alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. Блю (Blue, 1993)

Долгое время сомневался между двумя фильмами и в итоге обратился за помощью к той, без которого этого проекта бы не было. Из описаний, которые коротко можно ознаменовать как "лютый арт-хаус" и "не очень лютый арт-хаус", она выбрала первое. В итоге девяностые оборачиваются довольно жёстким образом.

Может быть не единственный, но точно самый знаменитый фильм, снятый в один кадр. "Блю", Дерек Джармен.

Проспойлерить этот фильм невозможно при всём желании, поэтому можете смело читать. Сумбурно, ибо дискуссия велась около двух ночи в рабочий день.



Лена: Фильм странный. Мне понравился. Я почувствовала себя ослепшим пациентом, сидящим рядом с рассказчиком. Ощущение жутковатое, но хорошее... Музыка атмосферу передаёт. Не могу не отметить операторскую работу.
МакЛыди: Я думал тебе рассказать о режиссёре, но фильм построен так, что всё необходимое он рассказал о себе сам.
Лена: Это да... Приход слепоты, надежда, желание умереть.
МакЛыди: Хотя я не знаю точно, какие слова принадлежат именно режиссёру, потому что всего текст читало 3 человека – сам Джармен и два его любимых актёра, которых он часто снимал в своих фильмах. Плюс были вставки с женским голосом – это Тильда Суинтон, его муза.
Лена: Ого...
МакЛыди: Каким словом ты бы описала этот фильм в первую очередь? Только не "голубой".
Лена: Угасающий. Или остывающий.
МакЛыди: А если существительное?
Лена: Затухание. Или маятник.
МакЛыди: А для меня это слово "Исповедь". Именно в желании исповедаться перед скорой смертью я вижу главную причину появления этого фильма на свет.
Лена: Вот и разница мужского и женского восприятия. Я вижу смерть, а ты цель.
МакЛыди: Сама по себе мысль, что измождённый, ослепший, умирающий человек хочет творить до последнего дня – это круто. Внушительно. Уже в этот момент, когда осознаёшь, насколько ему было плохо во время съёмок, дыхание учащается. Но всё же то, что он говорит, то есть содержание, я вижу много более важным, чем радикальную форму, в которую облачён этот фильм.
Лена: Форма меня не испугала. Она как раз таки дала возможность погружения. Попытка понять его, хоть на недолгие 70 минут.
МакЛыди: Что именно ты имеешь в виду?
Лена: Состояние слепоты. Ничего нет, кроме звуков и голосов. Ты не видишь окружающих, только слышишь и представляешь. Мысли уводят в воспоминания.
МакЛыди: Но всё же довольно внушительную часть хронометража Джармен отводит на то, что описывает последние вещи, которые он видел. Тебе не кажется, что описать состояние слепоты – это всего лишь малая доля замысла?
Лена: Само собой. Ну, возможно, ещё более чутко воспринимать рассказчика.
МакЛыди: Рассказчик – понятие растяжимое. Джармен болел СПИДом 7 лет, и в фильме он рассказывает о разных временах болезни. В том числе вспоминает уже умерших друзей (любовников). И этот вечный неизменный голубой экран в том числе и для того, чтобы стереть границы между состояниями режиссёра в разные моменты времени. Потому что главное, что он слеп на момент съёмок. Как ты вообще к абстракционизму, к минимализму относишься? Фильм, помимо прочего, называют киноаналогом "Чёрного квадрата" Малевича.
Лена: Клянусь, только о нём подумала. Гениальное произведение.
МакЛыди: Однако "Квадрат" – это ода жизни, высшая точка творчества художника. А "Блю" – ода смерти. Она ощущается во всём буквально с первых секунд.
Лена: Хотя... Голубой... Цвет надежды.
МакЛыди: Экран мог бы быть чёрным... но он голубой. Потому что у слова blue миллион значений. И вокруг одного этого слова Джармен выстраивает всё повествование. Если ты смотрела не в оригинале, то могла упустить этот момент.
Лена: В оригинале, с тихим закадровым переводом.
МакЛыди: Blue может быть одновременно и прилагательным, и существительным, и глаголом. И Джармен пользуется всем этим. Самое распространённое, наверное, тоска. Ещё нельзя не отметить единственный по-настоящему светлый момент фильма – поцелуи. Как ты думаешь, что они символизировали?
Лена: Воспоминания о счастливых моментах, что всё было не напрасно?
МакЛыди: Соглашусь. Говорит он о поцелуях, а подразумевает всю радость, что его нетрадиционная ориентация смогла ему принести. Таким образом, режиссёр отвечает на вопрос, что будь у него выбор много лет назад, он не изменил бы его. Чисто философский вопрос на тему того, что люди рождаются гомосексуалистами, а не приобретают эту наклонность. То есть особо консервативный зритель, когда смотрит этот фильм, повторяет про себя "вот не был бы пидаром, жил бы припеваючи, и не ослеп бы". А Джармен одним коротким эпизодом их осаживает. Даёт понять, что ощущал в жизни то, что многим и не снилось. Давай подробнее о саундтреке. Всё-таки его ценность в подобного рода кино вырастает в разы. Подбери какие-то эпитеты, опиши музыку. А я пока тебе расскажу, что помимо большого кино Джармен снимал и стал известен, прежде всего, своими клипами. Короткие метры получили такие исполнители, как Pet Shop Boys, Patti Smith, Bob Geldof, Bryan Ferry, The Smiths, Marc Almond.
Лена: В начале фильма она была тонкой, не отвлекала. По мере развития действа она нарастала, иногда просто взывала о чувстве... О желании поддержки, крике одиночества. А момент, когда он понял, что всё... Музыка стала саркастически весёлой. Финальный трек чётко обозначил конец и освобождение.
МакЛыди: А я особо не услышал различий в настроении.
Лена: Хм...
МакЛыди: Ну, то есть понятно, что под поход по больнице и по улице играет разная музыка... Но она всё равно окрашена в пессимистичные тона постоянно. Как бы намекает на то, что очень скоро кроме неё и воспоминаний у Дерека больше ничего не останется.
Лена: Да, но они все мне показались разными.
МакЛыди: Казалось бы, у него ещё есть сны, в которых он здоров и видит жизнь в лучшем свете, но почему-то он совсем не стал заострять на них внимания. Как думаешь, почему?
Лена: Не хотел вводить зрителя в заблуждение.
МакЛыди: А в чём заблуждение?
Лена: В счастливом финале. Ну и сны – это всё же личное, что он оставил себе.
МакЛыди: Я думаю, что при более широком обозревании снов сместилась бы расстановка приоритетов в плане общей атмосферы фильма. Но и ты права, наверняка. Зафиналить я хотел вопросом, на который ты видимо уже промеж дела успела ответить. Что, если б ты узнала о существовании подобного фильма (в плане формы) не от меня, отпугнуло ли бы тебя это и каково было бы твоё предположение, о чём может быть такое кино. Кому оно может быть интересно по итогу?
Лена: Одна бы я не решилась подобное в первый раз посмотреть. Испугало бы то, что сама я его понять не смогу. Такие фильмы для более искушённых киноманов. Простому обывателю сложно, это ты меня на путь истинный направляешь. О чём кино... Такая форма предполагает страдание, одиночество. Как мне кажется. Не каждый решится нырнуть на такую глубину.
МакЛыди: Тебя фильм равнодушным не оставил?
Лена: Конечно нет!

~~~

А дальше было признание, что меня оставил, и её последующее удивление.

Я встречал во многих рецензиях мнение о том, что фильм из-за своей формы может нравиться или не нравиться, но точно не оставляет равнодушным. Однако я при "просмотре" именно что скучал. Нет никаких сомнений, что при таких начальных условиях фильм обязан был быть таким, и как-то странно требовать от умирающего человека каких-то сверхусилий. Дело не в этом. Кино подобного плана заточено на своей концепции, и если она не работает, то козыря в рукаве не оказывается. Здесь не появится какой-то лихой сценарный ход или новый персонаж, что перевернёт воображение. Нужно "ловить волну" и пытаться прочувствовать всё то, что ощущал Дерек в последние годы борьбы с болезнью. У меня этого не получилось. А все разговоры о "сверхформе", возвращении кинематографа к своим истокам и супероригинальности творческого подхода режиссёра считаю высосанными из пальца. Человек, блядь, умирал. Мечтал до премьеры дожить. Он о мирском думал, а не о революционном. Но эстеты, конечно, со мной не согласятся.
Tags: 10 точек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments