alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Categories:

Musicumentary. С закрытыми окнами (2019)


Что для меня музыка Децла:
Я родился в 1990 году, и, по идее, должен был зацепить взлёт исполнителя, лично пронаблюдать за тем, как хип-хоп стал в России мейнстримом. Увы, но в то время, когда малой с дредами штурмовал российский MTV, музыки как таковой для меня не существовало. “Золотой граммофон”, “Песня года” и случайно выцепленные в гостях клипы зарубежных артистов – всё, что я мог себе позволить. Творчество Толмацкого целиком прошло мимо меня, а узнал я о нём посредством хренового анекдота:
В армии:
- Иванов?
- Я.
- Петров?
- Я.
- Сидоров?
- Я.
- Децл?
- Йоу.


Потом я увидел его в “Последнем герое” и “Форт Боярде”, а уже через года три, когда стал счастливым обладателем плеера и магнитолы, послушал песни. Даже абсолютное профанство в плане рэпа, что должно было стать смягчающим обстоятельством, не помогло мне хоть немного полюбить эту музыку. Уже тогда, в 2005-ом, лирика раннего Децла казалась мне каким-то недоразумением. Сейчас – тем более. Это всего лишь дух времени. Смутного времени. Чувак оказался в нужное время в нужном месте, но никакого намёка на искусство там нет. Единственное, за что нужно сказать спасибо семье Толмацких, это популяризация рэпа в нашей стране. Кто знает, не будь Децла начала нулевых, не было бы и 25/17 с ГРОТом. А 25/17 и ГРОТ я люблю.

Что касается позднего Децла, превратившегося в Ле Трюка, то там уже всё не так однозначно. Мне нравились несколько песен, но альбомы (не факт, что я слушал их все) не дотягивали даже до среднего уровня. Чувствовалось, что чувак хочет объять необъятное, стать своим и в андеграундном рэпе, и в регги-тусовке, и в плане электроники были попытки выделиться, но всё это не вело ни к чему осязаемому. Годы шли, а статус Децла не менялся. Было сложно найти человека, с которым я бы мог обсудить его новые творения. И вместе с тем, как я становился наслушанней и учился лучше понимать музыку, всё более отчётливым становился факт, что Кириллу просто не хватает интеллекта (базы знаний?), чтобы писать качественные альбомы.

Тем не менее, несмотря на весьма прохладное отношение к творчеству, пропустить такой фильм я не мог. Децл, как ни крути, явление в русском хип-хопе. Вряд ли о каком-то другом представителе жанра из 90-00-ых снимут полнометражный д/ф (например, Михея с нами уже 17 лет как нет, но кроме желтушной чуши и истории Bad B так ничего и не сняли).

Чему посвящён фильм:
3 февраля 2019 года Кирилл умер. Сердечная недостаточность, вызванная перенагрузкой. Летал по городам с концертами, не внимая предупреждениям врачей о том, что надо завязывать лямку. Фильм вышел 7 ноября. Спустя всего лишь 8 месяцев. Конечно, смерть – не лучшая причина для того, чтобы моментально снимать об усопшем документалку. Я и сам сначала подумал, что создатели хотели словить хайпа и просто навариться на трагедии. Но не тут то было… В фильме присутствует живой Децл. Он позирует перед камерами, даёт интервью, улыбается. Анализирует всю свою карьеру с высоты прожитых лет. Конечно, из общего хронометража это занимает от силы процентов пять. И, так как я не следил пристально за жизнью Кирилла в последние годы, возможно, это какая-то хроника. Материалы, уже известные поклонникам рэпера. Тем не менее, даже если так, очевиден факт – изначально фильм задумывался не как тризна, а как глубокое погружение в мир главного героя русского рэпа нулевых. Выслушать все стороны, проанализировать и прийти к выводу о том, почему всё получилось так, а не иначе. Объяснимо, что когда кумира детей поколения Pepsi не стало, режиссёр Роман Супер записал заново все интервью, сместив акценты. И в том, что фильм получилось сделать так быстро, нет никакого коммерческого умысла. В числе опрашиваемых оказались как самые близкие люди музыканта, так и те, кто окружал его последние годы жизни – растаманы и малоизвестные друзья.

Мнение:
Сразу после того, как я посмотрел этот довольно внушительный по хронометражу фильм (почти 2 часа), я зашёл и написал друзьям в чат одну мысль, которую процитирую здесь: “Документалка о Децле внезапно оказалась фильмом о том, какие Александр Толмацкий и Тимати уебаны”. Буквально каждой своей фразой два этих персонажа вызывают ненависть, абсолютную и искреннюю злобу. Хочется просто набить морду обоим. Первому за то, что даже после стольких лет не готов признать свои ошибки и рассказать во всеуслышание о своих грехах (разве будет повод лучше этого?), второму за то, что имеет право называть себя музыкантом. То, что изрекает поганый рот господина Юнусова в этом фильме (при том, что у него всего реплик пять), с блеском описывает его как человека, максимально отдалённого от понятия искусства. У этого нечто в глазах вместо зрачков знаки доллара. Просто ублюдок. Ему будто хочется, чтобы его все ненавидели. Подпитывается негативом общественности. И даже по такому поводу проявил своё скудоумие и возжелание хайпа.

Все же остальные люди в кадре вызывают либо сдержанные чувства, либо сплошной позитив. Мама Кирилла просто ангел, фантастически держалась перед камерой, говоря очень рассудительно. Жаль, что в нужное время ей не хватило сил вырвать сына из цепей его алчного отца, коими он был связан по рукам и ногам. Изначально Ирина Толмацкая вообще не хотела, чтобы Кирилл связывал свою жизнь с музыкой, но в какой-то момент папнька-долбоёб спросил шестнадцатилетнего отпрыска: “Ты хочешь учиться или зарабатывать?”. В сущности, именно в тот момент судьба мальца пошла под откос. Насколько я понял, даже среднего образования он не получил. Хотя в юные годы стажировался в Швейцарии и был смышлёным учеником.

О всяких стандартных вещах даже как-то неудобно говорить. Фильм, безусловно, по косточкам разбирает всю жизнь Децла и задаёт зрителю массу немых вопросов. Это блестящая, филигранная работа сценариста и интервьюера (который в пылу эмоций иногда позволял себе вставить в обсуждение выражения с эмоциональным окрасом). Но больше всего меня поразило не это. Где-то на первой трети я стал понимать, насколько хорошо здесь созданы мизансцены. Атмосфера вокруг опрашиваемых порой говорит нам о них больше, чем пророняемые слова. И свет, какой свет… Кадр буквально дышит, как у Антониони или Трюффо. А ещё сквозь всё повествование параллельным курсом проходит сюжет, никак с семьёй Толмацких не связанный. Его героем является… лес. В этот лес создатели завезли телевизоры эпохи девяностых и создали подобие инсталляции документального кино для самой природы. Фильм смотрим мы, а одновременно с нами птички и звери. Пока в финале, фактически в эпилоге, не выясняется, что лес не так прост, как мы могли подумать. Шикарная метафора от авторов сценария. Учитывая, что режиссёр является частью экологического движения “Амурские волны”, на Ютуб-канале которого и вымещен этот двухчасовой опус, убили двух зайцев одним махом.

Это действительно отличный фильм. Думаю, буду следить за творчеством Супера в будущем. Правда, едва ли он когда-то ещё затронет тему музыки.

Оценка: 8 из 10.

Рубрике 2,5 года. Этот выпуск юбилейный, последний в 2019-ом. Стоит продолжать? Есть тут хоть один человек, кроме Соловья и тех, кто постоянно ставит мне лайки под постами, кому интересна подобная писанина? Очередная моя задумка, обернувшаяся провалом, ведь под бóльшим числом постов нет и пяти комментов. Ни одного "спасибо" за 30 месяцев, кроме поста об Авичи.
Tags: musicumentary
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments