alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Обзор №78


Второй обзор с дебютами XXI века. Фильмы размещены от худшего к лучшему.

Болото (La Ciénaga, 2001). Фильм Лукресии Мартель.
Моё знакомство с Лукресией Мартель состоялось в прошлом году. Фильм “Зама”, что был очень хорошо принят мировыми критиками, показался жутким порожняком. Как писал кто-то из моих друзей, “пустое кино, жутко законспирированное под авторское”. Согласен полностью! Два часа бесформенной чуши на фоне древней южноамериканской глуши. С “Болотом”, дебютом режиссёра, всё куда лучше, но до моих ориентиров хорошего кинематографа фильм всё же немного не дотянул. Кажется, что за первые 30-40 минут Мартель успевает нам рассказать всё задуманное. Люди в состоянии перманентной стагнации. Окутанные жёсткими климатическими условиями чувствуют себя будто загнанные лошади. Никаких целей в жизни, никаких стремлений, вне зависимости от возраста. Очень медленное, свойственное только для авторского кино представление героев. Однако фильм идёт 100 минут, и оставшийся час лишён какой-то многослойной драматургии или лихих поворотов сюжета. Для поклонников арт-хауса – самое то, а я все бока отлежал, пока ждал развязки.
Оценка: 5 из 10.

Вернись ко мне (Return to Me, 2000). Фильм Бонни Хант.
Все мы знаем актрису Бонни Хант (“Человек дождя”, “Бетховен”, “Джуманджи”, “Джерри Магуайер”, “Зелёная миля” – не у каждой актрисы найдётся столько хитов в арсенале), но то, что в начале нулевых она сама срежессировала фильм, не является известным фактом. В последующие годы Хант как постановщик сняла лишь сериал с собой в главной роли, а также засветилась в паре ТВ-проектов, и можно утверждать, что в этом плане карьера не задалась. С другой же стороны, вряд ли имели место быть какие-то сверхоптимистичные планы. Бонни, которая здесь ещё и соавтор сценария, просто воплотила мечту в реальность. “Вернись ко мне” – чисто голливудская история, которая понравится девушкам намного больше, чем парням, но у меня сейчас такое душевное состояние… Палец покажи – заплачу. Так и с этой мелодрамой. Весь изрыдался, хотя умом понимал, что с технической и сценарной точек зрения фильм без откровений. Такое лучше смотреть со второй половинкой в романтический вечер.
Оценка: 6 из 10.

Клетка (The Cell, 2000). Фильм Тарсема Сингха.
Индиец Тарсем Сингх начинал со съёмки клипов, и одним из таких, ‘Losing My Religion’, фактически обессмертил своё имя. Огромное количество людей считают ту работу режиссёра абсолютным Шедевром, и ваш покорный слуга из их числа. Однако в нулевые пришло осознание того, что пора выходить на новый уровень, и начался длительный процесс по завоеванию популярности в мире полнометражного кино. Он не закончился и по сей день. Оскаров Сингх не завоевал, но звание крепкого жанровика и одного из самых известных индийцев в Голливуде заслужил. Дебютную “Клетку” в наше время считают его самой сильной картиной, и есть за что. Мало кто ожидал от новичка такого визуального пиршества. Эпизоды, что описывают подсознание героя-маньяка, действительно внушают страх и нагоняют пудовый саспенс. Тут тебе и удачная цветовая гамма, и целое море всяких мелочей, и удачно выбранная стилистика, похожая на то, что люди видят в страшных сновидениях. Для меня странным показался выбор актёров на главные роли. Дженнифер Лопес, которую сильной актрисой не считали никогда (это мягко сказано), и Винс Вон, только начавший отходить от провального ремейка “Психо”. Видимо мистер Сингх хотел, помимо прочего, доказать массовому зрителю, что они отличные драматические актёры, но это была плохая идея. Понравился только Винсент Д’Онофрио, которого худым почти не узнать. Также мне не понравилась излишне слащавая развязка, но в целом впечатление положительное.
Оценка: 6 из 10.

Скрипка (El Violin, 2005). Фильм Франциско Варгаса.
Рассказ об этом малоизвестном фильме можно свести лишь к личности актёра в главной роли, ведь его история неординарна. Дон Энджел Тавира – человек удивительной судьбы. Одержимый музыкой с детства, в 13 лет он потерял кисть правой руки. Виной всему взорвавшаяся петарда. Вопреки логике, после эксцесса он не бросил играть. Его техника была проста – привязываешь смычок к культе и забываешь о том, что ты калека. Может потому, что он был единственным одноруким скрипачом во всей Мексике, а может потому, что действительно был хорош, со временем Тавира стал легендой страны. Ему бы никогда не пришла идея попробовать себя в качестве актёра, но у дебютанта Франциско Варгаса оказалась роль, будто написанная для Дона Энджела. На тот момент музыканту было, кхм, 80 лет. Наверное, это самый поздний актёрский дебют в истории кино. Сеньор Тавира в кадре не играет, потому что не знает ничего об актёрской игре. Его Дон Плутарко ощущает себя как герой документального фильма внутри художественного. За эту роль Тавира получил Золотую пальмовую ветвь и больше никогда не снимался. Может быть, просто не успел – его не стало через 3 года. Рекомендую “Скрипку” поклонникам неординарной актёрской игры.
Оценка: 6 из 10.

Моё сокровище (Or, 2004). Фильм Керен Едайя.
Сюжет этого фильма оказался очень близок к истории моего детства. Несовершеннолетняя девочка, пытающаяся всё держать на своих хрупких плечах, и её непутёвая мама, проститутка и наркоманка, не видящая смысла в будущем. Как и Ор (имя дочки; наша адаптация имеет право на существование, поскольку мама постоянно называет её именно “моё сокровище”), я частенько был единственным, кто мог принести в дом что-то съестное, кто прятал от всех алкоголь, кто работал по 10 часов в день… и кто мечтал не стать таким, как его родители. У меня это получилось, а у героини фильма, и вряд ли это можно считать спойлером, нет. Дебют Карен Едайя – это чисто бытовое кино о всех ужасах жизни, когда в неё приходят вредные привычки. Невероятно тяжёлое, прямое, абсолютно лишённое метафоризма полотно. Быть может, именно какой-то недосказанности, неопределённости мне не хватило для того, чтобы оценить фильм выше.
Оценка: 6 из 10.

12:08 к востоку от Бухареста (A fost sau n-a fost?, 2006). Фильм Корнелиу Порумбойю.
Я уже признавался на страницах этого блога в любви к новому румынскому кино, но у Порумбойю до сих пор ничего не видел. Исправился. Дебют оказался очень противоречивым. Все герои немного отбитые, но не сразу понятно, почему. Все события, о которых они говорят, в кадре не фигурируют – они были либо вчера, либо очень давно, а флэшбеки – это явно не для румын. Все поступки и диалоги, несмотря на явно непростое время в жизни каждого из персонажей, явно направлены на то, чтобы рассмешить зрителя, но меня режиссёр своим юмором не покорил. Тем не менее, странно, но я захотел пересмотреть “12:08 к востоку от Бухареста” буквально сразу после того, как досмотрел. Со мной такое бывает редко. Не то чтобы заново обдумать весь сюжет… Пискочи, Манеску и Ждреску за время финальной беседы становятся такими родными, что их бестолковую болтовню хочется послушать ещё раз – наверное, причина в этом.
Оценка: 6 из 10.



День-ночь, день-ночь (Day Night Day Night, 2006). Фильм Джулии Локтев.
Третий фильм обзора подряд, буквально полностью лишённый художественного вымысла. Родившаяся в Ленинграде Юлия Локтева эмигрировала с семьёй в Америку, когда ей было девять, а спустя ещё 28 лет она сняла художественный фильм на тему, актуальность которой для обеих её родин в тот момент было сложно переоценить. Главная героиня в исполнении Луизы Уильямс – азиатская девушка без имени, которой скоро предстоит стать террористкой-смертницей. Весь объём повествования делится на три примерно одинаковых по хронометражу этапа – приезд в Америку и психологическое осознание того, что жизнь подходит к концу, подготовка теракта и его осуществление. Камера, как в фильмах Немеша, постоянно рядом, следит за каждым движением юной и хилой женщины, в глазах которой не читается страх (до кульминации). Уильямс постоянно в кадре, здесь уместно вспомнить штамп про театр одного актёра, и справляется она с ролью неплохо, но удивляет фильм другим. По форме – чистая документалистика. Есть даже отдельный эпизод, в котором шахидка записывает агитационное обращение. Однако то напряжение, что буквально витает в воздухе с самых первых кадров, не сравнится с эффектом от просмотра документального кино на ту же тематику. Мне неинтересно, откуда Локтев узнала всё то, что показала здесь. Но я верю ей, это главное. Для более высокой оценки не хватает послевкусия – эмоции от просмотра рассеялись слишком стремительно.
Оценка: 7 из 10.

Призрачный мир (Ghost World, 2001). Фильм Терри Цвигоффа.
Вполне возможно, что Терри Цвигофф, подобно Бонни Хант, хотел снять лишь один художественный фильм (по собственному сценарию), но в итоге снял три. Причём популярность ему принёс второй, “Плохой Санта”, который чуть менее трагикомичен, чем дебютный “Призрачный мир”. Самое большое удивление, рождающееся в больном мужском сознании – сисечки Скарлетт Йоханссон. Ей на момент съёмок было 16 лет, но глаз отвести невозможно. Сразу вспоминаются современные мемы о быстром взрослении молодёжи, но кажется, если бы в начале нулевых интернет уже был в каждом доме, начинающая актриса однозначно стала бы героем подобных приколов. Что же касается самого фильма, то он мне понравился своей милейшей атмосферой. Её не может разрушить даже секс героев с возрастной разницей в 24 года. Идеальное кино на ту же тематику – “Трудности перевода” – практически в каждой сцене пропитано шармом безмятежности, помноженной на быстротечность жизни. Здесь такого нет, но напускная простота Цвигоффа кажется такой только на первый взгляд. И проблемы героини Торы Бёрч, которая из-за своей асоциальности не может скоординировать план на будущее, в глазах смотрящего могут быть интерпретированы тысячей способов. “Призрачный мир” – кино “не о чём”, но обо всех нас.
Оценка: 7 из 10.

Другая Земля (Another Earth, 2011). Фильм Майка Кэхилла.
Дебют Майка Кэхилла удивляет, в первую очередь, тем, как режиссёру удалось пожонглировать двумя идеями, каждая из которых могла бы стать основой для полного метра. Первая – криминально-драматическая. Юная девушка под действием наркотиков инициирует автомобильную аварию, жертвами которой становятся жена и сын знаменитого музыканта, а после выхода из тюрьмы пытается хоть немного наладить его жизнь. Вторая – фантастическая. Где-то не очень далеко по космическим меркам появляется вторая Земля. Жители нашей планеты могут смотреть на неё, как на Луну, и после первого контакта понимают, что на той планете обитают абсолютные клоны людей из нашего мира. Вплоть до кульминации два сюжета развиваются параллельно, порождая интерес как собственными поворотами, так и ожиданием “пересечения”, а развязка эффектно ставит точку открытым финалом. В минусы фильму можно зачесть излишнюю камерность и не самые выдающиеся актёрские работы (Уильяму Мапотеру с такой физиономией ну никак не дано играть романтических героев), всё остальное радует.
Оценка: 7 из 10.

Лекарство от меланхолии (Medicine for Melancholy, 2008). Фильм Барри Дженкинса.
После того, как я весьма прохладно принял второй и третий фильмы Дженкинса, обласканные критиками, от дебюта ничего особенного не ожидал. Каково же было моё удивление, когда примерно с пятой минуты весь мир вокруг перестал для меня существовать. Теперь и другие захотелось пересмотреть, потому что создалось ощущение, что я их неправильно понял. “Лекарство от меланхолии” – это, друзья мои, действительно лекарство от меланхолии. Кино, снятое меланхоликом для меланхоликов. Обесцвеченная лента поведает нам о событиях примерно 30 часов, за которые ещё вчера незнакомые герои успевают рассказать друг другу всю свою жизнь, влюбиться, разлюбить, снова влюбиться, потерять голову и расстаться. Не исключено, что Дженкинс черпал вдохновение у Линклейтера (“Перед…” тогда ещё был дилогией), но всё же по атмосфере фильмы значительно отличаются. Хоук и Дельпи тонут друг в друге, рассуждая о высоком, в то время как Сенак и Хеггинс (малоизвестные актёры, других Дженкинс себе тогда позволить не мог; сыграли отлично, между прочим) обсуждают лишь то, что они ниггеры. Каким-то непостижимым, действительно магическим образом слушать их не менее интересно. А ещё меня обескуражил саундтрек. Куча явно британского инди-рока и один IDM-трек, но когда я нашёл в сети перечень песен, все исполнители оказались не знакомы. Барри, ты охуел?

Об одном эпизоде напишу отдельно. Главный герой значительный промежуток времени от начала фильма ходит с понурым лицом. Причин на то великое множество, и только дурак станет предъявлять актёру претензии в профнепригоднсоти. Но вот он заводит к себе домой женщину, которую хочет. Ложится с ней в постель, дальше диалог:
– Не ложись, ты не принял душ!
– Но это мой дом.
– Мне пофигу. Иди в душ. Пока я лежу здесь, ты в таком состоянии ко мне не ляжешь.
– Но это мой дом, я за него аренду плачу. Почему я не могу полежать в своём доме?
– Быстро иди в ванную, ты уже больше суток не мылся!
Делать нечего, герой удаляется. Но едва зайдя в ванную и увидев зеркало, он демонстрирует самому себе (и зрителю заодно) всю палитру эмоций. Играет мимикой, разминает лицевые мышцы. В эту секунду меня будто пронзило электрическим током. Игра одними глазами в мгновение меняется на ураган страсти. Пара секунд, после которых окончательно стало ясно, фильм какого уровня я смотрю.
Оценка: 8 из 10.
Tags: Обзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments