alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. С закрытыми окнами (2019)


Что для меня музыка Децла:
Я родился в 1990 году, и, по идее, должен был зацепить взлёт исполнителя, лично пронаблюдать за тем, как хип-хоп стал в России мейнстримом. Увы, но в то время, когда малой с дредами штурмовал российский MTV, музыки как таковой для меня не существовало. “Золотой граммофон”, “Песня года” и случайно выцепленные в гостях клипы зарубежных артистов – всё, что я мог себе позволить. Творчество Толмацкого целиком прошло мимо меня, а узнал я о нём посредством хренового анекдота:
В армии:
- Иванов?
- Я.
- Петров?
- Я.
- Сидоров?
- Я.
- Децл?
- Йоу.


Потом я увидел его в “Последнем герое” и “Форт Боярде”, а уже через года три, когда стал счастливым обладателем плеера и магнитолы, послушал песни. Даже абсолютное профанство в плане рэпа, что должно было стать смягчающим обстоятельством, не помогло мне хоть немного полюбить эту музыку. Уже тогда, в 2005-ом, лирика раннего Децла казалась мне каким-то недоразумением. Сейчас – тем более. Это всего лишь дух времени. Смутного времени. Чувак оказался в нужное время в нужном месте, но никакого намёка на искусство там нет. Единственное, за что нужно сказать спасибо семье Толмацких, это популяризация рэпа в нашей стране. Кто знает, не будь Децла начала нулевых, не было бы и 25/17 с ГРОТом. А 25/17 и ГРОТ я люблю.

Что касается позднего Децла, превратившегося в Ле Трюка, то там уже всё не так однозначно. Мне нравились несколько песен, но альбомы (не факт, что я слушал их все) не дотягивали даже до среднего уровня. Чувствовалось, что чувак хочет объять необъятное, стать своим и в андеграундном рэпе, и в регги-тусовке, и в плане электроники были попытки выделиться, но всё это не вело ни к чему осязаемому. Годы шли, а статус Децла не менялся. Было сложно найти человека, с которым я бы мог обсудить его новые творения. И вместе с тем, как я становился наслушанней и учился лучше понимать музыку, всё более отчётливым становился факт, что Кириллу просто не хватает интеллекта (базы знаний?), чтобы писать качественные альбомы.

Тем не менее, несмотря на весьма прохладное отношение к творчеству, пропустить такой фильм я не мог. Децл, как ни крути, явление в русском хип-хопе. Вряд ли о каком-то другом представителе жанра из 90-00-ых снимут полнометражный д/ф (например, Михея с нами уже 17 лет как нет, но кроме желтушной чуши и истории Bad B так ничего и не сняли).

Чему посвящён фильм:
3 февраля 2019 года Кирилл умер. Сердечная недостаточность, вызванная перенагрузкой. Летал по городам с концертами, не внимая предупреждениям врачей о том, что надо завязывать лямку. Фильм вышел 7 ноября. Спустя всего лишь 8 месяцев. Конечно, смерть – не лучшая причина для того, чтобы моментально снимать об усопшем документалку. Я и сам сначала подумал, что создатели хотели словить хайпа и просто навариться на трагедии. Но не тут то было… В фильме присутствует живой Децл. Он позирует перед камерами, даёт интервью, улыбается. Анализирует всю свою карьеру с высоты прожитых лет. Конечно, из общего хронометража это занимает от силы процентов пять. И, так как я не следил пристально за жизнью Кирилла в последние годы, возможно, это какая-то хроника. Материалы, уже известные поклонникам рэпера. Тем не менее, даже если так, очевиден факт – изначально фильм задумывался не как тризна, а как глубокое погружение в мир главного героя русского рэпа нулевых. Выслушать все стороны, проанализировать и прийти к выводу о том, почему всё получилось так, а не иначе. Объяснимо, что когда кумира детей поколения Pepsi не стало, режиссёр Роман Супер записал заново все интервью, сместив акценты. И в том, что фильм получилось сделать так быстро, нет никакого коммерческого умысла. В числе опрашиваемых оказались как самые близкие люди музыканта, так и те, кто окружал его последние годы жизни – растаманы и малоизвестные друзья.

Мнение:
Сразу после того, как я посмотрел этот довольно внушительный по хронометражу фильм (почти 2 часа), я зашёл и написал друзьям в чат одну мысль, которую процитирую здесь: “Документалка о Децле внезапно оказалась фильмом о том, какие Александр Толмацкий и Тимати уебаны”. Буквально каждой своей фразой два этих персонажа вызывают ненависть, абсолютную и искреннюю злобу. Хочется просто набить морду обоим. Первому за то, что даже после стольких лет не готов признать свои ошибки и рассказать во всеуслышание о своих грехах (разве будет повод лучше этого?), второму за то, что имеет право называть себя музыкантом. То, что изрекает поганый рот господина Юнусова в этом фильме (при том, что у него всего реплик пять), с блеском описывает его как человека, максимально отдалённого от понятия искусства. У этого нечто в глазах вместо зрачков знаки доллара. Просто ублюдок. Ему будто хочется, чтобы его все ненавидели. Подпитывается негативом общественности. И даже по такому поводу проявил своё скудоумие и возжелание хайпа.

Все же остальные люди в кадре вызывают либо сдержанные чувства, либо сплошной позитив. Мама Кирилла просто ангел, фантастически держалась перед камерой, говоря очень рассудительно. Жаль, что в нужное время ей не хватило сил вырвать сына из цепей его алчного отца, коими он был связан по рукам и ногам. Изначально Ирина Толмацкая вообще не хотела, чтобы Кирилл связывал свою жизнь с музыкой, но в какой-то момент папнька-долбоёб спросил шестнадцатилетнего отпрыска: “Ты хочешь учиться или зарабатывать?”. В сущности, именно в тот момент судьба мальца пошла под откос. Насколько я понял, даже среднего образования он не получил. Хотя в юные годы стажировался в Швейцарии и был смышлёным учеником.

О всяких стандартных вещах даже как-то неудобно говорить. Фильм, безусловно, по косточкам разбирает всю жизнь Децла и задаёт зрителю массу немых вопросов. Это блестящая, филигранная работа сценариста и интервьюера (который в пылу эмоций иногда позволял себе вставить в обсуждение выражения с эмоциональным окрасом). Но больше всего меня поразило не это. Где-то на первой трети я стал понимать, насколько хорошо здесь созданы мизансцены. Атмосфера вокруг опрашиваемых порой говорит нам о них больше, чем пророняемые слова. И свет, какой свет… Кадр буквально дышит, как у Антониони или Трюффо. А ещё сквозь всё повествование параллельным курсом проходит сюжет, никак с семьёй Толмацких не связанный. Его героем является… лес. В этот лес создатели завезли телевизоры эпохи девяностых и создали подобие инсталляции документального кино для самой природы. Фильм смотрим мы, а одновременно с нами птички и звери. Пока в финале, фактически в эпилоге, не выясняется, что лес не так прост, как мы могли подумать. Шикарная метафора от авторов сценария. Учитывая, что режиссёр является частью экологического движения “Амурские волны”, на Ютуб-канале которого и вымещен этот двухчасовой опус, убили двух зайцев одним махом.

Это действительно отличный фильм. Думаю, буду следить за творчеством Супера в будущем. Правда, едва ли он когда-то ещё затронет тему музыки.

Оценка: 8 из 10.

Рубрике 2,5 года. Этот выпуск юбилейный, последний в 2019-ом. Стоит продолжать? Есть тут хоть один человек, кроме Соловья и тех, кто постоянно ставит мне лайки под постами, кому интересна подобная писанина? Очередная моя задумка, обернувшаяся провалом, ведь под бóльшим числом постов нет и пяти комментов. Ни одного "спасибо" за 30 месяцев, кроме поста об Авичи.
Tags: musicumentary
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments