alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Обзор №77


Первый обзор с 9 октября прошлого года. Скучали?

Подборка носит концептуальный характер. Все представленные фильмы – это дебюты режиссёров, снятые в XXI веке. Планируется ещё парочка таких выпусков. Внутри обзора фильмы буду размещать от худшего к лучшему, своеобразная интрига.

Племя (2014). Фильм Мирослава Слабошпицкого.
При всём желании, у меня не получилось воспринять фильм как художественный. Постоянные средние планы, почти полное отсутствие крупных, да ещё и статичная камера во многих драматургически небызынтересных эпизодах. Если это суть киноязыка Слабошпицкого, то я категорически против подобного. Даже в тех моментах, когда камера по пятам преследует действующее лицо и проникает с ним в новые для зрителя локации, нет никакого чувства присутствия. Бежала-бежала, а потом вновь выровнялась на средний план. Осознанная холодность и выхолощенность мира, в котором “ни любви, ни тоски, ни жалости”. И чрезмерная аккуратность постановщика. Главный герой, которого, судя по синопсису, зовут Сергей, никаким образом не выделяется из стаи ублюдков, в которую попадает, и даже романтические чувства не делают из него человека. Как можно сопереживать такому? Вот и получается, что сидишь себе, залипая в экран, и понимаешь, что все немногочисленные режиссёрские уловки проходят мимо. Документалистика о тяжёлых судьбах глухонемых из украинского гетто, лишь немного обёрнутая в художественную форму.
Оценка: 4 из 10.

Марта, Марси, Мэй, Марлен (Martha Marcy May Marlene, 2011). Фильм Шона Дуркина.
Шон Дуркин за восемь последующих лет не снял ни одного фильма (вот как раз скоро планируется выход второго полного метра), поэтому из-за имени режиссёра этой картиной никто не заинтересуется. То ли дело Элизабет Олсен, для которой главная роль здесь стала дебютом в большом кино. Я об этом во время просмотра не знал, но и без Википедии понял, что будущая Алая Ведьма здесь фактически единственная, кто заслуживает похвалы. Очень зрелая игра, за ней действительно интересно наблюдать. А вот сам фильм какой-то бесформенный. Столько недоговорок и постоянные флэшбеки подразумевают триллер, но я совершенно не понял, что именно нужно разгадать. Убьют ли главную героиню в конце? Так у неё и без того жизнь не сахар. Снимать кино о паранойе и требовать от зрителя такого уровня эмпатии – не самая лучшая идея. Там больше напряжения в сценах, когда муж сестры героини Олсен остаётся с ней наедине, а она в коротких шортах ползает по полу, чем когда предполагаемые “люди из прошлой жизни” её преследуют. Смотреть только ради Лизы.
Оценка: 5 из 10.

Кайлийская меланхолия (Lu bian ye can, 2015). Фильм Би Ганя.
Я смотрел прошлогодний фильм Би Ганя и не смог выдавить о нём даже пары предложений. Полное непонимание режиссёрской мысли, сюжетной фабулы, тонкостей мышления главных героев. Но чисто эстетически он мне понравился, а снятые одним дублем последние полчаса (или около того) порой заставляли замереть от удивления. И вот теперь я вернулся на несколько лет назад, чтобы оценить дебют режиссёра. Была робкая надежда, что на этот раз всё сложится, но она начала таять на первых же минутах. Стыдно это признавать, но я не понял вообще ничего. Ни одного диалога, ни одного сюжетного поворота. Всё до того плохо, что когда я прочёл описание сюжета на КП, мои губы вымолвили: “А, так вот о чём это было”. И затяжной финал, также снятый долгим дублем, в этот раз не спас фильм от отрицательной оценки. Би Гань на сто процентов не мой режиссёр. Мне не хватает интеллекта, чтобы быть с ним на одной волне.
Оценка: 5 из 10.

Небесное тело (Corpo celeste, 2011). Фильм Аличе Рорвахер.
Фильм, который интересно смотреть, но о котором не хочется вспоминать/говорить. Так же, как и с Би Ганем, я познакомился с творчеством Рорвахер в прошлом году, и “Счастливый Лазарь” мне очень запомнился. “Небесное тело” тоже встраивает ребёнка (Лазарь не ребёнок по возрасту, но по уровню мышления) в мир суровой швейцарской бытовухи с продажными священниками и постоянными семейными распрями, но всё же в форме ранняя Аличе проигрывает себе поздней. Описать все ключевые события фильма можно в паре предложений, и они действительно неплохо сняты, но всё это скрыто под жирным налётом неуместного молчания и переливания из пустого в порожнее. Рорвахер очень хотела показать себя арт-хаусным мастером, фактически лишив картину какой-то динамики. Несмотря на добротное содержание, очень быстро выветрилось.
Оценка: 6 из 10.

Голод (Hunger, 2008). Фильм Стива МакКуина.
На данный момент МакКуин снял четыре полнометражных фильма, и так вышло, что дебютный я посмотрел последним. Наслышан был порядком, а тут и повод для того, чтобы “закрыть” фильмографию подходящий. “Голод” удивил меня своей размытой кульминацией. Это вряд ли может считаться спойлером, но в качестве важнейшей части произведения, обычно завершающего второй акт, здесь очень длинный диалог Фассбендера и Каннингэма. Причём разбит он в плане съёмки неравномерно – герои то палят глаголом в рамках заученных реплик, а дубль всё идёт и идёт (наверное, доходя до 5 минут; средний план, полная статика), то обрывочно кидают доводы и камера переключается с одного лица на другое. То, как играют актёры и что они пытаются донести, невозможно не оценить. Одного этого диалога хватает для положительной оценки фильма в целом. Но вот что после него начнётся развязка, в которой действие, ровно как и любые кинематографические ухищрения, устремятся к нулю, стало неприятным удивлением. Конечно же нужно похвалить старания Майкла, который сбросил для роли много килограммов, но фаза его угасания снята МакКуином совершенно без изюминки. Может только последние две минуты, остальное скукота.
Оценка: 6 из 10.

Синекдоха, Нью-Йорк (Synecdoche, New York, 2008). Фильм Чарли Кауфмана.
Я люблю Кауфмана за его сценарии. Совершенно сумасшедший творец. Если бы я был букмекером, в 2008 году моя контора принимала бы ставки насчёт того, сколько времени режиссёрский дебют Кауфмана будет выглядеть как обычное кино. Уверен, масса ставок была бы на “не больше 5 минут”, однако Чарли в какой-то степени приготовил сюрприз. Главный герой, фантастически сыгранный Филипом Сеймур Хоффманом, поначалу не делает ничего экстраординарного. Просто старается удержать трескающийся по швам брак, нянчится с подрастающей дочкой, ходит на работу, чинит рукомойник. Рутина. Двадцать минут новоиспечённый режиссёр водит нас за нос, пытаясь представить свой дебют стандартной драмой, как вдруг… Коллега героя Хоффмана покупает себе горящий дом. Без шуток – жилище просто полыхает изнутри. Всё дымится. А она его покупает. Чтобы жить в нём. И все, кто ставили на “с 20 по 30 минуты”, такие “ooo, give me my money”. Дальше начинается фантасмагорическая свистопляска, которую смогут понять и принять только самые искушённые поклонники таланта Кауфмана. Я к ним, при всём уважении, не отношусь, поэтому порой было скучновато. В жанры вполне можно вписать и байопик, поскольку фильм рассказывает всю историю жизни меланхоличного директора театра, и тут вообще минимум эпизодов, когда Хоффмана нет в кадре. “Синекдоху” можно посмотреть и затем, чтобы напомнить себе, актёра какого таланта мы потеряли.
Оценка: 6 из 10.

Сексуальная тварь (Sexy Beast, 2000). Фильм Джонатана Глейзера.
22 июля 2006 года во время эфира на британском телевидении был оглашён список, отобранный голосованием множества людей, среди которых были как критики, так и рядовые зрители. Тема пафоснее некуда – “50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть”. Я едва ли стал бы смотреть в него даже одним глазом, но через семь лет три отважных русских блоггера (Оптимисстер, Гноморон и ПротивЗла) выпустили серию подкастов “ОКинея”, где разобрали этот список по косточкам. Я тогда только завёл этот блог, и в какой-то степени можно говорить о том, что те эфиры стали моим проводником в мир киноблогинга. Впитывал всё как губка. Мечтал, что когда-нибудь также смогу важничать о кино на широкую аудиторию. И пусть мечты так и остались мечтами, какой-никакой стиль и знания за эти 6 лет у меня появились. Оброс мясом.
“Сексуальная тварь” был в том списке, и ведущие отмечали некоторую странность его попадания в подобный топ. Помня те их слова, я не торопился знакомиться с дебютом знакомого мне творца (Глейзера люблю за его клипы). Вот, теперь посмотрел. Хочу заметить, что фильму очень не хватает какой-то изюминки. То ли я чего-то недопонял, то ли тут есть место очень экстраординарному юмору, но всё это выглядело как серия “Клана Сопрано”. Нет, вы не подумайте, я обожаю Тони и его компашку, но всё же смотреть подобные гангстерские разборки в формате полного метра как-то странно. Всё уже жёвано-пережёвано, цимес в чём? Понравился только герой Бена Кингсли – и прописан классно, и сыгран с блеском. Как триллер же очень блекло. И “ограбление века” снято чёрт-те как.
Оценка: 6 из 10.

Жилой комплекс “Ред Роуд” (Red Road, 2006). Фильм Андреа Арнольд.
В фильме прослеживается очень тонкая грань между триллером и драмой. Поначалу совершенно непонятно, в чём же тут дело и что служит основой для сюжета. Женщина, выкинутая на обочину жизни, просто плывёт себе по течению: работа-дом, работа-дом. Ни родственников, ни отношений. Другими словами – на экране не происходит ничего интересного. Как вдруг среди действующих лиц появляется мужчина, и сценарий быстро начинает обволакиваться в тёмную триллеровую оболочку. Перед главной героиней стоит единственная цель – месть. За грехи, совершённые много лет назад, однако именно они ввели её в состояние амёбы. Повествование построено так, что тебе сначала не жалко никого, а потом хочется обнять и прижать к груди разом всех. Очень интересный сценарий, построен неординарно. Исполнение же с бесконечными паузами и хронометражом почти на два часа озадачивает. Не должен триллер, в котором разговоров на 20 минут, идти 110. Хорошее кино, но чересчур затянутое.
Оценка: 6 из 10.

Можешь рассчитывать на меня (You Can Count on Me, 2000). Фильм Кеннета Лонергана.
Кеннет Лонерган не так давно обзавёлся своим первым Оскаром, за сценарий к “Манчестеру у моря”. Этот фильм действительно поразил меня своей историей, но немного огорчил режиссурой. Оказывается, что на главную американскую награду Лонергана номинировали и за дебютный режиссёрский проект (тоже за сценарий) почти две декады назад. А между ними была ещё драма “Маргарет”, которую я не видел, но обязательно посмотрю через несколько месяцев. Три фильма за 20 лет – негусто.
Тем не менее, по тем двум, что я уже посмотрел, хочется поговорить о киноязыке американца. Герои Лонергана немножко с прибабахом – это раз. Можно проследить и через диалоги, и через поступки, и даже по языку тела. Кейси Аффлек в “Манчестере” двигается так, что даже во время эпизодов внутри машины понятно, как ему настоебенила эта жизнь. А в дебютном полном метре есть Марк Руффало, которого я даже не сразу узнал. Оказывается, он и в начале века умел прекрасно играть драму. Во-вторых, Лонерган не делит мир на чёрное и белое. Как в плане общего “окраса” сюжета, так и в плане отдельных персоналий. Каждого есть за что и похвалить, и поругать. Как в жизни. Третье – это тема отцов и детей, и, как следствие, обязательное присутствие несовершеннолетнего героя. Рори Калкин, глазами которого мы периодически видим мир, прекрасно встроен во вселенную фильма. Думаю, детство самого Лонергана было тяжёлым, и в каждое своё творение он вкладывает немного автобиографии. Ну и в плане съёмки нельзя не отметить строгую камеру на штативе, аккуратный монтаж, плавность во всём. Вроде и ничего особенного, но для выбранной тематики такой стиль подходит просто идеально.
Теперь я могу сказать, что мне нравится режиссёр Кеннет Лонерган. Как с Тарантино или Иньярриту, могу вечно слушать, о чём балаболят его покалеченные судьбой герои. Не нужно никаких твистов и подводных камней. Пусть просто говорят.
Оценка: 8 из 10.

Дом из песка и тумана (House of Sand and Fog, 2003). Фильм Вадима Перельмана.
Со всей ответственностью хочу сообщить, что актёрская работа Бена Кингсли в этом фильме – это один из лучших перфомансов, что я видел на своём веку. Необъяснимая, неописуемая, гениальная игра. Возможно, у меня могли бы возникнуть к Перельману вопросы, аналогичные тем, что возникли к той же Арнольд, но с секунды, когда в сюжете на постоянной основе появляется Кингсли (в завязке он мелькает лишь периодически), мне буквально переключили тумблер с взыскательного критика на распоследнего плебса. В партнёрах у любимого старикана Джен Коннелли, и о ней тоже можно говорить только в восторженных тонах. “Дом из песка и тумана” – кладезь для любителей хорошей актёрской игры. О чём-то ещё даже говорить не хочется, но, само собой, фильм не заслужил бы такую мою оценку, если б имелись серьёзные претензии к сценарию или постановке. Всё сделано на крепком уровне, но именно актёры выводят дебют Перельмана в разряд “отлично”. О чём фильм? О сложностях человеческой жизни и силе веры – вот так отвечу.
Оценка: 8 из 10.



Tags: Обзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments