композитора за каждое музыкальное событие и стремление предельно точно контролировать процесс музыкального развёртывания повлияли на мышление многих молодых композиторов.

Бэббитт любит говорить, что звучание его музыки – это воспоминания о том, что было, и предчувствия того, что будет. Следовать за мыслью Бэббитта сложно; каждое «событие» в такте несет информацию. И эта информация чрезвычайно плотна, а стало быть производит впечатление непредсказуемой и потому случайной. Вихри звуков, перепрыгивания из одного регистра в другой, смена темпа каждые несколько секунд. Но эта иррегулярность служит устройству того странного микромира, который называется «музыка Бэббитта».

~~~

Интересный факт, что Бэббитт почерпнул массу идей у Шёнберга, при этом сам интерпретировал музыку своего негласного учителя иначе, чем он сам. Эдакая юмореска из мира академической музыки. Также важный факт, что Милтон послужил верную службу и для поп-культуры, ведь именно он создал в начале пятидесятых первый синтезатор. Вот уж и правда, "связующее звено" между классической и электронной музыкой. И последнее – Бэббитт был одним из первых, кто серьёзно пострадал от журналистов. Один из горе-писак подставил композитора, опубликовав его труд под названием "Кого заботит, что ты слушаешь?" – хотя автор никогда не говорил такого и не вкладывал в свои работы никакого повышенного эпатажа. До конца жизни пришлось открещиваться от назойливых вопросов, на которые приходилось отвечать: "Конечно, мне интересно, что слушают люди". Так, человек, который боролся за повышение ответственности композитора перед слушателем, из-за пакости работника СМИ и своего чрезмерного доверия оказался в невыгодном свете, будто противоположность самому себе.

Я послушал два струнных квартета, альбом с композициями для пианино, сочинение для гитары и электронный экспериментал 'Occasional Variations'. Последний впечатлил сильнее всего.

Послушать:


49 место
Luigi Nono




Статистика:
Страна: Италия.
Время жизни: 1924 - 1990.
Жанры: Tape Music, Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Большая российская энциклопедия - ссылка
Статья о Луиджи Ноно - ссылка
Авангардная хоровая фактура - ссылка
Апофеоз политической ангажированности - ссылка
Интервью с Екатериной Бирюковой - ссылка
Четыре века музыкального театра. После 50-х годов - ссылка

От МакЛыди:
Мно­гие про­из­ве­де­ния Ноно воз­ник­ли как от­клик на тра­гические со­бы­тия современной ис­то­рии: «Эпи­та­фия Фе­де­ри­ко Гар­сия Лор­ке» для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра (1953); кан­та­ты «Пре­рван­ная пес­ня» (на тек­сты пи­сем каз­нён­ных уча­ст­ни­ков ев­ропейского Со­про­тив­ле­ния, 1956) и «На мос­ту Хи­ро­си­мы. Пес­ни жиз­ни и люб­ви» (1962); ор­ке­ст­ро­вая ком­по­зи­ция «Поль­ский днев­ник 1958» (1959), на­пи­сан­ная по­сле по­се­ще­ния му­зе­ев Ос­вен­ци­ма и Вар­шав­ско­го гет­то. Опи­ра­ясь на кон­цеп­цию эпи­чес­ко­го те­ат­ра Б. Брех­та, те­ат­раль­ные дос­ти­же­ния В.Э. Мей­ер­холь­да, Э. Пис­ка­то­ра и но­ва­тор­ские по­ис­ки А. Шён­бер­га, А. Бер­га, К. Вай­ля, П. Хин­де­ми­та, П. Дес­сау, Л. Дал­ла­пик­ко­лы, Ноно соз­дал собственный род опе­ры – сце­ническое дей­ст­во. Так, «Не­тер­пи­мость 1960» («Intolleranza 1960») по­свя­ще­на об­ли­че­нию бес­че­ло­веч­но­го от­но­ше­ния к им­ми­гран­там на За­па­де.

Он считал себя "ангажированным" художником и посвятил множество произведений революционно-освободительной тематике — и при этом никогда в своей жизни не писал ничего похожего на массовую или хотя бы доступную легкому восприятию музыку; напротив, в своих экспериментах он был подчеркнуто элитарен. Интеллектуал и эрудит, Ноно любил отыскивать истоки своего творчества в глубине итальянской, европейской и мировой традиции, — но никогда не прибегал к неоклассической стилизации или поставангардной полистилистике. Если попытаться понять и принять излюбленную идею Ноно — идею множественности, неоднозначности, как бы стереоскопичности всякого бытия — от бытия в пространстве и времени музыкального звука до бытия человечества в истории, — все антиномии, все "противозаконности" его духовного мира сольются в некий новый "номос", закон высшего порядка. Перед нами предстанет необычайно светлая, гармоничная и богатая личность человека-творца. Личность, которой равно присущи ощущение свободы как высшей ценности и полное отсутствие надменного эгоцентризма; вкус к дерзанию, к нарушению установленных кем-то когда-то границ — и любовь к своим корням, к своей родине, к своим учителям и предкам; чувство гражданственности, возникающее из сострадания к людям, — и готовность нести бремя одиночества, возлагаемое судьбой на первооткрывателей.

Если для Шёнберга унисон альта и тенора явился лишь способом получения необычного «бесполого» тембра «своеобразного и несколько фантастического характера», подходящего для воплощения ирреальных образов, то для Ноно большое значение имели и чисто технические фактурные задачи. Уже в «Liebeslied» заметно стремление композитора к сглаживанию тембрового контраста между женскими и мужскими голосами, обеспечивающего типичный для поздних партитур композитора эффект тембровой модуляции, основанный на гибкой трансформации звучности женского (мужского) хора в звучность мужского (женского). Ноно, предполагавший, что принципиального отличия между фактурой инструментальных и вокальных сочинений не существует, допустил возможность использования пуантилистического изложения в хоровой музыке, в силу чего отказался от искусственного сохранения целостности текста, что и привело к пространственно-временной автономии слогового состава слова. Что же касается наложения нескольких вербальных рядов, то основной целью этого приёма стало не столько использование внутренних ресурсов фонетики, сколько пересечение семантических полей текстов, о чём Ноно сам писал в связи с третьей частью «Il canto sospeso», где данный приём использовался им впервые: «Наложение трёх текстов, связанных с общей ситуацией, — время перед казнью, — создаёт своего рода новый текст таким образом, что содержание данной ситуации подаётся с усиленным эмоциональным напряжением».

Через четверть века после алеаторики Штокхаузена и Булеза, именно Ноно — самый верный адепт сериализма — осуществляет, может быть, самую радикальную деконструкцию серийности и, шире — деконструкцию рационального принципа вообще. В поздних сочинениях Ноно обособленные звуки, подобно островкам его родной Венеции, рассредоточиваются в море тишины. В своем стремлении зафиксировать мгновение, Ноно, воспитавший себя в строгих рамках сериализма, в своих поздних сочинениях еще более тщательно выписывает тишайшую динамику каждой ноты, особенности ее звукоизвлечения, характер ее электронной обработки. Но при этом как исполнитель, сидя за микшерным пультом ради передачи этого самого уникального музыкального момента-мгновения, он сам же совершенно игнорирует собственные указания в нотах и часто вместо выписанного пианиссимо и декларируемой тишины включает электронику на откровенное форте. Первое сценическое сочинение зрелого Ноно называется Intolleranza (Нетерпимость) и это слово, пожалуй, может служить ключом для понимания личности композитора. Конечно в стандартный набор требований нашей политкорректной эпохи он просто никак не «вмещается». Ноно всегда точно знал, против чего он борется, что именно в музыке он хочет преодолеть, но при этом для меня как раз самым замечательным его качеством было какое-то внутреннее сомнение, беспокойство, внешне незаметные, но заставлявшие его пребывать в постоянном внутреннем поиске, нащупывании нового пути.

~~~

Я не очень много знал о Ноно до написания этого поста, но теперь понимаю, какой величиной был этот человек. Он совмещал в себе потрясающие вещи. Как один и тот же человек мог изучить принципы додекафонии, но совершить революцию в хоровом пении? Как можно писать 30 лет заумную электроакустику, а под конец жизни выдать пару опер, которыми восхищаются и в наше время? Наконец, как можно быть закостенелым авангардистом, но при этом на протяжении всего творчества говорить о простых вещах, пропитывая политической ангажированностью массу своих произведений? Уникум. Он женился на дочери Шёнберга и был другом Тарковского и Высоцкого. Как последний штрих к портрету.

Послушать:


48 место
Thomas Adès




Статистика:
Страна: Англия.
Время жизни: 1971 - н.в.
Жанры: Modern Classical, Opera, Chamber Music, Orchestral, Film Soundtrack, Film Score.

Почитать:
Биография - ссылка
Большая российская энциклопедия - ссылка
Откровенная музыка Томаса Адеса - ссылка
Архетипичный сюжет и его интерпретации: "Танец смерти" в живописи Бернта Нотке и музыке Томаса Адеса - ссылка
Сны Просперо, рассказанные языком современной музыки - ссылка
Я не делаю различий между музыкой, написанной в последнюю тысячу лет - ссылка
Уйти нельзя остаться - ссылка
Не Sandy, но всё-таки «Буря» - ссылка
Припудри ей личико - ссылка

От МакЛыди:
Как композитор формировался под влиянием И. Ф. Стравинского, а также Д. Лигети, Д. Куртага, Л. Яначека, Г. Берлиоза. Характерным для Адеса является музыкальный плюрализм, который концептуально близок полистилистике А.Г. Шнитке, а также сферическому и радиальному представлениям о музыкальном времени у Б.А. Циммермана и Дж. Рохберга. В музыке Адеса задействованы разнородные пласты – от оркестровой реконструкции электронной танцевальной музыки, выполняющей роль, аналогичную танцевальным жанрам в сочинениях академических композиторов прошлых столетий, до «деконструкции» оркестрового письма И. Брамса и самоцитирования. При этом Адес тяготеет к целостности изложения, достигаемой в том числе за счёт сюрреалистического понимания классических форм и программ. Адес стремился к «обнажению приёма», чтобы исходные элементы музыкальной речи (которые Адес сравнивал с химическими элементами), процесс их дальнейшей трансформации и взаимодействия непосредственно воспринимались на слух. Музыкальный язык Адеса является посттональным (т.е. свободным от функциональной логики, но с аллюзиями на неё).

Причина повышенного интереса к музыке Томаса Адеса – в отсутствии намеков на авангард и герметизм. При всей прихотливости музыкальной фактуры в ней высока степень коммуникативности – ее могут слушать и понимать и суперпрофессионалы, и самые обыкновенные любители. Соединяя в своих сложнейших партитурах несоединимые элементы, Томас выводит академическую традицию за узкоцеховые рамки, создавая иллюзию полной доступности «недостижимого элитарного искусства». Одни считают композитора со зловеще звучащей фамилией – Адес – мессией современной академической музыки и иначе как шедеврами его сочинения не называют. Другие видят в его искусстве сплошные провокации. Свою стремительную карьеру он выстраивает как bad boy английской музыки.

Адес позиционирует себя и определяется критиками как наследник Бриттена по прямой, то есть новый гуру английской композиторской школы, берущей начало в раннем барокко, то есть идущей от Перселла через Элгара, Уолтона, Воан-Уильямса, Ламберта и Типпета. Творчество Адеса во многом питается книжными источниками, музыкальные формы наследуют литературным. Умение читать литературный гипертекст привело к привычке создавать его аналог в музыке. Дело в том, что Адес не хочет слыть элитарным композитором, он мечтает, чтобы классическая музыка, не теряя важных жемчужин, обретенных ею за время долгого пути в XXI век, стала такой же востребованной как кино.

~~~

Возможно, самый молодой из этой части проекта композитор. Слушать его в такой компании из мастодонтов додекафонии было довольно необычно. Как абсолютно справедливо сказано выше, это не авангардная музыка. Сочинения Адеса приятны, гармоничны, немного импульсивны и лишь иногда напоминают о том, в какое время были созданы. Я послушал два концерта для пианино, а также вокальные отрывки из других массивных произведений. Вполне неплохо. По настроению напомнило больше Лигети, чем Бриттена. Буквально пару лет назад Адес дебютировал в большом кино с саундтрека к фильму "Колетт". Возможно, вы видели это кино.

Послушать:


47 место
Elliott Carter




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1908 - 2012.
Жанры: Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Генеративная музыка - ссылка
Краткая история новой музыки - ссылка
Цитаты - ссылка
Некролог - ссылка

От МакЛыди:
Эллиот Картер: Честно, я не знаю. Прожив столько лет, мне сложно предсказать, как будет развиваться музыка после XX века. В начале XX столетия, например, был период Шенберга, Стравинского, Бартока и других. Когда я повзрослел, они уже «вышли из моды» и их место заняли Пуленк, Орик, Хиндемит, Курт Вайль и другие – какое-то время они считались новаторами. Был период, когда играли Айвза, а потом он тоже «вышел из моды». Только после Второй мировой вся эта музыка снова вернулась. Никто не мог предсказать, что так случится. До Второй мировой никому в голову не приходило, что Гитлер может запретить модернистскую музыку, а СССР совершенно изменит стиль Шостаковича. Никто не представлял себе, что произойдет… Бог знает, что будет теперь! Мир так изменчив и непредсказуем. Мы очень многого не знаем. Что, например, последует за войной в Ираке? Я не могу загадывать. Может, мы отзовем свои войска, а может, там начнется гражданская война и все это наложит свой отпечаток на наш музыкальный мирок. Только приехав в Америку, Шенберг говорил, что американцам нравится оркестровая музыка. Он считал, что музыка в этой стране – «gonfé», «раздутая», и относился к ней скептически. Теперь, наверное, камерная музыка сменит оркестровую, кто знает. Вариантов развития много. И все же, если произведение действительно стоящее и людям оно нравится, его будут играть вне зависимости от того, в каком стиле оно написано. Во времена моей молодости никто не поверил бы, что Малера еще станут играть.

Американский композитор оркестровой и камерной музыки, а также автор произведений для сольного инструментального и вокального исполнения. Славу одного из главных композиторов-инноваторов ХХ века ему принесли эксперименты с соотношением темпов и тесситурами. Он стал обладателем высших премий для композиторов, в том числе Пулитцеровской премии, а также был первым в истории композитором, награжденным Национальной медалью США в области искусств. В основном он работал в жанре концерта и струнного квартета. Уже в преклонном возрасте Эллиот написал огромное количество произведений. В период с 90 до 103 лет он издал более 40 работ.

Несмотря на то, что сегодня «процессная музыка» рассматривается именно как неотъемлемая часть минимализма, всё-таки она появилась, как минимум, ещё на 20 лет раньше. Американский композитор Эллиот Картер использовал слово «процесс» для описания сложных композиционных форм, которые он создавал в 1944-м году («Соната для фортепиано», «Первый струнный квартет»), и продолжал пользоваться этим термином на протяжении всей своей жизни. А разрабатывал Эллиот Картер концепцию своей музыки именно как процесса, вдохновившись «принципом организма» Альфреда Норта Уайтхеда, и в частности его книги 1929 года «Процесс и реальность».

~~~

О Картере, в отличие от других героев выпуска, не очень много информации на русскоязычных сайтах. Нет ни научных статей, ни анализов произведений, но один только факт, что современники типа Стравинского считали его гением, говорит о многом. Американец любил, так сказать, "играть с нотами" в научном смысле выражения, но и классических произведений у него навалом. И именно они принесли ему мировую славу ещё в первой половине прошлого века (а дожил он до 2012-го года – вот это мужик был). Всё, что попалось мне, сделано в минорных оттенках, но не заставляет скучать слишком сильно. Умная музыка с чётко расставленными энергетическими пиками. Виолончель и пианино, гобой и клавесин, флейта и всевозможные струнные – в руках мастера горел любой инструмент.

Послушать:


46 место
George Crumb




Статистика:
Страна: США.
Время жизни: 1929 - н.в.
Жанры: Modern Classical.

Почитать:
Биография - ссылка
Большая российская энциклопедия - ссылка
Голос в цикле "Макрокосмос" - ссылка
"Макрокосмос III": созерцание природы космоса - ссылка
О мифологическом в творчестве Крама - ссылка
FX Quartet играют Крама - ссылка

От МакЛыди:
«Макрокосмосы» Крама - явления синтетического искусства, образец инструментального перформанса в целом. Путешествие по Вселенной с ее звездами, созвездиями и планетами, предпринятое композитором на содержательном уровне, логично равно в данном случае путешествию по Музыкальной Вселенной, в которой представлены всевозможные средства выражения и исполнительские приемы. В целом, содержательный уровень обоих циклов сводится к осмыслению того, что есть жизнь, вечна ли Земля в бесконечности вселенского пространства.

Один из ярких американских композиторов второй половины ХХ века и, по мнению известного специалиста в области современной музыки М. Высоцкой, «главный музыкальный мистик» эпохи — Джордж Крам. Его музыка — особый философский мир. Композитор отмечает: «Я всегда рассматривал музыку в качестве очень странной субстанции, наделенной магическими возможностями. Музыка — это нечто почти ощутимое, осязаемое — и все же она нереальна, иллюзорна. Музыка может быть проанализирована только на механическом уровне; важные же ее элементы — духовный импульс, психологическая кривая, метафизические импликации — могут быть восприняты только с помощью самой музыки. Я интуитивно чувствую, что музыка — первичная клетка, из которой произошли язык, наука и религии». Новации Крама отражены в использовании алеаторики и минимализма, в том, что многие из его партитур решены в графической нотации. Вместе с тем, Крам связан и с предшествующими эпохами; он является последователем Ч. Айвза и Д. Кейджа в соединении в произведениях разнородных стилевых пластов, в обращении к синтезу искусств. Так же их сходство обнаруживается в «общей тяге к ударным инструментам» и «интересе к микротоновой музыке», как говорит сам Крам.

Какие именно качества языка композитора способны выражать «мифологическое»? Этот вопрос я задала себе, думая над такими словами Джорджа Крама: «У музыки – по крайней мере, у некоторых ее образцов – есть тенденция к мифологичности. Некоторые мои произведения мифологичны по своему выражению. О моей музыке иногда говорят, что она выражает такое чувство древности». Исследователю, занимающемуся изучением соотношения мифа с музыкой, трудно игнорировать такого композитора, как Крам, который сам признает мифологичность как своей музыки, так и музыки вообще.

~~~

Глупо писать, что какой-то из композиторов-академистов был более или менее уникален, чем его коллеги, но взгляд Джорджа Крама на музыку действительно поражает. Он может писать о чём угодно: о мифологии, о времени, о космосе или даже о войне во Вьетнаме, но смысл произведения будет непостижимо понять без специальных пояснений автора. Крам умел заключать в рамках одного произведения огромные куски тишины, невероятные экспресивные всплески (обычно на пианино), обрывки из криков и элементы додекафонии, при этом создавая некоторое подобие гармонии. Сложно описать словами всё многообразие такой музыки... Я послушал все части "Макрокосмоса" и диск с избранными пьесами и сюитами. Будоражит сознание. Одновременно чувствуешь себя и в трансе, и в переполненном метро. И это при том, что я никогда не был в метро.

Послушать:

Tags: Погружение
Subscribe

  • День в кинотеатре. Чёрная Вдова (Black Widow, 2021)

    Пары дней оказалось достаточно, чтобы фильм стёрся из памяти. Все поклонники Марвел помнят, что привередливые зрители стали выпрашивать у студии…

  • День в кинотеатре. Форсаж 9 (F9, 2021)

    Я уже не раз писал в блоге об этой франшизе, поэтому начать можно без раскачивания. Ребята создали свой киноязык (или, как справедливо заметил…

  • День в кинотеатре. Душа (Soul, 2020)

    Сказал бы мне кто год назад, что за весь 2020-ый я всего лишь 3 раза схожу в кино, в ответ покрутил бы пальцем у виска. Я, конечно, не киноман, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments