alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Музыкальное чтиво. Выпуск №2. Muse: Electrify my life


Продолжаем наше фривольное путешествие по биографиям музыкантов. Честно, мне очень понравился предыдущий выпуск, запустивший рубрику. Я получил массу эмоций и от самой книги, и от написания поста, и от реакции (которая была не только в комментариях здесь, но и на форуме, и в личных беседах с почитателями таланта Моби). Такое бывает редко. В совокупности с тем, что читаю я очень медленно, рубрика будет жить, пока ЖЖ остаётся частью моей жизни. Возможно, мне захотелось бы выложить ту работу даже на какой-нибудь сайт с книжной критикой (знаю, у нас есть такие, периодически читал на них своих друзей), но всё же формат не тот. Грубо говоря, слишком много личных местоимений. Для специализированных платформ нужно писать лучше, а у меня на это нет ни времени, ни желания. Если же ввести в Гугл запрос "moby саундтрек моей жизни отзывы", пост с моей писаниной будет на 2-3 странице.

После того, как в поисках интересной литературы я пофорсил несколько главных русских интернет-магазинов, в контекстной рекламе ВК и на mail.ru мне стали показываться всякие интересные книги. Сабж был в их числе. Я не имел никакого понятия, что о Muse (по-прежнему моей самой любимой группе всех времён, 5 лет назад я даже немного написал по этому поводу) есть книга, и уж тем более, что её перевели. Сразу полетел заказывать себе! Издательство "Бомбора" – современные энтузиасты, переводят и издают книги об очень интересных личностях. Кажется, в последние годы они очень плотно взялись и за музыкантов. Я специально не стал наводить справки о том, когда написан оригинал (в какой-то мере это можно считать спойлером), но было очевидно, что довольно давно. Оказалось, в 2008-ом году (плюс обновление в виде одной главы через пару лет). Русский же вариант появился на прилавках лишь в 2019-ом. Прогрессивненько живём! Хотя, чего жаловаться, лучше поздно, чем никогда. Уверен, до личностей типа Боба Моулда не доберутся даже "бомборовцы", не тот спрос. А ведь мои камрады ждут!

Снова посвящу отдельный абзац названию. Дизайн обложки мне очень понравился. Сперва разочаровала только стартовая аннотация: "Биография хедлайнеров британского рока". Какие, нафиг, хедлайнеры рока? Хедлайнеры бывают у фестиваля, у какого-то мероприятия, праздника, но никак не у жанра. Это просто неграмотно, и какую-то часть потенциальной аудитории может отпугнуть. Дальше, само название. "Electrify my life" – хм... Неужели, не стали ничего менять? Просто оставили оригинальное. С этой мыслью я жил вплоть до того момента, пока не дочитал книгу. В ту секунду я окончательно осознал, что не имею ни малейшего понятия, что означает это словосочетание в контексте группы. Это не название альбома, не название песни, не рандомная строчка из текста... Оказалось, в оригинале книга названа более консервативно: "Out of This World: The Story of Muse", и имеет вот такую обложку. Тут я и задумался об авторских правах. Подозреваю, что наши издатели имели бы определённые проблемы, если б захотели оставить оригинальное название. В любом случае, "Электрифицируй мою жизнь" – не самый худший вариант для книги о группе, чья музыка многими неоднократно сравнивалась с электрическим зарядом. Но при этом и довольно абстрактный.

Автор оригинала – Марк Бомон, профессиональный журналист. Он написал не очень много книг, и эту, по всей видимости, можно считать его главным творческим триумфом. Впервые он повстречал группу в январе 1999-го, когда они только начинали свой путь. Ему было дано задание взять интервью, и тот опыт оказался одним из худших в его профессиональной деятельности. Музыканты бэкали-мэкали, хрю-му, не могли дать ни одного интересного ответа. Казались застенчивыми студентами, а не рок-звёздами. Тем не менее, как и весь прогрессивный мир, Марк не перестал за ними следить. Из страниц чтива непонятно, когда родилась идея написать книгу, но примерно с начала нового века Бомон стал их биографом. Взял сотню интервью у участников и тех, кто их окружал на пути к мировой славе, иногда сопровождал на гастролях, прочёл, как он лично сам признался в послесловии, все рецензии, отзывы и очерки на творчество группы. Плюс заручился поддержкой Бена Майерса, автора первой книги о Muse, "Inside the Muscle Museum" (вот это отличное название!), использовав материалы из неё. В основной аннотации сказано, что "эта книга – ваш единственный шанс оказаться в сумасшедшей вселенной Muse". Без единого сомнения, это чистая правда. Труды, затраченные на написание такого талмуда, невозможно переоценить.

Но труды трудами, а умение есть умение. Едва ли Беллами и Ко выбрали бы Бомона своим попутчиком по жизни, если бы он не был остроумным и невероятно талантливым чуваком. Книга написана максимально простым языком со стройным сюжетом и массой отличных шуток. Не считая лирического отступления в начале, события, описанные здесь, начинаются ещё задолго до того, как участники группы повстречались и объединились в трио. Затем плавная подводка к году образования (1994), потом альбомы, терпение, труд, и, наконец, достижение всех главных целей в 2008-ом, что и становится эффектным завершением истории. Книга даёт полное, абсолютное представление о том, как росли, чем были озабочены и как стремительно развивались все три участника группы на разных этапах карьеры. Прочтя творение Бомона, вы и в 4 часа ночи спросонья с лёгкостью ответите, в какой группе играл отец Мэтта, когда родился второй ребёнок Криса и при каких трагических обстоятельствах умер отец Доминика. Автор максимально очеловечивает музыкантов как лирических героев, порой заставляя читателя на довольно долгие промежутки времени длиной в несколько страниц забыть об их высоком статусе. Для Бомона они, в первую очередь, не друзья и не рокеры, а обычные люди, которым часто приходилось страдать из-за их мировоззрения и психологических проблем. Периодами трудности приобретали угрожающие масштабы. Следить за тем, как менялись Muse от года к году, высшая степень наслаждения для поклонника типа меня. И невозможно не отметить силу писателя как рассказчика. 11 глав книги делятся на подглавы, и в конце каждой подглавы (я не шучу, буквально каждой!) есть предложение или даже абзац, намекающий нам о том, какие события будут представлены дальше. Вас раз за разом будто берут на крючок, оторваться невозможно! Умение так плавно переходить от одной точки к другой – показатель большого мастера. Каждый финальный абзац отдельной подглавы можно заканчивать троеточием, и это будет уместно.

Однако если такую внимательность к жизненным перипетиям мьюзовцев можно было ожидать, то вот большую концентрацию на музыке во всех её проявлениях – нет (особенно после предыдущей книги). Если вашей целью является узнать, о чём та или иная песня (или обстоятельства, при которых она была записана), вам больше не нужны никакие дополнительные источники. В книге досконально описан процесс происхождения каждого альбома и сингла с него, все концертники, все миньоны. Мэтт иногда в рамках прямой речи, а иногда словами Бомона рассказывает нам, какой смысл вкладывал в свои композиции, чем вдохновлялся и так далее. Все заимствования, все оммажи и аллюзии как на ладони. В идеальной хронологической последовательности, снабжая числовыми выкладками (даты выхода, места в чартах, продажи), Марк проливает свет на все релизы группы, выходившие с 1998 по 2009 год. Просто кладезь полезной информации. Но больше всего меня поразили полноформатные рецензии, которые Бомон вложил внутрь каждой главы, посвящённой выходу определённого лонгплея. Не покривлю душой, если скажу, что не читал ничего лучше в своей жизни. Человек, который находился так близко к группе и был в курсе всего, без капли лести пишет о своих впечатлениях. Там, где хочется ругать – ругает, где хочется хвалить – хвалит. И, что важнее всего, воспринимает альбом только как цельное художественное произведение, а не просто "набор треков". Так, я удивился, что от первого полноформатника 'Showbiz' никто из группы (и Бомон также) не был в восторге. А я от него без ума...

Вердиктом книге будет такая мысль. Мне казалось, что полюбить Muse больше, чем люблю я, просто невозможно. Однако Бомон опроверг это мнение, устроив мне сдвиг по фазе. Книга расширяет сознание, буквально заставляя тебя утонуть во вселенной группы. Суперинформативность и суперэмоциональность. Главное, из-за чего я приумножил свою любовь к мистеру Беллами – его необъятная любовь к чужой музыке и постоянное желание развиваться. Я-то думал, что он просто талантливый сонграйтер и виртуозный гитарист, а оказалось, что он с детства слушал Стравинского, Берлиоза, Шопена, Беллини... и Роберта Джонсона. Пианино считал главным другом... Там с ранних лет такая база закладывалась, что мама не горюй. И то, сколько времени он работал в студии, доводя каждую свою песню до идеального вида... Трудоголик. Гений. Мой герой.

Но, хотя его разум уже не устраивал ему странных шуток, необычные искры от него все-таки временами летели. Когда после попадания Unintended в топ‐20 интервьюеры стали более любопытными и беспорядочные мысли Мэтта стали известны широкой публике, мы получили совершенно дикий массив странной, пугающей и потрясающей информации об его колоритнейшем уме. Больше всего на свете он боялся, что забеременеет от инопланетянина, родит от него какого-нибудь урода и вынужден будет его воспитывать, пряча от всех (или что его похоронят заживо). Он периодически видел кошмарные сны о том, как его семью держат в фашистском концлагере. Он слушал только Берлиоза и считал, что это вершина всей когда-либо записанной музыки; если бы ему дали машину времени, он бы отправился в 1850 год, чтобы послушать, как Берлиоз сочиняет. Его идея рая – «христианский идеал разума без тела». У него две личности: одна позитивная, одна негативная, и он периодически перемещается между ними; но при этом он считал, что может загрузить в себя личности других людей, впитав их опыт и характеристики. Однажды он выбросил в окно телевизор, но только для того, чтобы помочь какому-то старому потасканному мужику из музыкальной индустрии исполнить рок-н-ролльную фантазию. Он не слушает радио в машине, потому что ему очень не нравится, когда вокруг играет музыка, которую он не хочет слышать, и предпочитает слушать музыку в голове; собственно, он в уме сочинял целые песни, еще не зная, на чем их будет играть – на гитаре или на фортепиано, – и играл их с первого раза, не репетируя. Он смотрел порно с животными в Интернете, чтобы узнать, от чего тащатся люди. Его последний сон – об огромном концерте Muse, где музыканты вроде Фли из RHCP, Тома Уэйтса и гитариста Limp Bizkit выступали гостями, причем они все были окровавлены. Интенсивные чувства, пережитые им за последний год, намного более интересны, чем те, что были в предыдущий 21 год. Он умеет готовить ризотто, а его идея счастья – уединенный тропический пляж, полный обнаженных женщин. Он не говорит на сцене, потому что считает, что слова «умаляют достоинства» песен. Он не боится выглядеть смешно на публике, потому что немало времени в подростковом возрасте провел с человеком, больным синдромом Дауна, так что не беспокоится, что о нем подумают другие. Он восхищался персонажем Аль Пачино в «Крестном отце» за его замечательную тактику мести, но лично он бы согласился убить человека только за миллион фунтов. Если бы он на день стал невидимым, то пробрался бы в Букингемский дворец и изводил бы там всех. О, а еще ему очень хочется, чтобы сила тяготения Земли была чуть меньше, чтобы сдохли все пауки.
Tags: Музыкальное чтиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments