alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Musicumentary. Артефакт (Artifact, 2012)



Что для меня музыка Thirty Seconds to Mars:
Ох, это будет длинная история.

Тогда, когда 30StM завоевали сердца огромного количества любителей альтернативного рока своими песнями и масштабными многомиллионными клипами, а именно осенью 2005 года, я только перешёл в 10 класс и музыкой не интересовался вообще. Мог послушать передачу на радио или каналы на телевизоре поклацать, но они мне там никогда не попадались (в отличие от, например, Gorillaz или Stereophonics). В следующем же году всё стало значительно меняться, а в 2007 я уже начал активно сметать пиратские диски за 50 рублей с прилавков, преследуя цель найти что-нибудь, подходящее своей душе. И группа братьев Лето стала одной из первых, что покорила меня. Не имея никакого вкуса, выделяя любимой только электронную музыку, я был в полной прострации. И первый, и в особенности второй альбом стали для меня проводниками в мир относительно тяжёлой музыки (я ведь тогда ещё не знал, что бывает что-то тяжелее Iron Maiden). Сейчас 2019 год, но ‘A Beautiful Lie’ до сих пор в топ-100 моих любимых альбомов всех времён. Уже столько всего знаю и столько слышал, но… Прекрасно отдаю себе отчёт, что этот лонгплей – не то, чем я его представлял себе в детстве. И также понимаю, что подобного плана альтернатива – это лишь дух времени. То, что появилось в нужный момент и на вечную память не претендует. Когда-нибудь я разлюблю его. Но не сегодня.

У нас с другом была традиция – после пар собираться и под бокальчик горячительного смотреть записи концертов тех групп, что нам нравились больше всего. 30StM попали в их число, и боже, как это было ужасно. Джаред оказался совершенно несостоятелен как фронтмен. Мало того, что пел плохо, так ещё и гримасничал, лазил по железным сооружениям около сцены. Вёл себя совершенно по-детски, будто не понимая, какие Шедевры (а тогда я считал именно так) написал. Нельзя же так! С той поры живые выступления Марсов перестали быть мне интересны, но нового альбома я ждал с нетерпением. Прямо бесило, что вот уже три, четыре (!) года прошло, а его всё нет! Однако тогда мне казалось, что между количеством затраченного времени и продуктом на выходе есть прямая связь. Другими словами, чем дольше работаешь над пластинкой, тем лучше она получится. И то, что я услышал, сначала меня безумно разочаровало. 4 года (из которых я ждал меньше двух) писать такое фуфло? Да ещё с уклоном в попсу?! Нет, такое я терпеть не намерен! Однако со временем эмоции поутихли, и я признался сам себе, что ‘This Is War’ вполне себе неплохой поп-рокчик, а ‘Kings & Queens’ и вовсе вошла в число любимых песен группы. Но в целом моя всеобъемлющая любовь к 30StM в тот год была сильно подорвана.

Со временем я начал слушать всё больше, развиваться во всех направлениях, и четвёртый полноформатник от Лето появился на моём жёстком диске скорее по инерции. Уже совершенно ничего не ожидая, я ничего и не получил. Ещё больший уход в попсу, ещё меньше песен, которые можно назвать хотя бы средними, абсолютное отсутствие эмоций при прослушивании. Альбом, проглоченный для галочки и забытый через пару мгновений после своего окончания. Но на нём было хотя бы немного гитар! Если бы тогда я понимал, что мода на гитары в поп-роке через несколько лет изживёт себя, может и отношение другое было бы. Любимые The Script, OneRepublic, The Feeling, Maroon 5, Keane, Coldplay, Linkin Park в одночасье сошли с ума и записали в первой половине декады альбомы, за которые стыдно и по сей день. Гитары внезапно стали атавизмом в рок-тусовке. Поп-рок скатился в сраное гавно слишком быстро, и падение продолжается до сих пор. Ну а 30StM логично завершили свою трансформацию отрыжкой под названием ‘America’, которой место только на свалке истории. Отвратительный, богомерзкий альбом. Миличевич не выдержал и покинул группу. Теперь Марсы это снова дуэт, но интересна их будущая судьба только самым прожжённым фанатам. Все адекватные слушатели окончательно поняли, что Джаред Лето закончился как сонграйтер.

Чему посвящён фильм:
Оказывается, что задержка с выходом ‘This Is War’ была связана не только с муками творчества, но и с натуральной войной группы с их звукозаписывающей компанией EMI. Эта документалка должна была стать рядовым представлением о том, как пишется музыкальный альбом и какие процессы это дело сопровождают, но из-за начавшегося ещё до начала съёмочного процесса судебного дела всё приняло неожиданный оборот. Лейбл предоставил Марсам иск на кругленькую сумму, которую группа задолжала за запись и раскрутку двух предыдущих альбомов. 30 миллионов долларов. У музыкантов не нашлось таких денег, да и сама суть иска была даже не в сумме как таковой, а в том, что корпорация накладывала вето на все уже записанные и будущие произведения. Всё, что написал и в будущем напишет Джаред, должно было перейти в собственность EMI. И начался долгий, затянувшийся более чем на полгода суд, где обе стороны были решительно настроены и всячески защищали свои права. Под угрозой был выход не только грядущего лонгплея, но и релиз документального фильма, чьим режиссёром стал сам фронтмен 30StM (под псевдонимом Бартоломью Каббинс).

Мнение:
Очень удачно подобрано название фильма. Творение господина Лето – действительно артефакт, хотя бы в плане того, как подробно, в мельчайших деталях описано взаимодействие музыкальных групп и лейблов. Дана историческая справка, массивные цифровые выкладки с примерами, а в качестве приглашённых экспертов – люди с обеих сторон баррикад. В числе творцов мелькали даже Честер Беннингтон и Серж Танкян, а среди агентов, звукоинженеров и продюсеров было много бывших (вероятно, уволенных) сотрудников EMI. И, если я ничего не пропустил – ни одного настоящего. Как следствие, весь конфликт мы видим лишь с одной точки зрения, и это губит концепцию на корню. Если к аналитической части фильма в плане предоставленных фактов не может быть никаких претензий, то аналитика конкретной истории судебных тяжб 30StM и EMI хромает. Члены группы так же, как и все музыканты мира, представлены белыми и пушистыми, но так не бывает. Долги, как и судебные иски, из воздуха не берутся. Предполагаемый саспенс в плане того, “чем же всё закончится”, не стоит и выеденного яйца. Последние 10 минут хронометража Джаред бегает из угла в угол с телефоном, ожидая, что ему позвонят и объявят решение комиссии. Такой бедный, я аж весь испереживался (нет).

Чередуются разговоры о музыкальном подполье с короткими джемами группы и рассказами о том, как нелегко было братьям в детстве, как они организовали группу, как познакомились с Томо и так далее. Всё это необходимо в подобного плана фильме, но отсутствие режиссёрского опыта даёт о себе знать – киноритм (не говорю киноязык) здесь отсутствует. Практически всё снято ручной камерой, потому и о каких-то операторских-постановочных изысках говорить не приходится. Эдакое home-видео со вставками интервью людей, которые к группе никакого отношения не имеют. Драма, разворачивающаяся в душе Джареда, не цепляет. Саундтрек из песен с ‘This Is War’ (как вы поняли, такое название у альбома не случайно) – тем более. В сухом остатке я вижу ценность этой документалки только в представлении противоборствующих сторон, всё остальное – манипуляция и холодный расчёт на целевую аудиторию в виде поклонников группы. А этот корабль я уже давно покинул.

Оценка: 6 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments