alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

10 точек. Мой друг Иван Лапшин (1984)

Я думал посмотреть что-нибудь из советского в рамках проекта, но выбор постоянно падал на что-то другое. Восьмидесятые – пожалуй, крайний срок, когда план должен был воплотиться в жизнь. И среди вариантов долгих раздумий не было.

"Мой друг Иван Лапшин", Алексей Герман. Фильм, особо любимый в моём синефильском сообществе.

То ли мы с Леной очень соскучились друг по другу (и по рубрике), то ли было слишком много мыслей, но в этот раз обсуждение получилось особо сумбурным, за что сразу прошу прощения. Тем, кто фильма не видел, читать не рекомендуется.



Маклыди: Ну что, как тебе идея посмотреть советское кино? Я сначала думал в семидесятых что-нибудь тыкнуть, но всё же остановился в итоге на этом.
Лена: Необычный советский фильм. Очень интересно снят. Весь как будто из разодранных фрагментов, ни одной длительной линии. Всё для того, чтобы раскрыть героя. Портрет из воспоминаний, я бы сказала.
Маклыди: Ну... не торопись с выводами. Ты мне скажи сначала, в курсе ли ты, что многих советских режиссёров считают мировыми классиками в наше время? И фильмы смотрят по всему миру.
Лена: Ну так, да. О Бондарчуке-старшем я слышала, "Война и мир" его. Ещё "Андрей Рублёв" Тарковского.
Маклыди: Если перебирать фамилии, то первыми приходят в голову Эйзенштейн, Довженко, Калатозов, Тарковский. Ну и Дзига Вертов, который известен одним фильмом, но каким. И есть много постановщиков калибром поменьше, у каждого свои причины, почему не получилось стать классиками. У Германа, фильм которого мы сегодня смотрели, это, по всей видимости, перфекционизм. Очень подолгу снимал фильмы, в результате снял только 5. Но вот именно "Лапшина" любят очень многие. Я сейчас даже проверю, сколько у него оценок на IMDB... Не очень много, 1800. В общем, я выбрал этот фильм и потому, что хотел тебе показать, что в Советах снимали суперкачественно, и потому, что фильм довольно знаменит.
Лена: Операторская работа очень впечатлила, было ощущение присутствия. Будто я сама ходила за ними по этим лестницам. И всё видела своими глазами.
Маклыди: Я хотел поговорить об этом в конце, но ты так и норовишь изъять из меня этот комментарий сейчас.
Лена: Давай. Наверное, комментарий про название. Что фильм снят так, будто это мой друг Иван Лапшин. И это мои воспоминания о нём.
Маклыди: Я всегда пытаюсь выстроить наше обсуждение в две фазы – сначала поговорить о том, про что снято, а затем – как снято. А ты мне заметками об операторской работе всё рушишь... Суть в том, что даже если за столом соберутся умудрённые опытом кинокритики и гении письма, встав перед вопросом, в каком фильме за всю историю лучшая операторская работа, даже они упомянут "Лапшина". И в такой концепции съёмки кроется пудовый процент окончательного успеха фильма. Ты говоришь, чтобы раскрыть героя – это так, но не только. Камера в фильме двигается хаотично, но, как не парадоксально это прозвучит, хаос этот осмысленный. В совокупности с названием и с тем, что весь фильм это рассказ человека – нашего современника, такое представление кадров будто сон. Обрывочные куски подсознания, внутри которых есть неопределённость, что на первом плане, а что на втором. Вне сомнений, что всё показанное было на самом деле. Но видим мы те события не как приукрашенную документальную хронику, а как нечто иррациональное. Особенно это выделяется в моментах, где происходят важные для сюжета события, но при этом камера всё равно норовит выхватить какую-нибудь "левую" бабушку.
Лена: И по факту этот мальчик не мог видеть половину всех событий.
Маклыди: Да, он о них лишь слышал и мог что-то додумать сам.
Лена: Как в любых воспоминаниях бывают акценты. Помнишь важное и рыжую кошку левую тоже помнишь. И она ярче всего в картинке мозга.
Маклыди: Вот-вот, всё правильно. Поэтому раскрытие персонажей это одно, но здесь заметный акцент на то, что мы будто видим сон рассказчика.
Лена: Тем более, если смотреть с точки зрения воспоминаний мальчика, всё как раз и ведёт к обрывистым и связанным, но мимолётно, как бы вскользь событиям. Повествование вывернуто. Потому и необычный фильм. Нет чёткой линии, завязки, основного сюжета, цели и финала. Даже бандиты-враги мимолетны. Для большего описания героя, его рода деятельности.
Маклыди: Совершенно верно. С помощью выдающейся, бесконечно гениальной работы оператора Валерия Федосова фильм обретает кучу интерпретаций. С родом деятельности вновь торопишься – там ведь не только это. Ты задумалась при просмотре, какой жанр больше подходит этому фильму?
Лена: Ох, это это сложный вопрос. Драма, наверное.
Маклыди: Драма кого?
Лена: Да там все персонажи радостной судьбой не отличаются.
Маклыди: Значит драма советского народа?
Лена: Ну, не так глобально. 1934 год же в картине идёт?
Маклыди: 1935.
Лена: В фильме упоминалось предвкушение войны. Атмосфера.
Маклыди: Главный герой контужен в гражданской войне, это тоже не забывай. А предвкушение новой, глобальной, всё же здесь слишком штрихпунктирно, чтобы на этом концентрировать внимание.
Лена: После гражданской тоже тяжело им было. Страна новая только начала строиться.
Маклыди: Если сложно назвать жанр фильма, то попробуй пересказать его главные точки.
Лена: Главные точки?
Маклыди: Если ты считаешь жанром драму, то для тебя эти точки те, когда ты понимала, как тяжело живётся людям в тридцатых. Это то, о чём ты будешь рассказывать прохожему, если он спросит: "О чём фильм?" И ты ему не будешь говорить "о любви и ненависти", а кратко перескажешь ключевые эпизоды.
Лена: Об одиночестве, как ни странно.
Маклыди: Совершенно не согласен. Короче, вот для меня фильм больше детектив. Потому что в центре истории поимка преступников.
Лена: Ну так...
Маклыди: Герои служат в уголовном розыске, нам несколько раз показывают милицейские помещения, опрос. И кульминация фильма – поимка этих хулиганов. А в черновой версии фильма были ещё сцены опознания в морге, но от них решили отказаться в итоге. Но при этом если посчитать чисто в процентах, сколько здесь разговоров между героями, сколько боли в их голосах и сколько подтекстов о том, чтобы рассказать, что никто из них не счастлив, то этих процентов будет побольше, чем детектива. Потому и ничего не имею против, что для тебя фильм скорее драма.
Лена: Для меня это больше фильм о любви, как человек меняется под её воздействием, и, получив отказ, пытается вернуться в свое суровое холодное состояние. Как он, открывшись женщине, становится чуть неуклюжим, эмоциональным. Очень яркие акценты.
Маклыди: Фильм о любви – это не драма. Для того, что ты описала, больше подходит жанр мелодрама.
Лена: Драма с акцентом на любовь. Именно при помощи влюбленности главного героя и показывается его драма. Любовь как возмущающее воздействие, идущее в разрез с основным образом персонажа. Она как бы выводит его из зоны комфорта. А зрителю даёт ложную надежду на счастье, немного иллюзии, но потом напоминает, что фильм совсем не о том. "Ты женат на поповской дочке, а мне сорок лет..." Он не производит впечатление человека, который идёт на поводу у чувств.
Маклыди: У этой реплики есть только одно предназначение. Герой говорит это, чтобы прекратить любые разговоры о политике за праздничным столом. Он хочет, чтобы хотя бы на Дне рождения все могли развлечься, зная, что завтра вернётся рутина.
Лена: А... Ну я и другое увидела в этом. Всё ищу эмоциональные отсылки.
Маклыди: Мы в тот момент ничего о Лапшине не знаем, и эмоциональные отсылки просто некуда добавлять, ещё нет образа.
Лена: Хорошо.
Маклыди: В общем, тебе кусочек мелодрамы очень сильно зашёл на фоне остальных.
Лена: Ну, я же девушка. Это естественно.
Маклыди: А то, чем в итоге закончилась поимка преступников, тебе для понимания фильма не добавила мыслей?
Лена: Это был момент очень эмоциональный. Его действия напролом, и выстрел. Как месть и отсутствие инстинкта самосохранения.
Маклыди: Разве положительные герои поступают так, как поступил Лапшин? И разве поступают так бравые сотрудники милиции, к которым за весь предыдущий объём фильма нет никаких вопросов?
Лена: Не знаю... Это переход черты.
Маклыди: Безусловно, месть за друга, что вот-вот может умереть на операционном столе, имеет место быть. Но главная причина поступка Лапшина не в этом.
Лена: Живой человек, который пошёл на поводу психической нестабильности. Вот мне как показалось. Возможно, я не права. Когда он пошёл к бандиту, было типа "нахуй это всё", или он меня и всё закончится, или я его, будто терять нечего.
Маклыди: Ты права, но сейчас поймёшь, насколько. Я сейчас расшифрую тебе эту сцену и закончу тем, чем же фильм на самом деле является для меня.
Лена: Давай.
Маклыди: Театральная постановка, подготовка и премьера которой проходит параллельно с расследованием, посвящена моральному исцелению советских граждан, что свернули не туда. Невольным образом Лапшин становится помощником труппы, находит им проститутку, которая в своей части истории проявляет крайнюю неучтивость – её кормят, поят, ласково называют и всячески дают понять, что она приносит пользу, а она в ответ лишь кричит и неуместно шутит. После премьеры Лапшин на вопрос: "Как вам?" – отвечает: "Не всё, конечно, жизненно, но вещь нужная". Нужная в плане того, что советский человек должен иметь перед собой пример истории про перевоспитание со счастливым концом. Но верит ли сам Лапшин в такой сценарий? После случая с проституткой, раскопки трупов, торгашей из-под полы и постоянного общения с отбросами? Если и верит, то вера его очень хлипка. И вот, когда друга ранят ножом, его психическое состояние окончательно даёт трещину. Он уже не может совладать с собой, ему нужно сделать что-то плохое, чтобы очиститься. Они выслеживают этого подлеца в бараках. 10 на одного – никаких шансов у него нет. Но даже после того, как злоумышленник выкидывает оружие, Лапшин довершает начатое его больным сознанием. Он убивает, но уже через несколько секунд понимает, что натворил – падает наземь и рыгает. Таким образом, спираль его сознания закольцовывается, начинается новый жизненный виток. А каким он будет... В этом плане у фильма открытый финал. После развязки мы видим тот же самый цветной кадр, с которого фильм начинался. Жизнь продолжается. А друг Иван Лапшин, который малому был и не друг вовсе, просто человек из воспоминаний, лучше которого на жизненном пути рассказчик не встречал.
Лена: Я почти всё правильно поняла.
Маклыди: Ну а для меня фильм – это срез поколения, срез эпохи. Все таинственные мизансцены и вырванные камерой кусочки из чертог разума тогдашнего мальца для меня значат не меньше, чем история о поимке убийц. Да, это детектив. Да, это драма. Да, это мелодрама. Но прежде всего это история об обычных советских людях, что пытались жить и быть хоть немножечко счастливы. Никакое перерождение Лапшина или его лямурно-ажурные переживания не вижу первостепенными. А в плане душевного одиночества тут нужно вспомнить комментарий режиссёра к повести, по которой снят фильм: "Книга об одиночестве, написанная в стране, где отрицалось одиночество". Книга была об одиночестве, а фильм получился о быте людей, что хотят быть счастливыми.
Лена: Стараются, как могут. Но получается не очень.
Маклыди: ...и это дух времени.
Лена: Ну да... 17 лет для страны очень мало.
Маклыди: И человек, что был так рад жениться и ладил с тёщей, возвращается в ту самую коммуналку: "Пустите меня назад, эти две мегеры всю кровь мою выпьют". Лапшин не счастлив глобально. Но даже локальное счастье для этих людей зачастую недоступно. Сами его пугаются. Вот как-то так я понял этот фильм. В заключение у меня один вопрос – видела ли ты раньше драматические роли Андрея Миронова?
Лена: Долго пыталась вспомнить, но нет. И фильмы, и театральные постановки были комедиями. Все, что я видела. Он меня впечатлил. Жаль, что мало таких ролей играл.
Tags: 10 точек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments