alex_mclydy (alex_mclydy) wrote,
alex_mclydy
alex_mclydy

Category:

Musicumentary. Артефакт (Artifact, 2012)



Что для меня музыка Thirty Seconds to Mars:
Ох, это будет длинная история.

Тогда, когда 30StM завоевали сердца огромного количества любителей альтернативного рока своими песнями и масштабными многомиллионными клипами, а именно осенью 2005 года, я только перешёл в 10 класс и музыкой не интересовался вообще. Мог послушать передачу на радио или каналы на телевизоре поклацать, но они мне там никогда не попадались (в отличие от, например, Gorillaz или Stereophonics). В следующем же году всё стало значительно меняться, а в 2007 я уже начал активно сметать пиратские диски за 50 рублей с прилавков, преследуя цель найти что-нибудь, подходящее своей душе. И группа братьев Лето стала одной из первых, что покорила меня. Не имея никакого вкуса, выделяя любимой только электронную музыку, я был в полной прострации. И первый, и в особенности второй альбом стали для меня проводниками в мир относительно тяжёлой музыки (я ведь тогда ещё не знал, что бывает что-то тяжелее Iron Maiden). Сейчас 2019 год, но ‘A Beautiful Lie’ до сих пор в топ-100 моих любимых альбомов всех времён. Уже столько всего знаю и столько слышал, но… Прекрасно отдаю себе отчёт, что этот лонгплей – не то, чем я его представлял себе в детстве. И также понимаю, что подобного плана альтернатива – это лишь дух времени. То, что появилось в нужный момент и на вечную память не претендует. Когда-нибудь я разлюблю его. Но не сегодня.

У нас с другом была традиция – после пар собираться и под бокальчик горячительного смотреть записи концертов тех групп, что нам нравились больше всего. 30StM попали в их число, и боже, как это было ужасно. Джаред оказался совершенно несостоятелен как фронтмен. Мало того, что пел плохо, так ещё и гримасничал, лазил по железным сооружениям около сцены. Вёл себя совершенно по-детски, будто не понимая, какие Шедевры (а тогда я считал именно так) написал. Нельзя же так! С той поры живые выступления Марсов перестали быть мне интересны, но нового альбома я ждал с нетерпением. Прямо бесило, что вот уже три, четыре (!) года прошло, а его всё нет! Однако тогда мне казалось, что между количеством затраченного времени и продуктом на выходе есть прямая связь. Другими словами, чем дольше работаешь над пластинкой, тем лучше она получится. И то, что я услышал, сначала меня безумно разочаровало. 4 года (из которых я ждал меньше двух) писать такое фуфло? Да ещё с уклоном в попсу?! Нет, такое я терпеть не намерен! Однако со временем эмоции поутихли, и я признался сам себе, что ‘This Is War’ вполне себе неплохой поп-рокчик, а ‘Kings & Queens’ и вовсе вошла в число любимых песен группы. Но в целом моя всеобъемлющая любовь к 30StM в тот год была сильно подорвана.

Со временем я начал слушать всё больше, развиваться во всех направлениях, и четвёртый полноформатник от Лето появился на моём жёстком диске скорее по инерции. Уже совершенно ничего не ожидая, я ничего и не получил. Ещё больший уход в попсу, ещё меньше песен, которые можно назвать хотя бы средними, абсолютное отсутствие эмоций при прослушивании. Альбом, проглоченный для галочки и забытый через пару мгновений после своего окончания. Но на нём было хотя бы немного гитар! Если бы тогда я понимал, что мода на гитары в поп-роке через несколько лет изживёт себя, может и отношение другое было бы. Любимые The Script, OneRepublic, The Feeling, Maroon 5, Keane, Coldplay, Linkin Park в одночасье сошли с ума и записали в первой половине декады альбомы, за которые стыдно и по сей день. Гитары внезапно стали атавизмом в рок-тусовке. Поп-рок скатился в сраное гавно слишком быстро, и падение продолжается до сих пор. Ну а 30StM логично завершили свою трансформацию отрыжкой под названием ‘America’, которой место только на свалке истории. Отвратительный, богомерзкий альбом. Миличевич не выдержал и покинул группу. Теперь Марсы это снова дуэт, но интересна их будущая судьба только самым прожжённым фанатам. Все адекватные слушатели окончательно поняли, что Джаред Лето закончился как сонграйтер.

Чему посвящён фильм:
Оказывается, что задержка с выходом ‘This Is War’ была связана не только с муками творчества, но и с натуральной войной группы с их звукозаписывающей компанией EMI. Эта документалка должна была стать рядовым представлением о том, как пишется музыкальный альбом и какие процессы это дело сопровождают, но из-за начавшегося ещё до начала съёмочного процесса судебного дела всё приняло неожиданный оборот. Лейбл предоставил Марсам иск на кругленькую сумму, которую группа задолжала за запись и раскрутку двух предыдущих альбомов. 30 миллионов долларов. У музыкантов не нашлось таких денег, да и сама суть иска была даже не в сумме как таковой, а в том, что корпорация накладывала вето на все уже записанные и будущие произведения. Всё, что написал и в будущем напишет Джаред, должно было перейти в собственность EMI. И начался долгий, затянувшийся более чем на полгода суд, где обе стороны были решительно настроены и всячески защищали свои права. Под угрозой был выход не только грядущего лонгплея, но и релиз документального фильма, чьим режиссёром стал сам фронтмен 30StM (под псевдонимом Бартоломью Каббинс).

Мнение:
Очень удачно подобрано название фильма. Творение господина Лето – действительно артефакт, хотя бы в плане того, как подробно, в мельчайших деталях описано взаимодействие музыкальных групп и лейблов. Дана историческая справка, массивные цифровые выкладки с примерами, а в качестве приглашённых экспертов – люди с обеих сторон баррикад. В числе творцов мелькали даже Честер Беннингтон и Серж Танкян, а среди агентов, звукоинженеров и продюсеров было много бывших (вероятно, уволенных) сотрудников EMI. И, если я ничего не пропустил – ни одного настоящего. Как следствие, весь конфликт мы видим лишь с одной точки зрения, и это губит концепцию на корню. Если к аналитической части фильма в плане предоставленных фактов не может быть никаких претензий, то аналитика конкретной истории судебных тяжб 30StM и EMI хромает. Члены группы так же, как и все музыканты мира, представлены белыми и пушистыми, но так не бывает. Долги, как и судебные иски, из воздуха не берутся. Предполагаемый саспенс в плане того, “чем же всё закончится”, не стоит и выеденного яйца. Последние 10 минут хронометража Джаред бегает из угла в угол с телефоном, ожидая, что ему позвонят и объявят решение комиссии. Такой бедный, я аж весь испереживался (нет).

Чередуются разговоры о музыкальном подполье с короткими джемами группы и рассказами о том, как нелегко было братьям в детстве, как они организовали группу, как познакомились с Томо и так далее. Всё это необходимо в подобного плана фильме, но отсутствие режиссёрского опыта даёт о себе знать – киноритм (не говорю киноязык) здесь отсутствует. Практически всё снято ручной камерой, потому и о каких-то операторских-постановочных изысках говорить не приходится. Эдакое home-видео со вставками интервью людей, которые к группе никакого отношения не имеют. Драма, разворачивающаяся в душе Джареда, не цепляет. Саундтрек из песен с ‘This Is War’ (как вы поняли, такое название у альбома не случайно) – тем более. В сухом остатке я вижу ценность этой документалки только в представлении противоборствующих сторон, всё остальное – манипуляция и холодный расчёт на целевую аудиторию в виде поклонников группы. А этот корабль я уже давно покинул.

Оценка: 6 из 10.
Tags: musicumentary
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments